Роль и место финансов в регулировании экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебное пособие

для студентов заочного обучения

По направлению «Экономика»

Профилю «Финансы и кредит»,

«Государственные и муниципальные финансы»

(программа подготовки бакалавров)

 

Хабаровск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции финансов 4
2. Финансовая система 10
3. Финансовые ресурсы и финансовый рынок 14
4. Основы управления финансами 19
5. Финансовый механизм 24
6. Финансовая политика государства 32
7. Государственные и муниципальные финансы 37
8. Частнохозяйственные финансы 42
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

   Дисциплина «Финансы» включает в себя основы современных знаний в области государственных, муниципальных и частнохозяйственных финансов. Предметом изучения курса являются финансовые отношения в экономике.

Цель дисциплины: формирование у студентов современных теоретических знаний в области финансов, их роли и значении в современных экономических условиях, основных представлений о системе финансовых отношений, организации финансового механизма, основах управления финансами, принципах  организации финансов субъектов хозяйствования,  населения, государственных и муниципальных финансов.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студента систему теоретических знаний о финансовых категориях и отношениях.

2. Изучить содержание и особенности развития финансовой системы.

3. Рассмотреть основы функционирования государственных и муниципальных финансов, финансов организаций и финансов домашних хозяйств.

4. Показать необходимость комплексного подхода к изучению актуальных вопросов управления финансами.

5. Ознакомить с основами финансового механизма и его основными элементами.

6. Сформировать у студента представление о финансовой политике государства.

7. Обучить навыкам работы с нормативными правовыми актами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы.

Курс «Финансы» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»).

В учебном пособии для студентов заочного отделения раскрыты основные темы курса, даны контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме, список рекомендуемых источников и вопросы к экзамену по дисциплине «Финансы» (приложение 1).

 

Тема 1. Сущность и функции финансов

 

1. Понятие о финансах.

2. Функции финансов.

3.Роль и место финансов в регулировании экономики.

Понятие о финансах.

 

Финансы – историческая, экономическая категория. Термин «финансы» возник  в ХV веке в торговых городах Италии. Он происходит от средневекового латинского термина «Financia», обозначавшего обязательную уплату денег. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Такое состояние сохранялось почти до начала ХVІІІ века. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких как: земство, городская община и др.

Впервые в нынешнем понимании термин «финансы» стал применяться во Франции, где под финансами понималась совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.

В ХVІІІ веке определение понятия финансов как государственного хозяйства получило дальнейшее развитие. Государственные образования различного уровня стали называться союзами публичного характера, а финансы – формами и методами добывания средств и их использования этими союзами при выполнении возложенных на них функций. Формы и методы мобилизации средств постоянно менялись и усовершенствовались, что было связано с развитием экономики государств.

В ХІХ веке наблюдается бурное экономическое развитие. Углубляется и само понимание финансов. От упрощенного их понимания как государственного хозяйства происходит переход к пониманию финансов как самостоятельной отрасли знаний, охватывающей новые сферы их функционирования. Возникают финансовые рынки, развивается государственный кредит и другие финансовые институты. Финансы превращаются в весомый фактор политической и экономической жизни в стране.

Наивысшего развития финансы достигли в ХХ веке, когда функции государства намного расширились и усовершенствовались, а товарно- денежные отношения заняли главное место в экономических системах. Финансы превратились в универсальный и чрезвычайно активный элемент экономической жизни. В настоящее время значение финансов в истории, общественной жизни несомненно: в них отражаются как политическая судьба государства, так и экономические и социальные условия данной страны.

Итак, предпосылками возникновения и развития финансов было возникновение товарно-денежных отношений, а также появление и развитие различных видов государственных образований. Поэтому можно утверждать, что финансы – это продукт развития товарно-денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Во всех общественно-экономических формациях основой общественных отношений являются производственные (экономические отношения). Категория финансов характеризует сущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части стоимости ВВП и национального дохода. Вся совокупность производственных отношений (а в их числе и финансовые) составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.).

