Завершающей операцией лесоскладских работ является погрузка лесоматериалов. При погрузке лесоматериалов на подвижной состав РЖД и в суда для более полного использования их грузоподъемности и габарита производят выравнивание торцов бревен в пачках. Кроме того, с целью использования суженой части габарита l-В погрузку вагонов МПС ведут с "шапкой". Для выравнивания торцов бревен и формирования «шапки» применяется вспомогательное оборудование, к которому относятся торцевыравниватели и приспособления для формирования «шапки» (рис. 7.8.).
Торцевыравниватели состоят из основания и одного или двух рабочих органов (щитов), сдвигающих бревна пачки вдоль ее оси. Они подразделяются по принципу действия, виду движения рабочих органов и способу установки. По принципу действия торцевыравниватели бывают гравитационные и приводные. У гравитационных (рис.7.8.а, б) выравнивание торцов бревен происходит под действием силы тяжести пачки. Приводные торцевыравниватели (рис. 7.8, в, г, д, е) характеризуются наличием какого-либо приводного механизма. В качестве
Рис. 7.5. Схемы вспомогательного оборудования для разгрузки лесоматериалов: а, б, в, г, д, е - торцевыравниватели; ж - приспособления для формирования «шапки»; а,б- гравитационные; в,г,д,е- приводные; а,б,в- стационарные; г,д,е- передвижные.
привода рабочих органов (щитов) используются либо специальный механизм (рис. 7.8, в, г), либо грузоподъемный механизм крана (рис. 7.8, д, е). По виду движения рабочие органы торцевыравнивателей бывают как с поступательным (рис. 7.8, в, г, е), так и с вращательным движением (рис. 7.8, б, д). При этом подвижным может быть щит (рис. 7.8, в) или оба щита (рис. 7.8, б, г, д, е). Для привода рабочих органов торцевыравнивателя применяют гидроцилиндры, винтовой, колотный и другие механизмы.
По способу установки торцевыравниватели разделяют на передвижные (рис. 7.8, г, д, е) и стационарные (рис. 7.8, а, б, в). Передвижные торцевыравниватели могут перемещаться на ходовых тележках по специальным рельсовым путям (рис. 7.8, г) или переноситься с места на место погрузочным краном (рис. 7.8, д). Кроме того торцевыравниватель может располагаться на опоре некоторых типов кранов (консольно-козловых и др.), или крепиться к крановой подвеске крана (рис. 7.8, е).
Лесоматериалы грузят преимущественно в полувагоны и на платформы. В крытые вагоны грузят лишь короткомерные лесоматериалы и изделия деревообработки, а также плиты ДСП и ДВП и другую продукцию, требующую защиты от атмосферных осадков.
Расстояние от штабеля до головки ближайшего рельса должно быть не менее 1,5 м. Если высота штабеля не превышает 1,2 м., то расстояние должно составлять не менее 2 м. По длине в один полувагон можно погрузить один сортимент длиной 7 м. и более, два длиной 6м., три длиной 4 м. и четыре длиной 3 м.
Для улучшения использования грузоподъемности вагонов лесоматериалы длиной более 3 м. грузят таким образом, чтобы заполнить верхнюю суженную часть вагона (погрузка с “шапкой”), что увеличивает грузоподъемность вагона на 10-15%.
Формирование шапки, позволяющей использовать суженую часть габарита подвижного состава РЖД, обычно ведут на земле. Для этой цели используют на устройства и приспособления, обеспечивающие подготовку пакеты («шапки»), форма поперечного сечения которого соответствует этому габариту. Одно из таких приспособлений представлено на рис. 7.8, ж. Оно состоит из двух одинаковых узлов, имеющих основание и два шарнирно закрепленных на ИСМ рычага. После заполнения приспособления лесоматериалами пакет увязывают и раскрывают рычаги. Готовый пакет укладывается краном на вагон.
При погрузке короткомерных лесоматериалов применяют обшивку по периметру бортов полувагонов.
Есть специальные технические условия на погрузку лесных грузов на платформы, полувагоны, регламентирующие крепление и укладку, а также
требования на отдельные виды лесоматериалов - щепу, пиломатериалы и т.п.
