Личность – многогранное понятие, и в этом плане личность преступника - не исключение. Понятие личности включает в себя целостную систему социальных и психических свойств и качеств участника и носителя общественных отношений. Понимание личности возможно только с учетом единства социального и физиологического ее содержания[[46]].
В указанную систему, на наш взгляд, входят три основные подсистемы:
1) социальный статус личности, определяющийся принадлежностью лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.);
2) социальные функции (роли) личности, включающие совокупность видов деятельности лица как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина и т.д.;
3) нравственно - психологическая характеристика, которая отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям.
Личность лиц, совершающих половые преступления имеет свои специфические черты, обусловленные рядом факторов биологического, социального, нравственно-психологического, гражданско-правового характера. Они образуют качественно иной тип личности, отличающийся от личности др. категорий преступников по отдельным своим свойствам. Все эти черты необходимо учитывать при анализе рассматриваемых преступлений.
Логика исследования подсказывает целесообразным начать криминологическую характеристику данных лиц с анализа их социально-демографических признаков, которые в сочетании с условиями ее формирования и жизнедеятельности, потребностями и интересами, социальными ролями и контактами позволяют дать целостное представление о типе личности преступника. Такая направленность работы и ее содержание ориентированы на выявление причин и условий совершения данных преступления.
По данным нашего исследования, большинство данных преступлений совершается лицами мужского пола. Их доля составляет 95%. Случаи же совершения таких преступлений лицами женского пола исключительно редки. Их доля составляет всего 5%. Представляется, что причина количественного различия между преступниками обоих полов необходимо искать не в более высокой нравственности и большой сознательности женщин.
По этому поводу В.Н. Кудрявцев писал: "Биологическое развитие полов настолько опосредовано социальными факторами, что именно этим последним и принадлежит ведущая роль в различном формировании мужчин и женщин"[[47]].
В работе Я.М. Яковлева причины, а также условия, способствующие совершению половых преступлений, излагаются отдельно[[48]]. Ю.А. Шубин объединяет их под единым понятием – "обстоятельства, способствующие совершению этого преступления"[[49]]. Такое исследование нам представляется более удачным, если исходить из того, что то или иное обстоятельство может выступать не только как причина, но и как условие, способствующее совершению преступления.
Одним из важных признаков, характеризующих личность преступников, является возраст. Например, преступление, предусмотренное ст. 134 УК совершает молодежь в возрасте от 16 до 18 лет – 38%, от 18 до 25 лет совершает 33%, от 25 до 30 лет – 16%, от 30 до 40 лет – 9%, от 40 до 50 лет – 3%, от 50 до 65 лет – 1%[50].
Кроме того, представляется, что основное усилие в системе мер по предупреждению этого преступления должно быть направлено на воспитательную работу среди молодежи.
При криминологическом изучении личности преступника вопрос о месте его жительства всегда тесно смыкается с вопросом о месте совершения преступлений. При исследовании данной проблемы следует иметь в виду влияние происходящих социально-демографических изменений на показатели преступности в городах и сельской местности. Интенсивный процесс урбанизации, миграции сельского населения в город вызвал рост преступности в них. Данные закономерности подтверждаются материалами исследования.
По мнению сотрудников правоохранительных органов, наличие в семье ранее судимых родственников и близких, отмечается криминогенной неблагополучностью, создает благоприятную обстановку для формирования личности преступника и совершения преступления.
Обращает на себя внимание наличие специального рецидива среди лиц, совершивших указанные преступления. Это говорит о том, что психические особенности человека имеют определенное значение как фактор, предрасполагающий в какой-то мере к повторному совершению этих преступлений. Вместе с тем, сравнительно незначительный специальный рецидив по этим делам позволяет сделать заключение, что это обстоятельство не может рассмотрено как основная причина совершения данных преступлений.
Так, значительная часть лиц совершили преступления в течение непродолжительного периода после освобождения из мест лишения свободы:
а) в период до одного года совершило преступления 15%;
б) от одного года до трех лет – 37%;
в) от трех лет и больше – 48%[[51]].
Это говорит о необходимости самостоятельного детального изучения в рамках отдельного исследования вопроса об улучшении работы по исправлению в местах лишения свободы, осужденных за совершение рассматриваемых преступлений, и эффективности применяемых к ним мер воздействия.
Очевидно, что лица, ранее судимые, в большинстве своем являются носителями отрицательных взглядов, интересов и потребностей, вредных привычек и наклонностей. В связи, с чем в их семьях наиболее распространено:
а) пренебрежительное отношение к воспитанию детей (15%);
б) к труду и другим гражданским обязанностям (25%);
в) пьянство и драки (43%);
г) совершение правонарушений и преступлений (17%) и др. антиобщественные факторы[[52]].
