Анализ результатов опытно-экспериментальной работы после проведения формирующего эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для оценки эффективности проведенных мероприятий и проверки гипотезы необходимо провести сравнительный анализ данных до и после профилактической работы воздействия. Для этого были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе: тест креативности Э.  Торренса, опросник  Г. Девиса. По завершению программы развивающей работы, направленной на развитие креативности детей младшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика.

Для начала мы использовали диагностику креативности по методике Э.  Торренса. Результаты представлены на рисунке 3

        

Рисунок 3. Результаты контрольного эксперимента по методике Э. Торренса.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

             

В целом же по результатам контрольного эксперимента испытуемых ЭГ 58,3 %, а у испытуемых КГ – 54, 2 %. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента мы видим, что у испытуемых ЭГ значительно повысился уровень развития творческого мышления с 44,4 % до 58, 3 %, а у учащихся КГ значительных изменений в уровне развития творческого мышления не произошло. Также мы проанализировали структуру факторов творческого мышления. Результаты представлены в таблице.

 

Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента по факторам творческого мышления

Экспериментальная группа

Фактор креативности беглость оригинальность точность гибкость
Низкий 2 2 1 1
Средний 9 8 11 10
Высокий 4 5 3 4

Контрольная группа

Фактор креативности беглость оригинальность точность гибкость
Низкий 4 5 5 1
Средний 8 8 8 10
Высокий 3 2 2 4

 

Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента

Факторы креативности

Констатирующий этап

Гибкость Низкий Средний Высокий КГ 6% 67% 27% ЭК 6% 67% 27% Беглость Низкий Средний Высокий КГ 27% 53% 20% ЭК 13% 60% 27% Оригинальность Низкий Средний Высокий КГ 34% 53% 13% ЭК 13% 53% 34% Точность Низкий Средний Высокий КГ 27% 53% 20% ЭК 6% 74% 20%   Низкий Средний Высокий КГ 23% 57% 20% ЭГ 10% 63% 27%

 

Наглядно представим результаты контрольного эксперимента на рисунке

 

 

         

Рисунок 4 Результаты контрольного эксперимента

Сравнительный анализ результатов эксперимента представлен на рисунке

Контрольная группа

     

Экспериментальная группа

     

Рисунок 5 Сравнительный анализ результатов эксперимента

На рисунке видно, что после развивающей работы в экспериментальном классе значительно повысился уровень развития факторов творческого мышления, а в контрольной группе изменений практически не произошло. Это позволяет нам сделать вывод о том, что целенаправленная работа учителя по развитию творческого мышления способствует повышению уровня творческих способностей и креативности младших школьников. Тем не менее, для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы решили провести и тест опросник Г.Девиса. результаты по методике и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента представлен в таблице и на рисунке.

Таблица 6 Результаты контрольного эксперимента по методике Г. Девиса

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 8 6
Средний 6 7
Низкий 1 2

 

Рисунок 6. Результаты контрольного эксперимента по методике Г. Девиса

 

Таблица 7 Сравнительный анализ результатов эксперимента по методике Г. Девиса

Уровень

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

ЭГ КГ ЭГ КГ Высокий 3 5 8 6 Средний 5 7 6 7 Низкий 7 3 1 2

 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

Рисунок 7 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Как видно, также как и по методике Торренса, так и по методике Г.Девиса в контрольной группе после проведения формирующего этапа эксперимента особых изменений в уровне развития творческого мышления не произошло. Тогда как в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Мы видим, что в экспериментальной группе сократилось число испытуемых с низким уровнем развития творческого мышления с 7 человек до 1 испытуемого, а с высоким уровнем возросло с 3 до 8 человек. Анализ всех полученных результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что нужна систематическая целенаправленная работа учителя по развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Учителя испытуемых, были тоже протестированы по методике Дж. Джонсона на творческого мышления.  И взяты экспертные оценки по каждому критерию творческого мышления.

Нами было выявлено, что учительница 2 «В» класса, где дети отличаются более высоким уровнем творческого мышления,  сама имеет высокий уровень творческого мышления (сумма более 34 баллов по опроснику Д.Джонсона соответствует очень высокому уровню творческого мышления). Тогда как учительница 2 «Д» набрала 30 баллов, что соответствует высокому уровню творческого мышления, но все-таки он ниже, чем у учительницы 2 «В». Сверив показатели тестов, оказалось, что чем выше уровень творческого мышления у учителя, тем творческого мышления у него учащиеся.

