Технологическая карта туристского путешествия - это документ, наглядно и лаконично дающий все необходимые для работы сведения и данные по туру.
В ряде случаев (в зависимости от специфики маршрута и обслуживания) некоторые пункты могут быть опущены. График загрузки туристских предприятий по маршруту отражает реальную загрузку туристских предприятий по маршруту и позволяет ее отслеживать и контролировать.
Информационный листок к путевке туристского путешествия содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру. Информационный листок содержит следующие данные:
• указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания в путешествии, протяженности и продолжительности всего маршрута, его походной части, категоричности походов и другой специфики;
• описание трассы путешествия - пункты пребывания, продолжительность пребывания и условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование);
• краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности и т. п.), программы обслуживания в каждом пункте тура;
• перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату;
• наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок (комнат), библиотек, кинозалов и т. д.;
• адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие, и проезд до него.
В перечень дополнительной информации входят сведения, зависящие от специфики тура:
• информация о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, семейных пар;
• специальная информация для туристских путешествий с походом;
• прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура или направления.
Туристская путевка формы ТУР-1 представляет собой бланк строгой отчетности и содержит оптимальный набор реквизитов, дающих клиенту наиболее полную информацию о предстоящем туре. Эта форма путевки является типовой, что позволяет тур предприятиям при тиражировании путевок дополнять их и другими необходимыми данными.
Данная форма путевки используется как бланк строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин. Дата выписки (передачи) путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации туристского продукта, и служит основанием для применения льготы по НДС. При расчетах наличными корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми документами. При безналичных расчетах предприятию
необходимо обеспечить учет и хранение корешков выданных путевок.
Регистрация путевок в налоговой инспекции и порядок их нумерации законодательством не установлены.
Лист бронирования -это конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, тур оператору на формирование туристского продукта. Оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
К существенным условиям договора относятся:
• информация о тур операторе (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;
• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
• информация о тур операторе на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;
• информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;
• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
• права, обязанности и ответственность сторон;
• розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
• минимальное количество туристов в группе;
• срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
• порядок и сроки предъявления претензий туристом (претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом тур оператору или тур агенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии).
Иные условия договора определяются по соглашению сторон. Договора с партнерами - поставщиками услуг (с гостиницами, авиакомпаниями, автотранспортными предприятиями и др.) подтверждают возможности предоставления соответствующих услуг.
Калькуляция, или расчет стоимости тура, может производиться по методу, предложенному в листе бронирования. При этом расчет стоимости тура производится суммированием себестоимостей каждой отдельной услуги и нормативно заложенного процента прибыли (он обычно составляет для тур оператора 15-20 % от себестоимости тура).
Описание маршрута составляется в свободной форме для удобства работы менеджеров или супервайзеров по маршруту (или направлению), гидов, а также для приложения к договору с тур агентом для включения в текст информационного листка к путевке.
График движения по маршруту составляется в табличной форме с указанием дат и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.
Карта-схема маршрута составляется для линейных и кольцевых маршрутов с целью наглядности пути следования.
Описание технологических особенностей тура - это памятка о сроках подачи заявок на транспорт, билеты, экскурсии в музеи, бронирование мест в гостиницах, питание, а также напоминание о сроках и правилах оформления виз и страховок, пересадках, ожиданиях, о работе гидов на приеме или зарубежных представителей, гидов сопровождения и т. п. Для удобства работы
изготавливаются специальные бланки заявок на перечисленные услуги. Все это необходимо для оперативной работы персонала, контролирующего проведение данного тура.
Тексты памяток для туристов составляются в особых, необходимых случаях, например при организации специализированных туров (приключенческих, спортивных - по снаряжению, сохранению здоровья и безопасности во время путешествия и т. д.) или в случае направления туристов в эндемические страны. Каждому туристу, выезжающему в страны, неблагополучные ввиду наличия там опасных инфекций (чумы, холеры, желтой лихорадки, ВИЧ-инфекции, малярии), необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью тур оператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в аэропортах "Шереметьево", "Внуково" и др.
