Тема: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира в ходе познавательных бесед
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира в ходе познавательных бесед

 

Введение

Глава I Теоретические аспекты формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира

1.1. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и  народов мира как педагогическая проблема

1.2.  Тематика, и содержание познавательных бесед для детей старшего дошкольного возраста

1.3.  Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и  народов мира в ходе бесед

Глава II

 

 

 

 



Введение

 

Актуальность темы. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, к развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира.

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о планете Земля заключается в осознании себя не только жителем определённой местности, но и обитателем планеты Земля, принадлежности к человеческому роду. Представление о планете Земля, как общем доме для всех живущих на ней людей, целостного образа мира ребёнка является - сущностью планетарного сознания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в области «Познавательное развитие» определены основные задачи: становление сознания ребенка; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В конвенции о правах ребенка отмечено, что он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

Это значит, что уже с ранних лет содержание воспитания должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, на понимание различий (расовых, национальных) между людьми

Планетарное сознание является одним из базовых направлений развития ребенка - у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия, живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.

Формирование у детей представлений о планете Земля, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как познавательная беседа.

Познавательная беседа - это форма совместной деятельности детей и воспитателя (наряду с ситуативным разговором, интервьюированием, свободным общением по теме). Беседы в развернутой форме проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Данная форма работы с детьми в вопросах ознакомления с многообразием стран и народов мира наиболее удобна и эффективна для детей старшего возраста.

Проблема формирования у дошкольников планетарного сознания, знаний, интересов, чувства принадлежности к миру и планете Земля, может рассматриваться, как процесс становления первичной ценностной ориентации и социализации, представлена в работах таких ученых как: М.И.Богомолова, Ж.Л. Васякина-Новикова, Л. Галигузова, А.С. Козлова, Е.И. Корнеева, и др. Исследователи убедительно доказывают, что у дошкольников возможно формирование картины мира при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности, к которым можно отнести и познавательную беседу.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и  народов мира и недостаточным использованием познавательных бесед для решения данной проблемы.

Проблема исследования: как использовать беседу для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и народов мира.

Объект исследования - процесс формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира 

Предмет исследования:- познавательная беседа как средство формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и  народов мира.

Цель исследования: теоретические обоснования использования бесед в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о  многообразии стран и  народов мира.

Задачи исследования:

1) Изучить особенности ознакомления у детей старшего дошкольного возраста о  многообразии стран и  народов мира.

2) Проанализировать программы и опыт работы по ознакомлению у детей старшего дошкольного возраста о  многообразии стран и  народов мира.

 3) Выявить тематику познавательных бесед по ознакомлению у детей старшего дошкольного возраста о  многообразии стран и  народов мира.

4) Разработать и апробировать серию познавательных бесед по ознакомлению у детей старшего дошкольного возраста о  многообразии стран и народов мира.

Методы исследования:

Анализ научно- методической литературы по проблеме исследования;

Теоретическая основа исследования: являются идеи педагогов М.И.Богомолова, Ж.Л. Васякина-Новикова, Л. Галигузова, А.С. Козлова, Е.И. Корнеева, о формировании представлений у детей дошкольного возраста о планете Земля; идеи педагогов Алексеева М.М., Яшина В.И. об использовании бесед в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о  планете Земля, о традиция разных народов мира.

 


 


Анкетирование родителей.

Тема: «Кавказ»

1 неделя.

1. В уголке познания оформить выставку иллюстраций и книг на тему: «Кавказ», отображающих природу, быт, труд /внесение кукол /картинок/ в национальных костюмах.

2. Чтение стихотворения Я. Акима «Чудесный край, цветущий край».

3. Лепка кувшина с нанесением рисунка отпечатками от карандаша, стеки, колпачка, стержня, ручки и т. п.

2 неделя.

1. Чтение Цыферова « 15 сестер», глава «Грузия». Предложить послушать грузинскую песню «Сулико».

2. Внесение костюмов для обыгрывания грузинской народной сказки «Спесивый ученый».

3. Рисование: «Виноград».

3 неделя.

1. Народная игра «Джигитовка».

2. Слушание грузинской музыки и пения, познакомит с грузинскими музыкальными инструментами: барабан.

3. Разучивание народных поговорок. /Хочешь себе добра – не причини другому зла. Обещал – сделал. Дал слово – выполни. За храбрым счастье гонится/.

4 неделя.

1. Итоговая беседа о жизни людей на Кавказе с использованием слайдов, видео, музык. сопровождения.

2. Аппликация: «Барашки» /использование ниток или комочков бумаги/.

Работа с родителями: библиотека на тему: «Какая художественная литература поможет узнать больше о Кавказе?»

Ноябрь

Тема: «Армения»

1 неделя.

1. Рассказ воспитателя об Армении с использованием книги Цыферова «15 сестер», глава «Армения».