Лесоматериалы в вагоны следует грузить в строго определенном порядке, с соблюдением правил техники безопасности на погрузке лесоматериалов. На четырехосных платформах и в полувагонах лесоматериалы длиной 5 ... 6,5 м располагают в два штабеля, длиной 4 ... 4,5 м в три, длиной 3 м в четыре штабеля. Укладка ведется в пределах высоты боковых стоек, сверху устанaвливают «шапку» (верхнюю, суженную, часть габарита), которую подготавливают на земле заранее с применением специальных жестких грузозахватных рам, которые обхватывают «шапку» с боков и сверху, а снизу, между подкладками, подводят две цепи с рычажным натяжным устройством. «Шапку» можно поднимать на вагон стропами и грейфером.
Каждый штабель круглых лесоматериалов длиной до 3,5 м ограждают двумя парами стоек, длиной 4 ... 4,5 м тремя, более 6 м четырьмя. Штабель пиломатериалов длиной 2,7 ... 5 м ограждают с боков двумя парами стоек, длиной 5,5 ... 8 м тремя, 8,5 ... 12 м четырьмя. Штабель лесоматериалов нужно укладывать на подкладки, расположенные на расстоянии 0,5 ... 0,8 м от торцов штабеля. При погрузке в полувагоны с открытыми торцовыми дверями подкладку с наружной стороны не устанавливают, так как штабель опирается на порожек полувагона. Необходимо следить, чтобы расположенные сбоку круглые лесоматериалы или пиломатериалы прилегали к стойкам. Пару противоположных стоек увязывают стандартными стяжками или заменяют их проволокой, сечение и качество которой должно соответствовать правилам МПС.
Порядок укладки лесоматериалов и их крепления в полувагонах и на платформах устанавливаются правилами МПС. Лесоматериалы, погруженные на открытый подвижной состав с учетом их крепления, должны размещаться в пределах установленного габарита погрузки, т. е. с «шапкой». Лесоматериалы длиной менее 3 м, пропитанные или покрытые долго не высыхающими веществами, свежеокоренные, а также неровные кряжи дуба, бука, граба грузят без «шапки».
Короткомерные лесоматериалы перевозят в полувагонах с закрытыми торцевыми дверями. Для лучшего использования грузоподъемности борта наращивают. Погрузку лесоматериалов начинают с укладки нижнего ряда штабелей, а затем поочередно верхних и «шапки». Это позволяет отцепщикам находиться на штабеле, в который в данный момент не производится укладка.
Для сокращения простоев подвижного состава, повышения производительности труда и комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и снижения их стоимости применяют перевозки лесоматериалов в пакетах. Круглые лесоматериалы формируют в пакеты поперечным сечением 2800 х 1400 мм, пиломатериалы и шпалы в пакеты сечением 1350 х 1300 мм. В суженной части железнодорожного габарита укладывают пакет трапециевидной формы.
Основным видом обвязок для пакетирования лесоматериалов служат специальные много оборотные полужесткие стропы типа ПС (ПС-О1, ПС-02, ПС-04, ПС-05). Стропы устанавливают симметрично относительно центра тяжести пакетов на расстоянии 0,4 ... 0,5 м от концов. Для застропки пакетов применяют четырехкрюковые подвески (траверсы). В полувагонах пакеты круглых лесоматериалов перевозят без их крепления при укладке по высоте в два яруса с дополнительной укладкой верхнего пакета («шапки») в виде полуэллипса с повышением от краев к середине в пределах габарита погрузки. На железнодорожных платформах пакеты ограждают боковыми стойками. Противоположные стойки соединяют стяжками.
Пакеты пиломатериалов укладывают в четырехосном полувагоне двухъярусными штабелями (по два пакета в ряд). Поверх второго яруса пакетов устанавливают «шапки», число и длина которых должны соответствовать числу и длине штабелей, уложенных в полувагоне. При длине пакетов 3 м и более разрешается загружать полувагоны с открытыми торцевыми дверями, при длине менее 3 м - с закрытыми, кроме того на них устанавливают торцевые шиты. Если у торца вагона остается свободное пространство (из-за некратности длин лесоматериалов и вагона), его заполняют лесоматериалами россыпью.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 314.