Творческие возможности школьника прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта, но творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе МБОУ «СОШ № 43» города Чебоксары . В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли учащиеся 3 "А" класса (всего 15 человек), педагог данного класса ведет целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся в ходе учебной деятельности, а также в данной группе проводились дополнительные тренинги на развитие креативности и беседы психолога с родителями. В контрольную группу (КГ) вошли 15 человек, учащиеся 3 «Б» класса, где проводится только специализированная работа учителя.
Изучение и развитие креативности младших школьников осуществлялось поэтапно:
Первый этап - организационный состоял в определении целей и задач исследования, выбора его объекта и предмета, определения гипотезы, изучения и анализа научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап - диагностический - состоял в определение и подборе методик, формировании выборки и проведении первичного, констатирующего эксперимента.
Третий этап - оценочный - состоял в обработке полученных результатов. Анализ и выводы по исследованию осуществлялись путём качественной, количественной обработки.
Констатирующий этап эксперимента заключался в осуществлении диагностики креативности учащихся младшего школьного возраста. Для этого были подобраны диагностические методики на определение творческих способностей учащихся: тест креативности Э.П. Торренса (Приложение 1), опросник Г. Девиса (Приложение 2). Проведение контрольного этапа эксперимента осуществлялось посредством тех же диагностических методик.
В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.
Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление.
Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Дети получили инструкцию следующего содержания: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать - приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки, выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста, педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять, что именно следует сделать.
На выполнение каждого субтеста дается 10 минут, но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест позволяет отдельные мыслительные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию творческого мышления и реализации творческого потенциала личности.
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно - творческих способностей.
Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (рисунок 1)
Рисунок 1. Распределение результатов тестирования по методике Е.П. Торренса:
3 «А» класс (ЭГ)
3 «Б» класс (КГ)
В среднем же по методике Торренса у учащихся ЭГ 44,4 %, а у учащихся КГ - 52,3 %, что свидетельствует о среднем уровне креативности в испытуемых классах.
Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Также нами проанализирована структура факторов креативности. Результаты анализа представлены в таблице.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по факторам креативности
Экспериментальная группа
Фактор креативности | беглость | оригинальность | точность | гибкость |
Низкий | 7 | 7 | 6 | 4 |
Средний | 7 | 7 | 7 | 8 |
Высокий | 1 | 1 | 2 | 3 |
Контрольная группа
Фактор креативности | беглость | оригинальность | точность | гибкость |
Низкий | 6 | 6 | 5 | 2 |
Средний | 7 | 8 | 8 | 10 |
Высокий | 2 | 1 | 2 | 3 |
Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента
Факторы креативности |
Констатирующий этап
Наглядно результаты представлены на рисунке 2
Рисунок 2 Результаты констатирующего эксперимента по методике Торренса
Также нами был использован тест - опросник Г. Девиса. Данная методика направлена на изучение творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Основополагающим методом исследования является тестирование. Результаты исследования предназначены для преподавателей, психологов, воспитателей, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Текст методики включает в себя 21 вопрос, на который испытуемым требуется дать утвердительный либо отрицательный ответ. Вопросы направлены на изучение личности ребёнка путём исследования его собственного мнения о себе. (Приложение 2)
Если сумма соответствующих ключу ответов равна от 0 до 12 - это низкий показатель уровня творческого мышления, от 13 до 15 - средний, а свыше 15 баллов - высокий уровень развития творческого мышления. Результаты по методике Г.Девиса представлены в таблице (приложение). Полученные результаты по методике Г.Девиса представлены в таблице
Таблица 3 Результаты констатирующего эксперимента по методике Г. Девиса
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | 3 | 5 |
Средний | 5 | 7 |
Низкий | 7 | 3 |
Наглядно полученные результаты по тесту – опроснику Г. Девиса представлены на рисунке
Рисунок 3. Результаты констатирующего эксперимента по методике Г.Девиса
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что уровень развития творческого мышления в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе. Поэтому на основе анализа результатов, мы с учащимися экспериментальной группы организовали формирующий эксперимент. На этом этапе были проведены беседы с родителями о важности формирования и развития креативности в младшем школьном возрасте, а также проводились занятия по развитию креативности с самими детьми.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 375.