Особое внимание по степени криминологического неблагополучия на себя обращают маргинальные с алкогольной, наркотической, сексуальной и иной деморализацией, правонарушительные, преступные и психически отягощенные семьи. Уже десятилетие назад они составляли шестую часть всех семей, и к настоящему времени этот показатель имеет тенденцию к росту[[53]]. На этом фоне большинство преступлений совершаются в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) – 58% (для оценки см. приложение 1).
В процессе социализации существенную роль играет характер внутрисемейных взаимоотношений. Так, на формировании личности сказывается развод родителей (фактический или юридический), отрицательно влияющий в первую очередь на нравственное воспитание детей, поскольку психологически травмирует их, ведет к длящемуся снижению эффекта традиционных форм социального контроля в семье. Как свидетельствуют специальные исследования, дети из распавшихся семей легче попадают под дурное влияние, у них наблюдается искаженное представление о сексуальных ролях. Разводы ежегодно затрагивают в Российской Федерации около полутора млн. несовершеннолетних
Особая роль в формировании подрастающего поколения принадлежит переживающей большие преобразования системе воспитания и образования, где ведущее место занимает школа. Именно она призвана во взаимодействии с другими институтами социального воспитания обеспечить общественно-необходимый уровень общеобразовательной подготовки, мировоззрения, нравственности, культуры.
Школа в определенном смысле – своеобразный слепок общества[[54]]. Поэтому она, как и общество в целом, продолжает пребывать в состоянии кризиса.
Большим пробелом в работе школы является отсутствие должного полового просвещения и воспитания, необходимость которого для подрастающего поколения теперь повсеместно признана. В последние годы вопросы полового воспитания молодежи стали предметом широкого обсуждения в печати. Однако следует признать, что половое воспитание как таковое у нас в стране фактически еще отсутствует. Профессор В.Н. Колбановский, пишущий о половом воспитании, вынужден признать, что "педагогическая и медицинская науки не располагают достаточным научным материалом, который позволил бы выработать обоснованные научные рекомендации[[55]]. А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"[[56]]. Профессор Ю.М. Антонян отмечает, что подобное воспитание сейчас крайне актуально[[57]].
Таким образом, наиболее криминально активными при совершении рассматриваемых преступлений являются лица в возрасте до восемнадцати лет, не исповедующие нравственных ценностей, с отставанием от соответствующих показателей образовательного уровня населения страны и низкой степенью культуры, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими средствами, а также ведущие антиобщественный образ жизни.
Например, половые сношения или действия сексуального характера с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершает в основном молодежь. Преступное поведение во многом определяется взглядом на противоположный пол, главным образом, как на объект полового удовлетворения, стремлением во что бы то ни стало испытать сексуальное наслаждение, неумением и нежеланием управлять своими потребностями, наконец, низким уровнем их моральных воззрений. Следовательно, задача гармоничного и всестороннего развития личности предполагает воспитание этой личности и в половом отношении. Необходимость полового воспитания диктуется и объективными особенностями развития человеческого организма: признаки полового созревания у подростка наступают на несколько лет раньше, чем он достигает физической и духовной зрелости.
По утверждению психологов, период полового созревания характеризуется появлением новых, неизвестных ему раннее половых ощущений и переживаний, которые могут на какое-то время доминировать в его психике над другими интересами[[58]]. Предоставленные в этом переходном возрасте сами себе, подростки пытаются самостоятельно найти выход своим влечениям, что нередко выражается в раннем вступлении в половую жизнь или различных сексуальных девиациях. Все это чревато половой распущенностью, постоянной жаждой новых наслаждений, половыми преступлениями. Несовершеннолетние часто знакомятся с тайной интимных отношений с помощью асоциализированных сверстников или взрослых лиц, прямо заинтересованных во вступлении в половую связь с ними. В некоторых случаях подростки, стараясь подражать своим "воспитателям", становятся несдержанными в личной половой жизни, что иногда приводит к совершению в отношении них рассматриваемых преступлений.
