ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ П. ЧУЛЬМАН
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одной из важных составляющих успешного развития сферы здравоохранения по-прежнему считается достаточная обеспеченность отрасли финансовыми ресурсами. В целом по стране финансирование здравоохранения составляет 2,9-3,0 % от валового внутреннего продукта, хотя рекомендуемый показатель – не менее 5 % ВВП. Вместе с тем дополнительные государственные расходы по приоритетному национальному проекту «Здоровье», начиная с 2006 года, вселяют надежду, что финансирование здравоохранения в России по остаточному принципу уходит в прошлое.[6]

Показателями эффективности использования средств финансирования являются показатели совокупных расходов на здравоохранение в сравнении с другими регионами и показатели реализации Программы государственных гарантий в регионе по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в динамике за три года. Этот метод анализа был предложен в 2007 году В.И. Стародубовым и В.О. Флеком.

Проанализируем сравнительные показатели совокупных расходов на здравоохранение из государственных и личных средств населения в сравнении с общими показателями Российской Федерации, республике Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и поселке Чульман в период 2006-2008 гг.

 


Таблица 1. Совокупные расходы на здравоохранение из государственных средств и средств населения в 2006 году

  Показатели Российская Федерация Республика Саха (Якутия) Нерюнгрин-ский район П. Чульман

Государственные расходы, млн. руб.

Всего расходов 656046,7 7952,8 1525,4 198,3
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 288017,0 4146,2 811,7 115,6
Федеральный бюджет 93915,9 359,5 71,9 9,0
Федеральный фонд ОМС 262317,2 3348,2 620,3 71,6
Фонд социального страхования 11796,6 98,9 21,3 2,1
Подушевые расходы государства, руб. 4570,4 8365,2 7954,6 7216,9

Расходы населения, млн. руб.

Всего расходов 352763,6 2367,1 466,5 69,8
На платные медицинские услуги 109732,9 466,0 99,6 12,5
На санаторно-курортные услуги 36119,7 213,3 35,6 4,1
На приобретение медикаментов и ИМН 206911,0 1687,8 331,3 53,2
Подушевые расходы населения, руб. 2469,5 2490,1 2567,3 2251,6

 

Таблица 2. Совокупные расходы на здравоохранение из государственных средств и средств населения в 2007 году

  Показатели Российская Федерация Республика Саха (Якутия) Нерюнгрин-ский район П. Чульман

Государственные расходы, млн. руб.

Всего расходов 691243,0 8429,8 1621,1 248,6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 304512,3 4413,2 865,4 129,6
Федеральный бюджет 94156,3 362,1 72,4 10,3
Федеральный фонд ОМС 274135,6 3514,6 617,3 94,2
Фонд социального страхования 18438,8 139,9 66,0 14,2
Подушевые расходы государства, руб. 4652,3 8317,3 8185,6 7389,6

Расходы населения, млн. руб.

Всего расходов 360435,8 2435,4 487,1 71,6
На платные медицинские услуги 121563,2 517,3 107,3 17,9
На санаторно-курортные услуги 37256,2 305,3 61,1 4,6
На приобретение медикаментов и ИМН 201616,4 1612,8 318,7 67,0
Подушевые расходы населения, руб. 2714,6 2518,3 2512,9 2318,9

 

Таблица 3. Совокупные расходы на здравоохранение из государственных средств и средств населения в 2008 году

  Показатели Российская Федерация Республика Саха (Якутия) Нерюнгрин-ский район П. Чульман

Государственные расходы, млн. руб.

Всего расходов 762436,0 9298,7 1859,6 265,3
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 336589,3 4878,1 956,5 136,6
Федеральный бюджет 101562,0 389,1 77,8 10,7
Федеральный фонд ОМС 301569,9 3866,3 716,0 100,8
Фонд социального страхования 22714,8 165,2 109,3 17,2
Подушевые расходы государства, руб. 5008,3 8424,6 8215,6 7856,2

Расходы населения, млн. руб.