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением средств (наличным или безналичным). Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании ресурсов внутрихозяйственного назначения в организациях, или о перечислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение финансовых средств само по себе не раскрывает сущности финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные) за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов может осуществляться через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Исследование экономической сущности финансов, выделение специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение: финансы представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе движения (формирования и использования) централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную.

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения: их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Распределение ВВП заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. При этом основные доходы формируются среди участников материального производства. Они делятся на три группы: а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства; в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.

Однако распределение ВВП не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства.

Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где ВВП не создается, однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и отраслей можно отнести развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечение обороноспособности страны, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Всё это обусловливает объективную необходимость перераспределения первичных доходов предприятий и населения. С помощью перераспределительных процессов государство создает и использует централизованные финансовые ресурсы, которые концентрируются в бюджете, государственных внебюджетных фондах, государственных резервах и т.п. В этих фондах государство сосредотачивает, а затем использует на общегосударственные нужды все доходы, полученные им в процессе перераспределения ВВП от организаций и граждан посредством налогов и сборов.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов непосредственно вытекает из предыдущей (распределительной) функции. В процессе движения финансовых ресурсов появляется возможность оценить состояние финансов в экономике и её субъектов, отслеживать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать меры к устранению слабых мест и проблем, применять штрафные санкции к нарушителям финансовый дисциплины и осуществлять другие контрольные действия. На практике эта функция реализуется в системе финансового контроля. Она включает государственный (муниципальный) и частнохозяйственный финансовый контроль. Различные формы, виды, методы финансового контроля, а также специальные контрольные органы будет рассмотрены в отдельной теме пособия.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Каковы основные признаки финансов?

2. Что понимается под термином «финансы»?

3. Каковы исторические предпосылки возникновения финансов?

4. Каковы функции финансов?

5. В чем состоит смысл и механизм действия распределительной функции финансов?

6. Чем выражается сущность и значение контрольной функции финансов?

7. Какова роль финансов в регулировании экономики?

8. Каковы основные формы регулирования экономики?

Тестирование по теме «Сущность и функции финансов»:

 1. Финансы - это:

а) денежные отношения;

б) денежные средства;

в) денежные поступления в бюджет;

г) денежные поступления в бюджет и внебюджетные фонды.

Признаки  финансов:

а) плановость;

б) денежный характер;

в) субъективность;

г) распределительный характер;

д) императивность;

е) категория обмена.

Финансы - это:

а) денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия;

б) денежные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стои­мости путем формирования индивидуальных доходов;

в) денежные отношения, связанные с формировани­ем и использованием финансовых ресурсов.

Функции финансов:

а) фискальная;

б) стимулирующая;

в) распределительная;

г) регулирующая;

д) контрольная.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Что представляет собой финансовая система по внутреннему устройству?

2. Какова организационная структура финансовой системы?

3. Что входит в механизм управления финансовой системой?

4. Назовите звенья сферы финансов хозяйствующих субъектов.

5. Охарактеризуйте сферу государственных и муниципальных финансов и назовите её звенья.

6. Раскройте взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы государства.

 

Тестирование по теме «Финансовая система»:

Содержание финансового рынка

В рыночной системе хозяйствования финансовые ресурсы принимают рыночную форму своего движения, т.е. складывается, формируется движение финансовых ресурсов в форме финансового рынка. Финансовый рынок является формой организации движения финансовых ресурсов и раскрывает суть финансовых отношений по законам спроса и предложения на финансовые ресурсы. Финансовый рынок, таким образом, является с одной стороны,  является составной частью финансовой системы общества, формой её функционирования, а с другой стороны, финансовый рынок является составной частью рыночной экономики в целом.

Финансовый рынок – обобщающее понятие. В наиболее общем значении – это рынок, где обращается капитал: организованное по законам спроса и предложения движение финансовых ресурсов общества. В странах с развитой рыночной экономикой финансовый рынок выступает важным экономическим инструментом воздействия на расширенный процесс воспроизводства, распределения и перераспределения финансовых ресурсов общества.

Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъекты финансового рынка: государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане. Функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от собственников к заемщикам, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования и отраслями экономики.

Объекты, субъекты финансового рынка, все его элементы между собой тесно взаимосвязаны. Например, увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и организаций ведёт к расширению рынков кредита и ценных бумаг. Наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании экономики за счет кредитов и аккумулирует временно свободные средства инвесторов. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (продаются и покупаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и др.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке. Поэтому важной задачей обеспечения эффективного функционирования финансового рынка является достижение равновесия и сбалансированности всех его элементов.

 

Структура финансового рынка

   Финансовый рынок имеет достаточно сложную структуру, охватывает разные рынки, которые состоят, в свою очередь, из многих институтов. Каждый рынок связан с определенным типом обязательств, обслуживает клиентов, обладающих разными интересами, действует в разных регионах страны. Критерии классификации финансового рынка поэтому могут быть различными. Так, например, по критерию риска можно выделить рисковые и безрисковые финансовые рынки. По уровню охвата финансовые рынки могут быть – местные, региональные, национальные, международные, мировые финансовые рынки. В зависимости от выпуска (эмиссии) ценных бумаг финансовые рынки могут быть первичные и вторичные. Могут быть и иные критерии классификации финансового рынка.

Структура финансового рынка определяет и структуру институтов и его участников. Особенностью финансового рынка является то, что участие в его работе принимают финансовые посредники. К числу финансовых посредников можно отнести банки, трастовые компании, инвестиционные компании кредитные союзы, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые корпорации и др. Они трансформируют прямые требования в косвенные путем приобретения ценных бумаг и выпуска своих собственных. Например, трастовая компания представляет ссуду корпорации под залог, который есть ценной первичной бумагой. Одновременно срочные вклады и депозитные сертификаты, которые являются свидетельством обязательств трастовых компаний перед клиентом – косвенные требования. Страховые компании и пенсионные фонды покупая облигации промышленных корпораций, осуществляют эмиссию страховых полисов.

Финансовые посредники предоставляют много полезных услуг участникам финансового рынка. Во-первых, способствуют уменьшению стоимости операций при одновременном росте их количества. Во-вторых, объединяют сбережения своих клиентов для больших инвестиций на первичном рынке. В-третьих, диверсифицируют риск, что трудно сделать отдельным собственникам сбережений самостоятельно. В-четвертых, трансформируют срок ценной первичной бумаги в различные сроки погашения косвенных обязательств. Последние могут быть более привлекательными для конечного кредитора.

Финансовые посредники формируют цену и тип обязательств, которые выпускаются им для потребности собственников сбережения. Цель посредника – получение прибыли путем приобретения ценных первичных бумаг, которые дают больший доход, чем тот, который посредник должен отдать за выпущенные им косвенные обязательства с учетом его накладных расходов. Посредники направляют деньги от конечного кредитора к конечному заемщику по меньшей цене и с меньшими препятствиями, чем если бы это было при прямой покупке конечными кредиторами. Существуют различные особенности посредничества в отдельных финансовых институтах, однако все они организованы специалистами в дилерские, брокерские, консультативные фирмы. Эти фирмы осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами, законодательством и правовым регулированием финансового рынка.

Объединяющим институтом финансового рынка является фондовая биржа. Фондовая биржа имеет утвержденные правовые положения, организацию и порядок работы. Опирается на правила торговли, в которых определены виды соглашений, порядок расчетов, порядок регистрации и допуска ценных бумаг в обращение на фондовой бирже.

Важным условием развития финансового рынка является правовое регулирование. Законодательное обеспечение правовых действий всех участников фондового рынка напрямую связаны с налогообложением доходов от ценных бумаг, а также осуществлением государственного контроля за выпуском и обращением ценных бумаг.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Что такое финансовые ресурсы?

