Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Для более успешной коррекционной работы необходим поиск наиболее эффективных методов и средств воздействия на каждого отдельного ребенка или группы детей с нарушением поведения. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.
Данный педагогический эксперимент должен подтвердить:
1) полученные выводы в теоретическом исследовании;
2) гепотизу исследования, суть которой в том, что коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Педагогический эксперимент состоит из последовательных этапов, каждый из которых требует определенных методик.
На первом этапе, констатирующем – исследуются динамические характеристики личности, изучаются социально-статусная структура личности, определяются условия и факторы социально-психологических индексов, влияющих на межличностные конфликты среди подростков. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов педагогического эксперимента.
Задача второго этапа – формирующего, разработана и реализована программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка результативности.
Целью педагогического эксперимента разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста, определение её результативности.
Задачи исследования:
1) провести диагностические мероприятия по определению возрастных и психологических особенностей, условий и факторов, влияющих на нарушения в поведении детей;
2) на основании полученных результатов в ходе диагностических мероприятий разработать и реализовать программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста определить результативность данной программы
Для решения поставленных задач использовались методики:
1) наблюдение;
2) социзмерения
3) математическая обработка и интерпретация результатов
Базой исследования послужило МОУ средняя школа № г. Завитинска. В исследовании принимали участие 15 детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых. Отбор испытуемых проводился по личным делам детей. У всех испытуемых детей нарушения поведения проявлялись в виде непокорности и непослушания.
Основными факторами нарушений поведения в виде непокорности и непослушания выступают уровень притязаний, самооценка и статус, коммуникативные способности и конфликтоустойчивость.
В нашем эксперименте для разработки программы коррекции нарушений поведения детей определены следующие факторы:
1) социальный статус;
2) коммуникативные способности;
Где, оценочными критериями выступили:
1) коммуникативные способности – понимание специфики ситуаций и уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей;
С целью обеспечения индивидуализации проводилась комплексная диагностика показателей нарушения поведения детей, где были определены следующие методики:
1) метод наблюдения, включал наблюдение за детьми во время уроков и перемен между уроками;
2) тестированием определялось понимание специфики ситуаций и уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей
Определенные нами методы исследования позволили выявить педагогические и психологические особенности и причины, влияющие на нарушение детей, которые необходимо учитывать при разработке программы коррекции нарушений поведения детей.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 410.