Введение в литературоведение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра теории литературы

ТОПД

Введение в литературоведение

Методическое пособие для студентов 1 курса

филологического факультета

Тверь             2019

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составитель доц. С.Ю. Артёмова

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Введение в литературоведение»

 

Общий объем курса в часах – 136 (2-е полугодие)

Из них:

лекционных – 34

практических – 34

Самостоятельная работа студентов – 68

Форма отчетности – экзамен\зачет

 

Тема 1. Литературоведение как наука

Зачем нужно изучать литературу. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Филология и литературоведение. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Теория литературы, история литературы, литературная критика: разграничение полномочий и логика взаимодействий. Поэтика и текстология. Особый статус стиховедения. Смежные гуманитарные науки и их роль в решении литературоведческих задач: семиотика, герменевтика, психология, социология, источниковедение и библиография.

Тема 2. Поэтический язык

Язык как первоэлемент литературы. Слово и образ. Путь развития слова – от образа к понятию. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме слова». Понятие о функциях языка (Р. О. Якобсон). Поэтическая функция языка – «направленность на сообщение как таковое». «Рефлективность» поэтического слова. Поэзия как «речевая деятельность, характеризующаяся максимальной ощутимостью способов выражения». Образность поэтического языка в понимании Г. О. Винокура. Концепция М. И. Шапира как попытка обобщить точки зрения на проблему поэтического языка.

Тема 3. Ресурсы поэтического языка

Язык художественной литературы и литературный язык: соотношение понятий. Слова различной языковой среды и их функция: варваризмы (макароническая речь), диалектизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), новые слова (окказионализмы). Роль стилистически маркированных и немаркированных языковых средств в поэтической речи. Подражания и стилизации.

Тема 4. Смыслообразующая роль тропов

Механизм тропа и его функция. Класс метафор и класс метонимий. Сравнение как основополагающий троп. Метафора и ее отличие от сравнения. Виды метафор (олицетворение, овеществление, «стершаяся», реализованная, развернутая). Эпитет и его отличие от логического определения. Эпитеты постоянные, «украшающие», метафорические, оксюмороны. Отличие метонимии от метафоры. Разновидности метонимических замещений: содержащее / содержимое, материал / изделие, количественные замены (синекдоха), эвфемизмы, перифразы. Аллегория и символ.

Тема 5. Смыслообразующая роль фигур

Понятие о фигуре. Художественные функции фигур. Изменение узуального значения синтаксической конструкции: риторический вопрос, обращение, восклицание. Фигуры прибавления слов (виды повторов): анафора, эпифора, симплока, анадиплосис (стык). Фигуры убавления слов: эллипсис, зевгма (силлепс), бессоюзие. Фигуры перемещения слов: инверсия, параллелизм, антитеза, хиазм. Соотношение тропов и фигур.

Тема 6. Стихотворная речь

Стих и проза: критерии разграничения. Стих как речь с двойной сегментацией. Семантические различия стиха и прозы. Слово в стихе и прозе. «Динамизация» стихового слова под влиянием «единства и тесноты стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов). Стих и язык. Понятие о системах стихосложения. Родовой принцип русского стихосложения. Метр и размер. Суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского. Основные ритмические единицы: стих и стопа.

Прозаическая и стихотворная речь: проблема разграничения. Национальный язык и система стихосложения.

Метрическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

Содержание понятий «текст», «произведение», «авторское высказывание».

Содержание понятий «система» и «структура».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1 -2

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Том первый

Глава первая

 

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным: только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» – «Доедет», – отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» – «В Казань не доедет», – отвечал другой. Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.

 

Часть первая

Глава 1

Занятие 3

Ресурсы поэтического языка

 

Определите состав поэтической речи следующего фрагмента (Саша Соколов «Между собакой и волком»):

 

Жить; знать цену глубоким галошам в пору разлива глубоких и мелких рек. Быть; мусолить жирно-зеленый лист. Жить, быть и видеть, как по канавам жухнет лопух. Жить-быть; по мере змеенья зимы меняться оттенками ее слюдяных чешуйчатых крыльев. Жить-быть – пускай переливаются перламутрово: любая сосулька, любое перепелó. Марии – трубить в пастуший рожок на железной дороге, а той – торопиться на север в пятнадцати минутах спокойной ходьбы на закат. Ходьбы по аллее, восставленной перпендикуляром к насыпи – на восход. На югосклоне ж, над городом, вследствие значительных дымочадных, коверкающих горизонт, работ всегда иметься в наличии выбору вяленых и копченых туч. Рисовать отдаленные силуэты сотрудников почт – почтальонов, охваченные отчаянием и листопадом. Людям твоим – блуждать в парке твоем, а ненастьям твоим наступать, леденя их и раздувая полы их комиссионных крылаток. Марии – служить в высокой кирпичной башне, у самой границы станции. Служить, и голосу рожка ее, смазанному акварельным ветром, смазанному, словно звезда близорукого без очков, словно близорукая, без очков, звезда, – заведовать суетливой юркостью сцепщиков, тревогами стрелочниц, равнодушием машинистов. То были сначала фиксатые сцепщики, но позже, когда ее назначили главной в башне, их постепенно вытеснили степенные машинисты. Приходить ветерану дальнего следования, полушепотом, шепеляво жалующемуся на прохудившийся тендер, на расшатанные шатуны, на дальность маршрутов следования. Деревьям, напялившим драные фраки сумерек, – качаться, махать руками в подражание дирижерам, пугалам и людям от ветряков – мукомолам.

