Аннотация
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 3 приложений, 4 таблиц, 3 рисунков, 34 источника литературы.
Коррекция, нарушения, поведение, дети младшего школьного возраста.
Объектом исследования являются нарушения поведения детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
В данной работе проделана опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста, которая предусматривает коррекцию нарушения поведения детей. В результате исследования сделаны выводы и заключения, дана оценка эффективности предлагаемой программы. Гипотеза нашла свое подтверждение. Определена практическая значимость исследования.
Содержание
Введение
1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Формирующий этап – разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.3 Оценка результативности проведенной программы нарушений коррекции поведения детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Причины нарушения поведения возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Тревожным симптомом является рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.
Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, является нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и часто единственный, план выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка, в недостаточной степени исследованы особенности нарушений поведения детей. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Этому посвящены работы Беличевой С.А., Дубровиной И.В., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е. и др.
Отдавая должное сделанному исследователями данной проблемы, следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев нарушения поведения; отсутствует общепринятая систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся; большая часть исследований ориентирована на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются еще в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения может смешаться на этот возрастной период; преобладает фрагментарное представление о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей и детей. В многочисленных работах, посвященных проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции нарушения поведения в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана.
Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении средств своевременной коррекции нарушений поведения, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста влияют на установку их личности. Неразработанность проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили выбор направления и тематику дипломной работы.
Цель: на основе теоретического и практического исследования выявить эффективные методы и способы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Объект: нарушения поведения детей младшего школьного возраста
Предмет: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста
4) разработать программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста и определить её результативность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ научной и учебно-методической литературы;
- наблюдение;
- тестирование;
- опрос;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка и интерпретация результатов
База исследования:
МОУ средней школы № 4 г.Завитинска. В исследовании принимали участие 15 детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста, но и подростков.
Таблица 1 – Психологические характеристики детей.
№ | Ф.И.О. | Характеристика дошкольного возраста | Статус семьи |
1 | Миша М. | малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный | средний |
2 | Никита П. | шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный | средний |
3 | Алина Б. | спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается | высокий |
4 | Витя С. | всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. | низкий |
5 | Данил Б. | общается со всеми, ябеда, покорный | средний |
6 | Злата Б. | очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. | средний |
7 | Ольга Е. | спокойная, общительная, не покорная | средний |
8 | Диана Ш. | спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная | высокий |
9 | Кирилл К | общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях, непослушный и непокорный. | низкий |
10 | Вася К. | всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный, грубит взрослым | средний |
11 | Настя Н. | дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, иногда бывает в гневе. | средний |
12 | Аня М. | очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная | средний |
13 | Егор П. | любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками,, не покорен | средний |
14 | Сережа О. | шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный | средний |
15 | Саша М. | любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный, иногда бывает в гневе. | высокий |
Таким образом, можно сделать вывод, что социальный статус семей не отражается на нарушении поведения детей. Поэтому статус ребенка не является основным фактором нарушений поведения.
Так же мы опросили педагогов по составленной нами анкете (Приложение А), для выявления факторов и причин нарушений поведения детей. По результатам опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является малообщительность, а из-за отсутствия методик по развитию и формированию коммуникативных способностей детей не развиты коммуникативные навыки.
Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей детей.
Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие (Приложение Б) и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили: замкнутость – 1 балл, малообщителен – 2 балла и общителен – 3 балл. Оценка уровня коммуникаций: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2-3 балла, низкий уровень 1-2 балла. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного поведения.
Диагностика по методике «Понимание специфики ситуации» проводилась следующим образом, детям раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей детей занесены в Таблицу 2.
Таблица 2 – Коммуникативные способности детей
№ | Ф.И.О. | Понимание специфики ситуации (баллы) | Хар-ка (баллы) | Среднее количество баллов | Уровень коммуникат. способностей |
1 | Миша М. | 3 | 2 | 2,5 | средний |
2 | Никита П. | 2 | 3 | 2,5 | средний |
3 | Алина Б. | 3 | 3 | 3 | высокий |
4 | Витя С. | 1 | 1 | 1 | низкий |
5 | Данил Б. | 1 | 2 | 1,5 | низкий |
6 | Злата Б. | 1 | 2 | 1,5 | низкий |
7 | Ольга Е. | 2 | 3 | 2,5 | средний |
8 | Диана Ш. | 3 | 3 | 3 | высокий |
9 | Кирилл К | 1 | 2 | 1,5 | низкий |
10 | Вася К. | 2 | 2 | 2 | средний |
11 | Настя Н. | 2 | 3 | 2,5 | средний |
12 | Аня М. | 3 | 3 | 3 | высокий |
13 | Егор П. | 1 | 2 | 1,5 | низкий |
14 | Сережа О. | 2 | 2 | 2 | средний |
15 | Саша М. | 3 | 3 | 3 | высокий |
И так, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) и 7(46,6%) детей имеют средний уровень коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике Рисунок 2.