2. Чем отличаются централизованные финансовые ресурсы от децентрализованных?

3. Что такое финансовый рынок?

4. Что является объектом купли – продажи на финансовом рынке?

5. Кто является субъектами финансового рынка?

6. Какие функции выполняет финансовый рынок?

7. Какова структура финансового рынка?

8. Назовите критерии классификации финансового рынка?

9. Какую роль играют финансовые посредники в функционировании финансового рынка?

10. Какова роль фондовой биржи в функционировании финансового рынка?

Тестирование по теме «Финансовые ресурсы и финансовый рынок»:

 

1. Финансовые ресурсы потенциально создаются:

а) в процессе производства;

б) в процессе распределения;

в) в процессе обмена.

2. Децентрализованные финансовые ресурсы используются на:

а) развитие экономики;

б) увеличение оборотных средств;

в) погашение государственного долга.

3. Совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территории – это:

а) финансовые ресурсы государства;

б) финансовые ресурсы предприятий;

в) региональные финансовые ресурсы.

4. Источники формирования финансовых ресурсов организации:

а) собственные, заемные, прибыль;

б) заемные, устойчивые пассивы, амортизация;

в) собственные, заемные, привлеченные.

5. Централизованные финансовые ресурсы используются на:

а) развитие экономики;

б) увеличение оборотных средств организации;

в) погашение государственного долга.

6. На первичном рынке ценных бумаг осуществляется:

а) размещение вновь выпущенных ценных бумаг;

б) купля-продажа обращающихся ценных бумаг;

в) дальнейшая перепродажа ценных бумаг.

Финансовый рынок включает:

а) рынок капиталов;

б) рынок товаров;

в) денежный рынок;

г) рынок сырья.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Назовите объекты и субъекты управления финансами.

2. Какие органы осуществляют стратегическое, общее управление финансами?

3. Кто осуществляет оперативное  управление финансами?

4. Назовите функциональные элементы управления финансами.

5. Перечислите основные полномочия Министерства финансов РФ.

6. Каковы полномочия Федерального казначейства?

7. Назовите основные полномочия Федеральной налоговой службы.

 

Тестирование по теме «Основы управления финансами»:

К задачам Министерства финансов РФ относятся:

а) разработка проекта федерального бюджета;

б) рассмотрение и утверждение федерального бюджета;

в) управление государственным долгом Российской Федерации;

г) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

    Задание по теме «Основы управления финансами»

1. Используя данные Интернета, выберите субъект Российской Федерации, найдите нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность высших законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Укажите функции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по управлению финансами.

2.  Изобразите в виде схемы взаимодействие территориальных органов, подведомственных Минфину России в Хабаровском крае и исполнительных органов государственной власти Хабаровского края.

Тема 5 .Финансовый механизм

1. Понятие финансового механизма и его структура.

2. Характеристика отдельных элементов финансового механизма.

        

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Назовите основные звенья финансового механизма?

2. Чем отличаются финансовое планирование от финансового прогнозирования?

3. Какие виды финансовых планов вы знаете?

4. Охарактеризуйте основные методы финансового планирования.

5. Что такое финансовое регулирование и каковы его методы?

6. Дайте определение финансового контроля.

7. Назовите и охарактеризуйте виды финансового контроля?

8. Охарактеризуйте формы финансового контроля.

9. Назовите и охарактеризуйте методы финансового контроля.

Тестирование по теме «Финансовый механизм»:

1. К финансовым планам можно отнести:

а) смету;

б) бизнес-план;

в) прогноз;

г) бюджет.

2. Государственное (централизованное) планирование включает:

а) бюджетное планирование;

б) страховое планирование;

в) бизнес-планирование;

г) внебюджетное планирование.

Содержание и назначение финансовой политики.

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политик;

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей является снижение объема государственного долга Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Как вы понимаете термин «финансовая политика»?

2. Какие требования необходимо учитывать при разработке финансовой политики?

3. Какие самостоятельные части финансовой политики вы знаете?