Проведенные исследования показали, что о сущности половой близости между мужчиной и женщиной в возрасте до 10 лет узнало 5,6%, от 10 до 12 лет – 5,9%, от 12 до 14 лет – 12,1%, от 14 до 16 лет – 32,3%, от 16 до 18 лет – 26,5%, после 18 лет – 15,0%. 58,3% молодых людей и девушек получили сведения о половой жизни у подруг и друзей; 18,5% – от посторонних; были очевидцами полового акта между мужчиной и женщиной 6,8%. Как мы видим, многие из несовершеннолетних об интимных взаимоотношениях полов узнали в довольно раннем возрасте. Лишь 2% об этом стало известно от родителей[[59]]. Видно, что большинство родителей уклоняется от тактичного разъяснения детям существа интимной близости между полами, рассчитывая на то, что они со временем сами все узнают. Предупреждение и своевременное пресечение половых преступлений во многом зависит от умения родителей и педагогов устанавливать душевные и доверительные отношения с детьми, от уровня и содержания полового воспитания, осуществляемого в семье и школе. Поэтому необходимо развитие у несовершеннолетних таких качеств, как честность и откровенность, создание в семье атмосферы дружелюбия и доверия, при котором они могли бы открыто говорить родителям о домогательствах со стороны взрослых.
"Наша цель должна состоять в том, чтобы дети своевременно получили от своих родителей необходимые им знания, так как они имеют право на правдивую информацию по всем важнейшим вопросам жизни. Если это достигнуто, т.е., если уже нет неясных вопросов, то сексуальное просвещение будет излишним", – пишет Р. Нойберт[[60]].
А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"[[61]].
Правильное поло-ролевое воспитание должно быть направлено на ознакомление несовершеннолетних с половыми различиями, а не асексуальность (одергивание, запугивание и наказание при первых же намеках на сексуальные проявления). Как правило, в дошкольных учреждениях коллективные игры (в космонавтов, машинистов, строителей и т. д.) проводятся без учета их пола. В школах иногда предпочитают фемининное поведение у мальчиков и маскулинное – у девочек. Маскулинное поведение у мальчиков подавляют, а компенсаторное гипермаскулинное поведение служит основанием для отнесения подростка в разряд трудновоспитуемых[[62]]. Необходимо также привитие несовершеннолетним навыков общения со сверстниками в том числе и гетеросексуального. Очень важно исключить их доступ к порнографическим изданиям.
Формирование личности определяется социально-психологическим термином "социализация". Социализация (лат. – общественное) является процессом усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, происходящим в процессе взаимодействия систем социальной среды и личности. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и познанием, происходит социальное становление индивида[[63]].
Средства массовой коммуникации (кино-, видео-, теле-, радио-) являются не последними по важности информативного воздействия институтом социализации. СМИ формирует слушателя, зрителя, способствуя созданию у них определенных представлений о нравственности и морали. Естественно, следствием этого являются изменения в восприятии жизни, ее перспектив, формирующихся не только на нормах, ценностях, характерных для непосредственного окружения, но и на образцах, ставших доступными из различных средств коммуникаций. При этом обращает на себя внимание возросшее влияние на несовершеннолетних информации, поступающей из-за рубежа и пропагандирующей раскрепощенность половых отношений и свободу секса. Ее воздействие на сознание несовершеннолетних может быть непредсказуемым, так как они не могут адекватно оценить полученную информацию, выступающей для них в роли фиксатора определенного стереотипа сексуального поведения. Пресса не раз сообщала о фактах, когда даже просмотр фильмов, относимых к разряду эротических, а не порнографических, побуждал несовершеннолетних к промискуитету.
Вечером идет основная масса фильмов, поэтому сцены эротики встраиваются в будущие сновидения вместе с определенными поведенческими моделями. На показ эротики телеканалы выделяют в основном дневное время – 43,4% сцен, а половые акты демонстрируются чаще всего ночью – 75% сцен[[64]]. По мнению 33% сотрудников правоохранительных органов, широкий показ секса влияет на совершение сексуальных преступлений, а по мнению 11%, он сильно влияет на их совершение[[65]].
Ряд авторов, занимаясь вопросами изучения личности преступника, говоря о необходимости кооперирования общественных наук, психологии и биологии, справедливо заявляют, что это будет способствовать возможности раскрытия с достаточной полнотой внутреннего механизма, регулирующего поведение человека[[66]]. Мнение же о недопустимости "любого привнесения биологического элемента в цепь причин преступности…", очевидно, основано на стремлении избежать всего, что могло бы быть истолковано как объяснение преступности биологическими или психофизическими врожденными и неизменными свойствами индивида.
Однако непримиримая борьба с существом различных биопсихологических теорий совершенно не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость учета действительной роли и значения психического в поведении человека[[67]]. Следует еще раз подчеркнуть, что основа основ в подходе к оценке антиобщественного проявления личности лежит в признании положения о примате общественной среды во взаимодействии различных обстоятельств, влияющих на формирование сознания и образа поведения человека. Социальная среда – главный, первенствующий фактор, но не единственный.
"Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться"[[68]].
Одним из условий, влияющих на формирование сознания и образа поведения личности в половой сфере, является ее "половая конституция", которая "слагается из наследственных факторов в виде врожденной повышенной возбудимости, высокой реактивности и толерантности или, наоборот, пониженной возбудимости, легкой ранимости и преждевременной изнашиваемости, безусловно, рефлекторных половых центров"[[69]].
В первом случае сильная "половая конституция" заставляет человека постоянно испытывать чувство половой неудовлетворенности, ведет к необходимости частых половых контактов, а при определенных, неблагоприятных для такой личности обстоятельствах, может реализоваться в совершении полового преступления.
Современные достижения медицины свидетельствуют об определенной зависимости физического облика человека и его полового поведения от характера протекания некоторых физиологических процессов в его организме. Было установлено, что источником половых гормонов являются не только половые железы, но и кора надпочечников. Женские и мужские половые гормоны вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Когда нарушается нормальная деятельность коры надпочечников, женские или мужские половые гормоны начинают выделяться в чрезмерных количествах. При избытке женских половых гормонов в организме у мужчин развиваются женские половые признаки, а при избытке мужских половых гормонов у женщин возникают мужские половые признаки. Благодаря этим физиологическим особенностям человеческого организма, при соответствующем воздействии внешней среды, не исключено развитие гомосексуальных наклонностей[[70]].
В рассматриваемой проблеме существует еще одна сторона, вызывающая дискуссии. Это вопрос о том, не является ли гомосексуализм болезнью, в результате которой люди не в состоянии противиться своему влечению, являющимся врожденным, генетически обусловленным и т.д.
Нельзя считать заслуживающими внимания попытки оправдать гомосексуализм и тем самым обосновать его ненаказуемость в уголовном порядке тем, что склонность к нему является прирожденным свойством отдельных лиц, связанным с наследственностью как психической аномалией.
Такие попытки предпринимались некоторыми учеными-медиками в России и за рубежом (В. Тарновский, Ж. Шарко, К. Имелинский, З. Фрейд и др.).
Ряд медицинских специалистов полагают, что наряду с так называемым "приобретенным" гомосексуализмом, возникшим в результате неблагоприятных социальных условий, имеются случаи "истинного" гомосексуализма, обусловленного психологической и физической структурой индивида[[71]].
Р. Крафт-Эббинг различал гомосексуализм болезненный и не болезненный. Он полагал, что поведение "врожденных" гомосексуалистов является не аномалией, а своеобразным проявлением полового чувства, имеющее право на существование[[72]].
Подавляющее большинство российских сексологов придерживаются точки зрения, что гомосексуальные проявления не являются врожденными[[73]], а обусловлены воздействием социально-негативных факторов окружающей обстановки, формирующей личность, и, прежде всего, неблагоприятных условий полового воспитания. А общая и психопатическая наследственность могут быть только способствующими, а не обусловливающими факторами. Так, сексуальные девиации могут развиваться вследствие соблазна, подражания, взаимного внушения, пресыщенности некоторых лиц нормальными формами удовлетворения полового влечения, поиска новых ощущений. А в условиях отсутствия возможности нормальных половых связей (например, тюрьма, исправительная колония) – как компенсаторное явление, так как ранее сформированные потребности (в интересуемом аспекте это естественная половая потребность) особенно остро дают себя знать в условиях ограничения или невозможности их удовлетворения[[74]].
То обстоятельство, что сексуальные перверсии развиваются далеко не у всякого, объясняется наличием или отсутствием в организме человека определенных предпосылок. Ими, например, могут быть ранняя половая возбудимость, наклонность к образованию прочных условных связей даже при однократном сочетании[[75]] и т. д.
Половые перверсии могут быть связаны с психическими болезнями и наблюдаться, например, при старческом слабоумии, артериосклеротическом психозе, эпилепсии, прогрессивном параличе, шизофрении[[76]].
Профессор О.Е. Фрейеров прямо говорит о том, что такая особенность психики как извращенная сексуальность, "непосредственно мотивирует" и "облегчает" реализацию криминального акта, приводит личность в конфликт с законом[[77]].
Заслуживает внимания то обстоятельство, что представители медицинской науки признают, что многие сексуальные девиации являются разновидностью психопатий – "сексуальными психопатиями"[[78]].
