Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных организаций здравоохранения может анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, выступает смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования. Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.
В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений невозможна без рассмотрения месячных и квартальных отчетов, поскольку на их основе может быть выявлено выполнение плана по штатам и контингентам и освоение ранее перечисленных средств.
Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а также за эффективностью использования выделенных денежных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.
В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственных средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это снижает гибкость экономического управления, уменьшает возможности оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.
Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагает формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
Финансово-экономическое состояние бюджетной организации является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.
Финансовое состояние бюджетного учреждения здравоохранения зависит от всех сторон его деятельности: от выполнения производственных и сметных планов, экономного и рационального использования бюджетных средств, снижения себестоимости услуг и увеличения прибыли, роста эффективности использования денежных средств и других факторов, действующих в системе обращения: улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, совершенствования процессов реализации и расчетов. При анализе необходимо выявить причины неустойчивого состояния предприятия и, по мере возможности, наметить пути его устранения.
Анализ финансово-экономического состояния любого хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений.
Целью анализа финансово-экономического предприятия является повышение эффективности его работы на основе системного изучения деятельности и обобщения ее результатов.
Характеристика финансово-экономического состояния учреждения здравоохранения проводится по следующим группировкам показателей:
1. Краткая характеристика учреждения и особенностей его деятельности.
2. Характеристика структуры расходов в учреждения в разрезе статей и подстатей и анализ их динамики за три года.
3. Оценка рентабельности оказания платных медицинских услуг в разрезе отделений больницы и анализ их динамики за 2006-2008 гг.
4. Приведение основных коэффициентов и показателей финансового состояния предприятия в динамике за три года и их отклонения от нормативных показателей: коэффициенты ликвидности и платежеспособности, коэффициенты структуры текущих активов и коэффициенты финансовой устойчивости.
Для исследования финансово-экономического состояния бюджетного учреждения здравоохранения в данной работе была выбрана Чульманская городская больница, работающая на базе Нерюнгринской городской больницы.
Чульманская городская больница была основана в 1935 году. Уже более 70 лет она успешно функционирует в отрасли здравоохранения Нерюнгринского района. Коллектив больницы насчитывает около 300 сотрудников. Своими профессиональными силами она обслуживает более 14 тыс. жителей поселков Чульман и Хатыми.
В составе больницы работают 7 подразделений:
¨ стационар;
¨ взрослая и детская поликлиники;
¨ женская консультация;
¨ стоматология;
¨ отделение скорой медицинской помощи;
¨ фельдшерско-акушерский пункт поселка Хатыми.
Чульманская городская больница оказывает также услуги по проведению профессиональных осмотров рабочего населения поселков.
По состоянию на начало исследуемого периода можно охарактеризовать финансово-экономическую базу ЧГБ удовлетворительно. Несмотря на трудности, связанные с бюджетным и внебюджетным финансированием, ЧГБ удалось укрепить материально-техническую базу: обновлен парк автомобилей, закуплено новое оборудование :детский фиброгастроскоп, аппараты УЗИ, искусственной вентиляции легких, палатный передвижной рентген-аппарат, электроэнцефалограф, автоклавы, биохимические анализаторы и т.д. Самой актуальной проблемой ЧГБ до исследуемого периода являлась проблема ремонта и достройки новых сооружений: дополнительного здания стационара, лаборатории.[5]
Основными источниками информации для анализа финансово-экономического состояния бюджетной организации и оценки ее финансовой устойчивости являются:
§ Бухгалтерская отчетность учреждения за 2006, 2007, 2008 гг.;
§ Смета расходов больницы и отчет об ее исполнении за 2006, 2007, 2008 гг.;
§ Данные учета об объеме и стоимости оказанных платных услуг за выбранный период;
§ Расчеты статей калькуляции за период 2006, 2007, 2008 гг.
Очевидно, что денежные средства бюджетной организации подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Анализ финансово-экономической деятельности учреждения здравоохранения «Чульманская городская больница» проводится в погодовом разрезе за период с 2006 по 2008 гг. отдельно по расходам бюджетных средств и поступлению и расходам внебюджетных средств обзорно для оценки эффективности экономической деятельности учреждения. Подробный факторный анализ сметы расходов и диагностики платных услуг будет рассмотрен в пунктах 2.2 и 2.3.
Состав и структура расходов по целевому назначению отражают отраслевые особенности бюджетных учреждений.
Таблица 1. Состав и структура расходов больницы за 2006-2008 гг.
