Урок построен на основе сопоставления двух стихотворений: А.А.Фет «Печальная берёза» и С.А.Есенин «Берёза». Основа сопоставления – анализ художественного образа берёзы в том и другом стихотворениях: какими средствами он создаётся, какой эмоциональной окраской отличается, как выражены чувства автора.
Ход урока
Чтение стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза».
Беседа.
Какой предстаёт перед нами берёза в этом стихотворении?
Какие слова в тексте на это указывают?
Какие приёмы использует автор: метафора «И прихотью мороза разубрана она». Что позволяет передать? (пышность убранства); эпитет «печальная» (создаёт грустное настроение); сравнение «Как гроздья винограда» (помогает создать сказочное описание веток зимой).
Какое отношение автора к берёзе? (любуется).
Как вы понимаете фразу «игра денницы»? (лучи зари); Что описывает автор с помощью этой фразы? (свет и блеск).
Что называет автор красою ветвей? (снег).
Какими эпитетами можно описать берёзу? (прекрасная, восхитительная).
Почему же эта красота выглядит как траурный наряд? (Зимой берёза спит, она находится в покое, а все движение в стихотворении представлено птицами и светом).
А каково настроение автора? (радость, восхищение, сожаление, если облетит наряд).
Обратите внимание на противопоставление настроений: у берёзы – печаль, у автора – радость, но они взаимодействуют, взаимосвязаны.
Чтение стихотворения С.А.Есенина «Берёза».
Беседа.
Каков образ берёзы? Похож ли он на предыдущий? Чем именно? (находится у окна, в снежном уборе, также блестят ветки, усыпанные снегом).
Какой эпитет употребляет С.А.Есенин вместо «печальная»? (белая).
Как подчёркивается «белизна берёзы»? (сравнение: принакрылась снегом, точно серебром; распустились кисти белой бахромой, снежною каймой).
Какие ещё приёмы использует автор при описании берёзы? (метафора «и горят снежинки в золотом огне» передаёт яркость т блеск).
Обратите внимание: привычно ли воспринимать снег как серебро, а ветки называть пушистыми? Не теряет ли картина С.А.Есенина свою привлекательность? (использование точных эпитетов только украшает и придаёт простоту образу).
Обратите внимание, что в стихотворении С.А.Есенина олицетворено? (не только берёза, но и окружающая природа: тишина сонная, заря лениво обходит кругом и осыпает ветки).
Говорит ли С.А.Есенин нам прямо о красоте мира?
Каково его настроение?
Что же общего и различного в стихотворениях? (образ берёзы очень похож, но настроение авторов совершенно различно).
5. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина наизусть; по желанию – выучить оба стихотворения.
Роман, повесть, рассказ
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Пяткова Олеся Сергеевна,
студентка 4 к. факультета филологии
ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
(проходила практику в сош№71)
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX)
Одиссея Робинзона Крузо
Аннотация содержания урока: второй урок изучения романа Д.Дефо "Робинзон Крузо" по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной.
Беседа.
Наш урок мы начнем с повторения пройденного.
Вспомните, какие роды литературы вы знаете?
Роды художественной литературы ЭПОС (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. ДРАМА (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. ЛИРИКА (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
Какие ЖАНРЫ эпоса вы знаете?
Как определен жанр произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо»? Какие особенности этого жанра вы увидели в произведении?
Что узнали о герое из первых глав? Как проявлялась любовь Робинзона Крузо к морю?
Какие события из жизни героя можно назвать предзнаменованиями? (Предзнаменование - примета чего-н. (что должно совершиться), признак, предвещающий что-н. Дурное п. Доброе п.). Почему Робинзон оценивает свой поступок как дурной?
От лица кого ведётся повествование?
Перечитайте последний абзац первой главы. В какой период жизни он это пишет? Почему? Как дальше развивались события?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.