Говоря об условиях, способствующих возникновению умысла на совершение рассматриваемых преступлений, следует отметить и такое обстоятельство, как неудавшаяся интимная жизнь людей, среди которых немало имеющих сексуальные дисгармонии. Они не являются заболеваниями, а представляют собой состояния предболезни, т.е. состояния, которые могут привести к развитию нарушений половой деятельности. Устранение дисгармоний требует психопрофилактики и психокоррекционной работы, что при своевременности приводит к восстановлению обычных функций в этой сфере. Однако в нашей стране психологическая и психиатрическая помощь населению совершенно недостаточна, а сексологическая, тем более сексопатологическая практически отсутствует. В силу традиций люди редко обращаются к психиатрам, сексологам и сексопатологам. Поэтому возникающие сексуальные проблемы, всегда сугубо интимные, они разрешают сами и нередко способами, запрещенными уголовным законом.
К внутренним (относящимся к личности) обстоятельствам, влияющим на формирование асоциальной установки, преступных устремлений и способствующих совершению рассматриваемых преступлений, необходимо отнести и привычное употребление спиртных напитков и наркотических средств.
Г. Кроне отмечал: "Преступления против нравственности – будь это изнасилование или развратные действия, имеют почти исключительно своим основанием – пьянство"[[79]].
Алкоголизм и наркоманию можно расценивать в интересующем нас плане в нескольких аспектах.
Во-первых, как болезненные состояния человеческого организма.
Во-вторых, как мощные эрогенные средства.
В-третьих, как средство сближения лиц, повод, условие, способствующие совершению задуманного полового преступления. Они способствуют, как известно, потере положительных личностных качеств, формированию негативных черт личности, снижению уровня культуры, ускорению моральной деградации человека, притуплению центров, управляющих процессами торможения и расторможенности половых влечений. Слабость, затруднения в интимных семейных отношениях у таких людей, особенно если они имеют и другие психические аномалии, расстройства и болезни могут способствовать их антиобщественному сексуальному поведению. А жертва в таком состоянии, теряя осторожность, во многих случаях провоцирует совершение преступления своим поведением.
"Низкое образование, – отмечает А.Б. Сахаров, – недостаточная развитость и культура приводят к значительному сужению и упрощению интересов, к огрублению нравов, развитию индивидуальных тенденций и эгоистических инстинктов"[[80]].
Подводя вывод можно сказать, что наиболее криминально активными при совершении половых посягательств являются лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет с асоциальными установками.
Нет нужды доказывать, что всякое неблагополучие в ней пагубно отражается на детях, свидетелях этого неблагополучия. Оно способно обусловить возможность его дальнейшего аморального и антиобщественного поведения. Лица, воспитанные в такой обстановке, убеждаются в допустимости социально-негативных традиций и стереотипов поведения. И поэтому воспринятое в детстве социально-негативное поведение они репродуцируют, будучи уже взрослыми.
Профессор Н.А. Беляев отмечает, что "…объективно существующие причины порождают преступления не непосредственно, а, воздействуя на сознание человека, формируя антисоциальные свойства личности, которые в конечном итоге и являются непосредственной причиной преступления. Поэтому изучение причин преступности в значительной степени должно сводиться к изучению обстоятельств, под влиянием которых сформировалась личность преступника, к научному обобщению и анализу этих обстоятельств"[[81]]. Во-вторых, выяснение условий, обстоятельств, способствующих формированию антиобщественной установки личности, достижению преступного результата (условия, способствующие совершению конкретного преступления)[[82]].
Рассмотрев анализируемые в параграфе положения, попытаемся сформулировать некоторые выводы:
Обострение социально-экономических проблем, утрата современной семьей функций традиционного эффективного института социализации, возрастание негативного влияния на подрастающее поколение асоциализированных субкультур, снижение воспитательного потенциала учреждений, ведущих работу с несовершеннолетними, разобщенность и неадекватность воспитательных усилий всех социальных институтов, занятых их судьбой, падение уровня дисциплинированности в большинстве сфер жизни общества, усугубление негативного социально-нравственного потенциала населения, отсутствие должного полового просвещения, недостаточность психологической, психопатологической, сексологической и сексопатологической помощи и др. недостатки и дефекты функционирования социальных институтов являются совокупностью обстоятельств, объективно влияющих на формирование асоциальной установки лиц, совершающих ненасильственные половые сношения либо действия сексуального характера с несовершеннолетними и способствующих их совершению.
Психофизиологические свойства личности, заключающиеся в половой конституции, нарушении направленности полового влечения или его удовлетворения, наличии различных видов сексуальных психопатий являются способствующими, а не обусловливающими факторами формирования образа поведения личности в сексуальной сфере и совершения ненасильственных половых сношений или действий сексуального характера с несовершеннолетними, так как поведение человека детерминируется социальной средой опосредованно через его индивидуальные психические свойства.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 274.