Номера подстатей | Подстатьи расходов | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение 2007 от 2006 | Отклонение 2008 от 2007 | ||
абсолют. тыс.руб. | отн., % | абсолют. тыс.руб. | отн., % | |||||
1.10.01.00 | Оплата труда рабочих и служащих | 16656,30 | 25380,20 | 25600,30 | 8723,9 | 52,4 | 220,1 | 0,9 |
1.10.02.00 | Начисления на оплату труда | 5553,90 | 8052,30 | 7121,50 | 2498,4 | 45,0 | -930,8 | 13,1 |
1.10.03.00 | Приобретение предметов снабжения, расходных материалов | 12884,30 | 23381,60 | 52371,60 | 10497,3 | 81,5 | 28990,0 | 124,0 |
1.10.03.01 | В том числе: канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей | 1995,50 | 2500,30 | 4290,30 | 504,8 | 25,3 | 1790,0 | 71,6 |
1.10.03.02 | медикаменты и перевязочные средства | 4435,40 | 7256,40 | 28170,20 | 2821,0 | 63,6 | 20913,8 | 74,2 |
1.10.03.03 | мягкий инвентарь и обмундирование | 93,10 | 128,00 | 341,40 | 34,9 | 37,5 | 213,4 | 166,7 |
1.10.03.04 | продукты питания | 5844,20 | 10321,10 | 13211,30 | 4476,9 | 76,6 | 2890,2 | 28,0 |
1.10.03.05 | прочие расходные материалы и предметы снабжения | 516,60 | 3175,80 | 6358,40 | 2659,2 | 514,8 | 3182,6 | 48,7 |
1.10.04.00 | Командировки и служебные разъезды | 65,40 | 52,40 | 126,50 | -13,0 | -19,9 | 74,1 | 141,4 |
1.10.05.00 | Оплата транспортных услуг | 2003,40 | 2890,10 | 5001,20 | 886,7 | 44,3 | 2111,1 | 73,0 |
1.10.06.00 | Оплата услуг связи | 34,40 | 43,10 | 46,00 | 8,7 | 25,3 | 2,9 | 6,7 |
1.10.07.00 | Оплата коммунальных услуг | 6818,70 | 7812,20 | 7913,40 | 993,5 | 14,6 | 101,2 | 1,3 |
1.10.10.00 | Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг | 678,60 | 410,60 | 18563,30 | -268,0 | -39,5 | 18152,7 | 4421,0 |
Итого расходов: | 44695,50 | 68022,50 | 116743,80 | 23327,0 | 52,2 | 48720,5 | 71,6 | |
2.40.01.00 | Приобретение оборудования и предметов длительного пользования | 1446,60 | 56615,50 | 46014,10 | 55168,9 | 3813,7 | 10601,4 | 18,7 |
2.40.03.00 | Капитальный ремонт | 122717,60 | 123810,20 | 102734,10 | 1092,6 | 0,89 | -21076,1 | -17,0 |
Итого капитальные расходы
Всего:
По результатам таблицы можно сделать следующие выводы: динамика финансирования больницы в целом положительная. Расходы бюджетных средств растут с каждым годом, хотя и нестабильно.
В 2007 году прирост финансирования составил 47,1% по сравнению с предыдущим годом. Если считать это средним показателем прироста по расходам, то можно заметить, что в этом году значительно увеличились расходы по статьям «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов». Это вызвано перерасходом материалов в текущем году. Если рассматривать расходы по этой статье в разрезе подстатей, то можно заметить рост расходов на медикаменты и перевязочные средства и продукты питания. Это вызвано ростом цен на эти предметы снабжения в 2007 году. Также в несколько раз увеличились расходы по подстатье «Прочие предметы снабжения», поскольку в этом году управлением больницы было решено обновить оборудование и мебель в административном помещении. Увеличились также расходы по статьям заработной платы и начислений, поскольку был несколько увеличен штат сотрудников, а также произошел незначительный рост заработной платы работников здравоохранения. По капитальным расходам значительные изменения произошли по статьям приобретения нового оборудования. В 2007 году больница закупила лечебно-диагностическое оборудование, автомобили скорой помощи, а также компьютеры и оргтехника для администрации.