Полученные показатели коммуникативных способностей, в ходе констатирующего экпиремента, для детей младшего школьного возраста очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.
Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения поведения детей в виде непослушания и непокорности является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения является низкий уровень коммуникативных способностей, который проявляется в неумении детей оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения. Выявленные причины и факторы, а также особенности детей позволят построить программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Рисунок 2 – Уровень коммуникативных способностей детей
Как видим из рисунка, в основном дети малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на нарушения в поведении детей. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики.
Основные проблемы, заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими, т. е. в конечном счете в нарушениях общения, представляющих реальную опасность для адекватного поведения.
Таблица 3 – Психологические характеристики детей.
№ | Ф.И.О. | Характеристика дошкольного возраста | |
до экпиремента | после эксперимента | ||
1 | Миша М. | малообщительный, спокойный, уравновешенный, не послушный, покорный | общительный, более послушный |
2 | Паша П. | шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный | общительный, более покорный и послушный |
3 | Алина Б. | спокойная, общительная, не покорная, послушная | общительная, покорная, послушная |
4 | Витя С. | всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный | малообщительный, стал изредка общаться с девочками, более послушный, но непокорный |
5 | Данил Б. | общается со всеми, ябеда, покорный, но не послушный | общается со всеми, покорный более послушный |
6 | Злата Б. | очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. | малообщительная, появились подруги, покорная, послушная |
7 | Ольга Е. | спокойная, общительная, не покорная | спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, более послушная |
8 | Диана Ш. | спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная | общительная, послушная, но не покорная |
9 | Кирилл К | общается с кем придется, нет друзей, малообщителен. непослушный и непокорный. | завел друга, более покорный и послушный |
10 | Вася К. | всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный | общительный, реже стал драться, послушный и более покорный |
11 | Настя Н. | дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная. | играет почти со всеми, редкие конфликты, послушная, не покорная |
12 | Аня М. | очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная | общительная, демонстративные черты характера проявляются реже, послушная |
13 | Егор П. | любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, не покорен | малообщительный, стал менее конфликтен, и более послушный |
14 | Сережа О. | шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный | общительный, более послушный, появилась усидчивость |
15 | Саша М. | любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный | общительный, более покорный и послушный |
Таблица 4 – Коммуникативные способности детей
№ | Ф.И.О. | Понимание специфики ситуации (баллы) | Хар-ка дошк. (баллы) | Среднее количество баллов | |||
до экспер. | после экспер | до экспер. | после экспер | до экспер. | после экспер | ||
1 | Миша М. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,5 | 3 |
2 | Паша П. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 3 |
3 | Алина Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Витя С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
5 | Данил Б. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 |
6 | Злата Б. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 |
7 | Ольга Е. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 3 |
8 | Диана Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | Кирилл К | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 |
10 | Вася К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
11 | Настя Н. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 3 |
12 | Аня М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
13 | Егор П. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 |
14 | Сережа О. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
15 | Саша М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Из таблицы видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились.
В следствии проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы, заложенных в коррекционную программу нарушений поведения детей, коммуникативные способности детей стали выше.
Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на Рисунке 3.
Рисунок 3 – Коммуникативные способности детей
И так, по полученным результатам и выводам в ходе опытно-эксперементальной работы, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного результативна.
Таким образом, если при коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста; причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет эффективна.
Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов:
1) вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности;
2) для более успешной коррекционной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного ребенка с нарушением поведения. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная коррекционная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа педагога дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.
3) коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.
Практическое изучение проблемы коррекции нарушений поведения детей позволило выявить особенности детей, причины и факторы, влияющие на нарушения в поведении детей, которые необходимы для разработки программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. По полученным результатам и выводам в ходе реализации педагогического эксперимента, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного результативна.
Гипотеза, выдвинутая в исходном положении, если при коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста; причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет эффективна, нашла свое подтверждение.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста, но и подростков.
Список литературы
1 Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.
2 Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.
3 Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2003. – 36 с.
4 Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. – М.: МГПИ. – 2002. – С. 142–160.
5 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.
6 Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003
7 Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
8 Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001. – 36 с.
9 Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков – М.: 2001. С. 11–23.
10 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко– Минск: Беларусь, 2005.– С. 77–83.
11 Кудрявцев В.Н. и др. Социальные отклонения. – М.: Юрид. лит., 2002. – 368с.
12 Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И. Ковалева – М.: 2002 – 115 с.
13 Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – М.: 2001.С. 25
14 Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и
15 методы / Брак У. Б., Лаут Г. В. – М.: Академия. 2005 – 129 с.
