Перечень программного обеспечения:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Программное обеспечение, права на использовании которых подтверждаются договором/соглашением
1 Microsoft Windows
2 Microsoft Office
3 ABBY FineReader
4 Антивирус Касперского
5 Тестовая оболочка Sunrav
6 Консультант Плюс

Перечень информационных справочных систем:

-  Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ». – Режим доступа: https://elib.bashedu.ru/ (регистрация в Библиотеке НФ БашГУ, дальнейший авторизованный доступ из любой точки сети Интернет).

-  Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ (регистрация из сети НФ БашГУ, дальнейший авторизованный доступ из любой точки сети Интернет).

-  Электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/ (регистрация из сети НФ БашГУ, дальнейший авторизованный доступ из любой точки сети Интернет).

-  Базы данных на платформе East View: «Вестники Московского университета», «Издания по общественным и гуманитарным наукам». – Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/ (доступ в сети вуза).

-  Электронная база данных диссертаций РГБ. – Режим доступа: http://dvs.rsl.ru/ (регистрация в отделе Библиотеки, авторизованный доступ по паролю в сети вуза).

 

Зарубежные научные ресурсы баз данных:

-  Наукометрическая, библиографическая и реферативная база данных издательской корпорации Elsevier SCOPUS. – Режим доступа: http://www.scopus.com/ (доступ в сети вуза).

-  Наукометрическая, библиографическая и реферативная база данных издательской корпорации Thomson Reuters Web of Science. – Режим доступа: http://apps.webofknowledge.com/ (доступ в сети вуза, либо авторизованный доступ из любой точки сети Интернет).

-  Questel (Ресурс объединяет около 100 патентных баз данных, предназначенных специалистам в области патентоведения и широкому кругу исследователей). – Режим доступа: www.orbit.com/ (доступ в сети вуза)

-  Taylor and Francis (Полнотекстовые научные журналы, книги и реферативные журналы). – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/ (доступ в сети вуза)

Профессиональные базы данных:

-  Научная электронная библиотека (elibrary). – Режим доступа: http://elibrary.ru/ (регистрация из сети вуза; авторизованный доступ по паролю в сети вуза; пользование ресурсами открытого доступа с любого компьютера в сети Интернет)

Информационно-справочная система Консультант Плюс. – Режим доступа: \\server1\consultantplus\cons.exe (доступ в сети вуза).

- справочная информация по объектам недвижимости в режиме online – Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. – Режим доступа: https://rosreestr.ru (доступ свободный).

- сайт Верховного Суда РФ. – Режим доступа: https://vsrf.ru (доступ свободный).

-  сайт Верховного Суда РБ. – Режим доступа: http://vs.bkr.sudrf.ru (доступ свободный).

-  сайт Конституционного Суда РФ. – Режим доступа: http://www.ksrf.ru (доступ свободный).

-  сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru (доступ свободный).

-  сайт прокуратуры РБ. – Режим доступа: https://bashprok.ru (доступ свободный).

-  сайт Федеральной службы по аккредитации. – Режим доступа:  http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/27/ (доступ свободный).

-  WIPO. Правовые ресурсы. Базы данных в области ИС. – Режим доступа: https://wipo.int/portal/ru (доступ свободный).

-  государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». – Режим доступа: https://sudrf.ru/ (доступ свободный).

-  база данных решений и дел судов общей юрисдикции России. – Режим доступа: http://судебныерешения.рф (доступ свободный).

-  банк решений арбитражных судов. – Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ (доступ свободный).

-  Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://gks.ru (доступ свободный).

-  судебный департамент при Верховном суде РФ. – Режим доступа: http://cdep.ru/ (доступ свободный).

-  Федеральная налоговая служба. – Режим доступа: https://www.nalog.ru (доступ свободный).

-  пенсионный фонд РФ. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ (доступ свободный).

