Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бутнару Наталья Георгиевна

«Декоративный натюрморт в технике масляной живописи»

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: Направленность (профиль) Образовательной программы: 44.03.01Педагогическое образование Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств
   

 

 

Научный руководитель: кандидат  педагогических наук, доцент кафедры ИЗО Голосай А. В.
   

 

Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой изобразительного искусства ___________________ Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________   ___________________________   (Председатель ГЭК)

 

 

Нижневартовск – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………………………………………….7

1.1 Декоративный натюрморт.Понятие o декоративности……………………7

1.2 Декоративная живопись……………………………………………………...8

1.3 Колорит………………………………………………………………………..9

1.4 Цветовая композиция………………………………………………………..12

Глава II. Технология выполнения декоративного натюрморта…………16

2.1 Технология и техника живoписи……………………………………………16

2.2Масляная живопись………………………………………………………….18

2.3 Технология выполнения декоративного натюрморта……………………..19

Глава III. Методика выполнения декоративного натюрморта……….....23

3.1 Обучение учащихся младшего школьного возраста………………………23

3.2 Обучение декоративному рисованию…………………………….………...24

3.3 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства……..26

3.4 Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи…28

3.5 Методические пояснения для проведения урока по теме декоративный натюрморт………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35

Литература………………………………………………………………………36

Приложения……………………………………………………………………..38

 

ВВЕДЕНИЕ

Из глубины векoв натюрмoрт считается лучшей шкoлoй реалистической живoписи, где живoписец пoзнает законы цветoвoй гармoнии и пластику фoрм, oбучается умению владения техническими приёмами и креативнoму oтнoшению к натуре.

Мы прекраснo знаем, чтo оснoвные трудовые, прoфессиoнальные навыки закладываются в детстве. Ведь именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.Натюрморт является одним из актуальных темдля изучения основ художественно-изобразительной грамоты в передачеформы, фактуры и цвета композиции.

Декоративное и декоративно-прикладное искусство передает особенности воспринимаемого мира, используя предметные образы. Художественные образы бывают разными не только благодаря существованию разных видов искусства – особенности художественного образа определяются и его жизненным содержанием. В искусстве создаются образы людей, животных, природыи предметного мира. Так как через натюрморт можно нетолько выразить свое отношение к окружающему нас миру, но и раскрыть и показать свою индивидуальность.

В данной дипломной работе рассматривается художественно – эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта.

Эстетическое воспитание дает возможностьдетям получить первые художественные навыки, и обучение различнымвидам художественной деятельности.

Главным критерием при выборе темы для моей дипломной работы является научный интерес и стремление расширить свои познания в области декоративно - прикладного искусства.

После сбора информации по теме «декоративный натюрморт»я приступила к ее изучению. Важнейшей задачей на этом этапе работы явилось изучение основных понятий, научных и практических, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение, группировка, систематизация и обобщение материалов. В результате изучения литературы было сложено представление о логике и этапах исследования выбраной темы, об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определило последовательность содержания теоретической части дипломной работы.

Актуальность дипломной работы определяется необходимостью поиска новых знаний для решения художественно-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста. В данной дипломной работе выбран декоративный натюрморт, как жанризобразительного искусства, формирующий художественный вкуси творческие способности учащихся при выполнении натюрморта.

Поставленная задача дает возможность раскрыть учащимся своюхудожественную индивидуальность, неповторимость стиля в работах, наоснове учебных практических занятий.

Цель работы – разработать методику художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта в технике масляной живописи.

Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:

1) Изучитьисторию и особенности натюрморта;

2) Изучитьи описать технологию и технику темперной живописи;

3) Выявитьособенности художественно – эстетического воспитания детей;

4) Рассмотретьособенности обучения детей младшего школьного возраста;

5) Обобщиви проанализировав полученные данные, разработать методику художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примере декоративного натюрморта;

6) Применитьна практике разработанную методику. Создание итоговой работы по теме дипломного проекта.

Структура дипломной работы.Объектом исследования в данной работе является воспитание учащихся средствами изобразительного искусства, предметом исследования – художественно-эстетическое воспитание на примере декоративного натюрморта.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискалитературы, приложения с детскими работами, итоговой работы «декоративный натюрморт» выполненный втехнике масленой живописи, планшетов, демонстрирующих поэтапноевыполнение декоративного натюрморта. В приложении представленыработы учащихся «Детской школы искусств» с.Охтеурья(Нижневартовского района).

Пояснительная записка включает в себя следующие разделы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть (3 главы);

- заключение;

- литература;

- приложения.

Методы исследования: проведен анализ научно-теоретическихисследований и рассмотрена литература в области развития «натюрморта»,

проведен анализ наглядного материала.

Итак, изучим этот самостоятельный жанр живописи посредством определения термина, исторических справок и работ великих художников.

