РассеяНИЕ токсичных выбросов в АТМОСФЕРе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха. В целях охраны атмосферного воздуха для хозяйствующих субъектов (объектов I - III категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)), имеющих стационарные источники выбросов, с 1.01.2019 г. устанавливаются допустимые выбросы (ДВ), временно разрешенные выбросы (ВДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормативы ПДВ и размеры СЗЗ определяются на основе расчётов рассеивания загрязняющего вещества (ЗВ) в атмосферном воздухе.

С 01.01.2018 вступили в силу Методы расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждённые приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2017, № 47734). Данные Методы расчётов рассеивания (далее – МРР-17) предназначены для расчёта концентраций в атмосферном воздухе ЗВ при определении нормативов выбросов, обосновании ориентировочных размеров СЗЗ и решении других задач [12].

Таким образом, предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ промышленных предприятий регламентируются ГОСТ 17.2.3.02-2014 [13] и МРР-17 [12]. Указанные документы позволяют определить (рассчитать) ПДВ для каждого конкретного источника загрязнения воздуха в атмосфере на предприятии из условия, чтобы сумма создаваемых всеми предприятиями приземных концентраций данного вещества или их комбинация не превышала ПДК. Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу являются средством текущего контроля деятельности предприятия.

Они предназначены для осуществления государственного контроля за состоянием и охраной атмосферного воздуха, установления размеров экологических платежей за загрязнение атмосферы, наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении законодательства в области охраны атмосферы, оценки эффективности воздухоохранных мероприятий.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) можно отнести к числу основных экологических нормативов, устанавливаемых для хозяйствующего субъекта, которые лимитируют максимально возможный объем выброса конкретного загрязняющего вещества в единицу времени.

Производственно-хозяйственные нормативы качества окружающей среды относятся непосредственно к источнику воздействия, устанавливаются в связи с тем, что санитарно-гигиенические нормативы не указывают на источник воздействия и не регулируют его поведение. Эту функцию для атмосферного загрязнения выполняют нормативы ПДВ. Другими словами, ПДВ являются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы.

ПДВ от источника в атмосферу - предельное количество вредного вещества, разрешенное к выбросу из данного точечного источника, после применения очистного оборудования, которое в совокупности со всеми источниками загрязнения населенного пункта (региона), с учетом рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития производительных сил, не создаст приземной концентрации, превышающей установленные нормативы ПДК.

Следовательно, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом существующего фонового загрязнения, возможного наложения зон загрязнения от разных источников, принимая во внимание совместное действие нескольких загрязнителей.

Формирование фонового загрязнения атмосферного воздуха обусловлено природными и антропогенными источниками загрязняющих веществ и зависит от временных факторов и характеризуется наличием годовых, сезонных, месячных, суточных и внутрисуточных колебаний. Обычно в качестве фонового загрязнения рассматривают загрязнение атмосферы на больших расстояниях от его источников, однако с развитием промышленности и транспортной инфраструктуры зона распространения атмосферных примесей значительно расширяется.

При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ возникает комбинированное действие загрязняющих веществ. Если загрязнители обладают эффектом суммации, то сумма отношений концентраций к ПДК не должна превышать 1 (единицы) при расчете по формуле:

                                          (3.1)

где  - фактические концентрации веществ в атмосферном воздухе среды обитания человека;

 - предельно допустимые концентрации тех же веществ.

Комбинированное действие вредных веществ - это одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления. Различают несколько видов комбинированного действия ядов.

1. Аддитивное действие – феномен суммированных эффектов, индуцированных комбинированным воздействием. При этом суммарный эффект смеси равен сумме эффектов действующих компонентов. (Например, ацетон, фурфурол, формальдегид и фенол).

2. Потенцированное действие (синергизм) – усиление эффекта, действие больше, чем суммация. Эффектом потенцирования обладают бутилакрилат и метилакрилат ( равен 0,8)

3. Антагонистическое действие – эффект комбинированного воздействия, менее ожидаемого при простой суммации.