6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (наименование аудитории, необходимое оборудование, программное обеспечение)

Аудитория № 109 приспособленная для лиц с ОВЗ Оборудование: -компьютер Сore2Duo/2048 Mb/250Gb/монитор Beng TFT 17" (1шт.), подключенный в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -проектор BengMX661 ( шт.); -экран настенный (1шт.); -усилитель Microlab V-3850/5колонок/наушники (1шт.); -парты 3-х местные (15шт.); -парты 2-х местные (27шт.); -доска меловая (1шт.); -трибуна (1шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Microsoft Office. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения (контракт) №41 на приобретение программного обеспечения от 24.10.2012г.; 3. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.; 4. Acrobat Reader DC (бесплатное ПО); 5. 7zip (бесплатное ПО).
Аудитория № 110 приспособленная для лиц с ОВЗ Оборудование: -компьютер G2030/2Gb/ 250Gb /монитор ViewSonic (1шт.), подключенный в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -проектор BenQ (1шт.); -экран DRAPER LUMA (1шт.); -усилитель с колонками Microlab V-3850 (1шт.); -парты 3-х местные (30шт.); -парты 2-х местные (7шт.); -стол для инвалидов колясочников (1шт.); -доска меловая (1шт.); -трибуна (1шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Microsoft Office. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения (контракт) №41 на приобретение программного обеспечения от 24.10.2012г.; 3. Acrobat Reader DC (бесплатное ПО); 4. 7zip (бесплатное ПО).
Аудитория № 111 приспособленная для лиц с ОВЗ (кабинет информатики и информационных технологий) Оборудование: -компьютеры 2,66GHz/2Gb/ 250GB/key/mouse/монитор Acer TFT 19 V193 (5шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -моноблоки (16шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -проектор Benq (1шт.); -экран (1шт.); -усилитель с колонками Microlab V-3850 (1шт.); -клавиатура Брайля (1шт.); -дисплей Брайля (1шт.); -стол компьютерный 2-х местный (20шт.); -стулья (40шт.); -стол для инвалидов колясочников (1шт.); -доска меловая (1шт.); -кафедра (1шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Microsoft Office. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения (контракт) №41 на приобретение программного обеспечения от 24.10.2012г.; 3. Операционная система Windows. Государственный контракт 14921/837826/1 от 01.07.2010г.; 4. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.; 5. Перпетуум М. Лицензионный договор 886-ЛД от 02.06.2014г.; 6. Jaws. Лицензионный договор 886-ЛД от 02.06.2014г.; 7. WinEdt. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №18 от 10.04.2013г.; 8. Пакет Denwer для локального сервера (бесплатное ПО); 9. Бесплатная версия инструментов разработки Microsoft Visual Studio Express 2010.
Абонемент (библиотека) № 118, приспособленный для лиц с ОВЗ Оборудование: - компьютеры (2шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -стол (1шт.); -стол для инвалидов колясочников (1шт.); -стулья (2шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.; 3. Acrobat Reader DC (бесплатное ПО); 4. 7zip (бесплатное ПО).
Аудитория № 207 Оборудование: -ноутбук (1шт.); -телевизор цветной LG (1шт.); -микроскопы (10шт.); -стол ученический 2-х местный (15шт.); -стулья (30шт.); -доска меловая (1шт.); -шкаф для документов (3шт.); -витрина выставочная (2шт.); -трибуна (1шт.). 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Acrobat Reader DC (бесплатное ПО); 3. 7zip (бесплатное ПО).  
Аудитория № 213 Оборудование: -парта универсальная 2-х местная (15шт.); -стулья (30шт.); -доска меловая (1шт.); -шкаф для документов (4шт.); -встроенный шкаф (1шт.); -кафедра (1шт.).  
Аудитория № 214 (лаборатория эконометрических операций и исследований, компьютерный класс) Оборудование: -компьютеры /2Gb RAM/250Gb HDD/монитор Acer TFT 19 V193W (15шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -компьютер /DDR-II 2048 Mb/Seagate SATA-II 250Gb/монитор Acer TFT 19 V193W (1шт.); -проектор BENQ (1шт.); -доска магнитно-маркерная настенная (1шт.); -стол компьютерный 2-х местный (15шт.); -стулья (30шт.); -доска меловая (1шт.); -встроенный шкаф (1шт.); -кафедра (1шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.; 3. Статистика (Statistica Base for Windows), Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №18 от 10.04.2013г.; 4. Acrobat Reader DC (бесплатное ПО).
Аудитория № 215 (лаборатория деловых игр и активных методов обучения, компьютерный класс) Оборудование и учебно – наглядные пособия: -компьютеры Core i3\2Gb ОЗУ\ (15шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -монитор Acer TFT 17'AL1716 As 8ms (16 шт.); -компьютер P4 (1шт.), подключенный в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -плазменный телевизор LG (1шт.); -стенд (5шт.); -стол компьютерный 2-х местный (15шт.); -стулья (30шт.); -доска меловая (1шт.); -трибуна (1шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.; 3. Деловая игра «Корпорация Плюс». Договор №70128/01 о передаче программных продуктов от 28.01.2008г. 4. Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта» (бесплатное ПО).
Читальный зал, электронный читальный зал, библиотека № 318 Оборудование: -ноутбуки Samsung (7шт.), подключенные в локальную сеть с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; -стол (16шт.); -стулья (31шт.); -шкаф выставочный (8шт.); электронно-библиотечные системы, профессиональные базы данных: -«Электронная библиотека БашГУ»; -«Университетская библиотека online» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); -«Лань» (адаптирована для инвалидов и лиц с ОВЗ); электронные образовательные ресурсы: -научная электронная библиотека (eLibrary.ru); -электронная база данных East View; -электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. 1. Тестовая оболочка Sunrav. Договор по поставке программного обеспечения от 14.03.2007г.; 2. Microsoft Office. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения (контракт) №41 на приобретение программного обеспечения от 24.10.2012г.; 3. Операционная система Windows. Государственный контракт 14907/837839/1 от 01.07.2010г.; 4. Информационно- справочная система Консультант Плюс. Договор о сотрудничестве №10/161002 от 16.10.2002г.

