Южный институт менеджмента
Помазан С.В.
История политических и правовых учений
Конспект лекций
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция»
Магистерские программы: «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»
Краснодар 2019
УДК 658
ББК 65.011
З 49
Помазан С.В.
История политических и правовых учений. Конспект лекций для магистрантов направления подготовки 40.04.01 – Юриспруденция, магистерские программы «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019.– 33с.
УДК 658
ББК 65.011
З 49
© С.В. Помазан
© Издательство ЮИМ
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод истории политико-правовых учений………………………………. |
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Мире……………………………… |
Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья………………………………….. |
Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и реформации……………….. |
Тема 5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций………………………………………………………………………… |
Тема 6. Политические и правовые учения европейского Просвещения XVII – XVIII вв…. |
Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - первой половины XIX вв…………………………………………………………………………………. |
Тема 8. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость….. |
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI-XVII вв……………………………… |
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII - XVIII вв…… |
Тема 11. Политические и правовые учения в России XIX в………………………………. |
Тема 12. Политические и правовые учения в Европе в начале XX века…………………. |
Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе
История политических и правовых учений
Конспект лекций
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция
Магистерские программы: «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»
Южный институт менеджмента
Помазан С.В.
История политических и правовых учений
Конспект лекций
для магистрантов направления подготовки
Юриспруденция»
Магистерские программы: «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»
Краснодар 2019
УДК 658
ББК 65.011
З 49
Помазан С.В.
История политических и правовых учений. Конспект лекций для магистрантов направления подготовки 40.04.01 – Юриспруденция, магистерские программы «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019.– 33с.
УДК 658
ББК 65.011
З 49
© С.В. Помазан
© Издательство ЮИМ
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод истории политико-правовых учений………………………………. |
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Мире……………………………… |
Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья………………………………….. |
Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и реформации……………….. |
Тема 5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций………………………………………………………………………… |
Тема 6. Политические и правовые учения европейского Просвещения XVII – XVIII вв…. |
Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - первой половины XIX вв…………………………………………………………………………………. |
Тема 8. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость….. |
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI-XVII вв……………………………… |
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII - XVIII вв…… |
Тема 11. Политические и правовые учения в России XIX в………………………………. |
Тема 12. Политические и правовые учения в Европе в начале XX века…………………. |
Тема 1. Предмет и методы истории правовых и политических учений
Содержание темы:
Предмет истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения и его теоретического содержания, программных положений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин.
Методология истории политических и правовых учений. Методологические проблемы истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
Политика, государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т.д.). Причем каждая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.
История политических и правовых учений это самостоятельная научная и учебная дисциплина одновременно теоретического и исторического профиля. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины изучается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимо связь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов — с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.
В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания.
Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине понимаются различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.
Задача этой дисциплины — познакомить слушателя с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Изучение этих концепций и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т. д.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени — становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании.
История политических и правовых учений — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.
Понятие и структура политико-правовых доктрин
Итак, предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
Политико-правовая доктрина включает три компонента:
1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);
2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о сущности государства и права, закономерностях их развития, о социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;
3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.
Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.
Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.
К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, об устройстве государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.
В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.
Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.
Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.
Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.
Периодизация истории политических и правовых учений
В учебной и научной литературе существовало и существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.
Господствовавший долгие годы так называемый формационный подход к периодизации не дал связной картины истории политических и правовых учений, искусственно разобщив ее по общественно-экономическим формациям (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый формационному подходу цивилизационный подход по существу определяет лишь последовательность возникновения и существования различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержательного критерия и основания периодизации истории политических и правовых учений.
Наиболее переспективной основой периодизации истории политических и правовых учений является социокультурный подход, т. е. системное рассмотрение и исследование социума (общественных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений) и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смысловая сфера общественной жизни). Политические и правовые учения более всего связаны с политико-правовой областью духовной и материальной жизни общества, так как любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.
В укрупненном виде типология истории политических и правовых учений включает три больших эпохи, соответствующих главным периодам государственно организованного общества:
1) политико-правовая идеология сословно-кастового общества;
2) политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому обществу;
3) политико-правовая идеология гражданского общества.
Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин.
История политических и правовых учений представляет собой связный процесс развития соответствующей формы общественного сознания.
Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд историков придавал этому влиянию решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний. Такой подход преувеличивает возможность чисто идейного воздействия, которое само по себе неспособно породить новую идеологию, если нет общественных интересов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний.
Реальная история политических и правовых учений — это не чередование идей, не воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.
Политико-правовые идеалы выражают интересы социальных групп, их цели, стремления и надежды, связанные с государством, правом, политикой. На основе идеалов оценивается существующая государственно-правовая реальность и складываются представления о путях и способах ее сохранения или преобразования. Идеалы являются стимулом политической активности и сплочения социальных общностей (классов, сословий, партий, народов, наций и др.).
По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя).
Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью).
