3.1. Теоретическое содержание
Темы:
1. Основы дисперсионного анализа.
2. Золи и суспензии.
3. Эмульсии.
4. Пены.
5. Аэрозоли.
6. Системы с твердой дисперсионной средой.
7. Высокомолекулярные соединения
8. Белки (полиэлектролиты)
9. Коллоидные поверхностно-активные вещества.
3.2. Изучение теории позволяет студенту:
· Уяснить суть интегральных и дифференциальных кривых распределения частиц по размерам, способы приведения размера частиц неправильной формы к среднему и эквивалентномуразмеру, особенности оптических методов дисперсионного анализа (микроскопией, ультрамикроскопией, нефелометрией и турбидиметрией), а также седиментацией;
· Представить отличительные признаки золей и суспензий;
· Рассмотреть эмульсии, а именно: типы, выражения для концентрации дисперсной фазы, условия адсорбции ПАВ на границе М-В, критерии устойчивости, устойчивость за счет ПАВ и порошков, обращение фаз и гомогенизацию;
· Уяснить особенности пен – способы выражения концентрации газовых пузырьков, их структуру, причины незначительной устойчивости вследствие подвижности границы раздела фаз и действия гравитации, методы оценки и пути увеличения устойчивости, в том числе с помощью ПАВ, роль пенообразователей и пеногасителей, определяющих время «жизни» пен, возможные источники образования;
· Изучить свойства аэрозолей как систем с подвижной газовой средой, их классификацию, особенности образования и определения концентрации, силы, действующие на аэрозольные частицы, причины распространения аэрозолей (механика аэрозолей), а также особенности пневмотранспорта, псевдоожижения и применения аэрозолей;
· Акцентировать внимание на системы с твердой дисперсионной средой и отсутствии у них ряда коллоидно-химических свойств с одновременным проявлением специфических для этих систем свойств;
· Рассмотреть особенности растворов ВМС, структуру и конформационное состояние макромолекул, специфические свойства их растворов, проявляющиеся в осмосе, вязкости, в определении средней молекулярной массы м размеров макромолекул, набухании, студнеобразовании и синерезисе студней;
· Уяснить структуру макромолекул белков, их свойства как полиэлектролитов, особенно электрофорез, вязкость, денатурацию и высаливание;
· Классифицировать ПАВ по их способности к диссоциации, по поверхностным и объемным свойствам, подчеркнув особенности коллоидных ПАВ – мицеллообразование, солюбилизацию, критическую концентрацию мицеллообразования;
· Четко представлять стадии моющего действия коллоидных ПАВ и их практическую значимость, композиций моющих средств.
3.3. Изучив теорию, студент должен знать:
· Причины структурообразования в дисперсных системах;
· Виды структурированных дисперсных систем, их особенности;
· Основные структурно-механические свойства разных систем;
· Классификацию коллоидных ПАВ;
· Влияние различных факторов на величину ККМ;
· Сущность физико-химических методов определения ККМ;
· Особенности растворов ВМС, их сходство и различия с растворами низкомолекулярных веществ и золей;
· Характер диссоциации разных типов полиэлектролитов в водных растворах;
· Факторы, от которых зависит процесс застудневания;
· Свойства студней;
· Сходство и различия между разбавленными суспензиями и лиофобными золями;
· Методы получения и разрушения суспензий;
· Свойства паст;
· Сущность и методы дисперсионного анализа;
· Классификацию эмульсий;
· Свойства разбавленных, концентрированных и высококонцентрированных эмульсий;
· Типы эмульгаторов и основные факторы устойчивости;
· Способы получения и разрушения эмульсий;
· Структуру пен, их седиментационную и агрегативную устойчивость;
· Факторы устойчивости пен;
· Основные пенообразователи и способы разрушения пен;
· Классификацию аэрозолей;
· Методы получения аэрозолей;
· Особенности молекулярно-кинетических, оптических и электрических свойств;
· Методы разрушения аэрозолей;
· Понятия: высокомолекулярное соединение, полиэлектролит, полиамфолиты, изоэлектрическая точка, набухание, высаливание, коацервация, коллоидная защита, механизм растворения высокомолекулярного соединения, вязкость растворов полимеров;
· Виды набухания: ограниченное и неограниченное набухание.
3.4. Уметь:
· Определять экспериментально изоэлектрическую точку полиэлектролита.
· Оценивать влияние различных факторов на степень набухания ВМС.
Лабораторные работы
Лабораторные работы выполняются сразу после завершения курса лекций. Все лабораторные работы включены в два модуля: Модуль 4 и Модуль 5. На лабораторном занятии студент выполняет одну лабораторную работу.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.