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

7.1. Общие указания для подготовки лекциям, практическим занятиям

Обучающемуся необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли его самого в учебном процессе. Он должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация научных статей.

Практические занятия, наряду с лекциями, являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает по вопросам, которые объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании таких форм обучения, как семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеолекций преподавателей, использование аудиовизуальной техники.

Обучающиеся должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все вопросы практического занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы конкретной темы семинара. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, использовать нормативные правовые акты, научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Обучающийся, отвечающий на вопрос практического занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов на практических занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний обучающихся, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы обучающихся на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Безусловно, от того, насколько подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балльно-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, обучающийся должен:

освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС ВО по данной дисциплине;

планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем в технологической карте;

самостоятельную работу осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя;

выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе.

Самостоятельная работа должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста. Каждый самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Методика организации самостоятельной работы, подробное описание предлагаемого содержания самостоятельной работы, конкретные задания, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки содержатся в данной рабочей программе дисциплины, в том числе и в рейтинг-плане.

Эффективными формами контроля и активизации самостоятельной работы обучающихся в течение всего учебного семестра являются:

– использование балльно-рейтинговой оценки;

– использование межсессионного контроля над качеством учебной работы;

– тестирование (оцениваемые тесты могут использоваться преподавателями как формы промежуточного и итогового контроля).

Наиболее используемые формы контроля самостоятельной работы:

– выборочная проверка во время аудиторных занятий;

– составление схем, таблиц по прочитанному материалу;

– подготовка доклада;

– обзор нормативных правовых актов и литературы;

– подготовка конспекта и др.

 

Образовательные технологии

 

Изучение дисциплины предполагает использование сочетаний различных видов учебной работы с методами и формами познавательной деятельности. 

Активные и интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках дисциплины предусмотрены встречи с потенциальными работодателями, представителями государственных и общественных организаций.

Лекции играют важную роль в инновационном образовании, поэтому лекция строится так, чтобы необходимые для решения профессиональных задач знания приобретались не путем их заучивания в готовом виде, а путем их самостоятельного «открытия» и «изобретения» с помощью методологических знаний. С этой целью используются модернизированные варианты лекций. Среди них наиболее подходящими для решения задач компетентностного подхода являются вводная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация.

В ходе вводных и обобщающих лекций раскрываются наиболее значимые методологические проблемы изучаемого содержания, систематизируются знания, выделяется их структура. На установочных лекциях звучат требования к результатам обучения, формируемым компетенциям, раскрыты возможные пути их достижения обучающимися, методы контроля. Обобщающие лекции читаются по завершении изучения модуля, в рамках которого формируется компетенция, и выполняют функцию интеграции знаний. Лекция служит не только решению задач передачи определенных знаний, но представляет собой способ наиболее емкого и оперативного представления научной, методологической и профессиональной информации, обеспечивая ориентацию на освоение будущей профессиональной деятельности. Особым образом организованная лекция способна стать фактором активизации самостоятельной работы, способа формирования его профессиональных и мировоззренческих позиций. Наряду с ориентацией в предметном содержании, задача преподавателя при проведении лекции состоит в обеспечении условий мотивации для принятия ими ценностей профессиональной деятельности и необходимых для ее осуществления знаний. Лекция должна побудить обучающегося к решению профессиональных задач, осуществлению разных видов профессиональной деятельности. В этом плане полезной является лекция, выстроенная по принципам контекстного обучения. Она приобретает форму, воссоздающую реальные способы взаимодействия специалистов, обсуждающих теоретические вопросы профессиональной деятельности.