Программные положения любой политико-правовой доктрины выражают идеалы, осуществление которых предполагается в будущем, даже если речь идет о сохранении настоящего или воссоздании прошлого. Однако будущее не является предметом научного исследования, поскольку оно еще не существует. Идеал выражает не всегда достижимые цели, завышенные социальные ожидания, порой несбыточные надежды, не свободные от фантастических представлений о будущем, воплощающих интересы и чаяния различных социальных групп. При всем том правдоподобные идеалы всегда были средством сплочения общества или его части в борьбе за преобразование настоящего в идеальное будущее. Поэтому политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное—неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). К политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы или класса. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.
История политических и правовых учений, как и любая общественная наука, неотделима от современного исторического и политико-правового сознания, от основных тенденций общественного развития и проблем современности. С точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки истории политических и правовых учений, ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.
Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.
Политическим отчуждением называется процесс и результат превращения государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним. Государство как особый класс людей, занятых управлением и наделенных властными полномочиями, представляет собой обособленную от других социальных групп силу, монопольно владеющую правом принятия общеобязательных решений и принуждения к их осуществлению. Государство всегда стремилось к господству над обществом и нередко достигало успеха, особенно в кастово-сословных обществах, где привилегированное сословие занимало большую часть высших государственных должностей. Господство над обществом устанавливали и тоталитарные государства XX в., разрушавшие гражданское равенство и учреждавшие системы льгот и привилегий для чиновников партийно-государственных структур.
Политическое отчуждение имеет различные формы и степени вплоть до превращения самого государства в экономически и политически господствующий класс-сословие.
Феномен политического отчуждения уже на ранних этапах истории породил стремление общества идеологически и реально преодолеть это отчуждение. Если защита общества — постоянная задача государства, то и общество стремилось защититься от чрезмерной самостоятельности государства. Это стремление резко усилилось в период становления гражданского общества, когда в трудах Руссо, Гегеля и других мыслителей была теоретически поставлена и по-разному решена проблема политического отчуждения.
В наиболее последовательном виде протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпадения надобности в политической власти, замены ее общественным самоуправлением. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах истории политических и правовых учений. Ее современной модификацией являются анархизм, анархо-синдикализм и идея отмирания государства, свойственная марксизму и некоторым другим теориям.
Значительно шире распространены демократические теории подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Главное требование демократических теорий — подчинение государственной власти обществу, выработка и осуществление политики непосредственно народом и через зависимых от народа должностных лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире; особенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.
Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону. В эпоху антифеодальных революций возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека, не зависящих от государственной власти, а также разработавшие систему гарантий, защищающих эти права и общество в целом от произвольных действий государства.
Реальная связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: одно пытается увековечить политическое отчуждение, другое стремится его преодолеть.
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем мире
Содержание темы:
Политическая идеология Древней Индии: брахманизм, буддизм, индуизм. Законы Ману. Веды (санскритское слово «ведение», «знание): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Веды созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа). Упанишады. Мировой закон (рта) определяет конституцию общества, месте, роль т положение различных варн. Две варны господствующие. Все варны должны следовать своей дхарме. – закону, долгу, обычаю, правилу поведению. Дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными школами брахманизма. Рационалистический подход буддизма. Ко II в. до н.э. относится письменное оформление Законов Ману. В законах Ману отводится значительное место наказанию. Данданити – «искусство управления. Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.
Критика ряда основных положений Вед, Упанишад и браpманизма буддизмом. Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленный). Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. «Дхамма – разум». Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет и характерное для буддизма невнимание к реальным политико-правовым явлениям. Во время правления Ашоки буддизм был признан государственной религией. Представления о естественном характере законов были последовательно развиты школой локаяты (чарвака). Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактовке «Артхашастра), котором которого считается Каутилья.
Основатель даосизма Лао-цзы. «Книга о Дао и дэ». Дао – независимый от небесного владыки естественный ход вещей. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Конфуций об этико-правовых нормах и принципах социально-политического регулирования («Лунь-юй»). «Беседы и высказывания». Аристократическая концепция правления. Политическая этика Конфуция направлена на достижение внутренного мира между верхаи и низами общества и стабилизация правления. Ли – правила ритуала, Жень – человеколюбие.шу - забота о людях, cяо -почтительное отношение к родителям. Чжун – преданность правителю, и – долг. Принцип исправления имен. Развитие идей конфуцианства в трактате Мен-цзы. Идея естественного равенства всех людей. Договорная теория происхождения государства даосизма. Следование небесному образцу – «почитание мудрости как основы управления». Умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Учет интересов простого народа в процессе управления государством. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д.
Политическая реформа Шан Яна («Книга правителя области Шан»). Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в до н, э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Новый вариант теоретического легизма в политическом воззрении Хан Фэя. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV—III вв. до н. э.), в книге «Хань Фэй-цзы» — работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в, до н. э.). Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления. В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской пере интерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т. д.).