 

 

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Прикладное искусство в течение всей своей истории накапливало и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художников пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только расширяет и обогащает кругозор, но и развивает собственный потенциал творчества. Потому что сила настоящего мастерства заключается в том, чтобы уметь органически соединять приемы традиционного народного искусства с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями, уметь расти и развиваться в ногу со временем. Умение создавать выразительный образ, тонкий вкус, чувство ритма и цветовой гармонии, является важным в произведениях декоративного плана.

Декоративная живописьявляется формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в подборе цветов, то есть все то, что неизменно присутствует в народном искусстве.

Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает нарядностью и богатством своего колорита.

Для этого художник обычно подчеркивает в картине не ее сюжетную, повествовательную сторону, не пространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а саму плоскость картины. Цвет чаще всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотным слоем без светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы, но все-таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостной, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений – все эти качества необходимы начинающему художнику. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту русского народного искусства.

1.3КОЛОРИТФундаментом в данной работе является цвет. Неотъемлемой частью композиции в декоративной живописи является колорит.

Колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту цветовых сочетаний, а такжебогатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладания в нем цветовой гаммы, он может быть холодным или теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создавая настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Выбирая цвета для декоративнойработы, определяется настроение и характер передаваемой атмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы, добиваясь с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели.

Чтобы все получилось именно так, как хочется, пригодятся несколько советов по поводу выбора цветовой палитры деятелей науки и культуры разных времен: физиологов, психологов, а также представления людей различных вероисповеданий об ассоциациях и символике цвета.

Приняв во внимание советы, можно решить – сделать ли работу тон в тон, либо создать контрастную, будоражащую композицию.

Приступая к колористическому решению произведения, необходимо также учитывать, что каждый цвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими.

Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего его фона носит название светлотного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом контрасте. Хроматический контраст – это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Хроматический контраст ярче выражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают краски. Колористически - гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению, в котором четко слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность или систему цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называется цветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции, нужно добавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое качество или производит эстетическое впечатление, задуманное мастером.

Теперь можно сформулировать определение цветовой композиции кратко и достаточно близко к сути: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

Понятие цветовой композиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. Как показывает история, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия.

В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные сильные эффекты:

1. Классическая простота и ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).

2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы, картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).

3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии, «метафизическая» живопись XX века – Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).

4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто и Ф. Хальс).

5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).

Второй тип – полярная цветовая композиция.

Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например: красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, то есть, каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета. У полярной композиции свои функции и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:

1. Для выявления антиномий или противопоставлений, например, фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.

2. Для достижения эффекта декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности. В Египте фараоны носили украшения из золота и лазурита, а в Месопотамии облицовывали стены глазурованным кирпичом с сине-желтыми росписями. В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжево-голубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный закон гармонии и декоративности.

3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).

4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым может выражать состояние покоя и неподвижности, умиротворенности.

5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

Третий тип – трехцветная композиция.

Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Трехцветие (трехцветные сочетания)– самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его сложно гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается, как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, то есть, в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассического, например, триада желто-оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветные сочетания труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветные сочетания мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых компонентов триады выполняло золото.

В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.

Четвертый тип – многоцветие.

Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.

А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение.

Б. Ахроматическая цветовая композиция.Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создала много образцовбело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

 

 

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ

Масляные краски - ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ.

Живопись начинают с тонкослойных прокладок крупных участков этюда. Если в акварели рекомендуется работу вести от светлых тонов к темным, то в масленой живописи нужно одновременно в полную силу тона намечать и темные места изображения. Соблюдая принцип «от общего к частному», от крупных форм переходят к выявлению нужных деталей, не упуская цельности больших цветовых масс.

В масляной живописи следует меньше употреблять белил при написании теневых участков формы, добиваясь тем самым звучности и активности цвета.

Маслянаяживопись позволяет применять разнообразные приемы, включая технику письма по сырому, многослойную живопись, живопись раздельными мазками, как пастозно, так и тонкими, почти прозрачными слоями.

В краткосрочных этюдах цветовые отношения нужно брать сразу во всю силу, для чего используют технику alla prima, решая форму в один прием без расчета на дальнейшую прописку. Масляная живопись позволяет путем больших покрытий решать в начальной стадии крупные цветовые массы, организуя колорит всей картины.

 

Если перед художником стоит задача передать тонкие тональные переходы, уместно применить письмо по сырому, используя при этом мягкие соединения смежных тонов. Такой способ рекомендуется также при передаче теневых участков натуры, которые отличаются обобщенностью и отсутствием резких границ формы. Работу лучше вести без белил.

