Природа в произведениях И.А.Бунина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» (исп. В.Герасимов).

Каким представляется вам автор этого стихотворения?

О чем думает герой, о чем грезит?

Какие сказочные мотивы услышали в стихотворении?

Кто из известных вам поэтов писал стихи уже в детстве?

3. Работа со статьей учебника на с.56:

Какое чувство стало главным в жизни И.А.Бунина?

Почему автор характеризует отношения человека и природы как единение и противостояние?

Встречались ли вам произведения, в которых звучала та же проблема?

4. Беседа по тексту:

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» (исп. В.Герасимов).

На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?

Одинаково ли настроение каждой из частей? Каково оно в 1-ой части?

Как автору удается передать красоту зимнего леса?

Нарушает ли покой олень? Какие слова передают покой и царственность этого животного? Что делает в зимнем лесу олень?

Почему автор дважды повторяет: «Вот след»?

Какое предложение можно назвать переломным? Как оно определяет настроение следующей части стихотворения? (контрастное настроение: покой и тревога)

Какие приметы помогают понять, что жизни оленя угрожает опасность? Что такое «гон»?

Перечитаем последнюю строфу. Почему в ней используются восклицательные предложения? Как они передают настроение автора? Что чувствует он, наблюдая за гонкой? Найдите эпитеты, которые передают противоречивые чувства поэта. Почему строфа заканчивается многоточием?

Объясните последнюю фразу: «Он красоту от смерти уносил». Почему предполагаемая гибель оленя воспринимается как мировая трагедия? Что символизирует олень в этом стихотворении?

Каким предстает образ природы в стихотворении Бунина? Кто ответствен за нарушение гармонии в мире природы?

О чем размышляет Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»? Сформулируйте ответ на это вопрос в нескольких предложениях.

5. Работа с иллюстрацией учебника на с.57.

6. Подведение итогов урока.

Вспомните, что такое лирическое стихотворение (см. статью учебника с.20).

Какими чертами лирического стихотворения обладает данное произведение? (эмоциональное отношение к событиям, исток этих переживаний – природа, ее бездумное уничтожение, ритм и рифма).

Докажите, что в данном произведении есть рифма и ритм. Начертите ритмическую схему.

7. Домашнее задание.

По выбору:

чтецам – выучить стихотворение наизусть,

поэтам – сочинить стихотворение о природе,

художникам – нарисовать иллюстрацию к поэтическому произведению.

 

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Слово учителя.

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта необычной судьбы. Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите на его портрет и обратите внимание на годы его жизни. Ему довелось жить в переломную эпоху, так называют годы великих перемен и потрясений. Последствия переломной эпохи Иван Алексеевич Бунин испытал на себе. Он был вынужден покинуть Родину (как оказалось, навсегда) и жить в разлуке с ней, но все лучшие произведения написаны о родине и с большой любовью к ней.

- Прочтите статью об авторе и скажите, каким вы представляете себе этого человека? (Ответы учащихся).

- А теперь послушайте его стихотворение.

3. Чтение учителем стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…».

Беседа.

- Какой пейзажной зарисовкой открывается стихотворение?

- Какие эпитеты обращают на себя внимание?

- Почему автор так подробно описывает все следы пребывания оленя в лесу?

- Найдите строку, которая разделяет стихотворение и ритмически, и по настроению?

- Как вы объясните такое разнообразие знаков препинания в третьей строфе? Что они передают?

- Как автор передаёт своё отношение к благополучному завершению трагического противостояния всесильного человека и беззащитной природы?

- Какие чувства испытывали вы, слушая стихотворение?

- Как вы считаете, может ли природа сама защитить себя? Готовы ли вы встать на её защиту? Что вы считаете возможным сделать для защиты природы?

5. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукцию картины М.П.Федотова «Олень». Опишите её. Можно ли считать её иллюстрацией к прочитанному стихотворению? Почему?

- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.