Диагностика психического развития
Детей раннего возраста.
Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.
Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).
Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.
Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.
Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.
Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет
Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой
Таблица 7
Линия развития
| Понимание речи
| Активная речь
| Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)
| Игра и действия с предметами
| Движение
| Навык
| Конструктивная деятельность
| Изобразительная деятельность
| Социальное развитие
|
1г.3мес.
| Запас понимаемых слов быстро увеличивается
| Пользуется лепетом, облегченными словами
| Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)
| Воспроизводит в игре разученные действия
| Ходит длительно, меняя положения
| Самостоятельно ест густую пищу
| Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых
| Оставляет карандашом след на бумаге
| Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу
|
1г.6мес.
| Отыскивает по слову взрослого однородные предметы
| Пользуется словом в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
| Отображает отдельные действия
| Перешагивает препятствия приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пишу
| Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)
| Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге
| Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам
|
1г.9мес.
| По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий
| Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными
| Ориентируется в трех контрастных величинах предметов
| Использует в игре предметы - заместители
| Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)
| Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
| Воспроизводит несложные постройки (скамейка)
| Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа
| Эмоционально контактирует со сверстниками
|
2г.
| Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно
| Пользуется трехсложными предложениями
| Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета
| В игре воспроизводит ряд последовательных действий
| Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
| Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)
| Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»
| Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
| Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)
|
Таблица 8
Группы развития
I
| II
| III
| IV
| V
|
1. Дети с нормальным развитием.
| 1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:
1-ая степень:
по 1-2 показателям;
2-ая степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
|
2. Дети с опережением в развитии:
а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,
на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;
б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);
в) дети с дисгармоничным развитием, опережениемна разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.
| 2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,
часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)
|
Таблица 9
Г3мес.
Путем проб и ошибок
|
| Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
|
|
1г6мес.
| Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.
|
|
|
1г9мес.
|
| Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.
|
|
2г.
|
|
| Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)
|
Г6мес.
| Без предварительного примеривания
|
Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)
|
| Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)
|
3г.
| Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)
|
| Называет четыре цвета
|
Таблица 10
Возраст
Форма
|
Величина
|
Цвет
| Матрешки
| Пирамида
|
1г3мес.
| Игра со строителем. Прокатывание шариков
| Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.
| Пирамида из 4-5 колец одного размера
| -
| Называние всех цветов
|
1г6мес.
| Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)
| Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины
| Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин
| -
|
1г9мес.
| То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
| Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет
| Кольца (6 штук) контрастных величин
| Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»
|
2г.
| Подбор к образцу предметов близкой формы
| Три контрастные раскрывающиеся матрешки
| Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)
| Сортировка (подбор по образцу)
| Называние всех оттенков
|
2г6мес.
| Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению
| Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей
| Пирамида из 6-8 колец
| Цветное лото
|
|
3г.
| Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов
| Пирамида из 8-10 колец
| Дидактические игры: принеси, назови
|
|
Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания;
загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»
|
Таблица 11
Возраст
Диагностика
|
Игры и занятия
| Понимание речи
|
Активная речь
|
1г3мес.
| Запас понимаемых слов быстро растет.
Предметы:
1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.
2. Одежда.
3. Ориентировка в окружающем
| Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности
| 1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).
2 Отдельные картинки
|
1г6мес.
| Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:
1.Кошка белая, черная, маленькая.
2. Ложка игрушечная, десертная, совок
| Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.
Материал: кукла, зайчик, машина, котенок
| 1.Экскурсии в помещении.
2. Игры со звуками.
3. Игры с пальчиками.
4. Показ предметов в действии.
5. Обобщения в картинках.
|
1г9мес.
| Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».
1. Мальчик кормит собаку.
2. Мама купает малыша.
3. Дети обедают
| Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)
| 1.Сюжетные показы.
2. Картинки в действии, несложные
3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)
4. Рассказы без показа.
5 Проговаривание четверостиший.
6. Мелочь
|
2г.
| Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка
| При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации
|
Г6мес.
| -
| Грамматика
| Вопросы
| 1.Теневой кукольный театр.
2. Экскурсии, наблюдения.
3. Рассказы без показа, сказки
4. рассказы по картинке.
5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»
|
В речи использует многословные предложения в естественной ситуации
| Где?
Куда?
|
3г.
| -
| В речи ребенка появляются придаточные предложения
| Почему? Когда?
|
Таблица 13
Диагностика психического развития
Детей раннего возраста.
Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.
Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).
Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.
Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.
Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.