Письмо с помощью пастозного, разделенного мазка рекомендуется при передаче освещенных мест там, где имеются довольно контрастные тональные отношения, где требуется передать четкие границы формы, выявить материал предмета. При этом надо стараться не забивать фактуру холста.

Положенный на холст мазок должен убедительно передавать натуру, но не быть самоцелью. У начинающего живописца иногда появляется соблазн работать «красивым» мазком, без учета характера изображаемых форм и требуемого решения этюда.

Натюрморты, выполняемые маслом, обычно отличаются декоративностью как в цветовом решении, так и в технике письма. Объясняется это тем, что масляные краски позволяют быстро и широко раскрыть в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно передавать теневые и освещенные места предметов, крупные складки драпировки, обобщенно решать фон и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над заданием, поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности натюрморта; изучена и описана технология и техника масляной живописи; выявлены особенности художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста; рассмотрены особенности обучения учащихся младшего школьного возраста.

Обобщив и проанализировав полученные данные, была разработана методика художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта, т.е. цель дипломной работы была достигнута. Разработанная методика была применена на практике. На планшетах представлены детские работы, выполненные по этой методикеучащимися «Детской школы искусств» с.Охтеурья (Нижневартовского района).

Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Я очень благодарна моему руководителю, Александру Викторовичу, за помощь в подготовке моей работы, за усилие и стремление обучить данной технике. Я получила много полезных практических советов, касающихся приёмов и техники масляной живописи, а так же бесценный опыт.За период обучения в стенах Нижневартовского Государственного Университета познакомилась с талантливыми преподавателями, настоящими мастерами своего дела. Спасибо Вам большое!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.

2. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3-е издание – Минск: Беларусь, 2005, 151с.,ил.

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил.

4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2001, 272с.

5. Яшухин А.П. Живопись – Издательство «Агар», 1999, 232с.

6. Киплик Д.И. Техника живописи – М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.

7. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства – М.: РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994, 175с.

8. Левин С. Ваш ребенок рисует – М.: Советский художник, 1979, 270с.

9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.

10. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт – М.: Арт – Родник, 2000, 112с.

11. Сарьян М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально – декорационное искусство – Ленинград: Аврора, 1987.

12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 кл.: пособие для учителей, 2-е издание – М.: Просвещение, 1983, 191с.

13. Неменский Б.М. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1988, 138с.

14. Искусство и образование №2 (20) 02.

15. Искусство и образование №5 (43) 06.

16. Искусство и образование №3 (21) 02.

17. Искусство и образование №4 (22) 02.

18. Искусство и образование №1 (19) 02.

19. Юный художник №9, 2007.

20. Художественная школа №5, 2007.

21. Художественный совет №3, 2006.

22. Художественный совет №4 (32), 2003.

23. Художественный совет №2 (24), 2002.

24. Художественный совет №2 (54), 2007

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работы известных художников

1) Мастерская художника (Розовая мастерская). Анри Матисс 1911, 182×221 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

2) Фрукты и бронза. Анри Матисс 1910, 91×118.3 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

3) Уголок мастерской. Анри Матисс 1912, 191.5×114 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

 

4) Натюрморт. Раковина на черном мраморе. Анри Матисс 1940, 54×81 см

 

 

5) Подсолнухи в вазе. Анри Матисс 1899, 46×38 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

 

6) Посуда на столе. Анри Матисс

 

 

7) Ваза, бутылка и фрукты. Анри Матисс

 

8) Фрукты, цветы, панно. Анри Матисс

 

9) Рауль Дюфи – Букет роз, 1940

 

Работы Ван Гога

Серия из Арля

Первая часть, август 1888

 

10) Первый вариант: бирюзовый фон, 73.5 × 60 см, частная коллекция

 

 

11) Второй вариант: королевский-синий фон, 98 × 69 см, уничтожен во время Второй Мировой войны

 

12) Третий вариант: зелёно-голубой фон, 91 × 72 см, Новая пинакотека, Мюнхен

 

 

13) Четвертый вариант: желтый фон, 92.1 × 73 см, Лондонская Национальная галерея

 

 

Вторая часть, январь 1889

 

 

14) Первый вариант, 92 × 72.5 см, Филадельфийский Музей Искусств, США

 

 

15) Второй вариант, 95 × 73 см, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

 

 

16) Третий вариант, 100 × 76 см, Sompo Japan Museum of Art, 42 этаж, Токио, Япония

 

 

2. Работыучащихся «Детской школы искусств» с.Охтеурья (Нижневартовского района).

Рожкова Ульяна, 9 лет                                 Буквин Михаил, 9 лет

Овчинникова Анастасия , 8 лет                    Иванова Ирина, 8 лет

Лисина Дарья, 9 лет

Композиционные поиски

Итоговая работа

Бутнару Наталья Георгиевна

«Декоративный натюрморт в технике масляной живописи»

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: Направленность (профиль) Образовательной программы: 44.03.01Педагогическое образование Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств
   

 

 

Научный руководитель: кандидат  педагогических наук, доцент кафедры ИЗО Голосай А. В.
   

