Анализируя констатирующий этап, мною был сделан вывод, что с детьми необходимо провести систему занятий, которые помогут им в освоении законов композиции, понятий перспективы, цветопередаче формы. Также система занятий будет способствовать развитию пространственного мышления особенно, если такие занятия будут проходить через рисование натюрморта с натуры.
Для проведения урока, по теме соответствующей дипломной работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей действительности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в форме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.
Программа подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.
Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
План - конспект урока
Тема: декоративный натюрморт
Вид занятий: работа с натуры и по воображению
Цель урока: декоративное решение натюрморта
Задачи
Учебные: научить декоративному решению натюрморта
Развивающие: развитие абстрактного мышления, воображения, фантазии, самостоятельной творческой деятельности
Воспитательные: художественно - эстетическое воспитание
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров - Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).
Важно, чтобы при просмотре примеров живописных натюрмортов ребята увидели мир в изображении художника радостным и торжественным, нежным и певучем и даже мрачным и тоскливым. Если дети поймут, что натюрморт говорит о жизни людей разных времен и народов, поймут, что даже рисуя неодушевленные предметы, можно многое выразить, то воспитательные задачи урока будут достигнуты.
Ход урока. Итак, рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы которого без орнамента и декора, у каждого конкретный, локальный цвет. Благодаря этому мы сможем наиболее точно определить тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовых пятен, колорит.
Выполнять работу будем гуашью, можно также использовать темперу. Именно эти краски обладают хорошей кроющей способностью.
Этапы урока | Деятельность учителя |
1 этап. | Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тоне и цвете. Тоновые наброски можно делать любым мягким материалом или гуашью, используя два цвета: черный и белый или коричневый и белый. |
2 этап. | Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Пространство мнимо, условно. При построении натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно «двигаться» предметы в поисках наиболее удачной композиции. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. В построении каждого предмета необходимо увидеть силуэт. Главное – ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были равномерно заполнены. |
3 этап. | Определение главенствующего акцента, один - два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. На этом этапе важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом. Подобранные художником цветовые сочетания в живописной работе должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в душе зрителя. |
4 этап. | Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете. Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией. Основным на этом этапе является законченность, когда не хочется ничего убавить, ни прибавить. Убедительность декоративного решения темы, когда не возникает желания «подвинуть» тот или иной предмет, усилить или приглушить какой-то цвет, когда все максимально гармонирует друг с другом. |
Вывод: Результаты проделанной работы считаю положительными, учитывая возрастные особенности детей. Натюрморт для обучения младших школьников рисованию - очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие, необходимые для обучения детей в дальнейшем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над заданием, поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности натюрморта; изучена и описана технология и техника масляной живописи; выявлены особенности художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста; рассмотрены особенности обучения учащихся младшего школьного возраста.
Обобщив и проанализировав полученные данные, была разработана методика художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта, т.е. цель дипломной работы была достигнута. Разработанная методика была применена на практике. На планшетах представлены детские работы, выполненные по этой методикеучащимися «Детской школы искусств» с.Охтеурья (Нижневартовского района).
Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Я очень благодарна моему руководителю, Александру Викторовичу, за помощь в подготовке моей работы, за усилие и стремление обучить данной технике. Я получила много полезных практических советов, касающихся приёмов и техники масляной живописи, а так же бесценный опыт.За период обучения в стенах Нижневартовского Государственного Университета познакомилась с талантливыми преподавателями, настоящими мастерами своего дела. Спасибо Вам большое!
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.
2. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3-е издание – Минск: Беларусь, 2005, 151с.,ил.
3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил.
4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2001, 272с.
5. Яшухин А.П. Живопись – Издательство «Агар», 1999, 232с.
6. Киплик Д.И. Техника живописи – М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.
7. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства – М.: РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994, 175с.
8. Левин С. Ваш ребенок рисует – М.: Советский художник, 1979, 270с.
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.
10. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт – М.: Арт – Родник, 2000, 112с.
11. Сарьян М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально – декорационное искусство – Ленинград: Аврора, 1987.
12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 кл.: пособие для учителей, 2-е издание – М.: Просвещение, 1983, 191с.
13. Неменский Б.М. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1988, 138с.
14. Искусство и образование №2 (20) 02.
15. Искусство и образование №5 (43) 06.
16. Искусство и образование №3 (21) 02.
17. Искусство и образование №4 (22) 02.
18. Искусство и образование №1 (19) 02.
19. Юный художник №9, 2007.
20. Художественная школа №5, 2007.
21. Художественный совет №3, 2006.
22. Художественный совет №4 (32), 2003.
23. Художественный совет №2 (24), 2002.
24. Художественный совет №2 (54), 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работы известных художников
1) Мастерская художника (Розовая мастерская). Анри Матисс 1911, 182×221 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
2) Фрукты и бронза. Анри Матисс 1910, 91×118.3 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
3) Уголок мастерской. Анри Матисс 1912, 191.5×114 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
4) Натюрморт. Раковина на черном мраморе. Анри Матисс 1940, 54×81 см
5) Подсолнухи в вазе. Анри Матисс 1899, 46×38 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
6) Посуда на столе. Анри Матисс
7) Ваза, бутылка и фрукты. Анри Матисс
8) Фрукты, цветы, панно. Анри Матисс
9) Рауль Дюфи – Букет роз, 1940
Работы Ван Гога
Серия из Арля
Первая часть, август 1888
10) Первый вариант: бирюзовый фон, 73.5 × 60 см, частная коллекция
11) Второй вариант: королевский-синий фон, 98 × 69 см, уничтожен во время Второй Мировой войны
12) Третий вариант: зелёно-голубой фон, 91 × 72 см, Новая пинакотека, Мюнхен
13) Четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см, Лондонская Национальная галерея
Вторая часть, январь 1889
14) Первый вариант, 92 × 72.5 см, Филадельфийский Музей Искусств, США
15) Второй вариант, 95 × 73 см, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
16) Третий вариант, 100 × 76 см, Sompo Japan Museum of Art, 42 этаж, Токио, Япония
2. Работыучащихся «Детской школы искусств» с.Охтеурья (Нижневартовского района).
Рожкова Ульяна, 9 лет Буквин Михаил, 9 лет
Овчинникова Анастасия , 8 лет Иванова Ирина, 8 лет
Лисина Дарья, 9 лет
Композиционные поиски
Итоговая работа
Дата: 2019-04-22, просмотров: 868.