Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания.

Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый.

Из опроса педагогов мы выяснили, что дети между собой стали намного общительнее, меньше ссорятся на переменах, детей стали развиваться коммуникативные навыки.

По итогам наблюдения можно сразу оговориться, что личностные характеристики детей немного изменились, сравнительные характеристики детей представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3 – Психологические характеристики детей.

Ф.И.О.

Характеристика дошкольного возраста

    до экпиремента после эксперимента
1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, не послушный, покорный общительный, более послушный
2 Паша П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный общительный, более покорный и послушный
3 Алина Б. спокойная, общительная, не покорная, послушная общительная, покорная, послушная
4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный малообщительный, стал изредка общаться с девочками, более послушный, но непокорный
5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный, но не послушный общается со всеми, покорный более послушный
6 Злата Б. очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. малообщительная, появились подруги, покорная, послушная
7 Ольга Е. спокойная, общительная, не покорная спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, более послушная
8 Диана Ш. спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная общительная, послушная, но не покорная
9 Кирилл К общается с кем придется, нет друзей, малообщителен. непослушный и непокорный. завел друга, более покорный и послушный
10 Вася К. всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный общительный, реже стал драться, послушный и более покорный
11 Настя Н. дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная. играет почти со всеми, редкие конфликты, послушная, не покорная
12 Аня М. очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная общительная, демонстративные черты характера проявляются реже, послушная
13 Егор П. любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, не покорен малообщительный, стал менее конфликтен, и более послушный
14 Сережа О. шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный общительный, более послушный, появилась усидчивость
15 Саша М. любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный общительный, более покорный и послушный

Результаты сравнительного анализа коммуникативных способностей представлены в Таблице 4.



Таблица 4 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О.

Понимание специфики ситуации (баллы)

Хар-ка

дошк.

(баллы)

Среднее

количество

баллов

    до экспер. после экспер до экспер. после экспер до экспер. после экспер
1 Миша М. 3 3 2 3 2,5 3
2 Паша П. 2 3 3 3 2,5 3
3 Алина Б. 3 3 3 3 3 3
4 Витя С. 1 2 1 2 1 2
5 Данил Б. 1 2 2 2 1,5 2
6 Злата Б. 1 2 2 2 1,5 2
7 Ольга Е. 2 3 3 3 2,5 3
8 Диана Ш. 3 3 3 3 3 3
9 Кирилл К 1 1 2 2 1,5 1,5
10 Вася К. 2 3 2 3 2 3
11 Настя Н. 2 3 3 3 2,5 3
12 Аня М. 3 3 3 3 3 3
13 Егор П. 1 2 2 2 1,5 2
14 Сережа О. 2 3 2 3 2 3
15 Саша М. 3 3 3 3 3 3

 

Из таблицы видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились.

В следствии проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы, заложенных в коррекционную программу нарушений поведения детей, коммуникативные способности детей стали выше.

Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на Рисунке 3.

 



Рисунок 3 – Коммуникативные способности детей

 

И так, по полученным результатам и выводам в ходе опытно-эксперементальной работы, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного результативна.

Таким образом, если при коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста; причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет эффективна.

Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

 



Заключение

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов:

1) вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности;

2) для более успешной коррекционной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного ребенка с нарушением поведения. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная коррекционная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа педагога дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.

3) коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.

Практическое изучение проблемы коррекции нарушений поведения детей позволило выявить особенности детей, причины и факторы, влияющие на нарушения в поведении детей, которые необходимы для разработки программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. По полученным результатам и выводам в ходе реализации педагогического эксперимента, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного результативна.

Гипотеза, выдвинутая в исходном положении, если при коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста; причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет эффективна, нашла свое подтверждение.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста, но и подростков.

 



Список литературы

 

1 Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.

2 Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.

3 Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2003. – 36 с.

4 Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. – М.: МГПИ. – 2002. – С. 142–160.

5 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.

6 Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

7 Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

8 Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001. – 36 с.

9 Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков – М.: 2001. С. 11–23.

10 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко– Минск: Беларусь, 2005.– С. 77–83.

11 Кудрявцев В.Н. и др. Социальные отклонения. – М.: Юрид. лит., 2002. – 368с.

12 Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И. Ковалева – М.: 2002 – 115 с.

13 Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – М.: 2001.С. 25

14 Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и

15 методы / Брак У. Б., Лаут Г. В. – М.: Академия. 2005 – 129 с.

16 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

17 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.

18 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопр. психологии, № 6, 1967.– С. 118–129.

19 Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психологии, № 6, 1972.– С. 168–173.

20 Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопр. психологии, N 3, 2003. – С.150–158.

21 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./П.Ф. Лесгафт – М.: Педагогика, 1991. – С. 10–86.

22 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.// Вопр. психологии, N 3, 2003. – С.116–125.

23 Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся. /Э. Натанзон – Кишинев: Лумина, 2001. – 168 с.

24 Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. – 2002, № 1–2.– С. 4–97.

25 Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова и др.– М.: Педагогика, 2003.– С. 25.

26 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера»,2004. – 528 с.

27 Развитие личности ребенка: Пер с англ./ Общ. ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 2002. – С. 190–197.

28 Рудистам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А, Петровской. – М. 2001 – 210 с.

29 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции// Мир психологии и психология в мире, № 1, 2004.– С. 57–63.

30 Славина Л.С. Дети с аффективным поведением./Л.С. Славина – М.: Просвещение, 2004. – 150 с.

31 Фрейд З. Я.– Тбилиси: Мерами, 2001.– С. 375.

32 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Ильин В.П., 2001. – 199 с.

33 Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе// Методическое. пособие. – Минск.: БНИИО, 2003. – С. 37.

34 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 197 с.

 



Приложение А

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 544.