 

Занятие 4

Занятие 5

Стихотворная речь

 

1. Каковы критерии разграничения стиха и прозы?

2. Почему стихотворная речь есть речь с двойной сегментацией?

3. В чем состоят семантические различия стиха и прозы?

4. Как Вы понимаете сформулированный Ю. Н. Тыняновым закон «единства и тесноты стихового ряда»?

5. Почему не существует универсальной системы стихосложения?

6. В чем заключается родовой принцип русского стихосложения? Какова его наиболее строгая форма?

7. Что такое метр?

8. В чем состояла суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского?

9. Что такое «стих», «метр», «стопа», «анакруса», «цезура», «клаузула», «рифма», «строфа».

 

Литература:

1. Ю.Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка. – М.: КомКнига, 2010. – 178 с. Или в электронном виде. (о «тесноте стихового ряда»)

2. О.Б.Лебедева. История русской литературы XVIII века. Эл.ресурс: http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html (о реформе Тредиаковского)

 

Занятие 6

Стихотворная речь (определение стихотворных размеров)

 

 

Занятие 7

 Типы сюжетов в русской классике

1. Как различаются циклический и кумулятивный сюжет? Какие у них признаки?

2. В литературе XIX века найдите по 5 примеров циклического и кумулятивного сюжета. Определите их функции.

3. Расскажите одну и ту же историю, используя циклическую и кумулятивную модели сюжета (основой сюжета могут стать Колобок, Репка, Курочка-Ряба и др.)

 

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Эпос как литературный род

 

1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения?

2. Какова структура эпического сюжета?

3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор.

4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста?

5. Раскройте композиционную роль вставной истории.

 

Занятие 12

Драма как литературный род

 

1. В чем специфика речевой организации драматического произведения?

2. Особенности пространственно-временной организации в драме.

3. В чем проявляется сценическая природа драмы?

4. Каким предстает герой в драме?

5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры.

6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша?

Действующие лица:

Арбенин, Евгений Александрович.

Нина, жена его.

Князь Звездич.

Баронесса Штраль.

Казарин, Афанасий Павлович.

Шприх, Адам Петрович.

Маска.

Чиновник.

Игроки.

Гости.

Слуги и служанки

 

Занятие 13

Лирика как литературный род

 

1. В чем заключается предмет лирики?

2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому?

3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики.

4. В чем состоит условность описания в лирике?

5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ.

6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой?). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации.

7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?

 

Занятие 14

Литература

Основная:

1. Балашова Е.А., Каргашин И.А. Анализ лирического стихотворения: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 192 с.

2. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. М.: Флинта: Наука, 2010. 256 с.

3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. М.: Флинта: Наука, 2008. 288 с.

4. Есин А.Б. Название: Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с.

5. Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. М.: Флинта: Наука, 2008. 312 с.

6. Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012. 224 с.

  1. Введение в литературоведение : учеб. пособие ; под ред. Л. В. Чернец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
  2. Введение в литературоведение : учеб. материалы ; сост. И. В. Фоменко. – Тверь, 2002.

 

Дополнительная:

1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь : пособие для учащ. старших классов. – М., 1995.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины ; под ред. Л. В. Чернец. – М., 2000.

3. Введение в литературоведение. Хрестоматия : учеб. пособие ; под ред. П. А. Николаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1997.

4. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» И. А. Бунина // Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987. – С. 140–156.

5. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. – 2-е изд., доп. – М., 2001.

6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение : курс лекций ; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб., 1996.

7. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии : учеб. пособие. – Тверь, 1993.

8. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М., 1966.

9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. – С. 18–252.

10. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004.

11. Мысль, вооруженная рифмами : поэтическая антология по истории русского стиха ; сост. авт. ст. и примеч. В. Е. Холшевников. – Л., 1983.

12. Образцы изучения лирики : учеб. пособие : в 2 ч. ; сост. Т. Л. Власенко, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. – Ижевск, 1997.

13. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

14. Томашевский Б. В. Поэтика (краткий курс). – М., 1996.

15. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. – М., 1996.

16. Федотов О. И. Основы теории литературы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение.

17. Федотов О. И. Основы теории литературы : учеб. пособие для студен. высш. учеб. заведений : в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс.

18. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999.

19. Энциклопедический словарь юного литературоведа ; сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.

 

Для любопытных:

1. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. – М., 1999.

2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие для студ. и препод. филол. фак., учителей-словесников. – 2-е изд., испр. – М., 1999.

3. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл : пер. с фр. С. Зенкина. – М., 2001.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001.

5. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) : учеб. для студ. филол фак. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

6. Основы литературоведения : учеб. пособие для филол. фак. пед. ун-тов ; под ред. В. П. Мещерякова. – М., 2000.

7. Пави П. Словарь театра ; пер. с фр. ; под ред. К. Разлогова. – М., 1991.

8. Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия для студентов ; авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. – М., 2002.

9. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – 4-е изд., испр. – М., 1971.

10. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). – М., 1970.

11. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

12. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение : учеб. пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., перераб. – СПб., 1996.

13. Фарино Е. Введение в литературоведение : учеб. пособие. – СПб., 2004.

20. Фадеева Н. И. Драматический герой и его модификация // Филол. науки. – 1984. – № 4.

14. Фоменко И. В. Введение в практическую поэтику : учеб. пособие. – Тверь, 2003.

15. Эткинд Е. Проза о стихах. – СПб., 2001.

 

Кафедра теории литературы

ТОПД

Введение в литературоведение

Методическое пособие для студентов 1 курса

филологического факультета

Тверь             2019

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составитель доц. С.Ю. Артёмова

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.