2. Внесение кукол в национальных костюмах, рассматривание орнаментов.

3. Рисование узора на тюбетейке.

2 неделя.

1. Рассматривание картины «Сбор хлопка». Чтение народной сказки «Коробочка»

2. Дидактическая игра «Что из чего сделано?»/хлопок, шерсть, лен/.

3. Ткачество « Ковер».

3 неделя.

1. Оформить ширму на тему: «Армения» /быт, труд, жилье, природа/.

2. Чтение В. Берестов «Армения», /стр. 106 – 110, кн. «Наша родина».

3. Дидактич. игра «Подарки разных стран».

4 неделя.

1. Рисование на тему: «Девочка –армянка».

2. Вечер творчества: песни, танцы, игры, соревнования.

Работа с родителями: консультация «Как познакомить ребенка со страной Армения?»

Декабрь

Тема: «Италия»

1 неделя.

1. Просмотр мультфильма по сказке Джанни Родари «Чиполлино».

2. Чиполлино предлагает познакомиться со страной Италией: рассматривание карты; иллюстраций /или фотоальбом/, отражающих быт, природу, костюмы народа, кухню /.Использовать слайды, музыкальные записи, мелодику речи/.

3. Рисование «Чиполлино».

2 неделя.

1. Знакомство с крупным городом – Ватикан /см. кн. «Все обо всем»,стр. 193/.

2. Чтение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»

3. Конструирование на тему: «Дворцы и соборы».

3 неделя.

1. Знакомство с Венецией /см. энциклопедия «География» стр. 132, «Все обо всем» стр. 196/.

2. Оригами «Гондола».

3. Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.

4 неделя.

1. Викторина «Что мы знаем об Италии?»

2. Изготовление венецианских карнавальных масок.

3. Обыгрывание эпизодов из сказки Джанни Родари «Чиполлино».

Работа с родителями. Фотоотчет о поездке в Италию. Предлагаемый перечень художественной литературы: Карло Коллоди «Приключение Пиноккио»; Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», « Сказки по телефону», « Лежебока». Народные сказки: «Златовласая девушка», «Дочь алхимика», «Принц Буль – Буль», «Сказки бабушки про чужие странушки».

Январь

Тема: «Франция»

1 неделя.

1. Выставка книг со сказками Ш. Перро с внесением портрета. Викторина по сказкам.

2. Знакомство с новой страной – Францией с помощью героя сказки, флагом, бытом, языком, костюмом, музыкой.

2 неделя.

1. Знакомство со столицей Франции – городом Париж через фотовыставку.

2. Рисование: «Эйфелева башня» / в ночное время/.

3. Конструирование: «Эйфелева башня» / пластмассовый, металлический конструктор/.

3 неделя.

1. Знакомство с малыми народными формами: песенки, считалки, потешки /см. кн. «Писатели мира детям» - хрестоматия/.

2. Аппликация: «Новые сапоги для кота».

Работа с родителями: ширма «Народные игры Франции».

4 неделя.

1. Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.

Февраль

Тема: «Китай»

1 неделя.

1. Знакомство с климатическими и природными условиями Китая. Знакомство с картой. Составление и разучивание загадок о растительном /бамбук, пион, гранат, чай/, и животном мире Китая. Знакомство с китайским календарем /изображение животных по годовому циклу/.

2. Лепка: «Животные Китая».

3. Дидактич. игра «Составь журавля», «Обведи тигра», «Составь животное» / внести трафареты животных для обводки/.

2 неделя.

1. Знакомство с внешним обликом китайцев. Чтение китайских сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Отмечать особенности черт лица, одежды, прически, украшений. Изучать походку /мелкие шажки/, жесты, речь.

2. Аппликация: «Укрась костюм китаянки».

3. Рисование: «Роспись веера».

4. Дидактич. игра «Одень китайца в современную и старинную одежду».

3 неделя.

1. Знакомство с бытом и трудом китайцев, народными традициями /чаепитие/.

2. Разучивание пословиц о труде, чтение сказок /обратив внимание на трудовые действия/.

3. Конструирование из бумаги: «Фонарик».

4. Психологические этюды: «Труд китайцев», «Угадай, что я делаю?», «Изобрази тигра, дракона, змею, журавля, иволгу».

4 неделя.

1. Знакомство с архитектурой, религией Китая. Рассматривание иллюстраций о постройках. Китайская стена, жилая постройка, культовая /пагода/. Чтение мифов. Рассказать о священной птице – журавле. Знакомство с символами.

2. Конструирование: «Журавлик» /оригами/.

3. Дидактич. игры: «Построй пагоду», «Символы», «Священное животное».

