Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой
Таблица 7
Линия развития
| Понимание речи
| Активная речь
| Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)
| Игра и действия с предметами
| Движение
| Навык
| Конструктивная деятельность
| Изобразительная деятельность
| Социальное развитие
|
1г.3мес.
| Запас понимаемых слов быстро увеличивается
| Пользуется лепетом, облегченными словами
| Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)
| Воспроизводит в игре разученные действия
| Ходит длительно, меняя положения
| Самостоятельно ест густую пищу
| Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых
| Оставляет карандашом след на бумаге
| Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу
|
1г.6мес.
| Отыскивает по слову взрослого однородные предметы
| Пользуется словом в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
| Отображает отдельные действия
| Перешагивает препятствия приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пишу
| Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)
| Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге
| Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам
|
1г.9мес.
| По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий
| Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными
| Ориентируется в трех контрастных величинах предметов
| Использует в игре предметы - заместители
| Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)
| Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
| Воспроизводит несложные постройки (скамейка)
| Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа
| Эмоционально контактирует со сверстниками
|
2г.
| Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно
| Пользуется трехсложными предложениями
| Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета
| В игре воспроизводит ряд последовательных действий
| Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
| Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)
| Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»
| Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
| Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)
|
Таблица 8
Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Группы развития
I
| II
| III
| IV
| V
|
1. Дети с нормальным развитием.
| 1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:
1-ая степень:
по 1-2 показателям;
2-ая степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
| 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:
1-я степень:
по 1-2 показателям;
2-я степень:
по 3-4 показателям;
3-я степень:
по 5-7 показателям.
|
2. Дети с опережением в развитии:
а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,
на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;
б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);
в) дети с дисгармоничным развитием, опережениемна разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.
| 2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,
часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)
| 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)
|
Таблица 9