4. Охарактеризуйте понятие «налоговая политика», «бюджетная политика», «денежно-кредитная политика».

5. Что такое «финансовая стратегия» и «финансовая тактика»?

 

Тестирование по теме «Финансовая политика государства»:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какое место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы?

2. В чем проявляется сущность государственных и муниципальных финансов?

3. Каковы основные функции государственных и муниципальных финансов?

4. Какие основные элементы включает система государственных и муниципальных финансов в различных странах?

 

Тестирование по теме «Государственные и муниципальные финансы»:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию «частнохозяйственные финансы».

2. Перечислите финансовые отношения, которые складываются у субъектов хозяйствования.

3. Раскройте функции частнохозяйственных финансов.

4. Назовите принципы организации финансов предприятий.

Задание по теме «Частнохозяйственные финансы»

1. Сравните финансовые механизмы двух коммерческих организаций, действующих в форме ОАО и ООО и занимающихся одним видом деятельности. Результаты сравнения представить в таблице:

Элементы финансового механизма ОАО ООО
1. Механизм формирования финансовых ресурсов в момент создания    
2. Механизм привлечения заёмных средств в момент функционирования организации    
3. Механизм привлечения средств на долевых началах в момент функционирования организации    
4. Механизм распределения прибыли между собственниками    
5. Обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы (основные виды налогов)    
6. Потребность в страховании    
7. Создание резервов    
8. Ответственность собственников по обязательствам организации     

 

Сделайте вывод о влиянии организационно-правовой формы коммерческой организации на её финансовый механизм.

2. Укажите направления использования прибыли коммерческой организации, которые связаны с принципом финансов коммерческой организации – обеспечение инвестиционной привлекательности коммерческой организации.

3. Изучив Федеральный закон от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса», изобразите в виде схемы организацию финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На схеме должны быть отражены: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, субъект малого бизнеса.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во ОМЕГА - Л, 2006.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во ОМЕГА – Л, 2006.

4. Барулин С. В., Барулина Е. В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. № 7. С. 55-58.

5. Государственные и муниципальные финансы России: учеб. пособие / Л. С. Гринкевич, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков, Ю. А. Рюмина. М.: Кнорус, 2007.

6. Ермакова Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. 2007. № 3. С. 32-40.

7. Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная политика» в теории финансов // Финансы и кредит. 2007. № 24. С. 6-9.

8. Ларина С. Е. Перспективы развития муниципальных финансов // Финансы. 2007. № 11. С. 21-24.

9. Финансы: учебник / С.В. Барулин. 2-е изд., М.: КНОРУС, 2011.

10. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007.

11. Финансы: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Финансы: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт, 2006.

13. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалёва. М.: ПРОСПЕКТ, 2008.

14. Финансы и кредит: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2008.

15. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

16. www. consultant.ru – справочно-правовая система «Консультантплюс»

17. www. ach.gov.ru – официальный сайт Счётной палаты РФ

18. www. government.ru – официальный сайт Правительства РФ

19. www1. minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ

20. www. roskazna.ru – официальный сайт Федерального казначейства

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансы»

1. Сущность финансов в рамках различных концепций.

2. Функции финансов в современной экономической литературе.

3. Финансовая система государства, основные сферы и звенья финансовой системы РФ.

4. Децентрализованные (частнохозяйственные) финансы: характеристика сферы и её звеньев.

5. Характеристика звеньев централизованных (государственных и муниципальных финансов), основные изменения, произошедшие в данной сфере.

6. Понятие финансовых ресурсов.

7. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.

8. Понятие финансового рынка, его характеристика.

9. Классификации финансового рынка, связь отдельных сегментов финансового рынка.

10. Управление финансами, функциональные элементы управления финансами.

11.  Полномочия органов оперативного управления финансами: Министерства финансов, федерального казначейства, федеральной налоговой службы.

12. Финансовый механизм, его виды, формы, методы, условия эффективности функционирования.

13. Финансовое планирование, его принципы и виды планов.