4. Независимое действие – комбинированный эффект не отличается от изолированного действия каждого яда. Преобладает эффект наиболее токсичного вещества. (Например, бензол и раздражающие газы, смесь взрывных газов и пылей в рудниках).

При совместном присутствии в атмосферном воздухе азот диоксид и сера диоксид обладают частичной суммацией действия, сумма их концентраций не должна превышать 1,6 при расчете по формуле 3.2:

                               (3.2)

где:  - фактические концентрации веществ в атмосферном воздухе;

 - предельно допустимые концентрации тех же веществ в атмосферном воздухе.

При совместном присутствии эффектом неполной суммации обладают следующие группы веществ: 1) вольфрамат натрия, парамолибдат аммония, свинца ацетат (коэффициенты комбинированного действия,  , равен 1,6); 2) вольфрамат натрия, мышьяковистый ангидрид, парамолибдат аммония, свинца ацетат ( равен 2,0); 3) вольфрамат натрия, германия диоксид, мышьяковистый ангидрид, парамолибдат аммония, свинца ацетат ( равен 2,5); 4) азота диоксид, серы [9].

Не обладают эффектом суммации 2-х, 3-х и 4-х компонентные смеси, включающие диоксид азота и/или сероводород и входящие в состав многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха, если удельный вес концентраций одного из них, выраженный в долях соответствующих максимальных разовых ПДК, составляет: в - 2-х компонентной смеси более 80%; - в 3-х компонентной - более 70%; - в 4-х компонентной - более 60 %.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (статья 12) [14, 15] в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:

- технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее технический норматив выброса);

- норматив допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее норматив допустимого выброса (НДВ)).

Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Закон установил, что технические регламенты принимаются в целях:

· защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учётом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие промышленную и другие виды безопасности, включая биологическую. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или связанным с ними процессам, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путём внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р [14, 16].

При подготовке перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей были учтены уровень токсичности, канцерогенные и (или) мутагенные свойства химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способность к преобразованию в соединения, обладающие большей токсичностью. Во внимание приняты данные экологического и социально-гигиенического мониторинга, методики (методы) измерения.

Основой методов расчета рассеивания для установления НДВ является максимальное значение приземной концентрации Cм.

В связи с тем, что полностью уловить пыле- и газообразные примеси в отходящих газах практически невозможно, и выделение в атмосферу некоторой части вредных веществ пока еще неизбежно, их подвергают рассеиванию в атмосфере через высотные трубы для того, чтобы концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы не превышала предельно допустимую максимальную разовую концентрацию.

Распространение в атмосфере выбрасываемых из труб промышленных выбросов подчиняется законам турбулентной диффузии. На процесс рассеивания выбросов существенное влияние оказывают состояние атмосферы, расположение предприятий, характер местности, физические свойства выбросов, высота трубы, диаметр устья и др. Горизонтальное перемещение примесей определяется в основном скоростью ветра, а вертикальное - распределением температур в вертикальном направлении.

На рис. 2 показано распределение концентрации вредных веществ в атмосфере над факелом организованного высокого источника выброса. По мере удаления от трубы в направлении распространения промышленных выбросов концентрация вредностей в приземном слое атмосферы сначала нарастает, достигает максимума и затем медленно убывает, что позволяет говорить о наличии трех зон неодинакового загрязнения атмосферы: зона переброса факела выбросов, характеризующаяся относительно невысоким содержанием вредных веществ в приземном слое атмосферы; зона задымления — зона максимального содержания вредных веществ; зона постепенного снижения уровня загрязнения.

Опасной является зона задымления, поэтому она должна быть «изъята» из жилой зоны. Размер этой зоны зависит от метеорологических условий, поэтому она может составлять 10–50 высот вытяжной трубы. Максимальная концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе прямо пропорциональна производительности источника загрязнения и обратно пропорциональна квадрату его высоты над землей.

Подъем горячих струй почти полностью обусловлен подъемной силой газов, имеющих более высокую температуру, чем окружающий воздух.

