Перечень тем рефератов и докладов к семинарам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Предмет эстетики, ее основные разделы и место в системе человеческих знаний.

2. Основные категории эстетики.

3. Прекрасное и безобразное.

4. Возвышенное и низменное.

5. Трагическое и комическое.

6. Эстетика постмодернизма.

7. Психоаналитическая эстетика.

8. Эстетика экзистенциализма.

9. Творческое воображение в научном познании.

10. Изменение канонов человеческой красоты в истории искусства.

11. Массовое и элитарное искусство.

12. Искусство в эпоху компьютерной революции.

4. Перечень рекомендуемых обучающих, контролирующих
и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов

1. Радеев А. Е. Эстетика безобразного / Диалоги с Лидией Стародубцевой [Видеозапись] / реж. Елена Григорьева. — Харьков, 2012.

2. Искусство вне эстетики, эстетика вне искусства [Видеозапись] / Круглый стол. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v =RkmJVx2zD5w (15.04.2016).

3. Шевелев И. А. Восприятие красоты / Гордон (Диалоги) [Видеозапись] / реж. Леонид Гюне; вед. Александр Гордон. — М.: НТВ, 2002.


Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2008.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Б. Г. Борзенков и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2002.

3. История эстетики: учеб. пособие / отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. — СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011.

Дополнительная

1. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М.: Эксмо, 2011.

2. Гильберт, К. История эстетики / К. Гильберт, Г. Кун. — СПб.: Алетейя, 2000.

3. Грякалов, А. А.Структурализм в эстетике / А. А. Грякалов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

4. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997.

5. Кривцун, О. А. Эстетика / О. А. Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 2008.

6. Никитич, Л. А. Эстетика / Л. А. Никитич. — М.: Юнити-Дана, 2013.


Рекомендации по использованию информационных технологий

Рекомендуется использование фондов электронной библиотеки
 и фильмотеки, имеющейся на кафедре «Философии и культурологии» и размещенной на образовательном портале ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова (режим доступа: http://edu.gumrf.ru/), а также в системе дистанционного обучения «Фарватер» (режим доступа: http://sdo.gumrf.ru/).

Промежуточная и итоговая аттестация

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится после изучения одного или более разделов учебного курса. Промежуточная аттестация проходит
 в письменной форме и предполагает написание контрольной работы или решение тестовых заданий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает устную сдачу экзамена или зачета. На экзамене студенту выдается билет с двумя вопросами, один из которых целиком и полностью опирается на лекционный материал, другой — как на лекционный, так и семинарский.

Перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Предмет и метод философии.

2. Философия и другие формы мировоззрения.

3. Структура философии. Функции философии.

4. Основные школы и направления индийской философии.

5. Основные школы и направления китайской философии.

6. Общая характеристика философии античности.

7. Философское учение Сократа и Платона.

8. Философское учение Аристотеля.

9. Особенности предмета и метода средневековой философии.

10. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

11. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).

12. Рационализм XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

13. Субъективный идеализм Беркли. Скептицизм Юма.

14. Философия Эпохи Просвещения (XVIII в.)

15. Немецкая классическая философия.

16. Трансцендентальный идеализм И. Канта.

17. Философская система Г. Гегеля.

18. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

19. Позитивизм и постпозитивизм.

20. Философия жизни и философия психоанализа.

21. Основные философские направления ХХ в. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика).

22. Философия постмодернизма и постструктурализма.

23 Специфика русской философии и этапы ее развития.

24. Особенности русской религиозно-идеалистической философии (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев).

25. Онтология как современное учение о бытии.

26. Гносеология как философская теория познания.

27. Проблема истины в истории философии. Критерии истины.

28. Основные законы диалектики.

29. Мировоззренческое значение категорий материи, пространства, времени, движения.

30. Философское понимание сознания.

31. Представление о человеке в философской антропологии.

32. Основные проблемы философии техники.

33. Основные проблемы этики.

34. Проблема эстетического в философии.


Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата по курсу «Философия»

Федеральное агентство морского и речного транспорта  Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА» ______________________________________________________ Кафедра философии и культурологии Реферат Учение Г. Лейбница о монадах и предустановленной гармонии   Работу выполнил студент группы______ очного/заочного отделения Фамилия Имя Отчество Проверил: ученое звание, должность Фамилия Имя Отчество (Например, к. ф. н., доц. Сиргия А. С.)   Санкт-Петербург 2016

Приложение 2

Образец оформления плана реферата






Содержание

Введение..................................................................….................................3