Всего расходов 378544,6 2540,6 508,2 72,6
На платные медицинские услуги 129541,3 551,3 108,1 15,9
На санаторно-курортные услуги 41563,2 340,7 71,2 10,2
На приобретение медикаментов и ИМН 207440,1 1648,6 328,9 46,5
Подушевые расходы населения, руб. 2875,4 2615,9 2701,3 2412,8

 

Подушевые расходы государства в динамике выросли в среднем на 1,8% в 2007 году и на 7,6% в 2008 году, но выросли также и расходы населения: 9,9% в 2007 году, 5,9% в 2008 году. В среднем показатели по Республике Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и п. Чульман выше в 1,3-1,8 раза, чем показатели РФ. Подушевые расходы населения в выбранных субъектах в динамике за 3 года примерно равны между собой: 2,5 тыс. руб. -2006 год, 2,6 тыс. руб. – 2007 год, 2,7 тыс.руб. – 2008 год. В росте расходов как государства, так и населения наблюдается положительная динамика, что с одной стороны, говорит о росте уровня инфляции, а с другой стороны, - о повышении уровня жизни населения.

Проанализируем показатели совокупных расходов на здравоохранение в динамике за 2006-2008 гг. по п. Чульман.

 

Таблица 4. Совокупные расходы на здравоохранение из государственных средств и средств населения в п.Чульман

 

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонение 2007 от 2006

Отклонение 2008 от 2007

по сумме в динамике, % по сумме в динамике, %

Государственные расходы, млн. руб.

Всего расходов 198,3 248,6 265,3 50,3 25,4 16,7 6,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 115,6 129,6 136,6 14,0 12,1 7,0 5,4
Федеральный бюджет 9,0 10,3 10,7 1,3 14,4 0,4 3,9
Федеральный фонд ОМС 71,6 94,2 100,8 22,6 31,6 6,6 7,0
Фонд социального страхования 2,1 14,2 17,2 12,1 576,2 3,0 21,1
Подушевые расходы государства, руб. 7216,9 7389,6 7856,2 172,7 2,39 466,6 6,3

Расходы населения, млн. руб.

Всего расходов 69,8 71,6 72,6 1,8 2,6 1,0 1,4
На платные медицинские услуги 12,5 17,9 15,9 5,4 43,2 -2,0 -11,2
На санаторно-курортные услуги 4,1 4,6 10,2 0,5 12,2 5,6 121,7
На приобретение медикаментов и ИМН 53,2 67,0 46,5 13,8 25,9 -20,5 -30,6
Подушевые расходы населения, руб. 2251,6 2318,9 2412,8 67,3 3,0 93,9 4,0

 

Анализируя показатели по п. Чульман, можно заметить, что рост подушевых расходов населения стабилен - прирост составляет 1% в год, что примерно соответствует росту уровня инфляции в РФ. Рост подушевых расходов государства имеет более высокий темп роста, что говорит о повышении уровня социального развития региона. Можно также заметить перераспределение в удельном весе расходов населения. Так, в 2007 году прирост показателей расходов населения стабилен: 12 - 46%, а в 2008 году выросли затраты на санаторно-курортное лечения, а затраты на приобретение медикаментов ощутимо снизились. Причиной этому, скорее всего является резкий рост цен на медикаменты в конце 2008 года.

Проанализируем эффективность объемов и финансового обеспечения жителей п. Чульман медицинскими услугами в 2006-2008 гг.

 

Таблица 5. Показатели реализации программы государственных гарантий в п. Чульман по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в 2006-2008 гг.

 

Показатели

Норма-тив по РФ

2006 год

2007 год

2008 год

Кол-во Откл-е от норматива Кол-во Откл-е от норматива Кол-во Откл-е от норматива

Объем мед. помощи в расчете на 1 жителя

вызовы скорой медицинской помощи 0,318 0,310 -0,008 0,390 0,072 0,385 0,067
посещения АПУ 9,198 9,119 -0,079 9,190 -0,008 9,574 0,376
койко-дни в стационаре 2,812 3,956 1,144 3,419 0,607 3,998 1,186
пациенто-дни в дневном стационаре 0,577 0,765 0,188 0,596 0,019 0,640 0,063