В 2008 году средний показатель прироста бюджетного финансирования равен 6,7 %. Исходя из этого можно заметить следующие изменения в структуре расходов: незначительно по сравнению со средним показателем увеличились расходы на оплату труда с начислениями, что говорит о сокращении кадров в исследуемом учреждении. В конце года в ЧГБ, с одной стороны, произошел рост заработной платы работников здравоохранения, а с другой стороны – общероссийский финансовый кризис, привели к образованию кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда и других начислений за 2 последних месяца. Значительный рост расходов опять наблюдается по статьям и подстатьям «Приобретение материалов», что вызвано, во-первых, расширением стационара и, как следствие, увеличением коек, во-вторых, скачкообразным ростом цен на медикаменты и другие предметы снабжения в конце 2008 года. Увеличение расходов по статье «Командировочные расходы» вызвано следующим управленческим решением: в 2008 году вследствие непредвиденного сокращения старшего профессионального кадрового состава больницы, а вместе с тем и расширением стационара, управление решило отправить младший обслуживающий персонал на курсы подготовки и переподготовки кадров в г. Якутск. Эти расходы также отразились на статье «Прочие расходы». Ремонт и замена устаревшего и ветхого электрооборудования и сантехники в помещении детской и взрослой поликлиники также вызвало рост прочих расходов больницы. Капитальные расходы ЧГБ значительно сократились, так как планируемый ремонт и капитальное строительство в этом году было в основном закончено.
По структуре удельного веса расходов по показателям за три года можно сказать, что значительная часть расходов в 2006 и в 2007 годах приходилась на капитальные расходы больницы: капитальный ремонт и достройка сооружений и приобретение оборудования длительного использования – 78,53% и 72,41% соответственно. Эта величина характеризует повышение технического уровня учреждения и улучшение условий содержания больных. В 2008 году ситуация несколько изменилась – почти половина расходов бюджетных средств соответствует текущим расходам больницы, что характерно для учреждений здравоохранения такого типа.
Финансово-экономическое состояние учреждения здравоохранения зависит также и от динамики движения внебюджетных средств, которые образуются в результате оказания платных медицинских услуг.
Основные экономические объекты анализа оказания платных медицинских услуг можно представить в виде следующей экономической модели:
В – С = ФР,
где В – общая величина выручки от оказания всех видов платных медицинских услуг;
С – общая себестоимость оказанных платных медицинских услуг;
ФР – финансовый результат от оказания платных медицинских услуг.
В свою очередь выручка определяется умножением количества предоставленных услуг (К) на цену одной услуги (Ц), а общая себестоимость – умножением количества оказанных услуг на себестоимость одной услуги (С1), что можно выразить в виде развернутой экономической модели:
К*Ц – К*С1 = ФР.
Наиболее значительным показателем финансового состояния и финансовой устойчивости учреждения здравоохранения является рентабельность.
Расчет показателей рентабельности осуществляется с использованием следующих основных формул:
R1 = ФР / С *100
R2 = ФР / В * 100,
где R1 – рентабельность услуг, отражающая величину финансового результата на 1 руб. затрат на оказание услуги;
R2 – рентабельность услуг, отражающая величину финансового результата на 1 руб. выручки от оказания услуг;
ФР – финансовый результат от оказания платных услуг;
С – себестоимость оказания платных услуг;
В – выручка от оказания платных услуг.
Расчет показателей рентабельности платных медицинских услуг в динамике за три года представлен в таблице 2.
Таблица 2. Расчет рентабельности платных медицинских услуг в динамике за 2006-2008 гг.
Наименование отделения | Выручка, руб. | Себестоимость, руб. | Финансовый результат, руб. | Показатели рентабельности, % | |
2006 год | |||||
Консультативно-поликлиническое (консультации) | 1710587 | 1710587 | - | - | - |
Лучевой диагностики | 2017459 | 1551891 | 465568 | 30,0 | 23,1 |
Функциональной диагностики | 1697388 | 1305683 | 391705 | 30,0 | 23,1 |
Клинико-диагностическая лаборатория30,0 | 33773 | 25979 | 7794 | 30,0 | 23,1 |
Эндоскопическо30,0е | 121263 | 93279 | 27984 | 30,0 | 23,1 |
Консультативно-пол30,0иклиническое (операции) | 1242337 | 955644 | 286693 | 30,0 | 23,1 |
Патоморфологическое | 1391346 | 1070266 | 321080 | 30,0 | 23,1 |
Итого: | 8214153 | 6713329 | 1500824 | 22,4 | 18,3 |
2007 год | |||||
Консультативно-поликлиническое (консультации) | 4283777 | 4283777 | - | - | - |
Лучевой диагностики | 3644788 | 2915830 | 728958 | 25,0 | 20,0 |
Функциональной диагностики | 3066614 | 2453291 | 613323 | 25,0 | 20,0 |
