1. Как несовпадение сюжета и фабулы (статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание») определяет смысл бунинского рассказа, превращая историю «путанной жизни» провинциальной гимназистки в рассказ о «легком дыхании»?
2. В новелле Ги де Мопассана «Возвращение» найдите эпизоды, нарушающие фабульную последовательность событий. Что изменится, если сюжет выстроить в хронологической последовательности? Можно ли считать произведение законченным, несмотря на то, что сюжет незавершен?
3. Сравните две редакции рассказа А. П. Чехова «Шуточка». Что в нем подверглось переработке? Попробуйте определить суть внесенных Чеховым исправлений (см.: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., Т. 5. С. 21–24; 489–492).
Занятие 9
Смыслообразующая роль композиции
1. Как композиционная рамка в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» позволяет «расширить» сюжет, выводя повествование за рамки конкретных событий?
2. Как внесюжетные элементы композиции (авторское описание, портрет, пейзаж, интерьер) участвуют в раскрытии смысла заглавия рассказа А. П. Чехова «Враги»?
3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?
4. Что, с точки зрения Б. Э. Эйхенбаума (статья «Как сделана “Шинель” Гоголя»), составляет основу композиции в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Занятие 10
Смыслообразующая роль композиции
Какова, с Вашей точки зрения, роль «вставной истории» (сказки, рассказанной Гриневу «крестьянским царем» Пугачевым) в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Затейлива калмыцкая сказка?
Охарактеризуйте роль художественной детали в описании интерьера дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»:
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
Описывая с точки зрения Павла Петровича интерьер комнаты Фенечки («Отцы и дети»), И. С. Тургенев подчеркивает такую деталь: на стене генерал Ермолов «в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб» (гл. XIII). Объясните смысловую роль этой детали.
Занятие 11
Эпос как литературный род
1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения?
2. Какова структура эпического сюжета?
3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор.
4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста?
5. Раскройте композиционную роль вставной истории.
Занятие 12
Драма как литературный род
1. В чем специфика речевой организации драматического произведения?
2. Особенности пространственно-временной организации в драме.
3. В чем проявляется сценическая природа драмы?
4. Каким предстает герой в драме?
5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры.
6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша?
Действующие лица:
Арбенин, Евгений Александрович.
Нина, жена его.
Князь Звездич.
Баронесса Штраль.
Казарин, Афанасий Павлович.
Шприх, Адам Петрович.
Маска.
Чиновник.
Игроки.
Гости.
Слуги и служанки
Занятие 13
Лирика как литературный род
1. В чем заключается предмет лирики?
2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому?
3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики.
4. В чем состоит условность описания в лирике?
5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ.
6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой?). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации.
7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?
Занятие 14
Дата: 2019-03-05, просмотров: 397.