Диагностика психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностика психического развития

Детей раннего возраста.

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи Активная речь Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок) Игра и действия с предметами Движение Навык Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Социальное развитие 1г.3мес. Запас понимаемых слов быстро увеличивается Пользуется лепетом, облегченными словами Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба) Воспроизводит в игре разученные действия Ходит длительно, меняя положения Самостоятельно ест густую пищу Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых Оставляет карандашом след на бумаге Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу 1г.6мес. Отыскивает по слову взрослого однородные предметы Пользуется словом в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает отдельные действия Перешагивает препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пишу Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор») Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам 1г.9мес. По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными Ориентируется в трех контрастных величинах предметов Использует в игре предметы - заместители Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.) Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Воспроизводит несложные постройки (скамейка) Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа Эмоционально контактирует со сверстниками 2г. Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно Пользуется трехсложными предложениями Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета В игре воспроизводит ряд последовательных действий Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота» Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

 

Таблица 8

Группы развития

I II III IV V 1. Дети с нормальным развитием.     1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок: 1-ая степень: по 1-2 показателям; 2-ая степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. 1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. 2. Дети с опережением в развитии: а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес., на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).; б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие); в) дети с дисгармоничным развитием, опережениемна разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям. 2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок) 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме) 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме) 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

 

Таблица 9

Г3мес.

Путем проб и ошибок

  Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.   1г6мес. Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.     1г9мес.   Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.   2г.     Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

Г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)   Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок) 3г. Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)   Называет четыре цвета

 

Таблица 10

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки Пирамида 1г3мес. Игра со строителем. Прокатывание шариков Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет. Пирамида из 4-5 колец одного размера -

Называние всех цветов

1г6мес. Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат) Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин - 1г9мес. То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет Кольца (6 штук) контрастных величин Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу» 2г. Подбор к образцу предметов близкой формы Три контрастные раскрывающиеся матрешки Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е) Сортировка (подбор по образцу) Называние всех оттенков 2г6мес. Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец Цветное лото   3г. Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов Пирамида из 8-10 колец Дидактические игры: принеси, назови  

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

 

Таблица 11

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес. Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы: 1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака. 2. Одежда. 3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием). 2 Отдельные картинки 1г6мес. Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы: 1.Кошка белая, черная, маленькая. 2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении. 2. Игры со звуками. 3. Игры с пальчиками. 4. Показ предметов в действии. 5. Обобщения в картинках. 1г9мес. Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?». 1. Мальчик кормит собаку. 2. Мама купает малыша. 3. Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

4. Рассказы без показа.

5 Проговаривание четверостиший.

6. Мелочь

2г. Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

Г6мес.

-

Грамматика Вопросы

1.Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии, наблюдения.

3. Рассказы без показа, сказки

4. рассказы по картинке.

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации Где? Куда? 3г. - В речи ребенка появляются придаточные предложения Почему? Когда?

Таблица 13

 

 

Диагностика психического развития

Детей раннего возраста.

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 263.