14. Содержание, принципы и методы финансового прогнозирования.

15.  Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики.

16. Сущность финансового контроля, его задачи.

17. Основные подходы к классификации финансового контроля.

18. Содержание, условия эффективности, задачи и значение финансовой политики государства.

19. Основные задачи финансовой политики на макро- и микроэкономическом уровнях.

20. Содержание государственных и муниципальных финансов.

21. Содержание и основы организации частнохозяйственных финансов.

22.Принципы формирования и использование частнохозяйственных финансовых ресурсов.

 

Учебное пособие

для студентов заочного обучения

По направлению «Экономика»

Профилю «Финансы и кредит»,

«Государственные и муниципальные финансы»

(программа подготовки бакалавров)

 

Хабаровск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции финансов 4
2. Финансовая система 10
3. Финансовые ресурсы и финансовый рынок 14
4. Основы управления финансами 19
5. Финансовый механизм 24
6. Финансовая политика государства 32
7. Государственные и муниципальные финансы 37
8. Частнохозяйственные финансы 42
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

   Дисциплина «Финансы» включает в себя основы современных знаний в области государственных, муниципальных и частнохозяйственных финансов. Предметом изучения курса являются финансовые отношения в экономике.

Цель дисциплины: формирование у студентов современных теоретических знаний в области финансов, их роли и значении в современных экономических условиях, основных представлений о системе финансовых отношений, организации финансового механизма, основах управления финансами, принципах  организации финансов субъектов хозяйствования,  населения, государственных и муниципальных финансов.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студента систему теоретических знаний о финансовых категориях и отношениях.

2. Изучить содержание и особенности развития финансовой системы.

3. Рассмотреть основы функционирования государственных и муниципальных финансов, финансов организаций и финансов домашних хозяйств.

4. Показать необходимость комплексного подхода к изучению актуальных вопросов управления финансами.

5. Ознакомить с основами финансового механизма и его основными элементами.

6. Сформировать у студента представление о финансовой политике государства.

7. Обучить навыкам работы с нормативными правовыми актами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы.

Курс «Финансы» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»).

В учебном пособии для студентов заочного отделения раскрыты основные темы курса, даны контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме, список рекомендуемых источников и вопросы к экзамену по дисциплине «Финансы» (приложение 1).

 

Тема 1. Сущность и функции финансов

 

1. Понятие о финансах.

2. Функции финансов.

3.Роль и место финансов в регулировании экономики.

Понятие о финансах.

 

Финансы – историческая, экономическая категория. Термин «финансы» возник  в ХV веке в торговых городах Италии. Он происходит от средневекового латинского термина «Financia», обозначавшего обязательную уплату денег. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Такое состояние сохранялось почти до начала ХVІІІ века. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких как: земство, городская община и др.

Впервые в нынешнем понимании термин «финансы» стал применяться во Франции, где под финансами понималась совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.

В ХVІІІ веке определение понятия финансов как государственного хозяйства получило дальнейшее развитие. Государственные образования различного уровня стали называться союзами публичного характера, а финансы – формами и методами добывания средств и их использования этими союзами при выполнении возложенных на них функций. Формы и методы мобилизации средств постоянно менялись и усовершенствовались, что было связано с развитием экономики государств.

В ХІХ веке наблюдается бурное экономическое развитие. Углубляется и само понимание финансов. От упрощенного их понимания как государственного хозяйства происходит переход к пониманию финансов как самостоятельной отрасли знаний, охватывающей новые сферы их функционирования. Возникают финансовые рынки, развивается государственный кредит и другие финансовые институты. Финансы превращаются в весомый фактор политической и экономической жизни в стране.

Наивысшего развития финансы достигли в ХХ веке, когда функции государства намного расширились и усовершенствовались, а товарно- денежные отношения заняли главное место в экономических системах. Финансы превратились в универсальный и чрезвычайно активный элемент экономической жизни. В настоящее время значение финансов в истории, общественной жизни несомненно: в них отражаются как политическая судьба государства, так и экономические и социальные условия данной страны.

