| Возраст
| Форма
| Величина
| Цвет
|
|
Г3мес.
Путем проб и ошибок
| |
| Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
|
|
| 1г6мес.
| Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.
|
|
|
| 1г9мес.
|
| Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.
|
|
| 2г.
|
|
| Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)
|
|
Г6мес.
| Без предварительного примеривания
|
| Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)
|
| Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)
|
| 3г.
| Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)
|
| Называет четыре цвета
|
Таблица 10
Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Возраст
Форма
|
Величина
|
Цвет
| | Матрешки
| Пирамида
|
| 1г3мес.
| Игра со строителем. Прокатывание шариков
| Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.
| Пирамида из 4-5 колец одного размера
| -
| Называние всех цветов
|
| 1г6мес.
| Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)
| Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины
| Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин
| -
|
| 1г9мес.
| То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
| Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет
| Кольца (6 штук) контрастных величин
| Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»
|
| 2г.
| Подбор к образцу предметов близкой формы
| Три контрастные раскрывающиеся матрешки
| Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)
| Сортировка (подбор по образцу)
| Называние всех оттенков
|
| 2г6мес.
| Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению
| Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей
| Пирамида из 6-8 колец
| Цветное лото
|
|
| 3г.
| Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов
| Пирамида из 8-10 колец
| Дидактические игры: принеси, назови
|
|
| Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания;
загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»
|
Таблица 11
Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
| Возраст
| Диагностика
| Игры и занятия
|
| 1г3мес.
| Воспроизводит ряд разученных действий.
1. Кормит куклу (кукла, чашка)
2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).
3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.
| 1.Показ предметов и действия с ними.
2. Сюжетные показы
|
| 1г6 мес.
| Отображает отдельные действия.
1.Кукла, расческа.
2. Кукла, носовой платок.
| 1. Наблюдения.
2. Руководство играми с проблемной ситуацией.
|
| 1г9мес.
| Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»
| Предложение использовать в игре предметы-заместители
|
| 2г.
| Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».
«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)
| Воображаемые предметы
|
| 2г6мес.
| Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)
Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает
| 1. Кукольный театр
2. Игры с ролями.
3. Настольные игры с сюжетными игрушками
|
| 3г.
| Начало ролевой игры
| 1. Дидактические игры.
2. Строительные материалы
|
Таблица 12
Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Возраст
Диагностика
|
Игры и занятия
| | Понимание речи
|
Активная речь
|
| 1г3мес.
| Запас понимаемых слов быстро растет.
Предметы:
1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.
2. Одежда.
3. Ориентировка в окружающем
| Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности
| 1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).
2 Отдельные картинки
|
| 1г6мес.
| Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:
1.Кошка белая, черная, маленькая.
2. Ложка игрушечная, десертная, совок
| Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.
Материал: кукла, зайчик, машина, котенок
| 1.Экскурсии в помещении.
2. Игры со звуками.
3. Игры с пальчиками.
4. Показ предметов в действии.
5. Обобщения в картинках.
|
| 1г9мес.
| Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».
1. Мальчик кормит собаку.
2. Мама купает малыша.
3. Дети обедают
| Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)
| 1.Сюжетные показы.
2. Картинки в действии, несложные
3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)
4. Рассказы без показа.
5 Проговаривание четверостиший.
6. Мелочь
|
| 2г.
| Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка
| При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации
|
|
Г6мес.
| -
| Грамматика
| Вопросы
| 1.Теневой кукольный театр.
2. Экскурсии, наблюдения.
3. Рассказы без показа, сказки
4. рассказы по картинке.
5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»
|
| В речи использует многословные предложения в естественной ситуации
| Где?
Куда?
|
| 3г.
| -
| В речи ребенка появляются придаточные предложения
| Почему? Когда?
|
Таблица 13