Политические и правовые учения в Древней Греции
Религиозно-мифологические идеи справедливого общественно-политического устройства Гессиода «Теотония», «Труды и дни». Отстаивания идеалов патриархального строя.
Идеи сохранения социально-политического единства общества в творчестве «семи мудрецов» (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул И Хилон). Реформы Солона - истоки демократии в Древней Греции (VI в. до н. э.). Соблюдение законов отличительная черта благоустроенного полоса. Солон – компромиссная фигура, которой доверяли две противоборстующие строрны. Солон издал новые законы и реформировал социально-политический строй афинского полиса. Отмена частных и государственных долгов – стряхивание бремени. Запретил обеспечивать ссуду личной кабалой. Деление на четрые класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Первые три класса имели доступ ко всех государственным должностям, феты могли участовать в народном собрании и судах.
Теоретические разработки проблем равенства, добродетели в трудах Пифагора и пифагорийцев. (VII - VI в. до н. э.) Учение о числах. Понятие «равенство». Справедливость состоит в воздаянии равным за равное. Идеалом пифагорицйевис, в котором господствуют справедливые законы. Диалектика и политика во взглядах Гераклита Элейcкого. Метафизические основания социально-политического бытия в концепции Парменида.
Этико-социальные воззрения Демокрита. Проблемы общества, государства, политики, права демократии в политическом учении Демокрита. Для сохранения государственного единства Демократ требует единения граждан, их взаимного сочувствия, взаимопомощи и братства. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустройенную жизнь людей в полисе, но чтобы достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение законы.
Политические взгляды софистов. Старшие софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт, и др.). Младшие софисты: Фрасимах, Колликл, Ликофрон и др. «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Протагор делел выволы о правомерности и справедливости демократического строя.
Нравственные, политические взгляды Сократа. (Ксенофонт «Воспоминание Сократа», Платон «Апология Сократа»). Сократ различал естественное право и закон полиса. Сократ был сторонником законности. Сократ различает государственно-правовую практику (олигархическую, тираническую, аристократическую). Сократ критикует ошибочные отступления от истинных (олигархическую, тираническую, демократическую).
Объективный идеализм Платона как методология его политической программы. Характеристика форм государственного устройства и субъектов политической власти в «Государстве» Платона («Государство»). Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Платон обосновал положение о том, что наилучшее удовлетворение потребностей требует разделения труда между гражданами государства. Женщины уровнены в идеальном государстве в правах и возможностях с мужчинами. Платон был за умеренность, средний достаток. Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставлял четыре (тимократия, демократия, тирания, олигархия).
Критика Аристотелем идеального государства. «Политика», «Афинская полития» и «Этика«. Платона. Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем с позиций идеального понимания полиса – государства-города как политического общения свободных и равных людей. Причины государственных переворотов в обществе и модель «наилучшего государства» по Аристотелю (Политика). Правильные формы (монархическое правление, аристократия и полития. Неправильные (тирания, олигархия и демократия).
Трактовка государства, закона, справедливости, основ гражданского общежития в учениях Эпикура. Мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг друга вреда.
Политические и правовые учения в Древнем Риме.
Цицерон о возникновении, сущности и формах государственного устройства (Диалог «О государстве»). Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. Цицерон стоит у истоков юризации понятия государства. «Народ – соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Причину происхождения государства Цицерон видел во врожденной потребности жить вместе. Цицерон уделяя внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других. Три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов т народная власть. Уродливые виды властвования: тирания владыки или толпы. Цицерон о сущности «естественного и божественного права» в диалоге «О Законах». Естественное право возникло раньше, чем писаный закон. Типология Цицерона социально-политических обязанностей граждан и их характеристика в диалоге «Об обязанностях».
Идеи духовной свободы и естественного права в учениях, Л. Сенеки, М. Аврелия. Марк Аврелий Антонин развивал «представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных». Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей («наиболее совершенных существ») — «единомыслие
Интерпретация «естественного права», закона справедливости в политико-правовых концепциях римских юристов: Гней Флавий, Тиберий Корунканий, М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1) ответы на юридические вопросы, 2) сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) сообщение формул для ведения дел в суде. Концепция публичного и частного права Ульпиана.
Политико-правовые направления в исламе: нормативно-юридический, этико-философский. Две группы взаимосвязанных норм: Коран и сунны, «иджима». Эмпирический материал для представителей арабской философии давала практика функционирования Арабского халифата.
Арабские политические теории идеального государства: Аль-Фараби («Гражданская политика», «О достижении счастья»), Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Фараби – отец арабской политической философии. Аль-Фараби различал две разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». «Комментарии к платоновскому «Государству»». Формирование в рамках исламской политической мысли двух подходов к изучению государства и права - нормативно-юридического и этико-философского. «Добродетельный» город-государство Аль-Фараби – это модель наилучшего и естественного общения. Основные признаки такого города порядок и высокие моральные качества жителей. Сходную позицию занимал Ибн-Хальдун. (Пролегомены (Мукаддима) к «Большой истории»).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.