Итак, предпосылками возникновения и развития финансов было возникновение товарно-денежных отношений, а также появление и развитие различных видов государственных образований. Поэтому можно утверждать, что финансы – это продукт развития товарно-денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Во всех общественно-экономических формациях основой общественных отношений являются производственные (экономические отношения). Категория финансов характеризует сущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части стоимости ВВП и национального дохода. Вся совокупность производственных отношений (а в их числе и финансовые) составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.).

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением средств (наличным или безналичным). Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании ресурсов внутрихозяйственного назначения в организациях, или о перечислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако движение финансовых средств само по себе не раскрывает сущности финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные) за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов может осуществляться через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материального носителя финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Исследование экономической сущности финансов, выделение специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение: финансы представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе движения (формирования и использования) централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную.

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения: их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Распределение ВВП заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. При этом основные доходы формируются среди участников материального производства. Они делятся на три группы: а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства; в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.

Однако распределение ВВП не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства.

Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где ВВП не создается, однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и отраслей можно отнести развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечение обороноспособности страны, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Всё это обусловливает объективную необходимость перераспределения первичных доходов предприятий и населения. С помощью перераспределительных процессов государство создает и использует централизованные финансовые ресурсы, которые концентрируются в бюджете, государственных внебюджетных фондах, государственных резервах и т.п. В этих фондах государство сосредотачивает, а затем использует на общегосударственные нужды все доходы, полученные им в процессе перераспределения ВВП от организаций и граждан посредством налогов и сборов.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов непосредственно вытекает из предыдущей (распределительной) функции. В процессе движения финансовых ресурсов появляется возможность оценить состояние финансов в экономике и её субъектов, отслеживать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать меры к устранению слабых мест и проблем, применять штрафные санкции к нарушителям финансовый дисциплины и осуществлять другие контрольные действия. На практике эта функция реализуется в системе финансового контроля. Она включает государственный (муниципальный) и частнохозяйственный финансовый контроль. Различные формы, виды, методы финансового контроля, а также специальные контрольные органы будет рассмотрены в отдельной теме пособия.

 

Роль и место финансов в регулировании экономики

 

Нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого.

В условиях рыночной экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).

В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов. Основным государственным регулятором для негосударственных предпринимательских структур является система налогообложения, управление процентными ставками и др.

Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для финансовой поддержки приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.

Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются: бюджет, кредитная система и др.

Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы организаций. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Финансовое регулирование экономики происходит в следующих формах: самофинансирование, кредитование и бюджетные ассигнования.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, срочности, платности, целевого характера и возвратности.

Бюджетные ассигнования выделяются на безвозвратной основе за счет средств соответствующих бюджетов.

Одним из важных институтов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективное направление инвестирования финансовых ресурсов, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции и др.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Каковы основные признаки финансов?

2. Что понимается под термином «финансы»?

3. Каковы исторические предпосылки возникновения финансов?

4. Каковы функции финансов?

5. В чем состоит смысл и механизм действия распределительной функции финансов?

6. Чем выражается сущность и значение контрольной функции финансов?

7. Какова роль финансов в регулировании экономики?

8. Каковы основные формы регулирования экономики?

Тестирование по теме «Сущность и функции финансов»:

 1. Финансы - это:

а) денежные отношения;

б) денежные средства;

в) денежные поступления в бюджет;

г) денежные поступления в бюджет и внебюджетные фонды.

Признаки  финансов:

а) плановость;

б) денежный характер;

в) субъективность;

г) распределительный характер;

д) императивность;

е) категория обмена.

Финансы - это:

а) денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия;

б) денежные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стои­мости путем формирования индивидуальных доходов;

в) денежные отношения, связанные с формировани­ем и использованием финансовых ресурсов.

Функции финансов:

а) фискальная;

б) стимулирующая;

в) распределительная;

г) регулирующая;

д) контрольная.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.