Стоимость единицы объема оказанной мед.помощи, руб

вызовы скорой медицинской помощи 965,8 1243,3 277,5 1067,9 102,1 1468,2 502,4
посещения АПУ 106,1 203,6 97,5 189,2 83,1 253,7 1,476
койко-дни в стационаре 607,0 1003,9 396,9 974,2 367,2 971,9 364,9
пациенто-дни в дневном стационаре 214,7 458,6 243,9 353,4 138,7 375,9 161,2

Финансовое подушевое обеспечение ТПГГ (руб.на 1 жителя

вызовы скорой мед. помощи 307,1 385,7 78,6 353,2 46,1 363,9 56,8
посещения АПУ 975,9 1856,9 881 1864,4 888,5 2061,8 1085,9
койко-дни в стационаре 1706,9 3971,4 2264,5 3250,1 1543,2 3518,6 1811,7
пациенто-дни в дневном стационаре 123,9 350,6 226,7 280,2 156,3 380,2 256,3
Всего 3478,4 7591,6 4113,2 6492,4 3014,0 9737,3 6258,9

 

Таким образом, по объемам вызовов скорой медицинской помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 1 жителя поселка показатели реализации программы государственных гарантий сопоставимы с расчетными нормативами по РФ. Однако по койко-дням в стационаре и пациенто-дням в дневном стационаре показатели п.Чульман значительно превысили норматив. Это говорит об эффективности работы стационаров ЧГБ, высоком качестве обслуживания и уровне обеспечения медицинской техникой и оборудованием. Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи в поселке по итогам расчетного периода оказалась выше приблизительно в 2 раза почти по всем показателям, что соответствует реальным затратам на все виды продукции и услуги в условиях Крайнего Севера. В общем, финансовое обеспечение здравоохранения в п. Чульман со стороны государственных, региональных, муниципальных источников было на относительно достаточном уровне. В то же время подушевые расходы населения на платные медицинские услуги, санаторно-курортное лечение и приобретение медикаментов вполне сопоставимы со среднефедеративными и окружными данными, что можно считать положительным итогом деятельности органов управления п. Чульман и ЧГБ в области здравоохранения района.

Таким образом, по итогам исследования были выявлены основные проблемы финансирования и использования бюджетных и внебюджетных средств ЧГБ, в общем, характерные для всех лечебно-профилактических учреждений Нерюнгринского района и республики Саха (Якутия).

ЧГБ функционирует на базе сметного финансирования, раздельного для источников средств. Такое разделение значительно затрудняет реализацию принципа единоначалия, на котором должна формироваться система финансового обеспечения отрасли. Кроме того, существуют экономически необоснованные препятствия для создания системы экономической мотивации для учреждения, т.к. ЛПУ не имеют экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.

Важно подчеркнуть, что необоснованно утрачены некоторые характеристики прежней системы управления здравоохранением и ее финансовым обеспечением. На сегодняшний день здравоохранение как отрасль лишена главного элемента в управлении любой отраслевой системой, а именно единой, принимаемой всеми уровнями управления, методологии финансового планирования.

Очевидно, что одним из наиважнейших решений данных проблем в нашем регионе является новая единая территориальная программа организации и управления здравоохранением и ее финансовым обеспечением.

Определяющим принципом финансового планирования является программно-целевой, создающий на практике условия для реализации соразмерности финансирования и заявленных гарантий медицинской помощи. Свидетельством реализации программно-целевого принципа планирования и распределения финансовых средств является утверждаемая каждый год территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, конкретизирующая объемы и виды предоставляемой медицинской помощи. Таким образом, одной из задач, необходимых для совершенствования управления финансированием здравоохранения является составление рекомендаций, касающихся оптимального финансового наполнения ТПГ, с учетом обоснованных потребностей различных групп населения в медицинской помощи, состояния сети лечебно-профилактических учреждений в условиях ограниченных финансовых возможностей региона.