 

Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой изобразительного искусства ___________________ Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________   ___________________________   (Председатель ГЭК)

 

 

Нижневартовск – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………………………………………….7

1.1 Декоративный натюрморт.Понятие o декоративности……………………7

1.2 Декоративная живопись……………………………………………………...8

1.3 Колорит………………………………………………………………………..9

1.4 Цветовая композиция………………………………………………………..12

Глава II. Технология выполнения декоративного натюрморта…………16

2.1 Технология и техника живoписи……………………………………………16

2.2Масляная живопись………………………………………………………….18

2.3 Технология выполнения декоративного натюрморта……………………..19

Глава III. Методика выполнения декоративного натюрморта……….....23

3.1 Обучение учащихся младшего школьного возраста………………………23

3.2 Обучение декоративному рисованию…………………………….………...24

3.3 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства……..26

3.4 Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи…28

3.5 Методические пояснения для проведения урока по теме декоративный натюрморт………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………...35

Литература………………………………………………………………………36

Приложения……………………………………………………………………..38

 

ВВЕДЕНИЕ

Из глубины векoв натюрмoрт считается лучшей шкoлoй реалистической живoписи, где живoписец пoзнает законы цветoвoй гармoнии и пластику фoрм, oбучается умению владения техническими приёмами и креативнoму oтнoшению к натуре.

Мы прекраснo знаем, чтo оснoвные трудовые, прoфессиoнальные навыки закладываются в детстве. Ведь именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.Натюрморт является одним из актуальных темдля изучения основ художественно-изобразительной грамоты в передачеформы, фактуры и цвета композиции.

Декоративное и декоративно-прикладное искусство передает особенности воспринимаемого мира, используя предметные образы. Художественные образы бывают разными не только благодаря существованию разных видов искусства – особенности художественного образа определяются и его жизненным содержанием. В искусстве создаются образы людей, животных, природыи предметного мира. Так как через натюрморт можно нетолько выразить свое отношение к окружающему нас миру, но и раскрыть и показать свою индивидуальность.

В данной дипломной работе рассматривается художественно – эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта.

Эстетическое воспитание дает возможностьдетям получить первые художественные навыки, и обучение различнымвидам художественной деятельности.

Главным критерием при выборе темы для моей дипломной работы является научный интерес и стремление расширить свои познания в области декоративно - прикладного искусства.

После сбора информации по теме «декоративный натюрморт»я приступила к ее изучению. Важнейшей задачей на этом этапе работы явилось изучение основных понятий, научных и практических, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение, группировка, систематизация и обобщение материалов. В результате изучения литературы было сложено представление о логике и этапах исследования выбраной темы, об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определило последовательность содержания теоретической части дипломной работы.

Актуальность дипломной работы определяется необходимостью поиска новых знаний для решения художественно-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста. В данной дипломной работе выбран декоративный натюрморт, как жанризобразительного искусства, формирующий художественный вкуси творческие способности учащихся при выполнении натюрморта.

Поставленная задача дает возможность раскрыть учащимся своюхудожественную индивидуальность, неповторимость стиля в работах, наоснове учебных практических занятий.

Цель работы – разработать методику художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта в технике масляной живописи.

Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:

1) Изучитьисторию и особенности натюрморта;

2) Изучитьи описать технологию и технику темперной живописи;

3) Выявитьособенности художественно – эстетического воспитания детей;

4) Рассмотретьособенности обучения детей младшего школьного возраста;

5) Обобщиви проанализировав полученные данные, разработать методику художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примере декоративного натюрморта;

6) Применитьна практике разработанную методику. Создание итоговой работы по теме дипломного проекта.

Структура дипломной работы.Объектом исследования в данной работе является воспитание учащихся средствами изобразительного искусства, предметом исследования – художественно-эстетическое воспитание на примере декоративного натюрморта.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискалитературы, приложения с детскими работами, итоговой работы «декоративный натюрморт» выполненный втехнике масленой живописи, планшетов, демонстрирующих поэтапноевыполнение декоративного натюрморта. В приложении представленыработы учащихся «Детской школы искусств» с.Охтеурья(Нижневартовского района).

Пояснительная записка включает в себя следующие разделы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть (3 главы);

- заключение;

- литература;

- приложения.

Методы исследования: проведен анализ научно-теоретическихисследований и рассмотрена литература в области развития «натюрморта»,

проведен анализ наглядного материала.

Итак, изучим этот самостоятельный жанр живописи посредством определения термина, исторических справок и работ великих художников.

 

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 740.