Справочные материалы по маршруту - это различные справочники, буклеты, расписание движения транспорта, работы музеев, адреса гостиниц, пути проезда к ним и другие материалы, освещающие особенности тура.
Рекламные проспекты и буклеты предназначены для туристов с целью их ознакомления, информирования и рекламы возможностей тур оператора по путешествиям (систематизированная рекламная информация по направлениям поездок с соответствующими реквизитами).
Прайс-листы. Для каждой тур операторской компании прайс-лист является одним из важнейших рабочих документов. От того, насколько лаконично и грамотно изложена в нем информация, во многом зависит успех сотрудничества с тур агентами. Прайс-листы могут иметь форму, листовок, буклетов и каталогов (развернутые ценовые предложения). В любом случае -это информация о ценах на различные туристские услуги.
В листовках информация излагается сжато, а цены тур пакетов указаны лишь на небольшой срок. В отдельных случаях — это специальные предложения тур фирм на один или на несколько вылетов.
Развернутые ценовые предложения представляют собой объемные издания (каталоги, буклеты) и включают не только полный перечень сезонных расценок предлагаемых туров, но и дополнительную информацию рекомендательного и разъяснительного характера: перечни необходимых документов для оформления тура, правила оформления визы и бронирования (с приложением листа бронирования), расписание авиа перелетов, информацию о расценках, условиях аренды автомобилей и особенностях отелей.
Туристские формальности.
VISA"'Виза, ""разрешение на въезд данному лицу на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории или проезд через нее (соответственно: виза въездная - entry visa, выездная -exit visa и транзитная - transit visa). Визы выдаются дипломатической службой (посольством, консульством). Это может быть соответствующая запись, штамп в паспорте или вкладыш с фотографией владельца паспорта.
Виза может быть однократной, т.е. на однократный въезд в государство на определенный срок в определенный период времени или многократной multiply visa, по которой можно пересечь границу неограниченное количество раз в также ограниченный период: год, три года и т.д. Иногда в многократной визе указывается ограничение числа поездок и их продолжительность (например 6 раз в течение года на 10 дней каждая), а также может быть указано минимальное количество денег, которое должен иметь в конвертируемой валюте иностранный гость при пересечении границы.
По виду назначения визы разделяются на служебную/деловую, частную/гостевую, с правом работы, temporary workers visa, иммиграционную immigration visa, туристскую.
Особо выделяется туристская виза - visitors for pleasure visa. Это разрешение посетить страну с туристскими целями в определенный период времени на определенный срок, например на две недели - срок путешествия или тура. Турист, прибывший в страну по такой визе, не имеет права заниматься в данной стране оплачиваемой работой и обязан покинуть пределы страны в указанный срок. Иногда такое предупреждение прямо указывается в паспорте при оформлении разрешения на въезд в страну. Так консульство Австралии ставит штамп - NO WORK, NO REZIDENCE, NO STADY -«без права работы, жительства и учебы».
Транзитная виза имеет ограничение по времени и обычно не требуется для пассажиров международных авиа- и морских линий, если они не покидают территорию аэропорта или борт судна.
Безвизовый въезд, выезд или транзит может быть установлен специальными соглашениями между государствами. В исключительных случаях выдается привилегированная виза (exempt visa) - виза, свободная от ограничений по времени пребывания и территории передвижения в стране. Ряд стран (Ангола, Бенин, Бурунди, Дания и др.) допускают оформление коллективной визы, в основном, для туристских групп.
Выдачей виз занимаются обычно консульские отделы посольств иностранных государств или генеральные консульства по регионам. Для получения визы следует заполнить соответствующие анкеты, приложить фотографии и заграничный паспорт и внести установленный сбор в валюте. Консульство обычно запрашивает иммиграционную службу своей страны и, если нет показании, то разрешает выдачу визы. Процедура выдачи визы различна по сложности и по срокам (от одного-двух дней до полутора месяцев).