Для повышения качества медицинской помощи и повышения эффективности использования финансовых средств здравоохранения предлагаются следующие задачи совершенствования отрасли:

1. Необходимо сконцентрировать в одном центре управления средства бюджетов всех уровней, ресурсы обязательного медицинского страхования.

2. Следует практиковать в регионе единый способ оплаты по видам медицинской помощи, сочетающий в себе два критерия: потребности населения в медицинской помощи и фактические показатели единиц медицинской помощи: койко-дни, вызовы, посещения. Для этого следует включить в тарифы на медицинскую помощь все затраты медицинских организаций, кроме расходов на приобретение оборудования, капитальный ремонт и коммунальное обслуживание.

3. Необходима унификация требований к организации медицинской помощи на основе системы здравоохранения.

Для решения поставленных задач необходимо модернизировать финансовый механизм в части совершенствования финансового обеспечения всех видов медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарнозамещающей и скорой. В частности, целесообразен переход региональной сети на нормативно-подушевое финансирование, основу которого составляет экономически обоснованное распределение ресурсов в расчете на душу населения.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, при исследовании темы дипломной работы был проведен анализ финансово-экономического состояния бюджетной организации, проведена диагностика расходов бюджетных средств и объема платных услуг, оценена эффективность использования бюджетных и внебюджетных доходов исследуемого учреждения, рассмотрены источники финансирования бюджетного учреждения здравоохранения, а также финансовая деятельность ЛПУ. Поставленная цель дипломной работы была достигнута.

В результате практического исследования экономической эффективности финансирования учреждений здравоохранений в РФ, РС (Я). Нерюнгринском районе и п. Чульман выявлена следующая проблематика:

• декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

• несбалансированность государственных обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи при росте платных услуг и сопоставимости затрат населения с объемами государственного финансирования здравоохранения;

• неэффективность многоканальной системы бюджетно-страхового финансирования, неспособной обеспечить рациональное расходование средств;

• отсутствие долгосрочной программы развития здравоохранения, что ведет к низкой эффективности использования имеющегося материального и кадрового потенциала системы здравоохранения;

• изношенность основных фондов;

• недоступность медицинских услуг и неудовлетворенность населения их качеством.

Исходя из вышесказанного, признается необходимость серьезных преобразований в управлении системой здравоохранения, создания национальной эффективной ее модели. Главные требования к реформе здравоохранения состоят в том, что все преобразования должны отвечать двум критериям: учет интересов и пациента, и медицинских работников.

Основными аспектами реформы отрасли являются следующие:

1. Эффективные государственные гарантии бесплатной медицинской помощи.

2. Приток дополнительных финансовых ресурсов и другой принцип их распределения.

3. Разработка более совершенной нормативно-правовой базы, что позволит обеспечить единый подход к оказанию медицинской помощи на всей территории РФ, создать условия для унификации системы ценообразования на медицинские услуги, установить стандарты лекарственного обеспечения путем введения единой формулярной системы. определяющей набор лекарственных средств и медикаментов, обязательных для медучреждений соответствующего уровня.

4. Преобразование действующей бюджетно-страховой медицины в преимущественно одно канальную систему финансирования основанную на страховом.

5. 0беспечение централизованное регулирование цен на лекарственные препараты, усиление контроля за качеством препаратов.

6. Создание за счет целевого финансирования общенациональных специализированных медицинских служб, обеспечивающих развитие в медицине передовых технологий и внедрение их в каждое лечебно-профилактическое учреждение.

7. Разработка системы показателей, характеризующих результаты деятельности медицинского учреждения, здравоохранения муниципального образования, региона и страны в целом, установка их нормативных значений и осуществление регулярного мониторинга, призванного дать оценку доступности и качества медицинских услуг.

8. Активная пропаганда здорового образа жизни, политика профилактики и предупреждения заболеваний.

9. Внесение изменений в подготовку кадров системы здравоохранения.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. «Стратегия финансирования НП «Здоровье», «Российская Федерация сегодня», №12, 2007, с. 26-36.