Работа с родителями: консультация: «Китайский костюм». Оформление стенда: «Китайская одежда». Помощь родителей в оформлении стенда: «Природа Китая». Конкурс: «Лучший рисунок – архитектура Китая». Фото – выставка: «Прикладное искусство Китая».

Март

Тема: «Америка»

1 неделя.

1. Внесение портрета Христофора Колумба – первооткрывателя Америки. /см. кн. «Все обо всем», стр. 161/. Знакомство с Америкой – чтение отрывка из кн. Е. Перехвальской «Мир, который открыл Колумб», «Америка на карте и глобусе».

2. Занятие: «Внешний облик индейцев» /знакомство с жилищем и предметами быта/. Рассказ воспитателя об основных видах деятельности индейцев /охота, земледелие, рыболовство, собирательство/. Рассказать о религии: поклонении духам.

3. Подвижная игра «Попади в цель на бегу».

4. Рисование: «Индеец».

2 неделя.

1. Знакомство с растительным /картофель, кукуруза, фасоль и др./ и животным миром /бизон, олень, медведь, муравьеды, броненосцы, ленивцы/.

2. Загадывание загадок о травах, ягодах, овощах.

3. Дидактич. игры «Найди клад», «Угадай, что я сказал?», «Вылечи больного» /лечебные травы/.

3 неделя.

1. Знакомство с трудом людей, населяющих Америку /животноводство, машиностроение, химия/. Знакомство с ковбоем. Изготовление макета ранчо.

2. Разучить танец ковбоев.

3. Подвижные игры «Лассо», «Поймай лошадь».

4. Рисование: «Лошадь».

4 неделя.

1. Знакомство с современной Америкой – небоскребы, статуя свободы.

2. Развлечение «В гостях у Микки Мауса» /приглашение в Макдональдс/.

3. Выставка игрушек из диснеевских мультфильмов.

Работа с родителями: помощь родителей в подборе материала для изготовления макета на тему: «Америка». Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Индейцы».

Апрель

Тема: «Африка»

1 неделя.

1. Рассказ воспитателя о новом государстве – Африка. Внесение кукол в костюмах. Рассказать о расах /см. энциклопедия «Хочу все знать», гл. «Мир человека»/. Знакомство с жилищем и предметами быта, религией /поклонение духам/. Внесение макета.

2. Рисование: «На острове Чунга – Чанга».

3. Слушание африканской музыки.

2 неделя.

1. Знакомство с климатическими условиями, растительным /тропические леса, баобабы, пустыня, каучуковые деревья/ и животным миром /слоны, антилопы, львы, обезьяны и др./ Африки.

2. Оформить стенд «Природа Африки».

3. Оригами «Животные Африки».

4. Дидактич. игра «Зоопарк», «Что животное рассказывает о себе».

5. Чтение про африканских животных.

3 неделя.

1. Рассказать о видах деятельности африканцев /кофе, какао, сахарный тростник, каучук, пальмовое масло, плетение, рыбная ловля/ с использованием слайдов и видео.

2. Ширма: «Богатство Африки».

3. Игра «Поймай рыбку», «Кто первый поймает льва?»

4. Дидактич. игра «Кто первый построит шалаш?»

4 неделя.

1. Обобщающая беседа «Что мы знаем об Африке?»

2. Конкурс африканского танца.

3. Аппликация: «Маски».

4. Дидактич. игра «Узнай по описанию».

Работа с родителями: сбор иллюстраций, слайды об Африке. Помощь в изготовлении макета.

Май

Тема: «Египет»

1 неделя.

1. Внесение макета «Природа Египта».

2. Игры с использованием макета «Природа Египта».

3. Дидактич. игра « Узнай животное по описанию».

4. Использовать игры – пантомимы «Животные Египта».

5. Аппликация: «Лотос».

2 неделя.

1. Знакомство с внешним обликом египтянина. Рассматривание иллюстраций / одежда, прическа, косметика, украшения/.

2. Дидактич. игра « Составь египетский узор».

3. Подвижные игры с мячом и обручем.

3 неделя.

1. Знакомство с архитектурой Древнего Египта / чт. кн. «Древние цивилизации»/.

2. Дидактич. игра «Человек и архитектура», «Пирамида», «Составь колонну».

3. Рисование: «Пирамида».

4 неделя.

1. Рассказ воспитателя о символах Древнего Египта / пирамида, сфинкс, лотос/. Рассматривание иллюстраций, слайдов.

2. Музыкально – театрализованная деятельность «Однажды в Египте» /жесты, мимика, танцевальные движения/.

3. Дидактич. игра «Составь узор», «Спиши предмет».

4. Чтение народной сказки: «Бату»; чтение мифов.

Разгадывание кроссвордов по теме: «Египет».

Работа с родителями: подбор фотографий, иллюстраций о Египте.

Тема: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира в ходе познавательных бесед

 

Введение

Дата: 2019-04-22, просмотров: 418.