ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы обучения изобразительному искусству. Роль преподавателя в организации учебного процесса, в выборе задания и его представлении очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его, формирование мировоззрения средствами искусства.

Трактовка сущности и взаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальным вопросом, как для теории, так и для практики воспитания.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности. Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Ее содержание составляют такие элементы, как:

· Эстетическиезнания, взгляды и убеждения

· Эстетическаяреакция на объект

· Эстетическийвкус

· Эстетическийидеал

· Эстетическаямотивация (потребности, интересы, установки)

· Эстетическаядеятельность

Из всего вышеизложенного вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:

1. Освоениеоснов эстетической теории и приобретение знаний в смежных с эстетикой областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;

2. Формированиеэмоционально – чувственной сферы психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;

3. Формированиеэстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;

4. Выработкапринципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;

5. Воспитаниепотребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферы деятельности гармонию.

Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных факторов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что придает ему качественную определенность, целостность, которую именуют эстетической культурой личности.

Эстетическое воспитание не представляет собой изолированную, отдельную от других область воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное от других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, художественного и др. При этом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность.

Переходя к сущности художественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим, следует отметить, что содержание художественного воспитания может трактоваться в узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание есть формирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребности общения с художественными ценностями. При расширительном толковании в сферу художественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.

Процесс художественного воспитания включает в себя, прежде всего художественное образование. Сущность последнего состоит в освоении художественного наследия. Художественное образование предполагает как усвоение искусствоведческих знаний, так и освоение эстетической теории.

Каждый вид искусства «говорит» с воспринимающим на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для воплощения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, т. е. получают особое художественно-смысловое значение.

Важной и необходимой частью художественного воспитания является практика общения с художественными ценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения с произведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируется художественный идеал, художественные потребности и интересы в общении с искусством.

Что касается обучения художественному творчеству, которое включает в себя художественное воспитание при его расширительной трактовке, то следует заметить, что основными составляющими художественного творчества являются специальные способности (как предпосылка) и мастерство. Если последнее формируется в процессе обучения, то основу способностей составляют врожденные задатки, которые развиваются в способности в результате определенной деятельности.

Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 464.