Клинико-диагностическая лаборатория | 112572 | 86594 | 25978 | 30,0 | 23,1 |
Эндоскопическое | 485052 | 373117 | 111935 | 30,0 | 23,1 |
Консультативно-поликлиническое (операции) | 3216998 | 2474614 | 742384 | 30,0 | 23,1 |
Патоморфологическое | 2185231 | 1821026 | 364205 | 20,0 | 16,7 |
Итого: | 16995032 | 14408249 | 2586783 | 18,0 | 15,2 |
2008 год | |||||
Консультативно-поликлиническое (консультации) | 5129460 | 5129460 | - | - | - |
Лучевой диагностики | 3458129 | 3112316 | 345813 | 11,1 | 10,0 |
Функциональной диагностики | 4863625 | 3696355 | 1167270 | 31,5 | 24,0 |
Клинико-диагностическая лаборатория | 164931 | 122049 | 42882 | 35,1 | 26,0 |
Эндоскопическое | 672252 | 504189 | 168063 | 33,3 | 25,0 |
Консультативно-поликлиническое (операции) | 3719056 | 2714911 | 1004145 | 37,0 | 27,0 |
Патоморфологическое | 2409190 | 1855076 | 554114 | 29,9 | 23,0 |
Итого: | 20416643 | 17134356 | 3282287 | 19,2 | 16,1 |
Абсолютное отклонение 2007 от 2006, руб. | 8780879 | 7694920 | 1085959 | -4,4 | -3,1 |
Относительное отклонение 2007 от 2006, % | 106,8 | 114,6 | 72,3 | -19,6 | -16,9 |
Абсолютное отклонение 2008 от 2007, руб. | 3421611 | 2726107 | 695504 | 1,2 | 0,9 |
Относительное отклонение 2008 от 2007, % | 20,1 | 18,9 | 26,9 | 6,7 | 5,9 |
Развитие системы оказания платных медицинских услуг обусловило прирост выручки от данной деятельности на 8780879 руб. в 2007 году и на 3421611 руб. в 2008 году. На мой взгляд, такое незначительное увеличение выручки в 2008 году по сравнению с предыдущим связано в первую очередь с износом оборудования лучевой диагностики, что привело к снижению количества услуг в этой области на 42, а выручки – на 5,1 %, а также с медленно продвигающимся капитальным строительством и ремонтом ЧГБ. На незначительный прирост выручки также оказали влияние и социально-экономические факторы: снижение количества жителей, обслуживаемых больницей, экономический кризис и т.д.
Затраты учреждения на предоставление платных услуг возросли в 2007 году на 7694920 руб., а в 2008 году – на 2726107 руб. Значительная их часть относится на оказанные специалистами консультации. Это объясняется тем, что стоимость данного вида услуг устанавливается централизованно и обязательна для выполнения всеми учреждениями здравоохранения, оказывающими платные медицинские услуги, что обусловило опережающий темп роста затрат по сравнению с ростом выручки. В результате величина себестоимости консультаций соответствует сумме выручки, полученной от выполнения этих услуг, что означает отсутствие финансового результата по ним. В 2008 году снижение затрат по сравнению с ростом выручки свидетельствует о возможности использования резервов по труду или технике. В целом характер изменения показателей себестоимости услуг в разрезе отделений соответствует тому, что был выявлен при анализе выручки.
За период 2007 года финансовый результат увеличился в стоимостном выражении на 1085959 руб., а за 2008 год – на 695504 руб. Наибольший рост отмечается по услугам, оказанным отделением функциональной диагностики, а также по операциям, выполненным консультативно-поликлиническим отделением, на что оказал влияние высокий спрос населения на данные виды услуг. Значительное снижение финансового результата показало отделение лучевой диагностики.
Представим диаграммы рентабельности платных услуг в ЧГБ за период 2006-2008 гг.
Таким образом, анализ финансового состояния ЧГБ по результатам расчетов показателей рентабельности выявил следующие результаты:
- в 2006 году уровень рентабельности по отделению стабилен, в 2007 году ценовая политика учреждения была направлена на укрепление позиций на рынке платных медицинских услуг и дополнительное привлечение пациентов, а следовательно, и денежных средств. Как видно из данных таблицы 2, уровень рентабельности по себестоимости сохранился по тем отделениям, услуги которых не являются массовыми и носят специфический характер. В итоге по всем отделениям наблюдается существенное увеличение количества оказанных услуг. Хотя и наблюдается незначительное уменьшение показателей рентабельности по ряду структурных подразделений, они остаются на высоком уровне, что позволяет судить об экономической эффективности предоставления платных услуг.
- в 2008 году, учреждение повышает уровень рентабельности практически по всем показателям за счет политики снижения затрат. Несмотря на то, что прирост количества оказанных услуг по сравнению с предыдущим годом был незначительным, уровень рентабельности вырос, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении ЧГБ и правильно выбранной хозяйственно-экономической политике.
Дальнейший анализ финансово-экономического состояния ЧГБ и оценка эффективности его деятельности по финансовым коэффициентам приводится в п. 2.4 настоящей работы.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 465.