16 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
17 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
18 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопр. психологии, № 6, 1967.– С. 118–129.
19 Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психологии, № 6, 1972.– С. 168–173.
20 Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопр. психологии, N 3, 2003. – С.150–158.
21 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./П.Ф. Лесгафт – М.: Педагогика, 1991. – С. 10–86.
22 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.// Вопр. психологии, N 3, 2003. – С.116–125.
23 Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся. /Э. Натанзон – Кишинев: Лумина, 2001. – 168 с.
24 Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. – 2002, № 1–2.– С. 4–97.
25 Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова и др.– М.: Педагогика, 2003.– С. 25.
26 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера»,2004. – 528 с.
27 Развитие личности ребенка: Пер с англ./ Общ. ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 2002. – С. 190–197.
28 Рудистам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А, Петровской. – М. 2001 – 210 с.
29 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции// Мир психологии и психология в мире, № 1, 2004.– С. 57–63.
30 Славина Л.С. Дети с аффективным поведением./Л.С. Славина – М.: Просвещение, 2004. – 150 с.
31 Фрейд З. Я.– Тбилиси: Мерами, 2001.– С. 375.
32 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Ильин В.П., 2001. – 199 с.
33 Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе// Методическое. пособие. – Минск.: БНИИО, 2003. – С. 37.
34 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 197 с.
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Занятие «Цветные карандаши»
Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.
Ход занятия
“Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”)
Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!”
Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)
Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.
А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.
Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: “Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.
Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!
I. Упражнение “Волшебный сон” (Звучит релаксационная музыка)
Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка:
“Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем….
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
Шея не напряжена и расслаблена…
Дышится легко, ровно, глубоко….
Пауза...
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)
Карандаш: “Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.
Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному “превращению” – помогает надеть шапочки и накидки.
Карандаш: “Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?
(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)
Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.
II. Этюд “Цветы на поляне”
Карандаш: “Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).
Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: “Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.
Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?
Карандаш: “Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)
Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?
Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.
Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.
Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)
Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами “уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!”, своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д.)
Карандаш: “А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).
Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру “Я - солнышко, ты – солнышко”, для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:
Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)
У меня – нос, у тебя – нос!
У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)
У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)
Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)
Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.
Загадка: “Ни окон, ни дверей, полна горница людей” (огурец)
Проводится речевая игра “Огуречик”
“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:
Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт..
Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Тут и птенчик из гнезда пропищал…
Медведь из берлоги прорычал…
Сорока-белобока протараторила…
Улитка медленно-медленно произнесла…
А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…
Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…
Прибежал домой и решил никуда не ходить.
Карандаш: “Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? ” (Ответы детей).
Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.
III. Коммуникативная игра “Клубочек”.
Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.
Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.
Карандаш: “Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? ” (ответы детей)
IV. Музыкальная игра “Колокольчик”.
На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.
Карандаш: “ Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).
Песня “Радуга”.
Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)
Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру “Маленькие ножки”.
Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д.)
Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.
Аннотация
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 3 приложений, 4 таблиц, 3 рисунков, 34 источника литературы.
Коррекция, нарушения, поведение, дети младшего школьного возраста.
Объектом исследования являются нарушения поведения детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
В данной работе проделана опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста, которая предусматривает коррекцию нарушения поведения детей. В результате исследования сделаны выводы и заключения, дана оценка эффективности предлагаемой программы. Гипотеза нашла свое подтверждение. Определена практическая значимость исследования.
Содержание
Введение
1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Формирующий этап – разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.3 Оценка результативности проведенной программы нарушений коррекции поведения детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Причины нарушения поведения возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Тревожным симптомом является рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.
Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, является нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и часто единственный, план выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка, в недостаточной степени исследованы особенности нарушений поведения детей. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Этому посвящены работы Беличевой С.А., Дубровиной И.В., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е. и др.
Отдавая должное сделанному исследователями данной проблемы, следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев нарушения поведения; отсутствует общепринятая систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся; большая часть исследований ориентирована на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются еще в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения может смешаться на этот возрастной период; преобладает фрагментарное представление о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей и детей. В многочисленных работах, посвященных проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции нарушения поведения в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана.
Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении средств своевременной коррекции нарушений поведения, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста влияют на установку их личности. Неразработанность проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили выбор направления и тематику дипломной работы.
Цель: на основе теоретического и практического исследования выявить эффективные методы и способы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Объект: нарушения поведения детей младшего школьного возраста
Предмет: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста
4) разработать программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста и определить её результативность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ научной и учебно-методической литературы;
- наблюдение;
- тестирование;
- опрос;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка и интерпретация результатов
База исследования:
МОУ средней школы № 4 г.Завитинска. В исследовании принимали участие 15 детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста, но и подростков.
Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Дата: 2019-04-22, просмотров: 463.