 

Вопрос Р.М. 2 «Д» Х.А. 2 «В»
1 Ощущаете неопределенные, сложные особенности окружающего мира 5 4
2 Выдвигаете и выражаете большое количество различных идей в данных условиях 3 4
3 Предлагаете разные виды, типы, категории идей 3 4
4 Предлагаете дополнительные детали, идеи, версии или решения 3 4
5 Проявляете воображение, чувство юмора и развиваете ли Вы гипотетические возможности 4 5
6 Демонстрируете поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы 4 5
7 Воздерживаетесь от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигаете различные варианты и выбираете лучший. 4 5
8 Проявляете уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы. 4 5
  Общий балл 30 36

 

 

После нами было проведено интервьюирование учителей по поводу проявления творческого мышления в процессе обучения - на уроке:

1. активность,

2. частота поднятия рук,

3. высказывание оригинальных идей,

4. поведение на перемене и т. д.,

Было проанализировано личное мнение учителя по поводу каждого ученика, поведение на переменах и во внеклассной деятельности.

В результате анализа опроса нами было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем творческого мышления по методикам Е.Торренса и Е.Туник были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры». Если учителя преодолеют сложности связанные с непониманием креативного ребенка и создадут правильную атмосферу воспитания и обучения, то у них будет больше шансов вырастить высококреативных личностей.

Если учитель не понимает ребёнка, не может перешагнуть через стереотипы и обусловленность и ребёнок воспринимается им как «трудный и недисциплинированный», то учитель накладывает на него штамп и ребёнок закрывается, становится агрессивным, вследствие чего его креативный потенциал может не раскрыться.

В процессе проведения исследовательской работы обратило на себя внимание существование закономерности в области высоких значений интегральных показателе творческого мышления  : высоким значениям интегральных показателей креативности не всегда, но достаточно часто соответствуют высокие значения показателей школьной успешности. Можно сделать вывод, что ребёнок, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться, т.е., соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учёбе не всегда соответствуют высокие значения показателя креативности, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учёбе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и, то только в области высоких значений показателя креативности. Данный вывод согласуется со многими данными зарубежных авторов и подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при отборе одарённых детей, так как творческое мышление не является синонимом успешности в учёбе

Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие творческого мышления, мы предложили рекомендации:

- Осознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;

- Понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;

- Обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;

- Четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;

- По мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;

- Уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;

- Признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;

- Предоставление возможности принятия самостоятельных решений.

ВЫВОДЫ:

1. Для выявления уровня развития креативности у младших школьников и для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 43 города Чебоксары  в 3 классе. Испытуемые составили экспериментальную и контрольную группу.

2. На констатирующем этапе мы выявили, что у учащихся начальных классов преобладает низкий и средний уровни  развития креативности, существует прямая связь между беглостью, гибкостью и оригинальностью принимаемого решения, то есть испытуемые, решают задачу быстро, при этом предложенные ими идеи оригинальны.

3. С целью подтверждения гипотезы исследования с детьми ЭГ был проведен формирующий эксперимент, который состоял из 3 этапов:

1 этап. Работа учителя на уроках, которая включает в себя программу "Уроки творчества", разработанную Г.В. Тереховой;

2 этап. Работа, основанная на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время, 3 раза в неделю

3 этап. Работа с родителями, включающая в себя беседы во время классных родительских собраний. Тематика бесед касалась проблемы креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.

4. После проведения формирующего эксперимента, мы провели контрольный этап, где при помощи сравнительного анализа результатов доказали эффективность целенаправленной работы по развитию креативности в младшем школьном возрасте. Также нами предложены рекомендации для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С давних времён учёные пытались разгадать загадку творческих способностей человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к творчеству исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила. Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д.

Это внимание ученых определяет важность проблемы учета креативности у детей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.

В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать уровень развития креативности в младшем школьном возрасте

Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики креативности, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.

В заключении, можно сформулировать основные тезисы о том, как надо развивать творческие способности у младших школьников.

Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей.

Второе условие эффективного развития способностей - насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которых требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок" все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Четвертое – важное условие - ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Нами было организовано и проведено небольшое исследование, направленное на изучение и развитие креативности младших школьников.

После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьего класса общеобразовательной средней школы № 43, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования.

Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренинговых занятий на развитие креативности, беседы психолога с родителями, формирующий эксперимент выпускной квалификационной работы состоял из следующих этапов:

 1 этап. Работа учителя на уроках, которая включает в себя программу "Уроки творчества", разработанную Г.В. Тереховой.

2 этап. Работа психолога, основанная на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время, 3 раза в неделю

3 этап. Работа психолога с родителями, включающая в себя беседы во время классных родительских собраний. Тематика бесед касалась проблемы креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.

Таким образом, в ходе исследования по методикам Торренса  и опросника Г. Девиса и после проведения развивающих занятий было выявлено, что комплексная коррекционно-развивающая программа является более эффективной для развития креативности детей в ходе учебной деятельности. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.

Известно, что развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение. Включение педагогического сопровождения позволяет учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способную направлять собственное развитие.

Таким образом, изучение состояния проблемы развития креативности у младших школьников доказало актуальность ее исследования и необходимость создания в современной начальной школе педагогических условий развития креативности учащихся.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 2759.