Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию творческого мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие творческого мышления у учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренинговых занятий на развитие креативности,  беседы с родителями,  формирующий эксперимент  состоял из следующих этапов:

1. этап. Работа учителя на уроках, которая включает в себя программу "Уроки творчества", разработанную Г.В. Тереховой [24]. Программа имеет ряд уникальных отличий, позволяющих технологично и надежно обучать младших школьников пользоваться в творческом процессе основными инструментами теории решения изобретательских задач. Учебный курс выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности (познание объектов, событий, ситуаций, их создание, преобразование и применение в новом качестве); задания систематизированы по тематике и уровням сложности; определены методы, которыми должны овладеть ученики для выполнения конкретных типов заданий на каждом уровне сложности; даны подробные методические рекомендации как по организации творческой деятельности младших школьников в целом, так и по отдельным темам, представляющим определенную трудность для учителя.

То есть, вместо готовых поурочных планов, неизбежно ограничивающих творчество учителя, Терехова Г.В. предлагает подробно разработанное дидактическое и методическое обеспечение курса (Приложение ).

2 этап. Работа, основанная на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время, 3 раза в неделю

3 этап. Работа с родителями, включающая в себя беседы во время классных родительских собраний. Тематика бесед касалась проблемы креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.

     На первом этапе описана работа учителя по развитию креативности в ходе учебной деятельности, основанная на программе "Уроки творчества" Г.В. Тереховой.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) Г.В. Терехова выделила следующие требования к творческим заданиям:

ü открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

ü соответствие условия выбранным методам творчества;

ü возможность разных способов решения;

ü учет актуального уровня развития;

ü учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, была построена система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Содержание программы представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. Тематические серии групп творческих заданий представлены в приложении.

Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями. Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

ü сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

ü формы представления противоречий (явные, скрытые).

В ходе формирующего эксперимента мы использовали только часть программы «Уроки творчества». Мы предлагали учащимся такие творческие задания:

1. "Придумай историю с помощью приемов фантазирования";

2. "Составь метафору по алгоритму";

3. "Придумай новые часы (велосипед, монету, сказочного героя, книгу, автомобиль, аквариум), используя законы развития систем";

4. "Придумай фантастическое существо";

5. "Создай театральный эффект дождя, декораций, костюмов для героев спектакля" и др.

2 этап. Работа с детьми проводилась в виде тренинговых занятий во внеурочное время. Каждое упражнение повторялось в течении всего курса развивающих занятий по 3 раза, чередуясь между собой. Структура каждого занятия включает в себя следующие элементы:

ü Приветствие (позволяет сплотить учеников, создать атмосферу группового доверия и принятия).

ü Разминка (позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

ü Основная часть занятия (совокупность психологических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).

ü Рефлексия (дети отвечают на вопросы психолога о своих переживаниях и эмоциях по поводу проведенных занятий).

ü Ритуал прощания

На завершающем этапе формирующего эксперимента проводилась работа с родителями. Мы попросили учителя организовать тематическое родительское собрание, на котором рассказали родителям о креативности в младшем школьном возрасте, предложили рекомендации и приемы по развитию креативности у детей. Мы провели беседы с родителями на темы:

ü "Креативность в младшем школьном возрасте".

Цель беседы познакомить родителей с понятием "креативность", объяснить его значимость в развитии интеллекта школьника.

ü "Основные способы развития креативности"

Цель: Знакомство родителей с рекомендациями и с некоторыми упражнениями на развитие творческих способностей своих детей.

ü "Приемы развития креативности"

Цель беседы: знакомство с программой развития креативности у детей младшего школьного возраста Цели занятий с родителями касались проблем креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 470.