Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?
На какие части можно разделить стихотворение?
О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?
Для чего автор вводит в эту часть диалог?
Задание: можно предложить ученикам выразительно прочитать по ролям первую часть стихотворения «Крестьянские дети».
Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими славами.
Каким видится вам рассказчик? Опишите его.
Каково отношение автора к крестьянским детям в первой части произведения?
Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.
Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?
Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)
Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.
Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, - так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.
Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?
Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?
Можно предложить детям прочесть этот отрывок наизусть.
Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?
Почему так серьезен маленький Влас?
Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.
Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?
Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?
Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?
Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?
Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?
Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.
Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.
Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.
Отметьте в тексте восклицания, а также слова, которые помогают «нагнетать» определенное настроение.
Какова в этом стихотворении роль пейзажа?
Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?
ØСюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные события и способы сообщения о них в эпических, драматических, а отчасти и лирических произведениях[34].
5. Предположим детям проанализировать, как построено стихотворение:
Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.
После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.
Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.
В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» - к встрече с юными «шпионами».
После этого вводим понятие «композиция произведения»: для 5 класса это – построение произведение.
ØКомпозиция (лат.componere – складывать, строить) – одна из сторон формы литературных произведений: взаимная соответственность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиция скрепляет все иные элементы формы и соподчиняет их авторской концепции (идее, смыслу)[35].
6. Домашнее задание: прочитать очерк «Детство и юность поэта» в учебнике-хрестоматии и подготовить его пересказ по составленному самостоятельно плану; выполнить задания №№ 7, 8, 10 учебника (с. 104).
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»
Урок анализа лирического произведения.
Цель урока: показать, какую роль в стихотворении И.А.Бунина играет образ природы.
Аннотация содержания урока: на уроке закрепляется понятие «лирическое стихотворение», рассматривается вопрос о том, какую роль пейзаж может играть в художественной литературе, в частности в лирике. На примере стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» рассматривается проблема бережного отношения к природе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.