2. Актуальные проблемы ОМС в Республике Саха (Якутия). О ходе реализации выполнения территориальной программы ОМС в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи: Прил. к журналу «Народонаселение» ИСЭПН РАН / под. ред. чл. корр. РАН, проф., д.э.н. Н.М. Римашевской и проф., д.м.н. И.П. Катковой. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 159 с.

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Ю.Г. Чернышева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 284 с. – (Среднее профессиональное образование).

4. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – 5-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2007. – 631 с. – (Экономическое образование).

5. Артеменко, В.Г., Финансовый анализ: Учебное пособие // В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир – М.: ДИС, 2000. – 758 с.

6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 215 с.

7. Л.Ф. Тимофеев, «Финансовое обеспечение здравоохранение в РС (Я)», «Якутский медицинский журнал», № 4, 2007, с. 67-68.

8. Мелянченко Н. Б. Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. — СПб.: Медицинская пресса, 2001.-216 с.

9. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование / [В.В.Гришин и др.]. — М.: Воля, 1995. — 167 с.

10. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000 — 2010 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — №3.-С. 3-14.

11. П. Костромитин «К 70-летию ЧГБ», «Индустрия Севера» от 14 июня 2005 г, с.2.

12. Р.В. Александров «Некоторые проблемы ресурсного обеспечения отрасли здравоохранения РС (Я)», «Якутский медицинский журнал», № 3, 2007, с. 69-72.

13. Р.С. Васильева, М.С. Максимова, «Финансовые ресурсы системы здравоохранения РС (Я)», «Якутский медицинский журнал», № 3, 2007, с.59-63.

14. Райсберг Б. Рыночная экономика: учебник. — М.: Деловая жизнь, 1993. — 192 с.

15. С.Ю. Шелехов, «Российское здравоохранение: к чему приведут преобразования», «Эко», № 4, 2007, с. 28-39.

16. Семенов В. Ю. Рынок медицинских услуг: учеб. пособие. - М.: МФП, 2000. - 52 с.

17. Семенов В. Ю. Системы организации здравоохранения: учеб. пособие. — М.: МФП, 2000. - 69 с.

18. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении /А.Л. Линбенбратен. — М.: Медицина, 2003. — 64 с.

19. Становление и развитие социальной медицины организации и экономики здравоохранения в России / [В. 3. Кучеренко и др.] — М.: ИКАР, 1997.-160 с.

20. Стародубов В.И. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохранения / В.И. Стародубов, В.О. Флек // Экономика здравоохранения. – 2007. - №1. – с. 5-16.

21. Управление здравоохранением : учеб. пособие / В. 3. Кучеренко. — М.: ТЕИС, 2001. - 447 с.

22. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные пути решения. – М.: «Менеджер здравоохранения», 2007, - 128 с.

23. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие для вузов / под ред. А. И. Вялкова. - М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. - 96 с.

24. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2007. – 528 с.

25. Шейман И. М. Экономика здравоохранения: учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2001. - 324 с.

26. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 367 c. – (Учебники Высшей Школы Экономики).

27. Экономика здравоохранения : учеб. пособие / [В.З.Кучеренко и др.]. — М.: АИС, 1996. - 139 с.

28. Экономика и организация здравоохранения: учеб. пособие / Р.3. Аширов, А.А. Голубенко, Н.Д. Козин. — Саранск: Красный октябрь, 2002. — 250 с.

29. Экономика и управление в здравоохранении: учеб. для студ. сред. мед. Учеб. заведений / Л.А. Зенина, И.В. Шешунов, О.Б. Чертухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

30. Экономика и управление здравоохранением: Учебник / Трушкина Л.Ю. [и др.]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 501 с. (СПО).


[1] Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.51.

[2] За рубежом используют также термин «социальное медицинское страхование».

[3] Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.55.

[4] Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.56.

[5]П. Костромитин «К 70-летию ЧГБ» («Индустрия Севера» от 14 июня 2005 г, стр.2).

[6] Тимофеев Л.Ф. «Финансовое обеспечение здравоохранения республики Саха (Якутия), Якутский медицинский журнал № 4, 2007, стр. 67.


Дата: 2019-04-22, просмотров: 406.