Ценность лекции проблемного характера связана с ее содержанием, направленностью на анализ информации, содержащейся в профессиональной задаче, и той дополнительной информации, которую вводит преподаватель во время разъяснения отдельных положений и понятий. Проблемное построение лекции, возможность включения в нее проблемных задач и последовательное развертывание процесса их решения способствует принятию обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, включению их в систему активных исследовательских и познавательных действий.

Лекция визуализация является результатом поиска новых возможностей принципа наглядности. Она ориентирована на то, что профессионально важным качеством необходимым для осуществления профессиональной деятельности является способность преобразовывать устную и письменную речь в визуальную форму. Метод визуализации способствует формированию профессионального мышления за счет систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых, существенных элементов предложенного содержания дисциплины. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ, который, будучи воспринятым, развернется и станет опорой адекватных мыслительных и практических действий. Обучающиеся приобретают также умения планировать презентацию решения любой задачи, определяя и обосновывая структуру его визуального сопровождения; выбирать адекватные способы визуализации; оценивать качество предложенных другими обучающимися визуальных проектов.

Традиционной учебной формой в процессе изучения дисциплины остаются практические занятия. Именно они формируют навыки юридического мышления, применения теории права к конкретным ситуациям. Практические занятия преимущественно строятся по контекстному типу, реализуя принцип совместной деятельности, сотворчества и преподавателя. В процессе их проведения получают опыт применения способов решения задач профессиональной деятельности, усвоят ее приемы, научатся анализировать ход и результаты, находить и корректировать ошибки. Практические занятия формируют когнитивный компонент будущих компетенций. Для лучшего усвоения материала курса важную роль играет метод анализа и самостоятельного моделирования обучающимися конкретных ситуаций, регулируемых правом.

В процессе ведения семинарских занятий будут активно применяться дискуссии, круглые столы, а также использоваться технологии активизации интеллектуального потенциала обучающихся: мозговых штурмов, элементов технологии «Дебаты» и «Критическое мышление». Так как данные технологии являются имитационными игровыми, то в них присутствует социальный компонент, позволяющий формировать некоторые общекультурные компетенции обучающегося как субъекта межличностных отношений.

Проблемное обучение может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:

первый уровень – проблемное изложение учебного материала преподавателем;

второй уровень – преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение;

третий уровень – преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые;

четвертый уровень – преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.

Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (ходатайства, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует обучающихся.

Мозговой штурм – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому данный метод очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы обучающиеся генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (в мозговом штурме велика роль преподавателя; он также может участвовать в генерировании предложений и должен это делать, если обучающиеся неожиданно остановились). Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам преподаватель или один из обучающихся. Преподаватель может просить обучающихся повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять обучающихся генерировать идеи.

Второй этап мозгового штурма – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы обучающиеся даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап) и критиков (проводят второй этап). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Работа в малых группах предоставляет всем обучающимся возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у обучающихся есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

Деловые и ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре обучающимся предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование).

 При этом обучающийся может выступать не только в роли юриста: консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в «роли» клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты.

Проектная деятельность нацелена на развитие познавательных навыков обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности обучающихся среди современных педагогических технологий. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве.

Демонстрация – эффективный интерактивный прием, очень важен при работе по формированию навыков. Особенность этого приема заключается в возможности иллюстрации обсуждаемой темы, посредством чего она лучше усваивается. Количество рассматриваемых положений должно быть ограничено и тщательно отобрано.

Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень усвоения компетенций.

Прежде всего, необходимо запоминать определения понятий, ибо они фиксируют признаки, показывающие их суть и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, обучающийся в процессе заучивания определений конкретных понятий наращивает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью.

Однако на экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как обучающийся понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизведения учебной информации и работы мысли.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

На экзамене преподаватель может задать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли обучающегося.

Планы практических занятий и  методические указания к ним

Общая часть

Дата: 2019-04-23, просмотров: 199.