В выдаче визы может быть отказано, при этом следует помнить, что консульство или посольство иностранного государства по дипломатическому протоколу не обязано объяснять причину отказа в выдаче визы.
При оформлении визы могут быть затребованы различные документы: например, медицинская страховка (Франция, Германия, США), нотариально-заверенные приглашения, часто не принимаются факсимильные документы - требуется предоставление подлинников приглашений.
Visa support визовая поддержка, официальное приглашение на посещение иностранного государства. Для получения въездной визы необходимо получить согласие принимающей стороны: (а) частного лица; (б) официального учреждения, предприятия, фирмы - деловая поездка; (в) турфирмы, отеля - для туристов. Обычно, в таком приглашении указывают полные атрибуты приглашаемого лица: фамилия, имя (отчество), год рождения, место рождения, адрес, где проживает, должность и место работы, паспортные данные, цель поездки, сроки пребывания. Перечни этих сведений устанавливаются консульскими учреждениями. По законам большинства стран приглашающий несет/должен нести все заботы о приглашенном в случае непредвиденных обстоятельств и в связи с этим указывается, кто оплачивает поездку, проживание, питание и медицинскую страховку. В настоящее время последним двум пунктам уделяется большое внимание и даже иногда оговаривается особо обязанность приглашенного выехать из страны в установленный в визе срок. Консульские отделы стремятся по возможности перепроверить указанные данные.
Имеет место и развивается тенденция использования визовой поддержки для поездки по туристским визам в иных целях, часто несовместимых с туризмом и даже противоречащих его основополагающим принципам. Поэтому за рубежом отели и туристские фирмы очень осторожно дают визовую поддержку. Таковая по общем правилу не дается, если турист не покупает услуги у турфирмы - проживание, питание, культурную программу. Как выход из этого положения - приобретение самого дешевого проживания в хостеле без питания. Консульские учреждения учитывают эти тенденции и проводят выборочно личные собеседования с целью выявить лиц, которые хотели бы воспользоваться туристской визой для незаконной иммиграции или иных целей, противоречащих целям туризма.
Заключение
Методическое обеспечение воплощается в виде подготовки специальной технологической документации, которая призвана полностью описать сам тур, процессы его производства и услуги, предоставляемые туристам. Это необходимо для четкой, оперативной и гибкой работы сотрудников фирмы, а также для возможности постоянного контроля за содержанием тура, его выполнением и для работы над его совершенствованием. Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами. Все технологические документы комплектуются в "папку тура" для обеспечения бесперебойной работы тур оператора на данном участке и соблюдения принципа "гибкости" туристского продукта, чтобы каждый работник фирмы мог с легкостью и квалифицированно заменить отсутствующего по каким-либо причинам менеджера направления.
Ключевые слова
Туроператор, турагент, туристическая фирма, технологическая карта, путевка, ваучер, прайс-лист, калькуляция, листовка, тур, маршрут.
Вопросы и задания
1. Какие основные документы комплектуются в папку тура?
2. Что содержит технологическая карта?
3. Составьте калькуляцию тура.
Литература
1.Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2000.
2.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: издательство ПРИОР,2001
3.Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб.пособие. Смоленск,2000
4.Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/Под ред. А.Л.Лесника, И.П. Мацицкого и др. М.,2000.
5. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М.,2000.
6.Интернет сайты:
www.subaruufa.ru,
www.peugeotufa.ru,
www.bashexpo.ru,
www.interunion.ru
//www.fox.nstn.ca/
www.world-tourism.org – Всемирная туристская организация
www.wttc.org – Всемирный Совет по путешествиям и туризму
www.tag-group.com – Консультативная группа по вопросам туризма(TAG)
www.roughguides.com – Электронный путеводитель
www.travel-library.com – Электронная библиотека путешествий
Кейс- стади
Дата: 2019-04-22, просмотров: 2936.