Глава 1 НАЗВАНИЕ………………………………….……………….......5

НАЗВАНИЕ параграфа…………………..........................................5

НАЗВАНИЕ параграфа………………..…........................................8

НАЗВАНИЕ параграфа…………………........................................12

Глава 2 НАЗВАНИЕ…………………………………………..………....14

НАЗВАНИЕ параграфа……………................................................14

НАЗВАНИЕ параграфа………………..…......................................16

НАЗВАНИЕ параграфа…………………........................................18

Заключение…………………………………………………………...…..19

Список использованной литературы.......................................................20

Приложение. Словарь терминов…………………………………..........21


Приложение 3

Познавательная игра «Мировоззренческое интервью»

(примерные вопросы)

Онтология. Что значит быть? Быть или не быть? Быть или существовать? Быть или иметь? Чем отличается подлинное бытие (подлинная жизнь) от мнимого (сиюминутной, потребительской)? Где корень нашего бытия (первоначало): в боге, в материи, в духе, в небытии, в Высшем Разуме, в пустоте, в Абсолюте? Смерть — это бытие или небытие?

Гносеология. Что есть истина? Возможно ли истинное познание? Как возможно истинное познание? Чем знание отличается от мудрости? Чего больше, познанного или непознаваемого? Чем отличается логико-рациональное от эмоционально-чувственного познания? Получение знания это рациональный или иррациональный процесс?

Этика. Что есть счастье? Что для вас значит совесть? Долг? Милосердие? Как бы вы поступили, если бы узнали, что человек вас обманул? Предал? Что вы называете мужественным поступком? Щедрым поступком? Бедность — это порок или нет? Значит ли что-то для вас понятие чести? Что для вас добро, а что зло? Кого бы вы назвали в современном мире святым человеком? Ценность поступка заключается в его мотиве или в его последствиях? Может ли человек быть вне морали?

Эстетика. Что есть красота? Есть ли что-то, что настраивает вас на возвышенный лад? Замечаете ли вы красоту в жизни? В людях? В природе? В искусстве? Что предпочитаете красоту или полезность вещей? Что для вас символ безобразного? Какие чувства вам больше нравится переживать трагические или комические? Что предпочтёте посмотреть трагедию или комедию? Что для вас значит гармония? Считаете ли, что искусство должно учить нравственности? Должно развлекать? Какие виды искусства предпочитаете? Что любите в музыке? В кино, театре? В живописи? Скульптуре, архитектуре?

Социальная философия. Что значит для вас социальная справедливость? Общественное благополучие? В чём вы видите причины социальных потрясений, кризисов? Как вы относитесь к идее социального равенства? В чём причина неравенства? Должны ли быть ограничения свободы? Должна ли быть цензура СМИ? Как вы относитесь к конкуренции в обществе? Как вы оцениваете современное состояние общества? Какие видите перспективы? Какими качествами должен обладать руководитель? Политик? Боролись ли вы сами за справедливость? Можете ли отметить что-то позитивное в нашем обществе? В стране? В регионе? В городе? Как вы понимаете социальное служение?

Философия человека. Что такое человек? Что он может знать? На что надеяться? Что он должен делать? Человек это бессмертное или смертное существо? В чём его бессмертие? В чём свобода человека? Есть ли у человека выбор? Что делает человека ответственным? Является ли для вас важным личностное саморазвитие? В чём для вас личностный смысл творчества? Что позволяет вам преодолевать трудности в жизни? Что вас радует
 в вашей жизни? Есть ли у вас какая-то сверхзадача в жизни? Верите ли вы в судьбу? Велика ли роль случая в вашей жизни? Любите ли вы уединение? Боитесь ли одиночества? Являетесь ли вы самодостаточным человеком? Любите ли вы таинственное? Что для вас чудо? Что вас восхищает? Нравится ли вам ваш характер? Какие черты характера вам помогают
 в жизни? Какие мешают?

Философия науки и техники. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований? Можно ли доверять научным открытиям? Насколько большое место занимает техника в вашей жизни? Можете ли вы представить свою жизнь без технических устройств? Какая техника вам наиболее необходима? Насколько часто вы смотрите телевизор? Пользуетесь Интернетом? Интернет — необходимая часть вашей жизни? Что вы берёте оттуда? Какие науки считаете наиболее перспективными для развития в XXI в.?


Приложение 4

Философы в произведениях изобразительного искусства

Философия Востока

1. Флюэллинг Ральф Карлин «Будда: “Творящему мне зло отвечаю беззлобной любовью”». Мозаичное панно.

2. Николай Рерих «Нагарджуна».

3. Николай Рерих «Лао-цзы».

4. Николай Рерих «Конфуций справедливый».

5. Флюэллинг Ральф Карлин «Конфуций: “Знающий истину не столь хорош, как любящий ее, а любящий ее не столь хорош, как наслаждающийся ею”». Мозаичное панно.

