Беседа с элементами выразительного чтения, пересказа и словесного рисования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?

На какие части можно разделить стихотворение?

О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?

Для чего автор вводит в эту часть диалог?

Задание: можно предложить ученикам выразительно прочитать по ролям первую часть стихотворения «Крестьянские дети».

Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими славами.

Каким видится вам рассказчик? Опишите его.

Каково отношение автора к крестьянским детям в первой части произведения?

Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.

Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?

Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)

Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.

Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, - так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.

Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?

Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?

Можно предложить детям прочесть этот отрывок наизусть.

Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?

Почему так серьезен маленький Влас?

Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.

Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?

Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?

Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?

Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?

Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?

Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.

Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.

Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.

Отметьте в тексте восклицания, а также слова, которые помогают «нагнетать» определенное настроение.

Какова в этом стихотворении роль пейзажа?

Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?

ØСюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные события и способы сообщения о них в эпических, драматических, а отчасти и лирических произведениях[34].

5. Предположим детям проанализировать, как построено стихотворение:

Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.

После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.

Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.

В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» - к встрече с юными «шпионами».

После этого вводим понятие «композиция произведения»: для 5 класса это – построение произведение.

ØКомпозиция (лат.componere – складывать, строить) – одна из сторон формы литературных произведений: взаимная соответственность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиция скрепляет все иные элементы формы и соподчиняет их авторской концепции (идее, смыслу)[35].

6. Домашнее задание: прочитать очерк «Детство и юность поэта» в учебнике-хрестоматии и подготовить его пересказ по составленному самостоятельно плану; выполнить задания №№ 7, 8, 10 учебника (с. 104).

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»

Урок анализа лирического произведения.

Цель урока: показать, какую роль в стихотворении И.А.Бунина играет образ природы.

Аннотация содержания урока: на уроке закрепляется понятие «лирическое стихотворение», рассматривается вопрос о том, какую роль пейзаж может играть в художественной литературе, в частности в лирике. На примере стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» рассматривается проблема бережного отношения к природе.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.