Тема 8: Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в период борьбы за независимость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы:

Политические идеи «отцов-основателей» США. Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как свободные подданные короны наделены всеми «врожденными правами и свободами англичан» и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях (к таковым он относил колониальные ассамблеи), стал Джон Дикинсон (позд­нее эти идеи наиболее успешно развил Т. Джефферсон). Свое­образную позицию занял Б.Франклин, который с 1766 г. развивал концепцию гомруля (самоуправления) и доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты уже не могли считаться британскими подданными в силу самого факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчи­няться решениям британского парламента.

Работа Т. Пейна «Здравый смысл». Томас Пейн (1737—1809) в Америку прибыл по совету и рекомендации Франклина. В период амери­канской войны за независимость он стал популярней­шим публи­цистом. Его политико-философский очерк «Права человека» (1791 г.) соперничает по числу переизданий и переводов на другие языки с поэмой Байрона «Чайлд Гарольд». За критику якобинского терро­ра был заключен в тюрьму, где стал соседом Дантона, но по счастливой слу­чайности избежал гибели под ножом гильотины. Здесь он написал антицерковный памфлет «Век разума» (1794—1795 гг.). После падения Робеспьера он был освобожден из тюрьмы и восстанов­лен в депутатских правах. По возвраще­нии в Америку был подвергнут остракизму и гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении. В памфлете «Здравый смысл» (январь 1776 г.) Пейн от имени здравомыслящего американского патриота изобретательно за­щищал идеи республикан­ского самоуправления штатов и смело нападал на явные и скрытые пороки наследственной мо­нархии и полуреспубликанского парламента метрополии. Памфлет имел характерный подзаголо­вок — «О происхождении и назначении правительственной власти с краткими замечаниями по поводу английской конституции». Одна из сквозных мыслей сводилась к тому, что вопрос о неза­висимости Америки есть всего лишь вопрос целесообразности и экономической выгоды, а не вопрос для судебного разбирательства. Долгая традиция злоупотребле­ния властью ставит под сомнение полномочия английского короля и парламента, и потому те, кто нещадно стеснен вслед­ствие совместных усилий короля и парламента, имеют бесспорно «привилегию исследовать претензии того и другого и одновременно отвергнуть узурпацию со стороны короля или парла­мента».

Все формы правления он делит на два вида: выборно-представительные и наследственное правление. Первое известно под именем рес­публики, второе — монархии и аристократии. В трактате «Век ра­зума» Пейн призывал к революции в сис­теме религиозного мировосприятия, противопоставляя силу ра­зума «библейским сказкам о чудесах и пророчествах». Система иерархических церковных учреждений (церковное государство) предстает в его изображении таким человеческим изобрете­ни­ем, которое предназначено для того, чтобы запугивать и пора­бощать человечество, монополи­зировать власть и доходы. Эти положения непримиримого, боевого деизма оказали влияние на Джефферсона и других представителей просветительского сво­бодомыслия, а само название трак­тата стало синонимом целого столетия, известного также под именем века Просвещения.

Демократические идеи Г. Джефферсона. Преимущества демокра­тии и революции в его письмах о демократии. Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая едино­гласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начиналась обоснованием при­чин и правовых оснований для обособления колоний и смены формы правительственной власти. «Когда по ходу человеческих событий одному народу становится необхо­димым расторгнуть по­литические узы, связывающие его с другим народом, и занять среди держав мира обособленное и равное положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то обще­принятое уважение к мнению человечества требует изложения причин, побуждающих его к отде­лению». Далее шло перечисление «неотчуждаемых прав», в котором «собственность» из локков­ской триады естественных прав— «жизнь, свобода, собственность»— заменена на «пра­во стать счастливым».

Политические идеи А. Гамильтона и Дж. Мэдисона («Федера­лист»). Признанный лидер фе­дералистов Александр Гамильтон (1757—1804) был выдающимся государственным деятелем ши­рокого масштаба и кругозора, автором глубоких разработок в области конституционной теории и практики и энергичным защитником сильной централизованной власти федерального правитель­ства. Гамильтон разделял мнение Дж. Адамса о том, что установ­ление системы сдержек и проти­вовесов в сфере власти необхо­димо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Вез учета этого обстоятель­ства любая конституция превращается в пустое хвастовство. Народ — это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.

Джеймс Мэдисон (1751—1836), участник Филадельфийского конвента и один из авторов «Федералиста», более чем кто-либо заслуживает почетного титула «отец американской конститу­ции». Он внес значительный вклад в разработку идей республи­канского правления в условиях США, а также теории равнове­сия обособленных властей, концепции факций и др. Именно благо­даря его основательному философскому, политическому и юридическому подходу «Федералист» из развернутого коммен­тария Конституции превратился в мастерский анализ фунда­ментальных принципов государственной власти, а со време­нем — в источник конституционного права для Верховного суда США и настольную книгу всех исследователей американского конституцион­ного опыта. В творчестве Мэдисона отразились идейные традиции века: традиции естественного права и общественного договора, философские комментарии к законопроектам о правах человека и конституционном регулировании отраслей правительственной власти, а также размышления над наследием английских вигов, шотландских философов-эмпириков и переосмысление опыта древ­них республик. В конце жизни он пересматривает некото­рые свои прежние позиции и оценки периода сотрудничества с федералистами и сближается с демократическими республи­канцами. В характеристике республиканского правления Мэдисон боль­шое внимание уделяет роли и значе­нию социальных различий в обществе и государстве. Они возникают на почве различий способ­ностей и интересов, в особенности интересов экономичес­ких, которые, по мнению Мэдисона, составляют самый общий и самый длительный по воздействию источник различий и кон­фликтов. В противоположность Руссо он считает небольшой размер республики главным фактором, веду­щим к быстрой порче или гибели республиканской формы правления в ходе гражданских войн.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.