Античная философия

1. Рафаэль «Афинская школа»

2. Э. Лебидцкий (по эскизам Карла Раля) «Зачинатели греческой философии». Фрагмент фрески левой лоджии фасада.

3. Флюэллинг Ральф Карлин «Фалес: “Познать себя трудно, советовать другим легко”». Мозаичное панно.

4. Браманте «Гераклит и Демокрит».

5. Рубенс «Гераклит, плачущий философ».

6. Тербрюгген «Гераклит».

7. Бломендаль Рейер «Ксантиппа, обливающая Сократа водой».

8. Канова «Смерть Сократа».

9. Канова «Сократ, защищающийся в суде».

10. Канова «Сократ, принимающий чащу с цикутой».

11. Йос ванн Гент «Платон».

12. Рембрандт «Аристотель перед бюстом Гомера».

13. Кастильоне «Басня о Диогене».

14. Жером «Диоген».

15. Рибера «Диоген с фонарем».

Средневековая философия

1. Беллини Джованни «Святой Августин».

2. Боттичелли «Святой Августин в келье».

3. Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского».

4. Гаццоли «Триумф святого Фомы Аквинского».

5. Дали «Элоиза и Абеляр».

6. Кауфман «Прощание Абеляра с Элоизой».

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

1. Гольбейн Ганс (младший) «Сэр Томас Мор».

2. Коупер Фрэнк Кадоган «Эразм и Томас Мор навещают детей Генриха VII в Гринвиче в 1499 г.».

3. Хальс «Рене Декарт».

4. Флюэллинг Ральф Карлин «Ньютон: “Я, подобно ребёнку, играл на морском берегу, в то время как великий неизведанный океан истины расстилался передо мной”». Мозаичное панно.

5. Флюэллинг Ральф Карлин «Спиноза: “Совершенствовать свое познание — значит не что иное, как познавать Бога”». Мозаичное панно.

6. Флюэллинг Ральф Карлин «Лейбниц: “Бог есть конечная причина всех вещей”». Мозаичное панно.

7. Флюэллинг Ральф Карлин «Локк: “Мышление есть действие, а не сущность души”». Мозаичное панно.

Немецкая классическая философия

1. Кацура «Звездное небо над головой (И. Кант)».

2. Флюэллинг Ральф Карлин «Кант: «Дух есть высшее, и универсум — лишь отражённая мысль Бога». Мозаичное панно.

3. Кацура «Три ступени бытия: триптих (Гегель): «Пустое бытие», «Инобытие», «Для-себя-бытие».

Современная зарубежная философия

1. Дали «Портрет З. Фрейда».

2. Дали «Портрет З. Фрейда — Морфология черепа З. Фрейда». Иллюстрация к «Тайной жизни Сальвадора Дали».

3. Л. Руль «Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра».

4.Э. Мунк «Фридрих Ницше».

5. В. Хорват «Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр».

6. Ж.-Э. Бланш «Анри Бергсон».

Русская философия

1. Л. С. Миропольский «Портрет М. В. Ломоносова».

2. В. Конев «Портрет Н. Я. Данилевского».

3. В. Г. Перов «Портрет Ф. М. Достоевского».

4. М. В. Нестеров «Портрет Л. Н. Толстого».

5. Н. Н. Ге «Портрет А. И. Герцена».

6. М. В. Нестеров «Философы» (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский).

7. М. В. Нестеров «Мыслитель» (портрет И. А. Ильина).

8. Л. С. Бакст «Портрет В. В. Розанова».

9. В. Серов «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть».

10. И. И. Бродский «Ленин и манифестация».

11. М. Савицкий «Портрет А. Ф. Лосева».

12. С. В. Данилин «Портрет Л. Н. Гумилева».

Примечание. На кафедре философии и культурологии ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в электронном виде имеются все перечисленные изображения философов. Изображения доступны для записи на любые цифровые носители и по желанию студента могут быть предоставлены ему в начале курса.







ФИЛОСОФИЯ

Методические указания к семинарским занятиям

 

 

Составители: Сиргия Анна Сергеевна, канд. филос. наук, доц.,

Добин Александр Васильевич, канд. филос. наук, проф.,

Родина-Барановская Светлана Александровна,
канд. культурологии, доц.

 

 

 

198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2

Тел. 812-748-97-19, 748-97-23

e-mail:izdat@gumrf.ru

Ответственный за выпуск Корректура и компьютерная верстка   Сатикова Т.Ф. Лазарева Е.В.

Подписано в печать 11.07.2016

Формат 60´90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman

Усл. печ. л. 4,5. Тираж 50 экз. Заказ № 285/16


[1] На кафедре философии и культурологии ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в электронном виде имеются все рекомендуемые для анализа тексты. Тексты доступны для записи на любые цифровые носители и по желанию студента могут быть предоставлены ему перед началом курса.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.