Рис. 2. Распределение концентраций вредных веществ в атмосфере от организованного высокого источника выброса

Разбавление загрязняющих веществ вдоль оси струи пропорционально средней скорости ветра на высоте струи. Вместе с тем с увеличением скорости уменьшается высота факела над устьем источника, факел разбивается, перемешиваясь с воздушными массами, и может приземляться вблизи источника, создавая опасные уровни загрязнения. Поэтому для источников выбросов вводят понятие «опасной скорости», при которой приземные концентрации имеют наибольшие значения. Чтобы предотвратить отклонение потока выбросов вблизи отверстия вытяжной трубы, скорость выбрасываемого газа должна вдвое превышать опасную скорость ветра на уровне горловины трубы.

Низкая облачность, туман препятствуют формированию факела выброса и являются причиной значительных загрязнения воздуха возле источника выброса.

Эффективность рассеивания зависит от рельефа местности. Предприятия, расположенные на высоких местах, хорошо аэрируются, расположенные в низинах — недостаточно.

При проектировании и строительстве городов и промышленных комплексов должен учитываться принцип районирования, предусматривающий четкое деление города (района) на промышленную, селитебную (жилую), рекреационную (парки, места отдыха) зоны. При расположении зон в общем плане города должна учитываться роза ветров, т.е. главенствующее направление ветра в данной местности. Промышленные предприятия должны располагаться с подветренной стороны по отношению к селитебной зоне. Те же требования должны предъявляться к источникам загрязнения и выбросов внутри производственной территории.

Эффективность процесса рассеивания зависит от количества источников выбросов, их расположения на промышленной площадке, а также от их организации, условий эксплуатации и технических характеристик.

Одиночные и множественные источники, относящиеся к точечным, загрязняют воздух на определенной территории, ситуацию на которой можно легко проконтролировать с помощью расчетов показателей и при необходимости - нормализовать.

Множественные рассредоточенные источники загрязняют значительные воздушные массивы. Выбросы от таких источников могут «накладываться» друг на друга, создавая критические экологические ситуации. В подобных случаях выявление причин массового загрязнения атмосферы усложняется, требует тщательной проработки по отдельным параметрам как по каждому источнику в отдельности, так и по всей совокупности источников в целом.

Фоновые концентрации, присутствие группы веществ с эффектом суммации вредного вещества, соблюдение ПДК на различных высотах, наличие зон отдыха, курортов и прочие условия осложняют процедуру нормирования выбросов.

Фоновая концентрация — содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов в результате дальнего или трансграничного переноса.

Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации ЗВ) определяются на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, или организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а в случае проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня НДВ. Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение НДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводятся поэтапные снижения выбросов. Таким образом, на каждом этапе до обеспечения величин НДВ устанавливают временно разрешенные выбросы (ВРВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам.Временно разрешенные выбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов [15].

Норматив допустимого выброса — это норматив НДВ вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха как максимальный выброс (данного источника), не приводящий к нарушению гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов [15].

Временно разрешенный выброс — это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного НДВ [14].

Для установления временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).

Временно разрешенные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно разрешенные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно разрешенные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации [15].

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов или мотивированный отказ в их утверждении.

Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утвержденном на предыдущий год;

б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утвержденного на предыдущий год;

в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения нормативов допустимых выбросов.

Разработка нормативов допустимых и временно разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения отдельных производственных территорий;

в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе;

г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

К заявлению прилагаются следующие материалы:

а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

б) проект нормативов допустимых выбросов.

Для установления временно согласованных выбросов юридические лица, индивидуальные предприниматели кроме вышеперечисленного, представляют проект плана.

Установление нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет.

Временно разрешенных выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы допустимых выбросов.

Разрешение на временно разрешенные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух [14].

В рамках определения нормативов допустимых выбросов осуществляется:

1) определение зон влияния выбросов для конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект ОНВ);

2) определение величин временно разрешенных выбросов (далее – временно разрешенных выбросов, ВРВ) - объема или массы химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенных для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемых для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

3) подготовка оснований для определения периодичности проведения производственного экологического контроля по соблюдению НДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.

 

 


 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 87.