Безопасность жизнедеятельности
Программа, методические указания и задания для выполнения
контрольной работы студентам – заочникам Института
механизации и технического сервиса
КАЗАНЬ, 2010
УДК-63:658.382.3
ББК-У248
Методическое пособие по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочного отделения по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Технический сервис».
Пособие содержит рабочую программу курса, условия задач для контрольной работы, методические указания по их решению, а также справочный материал, необходимый для их решения.
Составители: Антонов В.В., Якимов Ю.В.
Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Казанского ГАУ протокол № 3 от 30 сентября 2009 года.
Методические указания обсуждены и рекомендованы методической комиссией Института механизации и технического сервиса Казанского ГАУ,
Протокол № 2 от 15 октября 2009 г.
Рецензенты: доцент кафедры Промышленной
безопасности КГТУ Зиннатуллина Г.Н.
Зав.кафедрой «Электрификации
сельскохозяйственного производства
и механизации животноводства» профессор Рудаков А.И.
© Казанский государственный аграрный университет 2010 г.
Раздел 1
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «БЖ»
Цель и задачи курса
Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» - дать необходимые теоретические знания и практические навыки по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях агропромышленного комплекса путем рационального планирования и финансирования мероприятий безопасности жизнедеятельности на производстве (охрана труда), выбора эффективных решений по обеспечению нормируемых условий труда и профилактики на этой основе травматизма и профессиональной заболеваемости.
Задача курса – сформировать у будущих специалистов способность принимать решения, направленные на повышение эффективности производства за счет мероприятий по улучшению условий труда.
В результате изучения дисциплины студент (будущий специалист) должен усвоить:
Основы законодательства, нормативные и правовые акты по охране труда, обязанности должностных лиц и их ответственность за создание здоровых и безопасных условий труда;
Способы предупреждения негативного воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека и среду обитания. Методы анализа травматизма и заболеваемости; методы и средства защиты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; основные требования при проектировании и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности сельскохозяйственного производства; причины пожаров, профилактику и способы их тушения.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин. Ее изучение целесообразно проводить на завершающем этапе формирования бакалавра и специалиста.
Данные методические указания направлены на оказание помощи студентам- заочникам в самостоятельном изучении курса.
При самостоятельном изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется сначала ознакомиться с программой, приведенной в разделе 2 данного пособия, составленной в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования РФ 17 декабря 2000 года.
При изучении программного материала по рекомендуемой литературе студент должен законспектировать основные положения и отдельно записать возникшие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или специалиста по охране труда. Кроме этого студенту следует ознакомиться по охране труда непосредственно на предприятии.
После изучения каждой темы программы рекомендуется устно ответить на вопросы самостоятельной проверки знаний и при необходимости обратиться к конспекту или соответствующей литературе. Не рекомендуется переходить к изучению следующей темы, если предыдущая недостаточно усвоена.
Когда весь учебный материал дисциплины в основном будет усвоен, студент выполняет контрольную работу и представляет ее на кафедру «Безопасность жизнедеятельности» для регистрации.
Студент – заочник, вызванный на сессию посещает лекции и лабораторно-практические занятия, проводимые согласно плана, утвержденного в Казанском ГАУ на данный учебный год.
После выполнения всех лабораторно-практических работ студент сдает по ним зачет, а затем экзамен, на котором предъявляет зачтенную контрольную работу.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая и др; под общ. ред. С.В. Белова. 3-е издание испр. и доп.
- М.: Высшая школа, 2001, 485 с.
б) Дополнительная литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Витрем, 2001, 48 с.
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. –М.: Менеджер, 1997.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, 1993.
4. Постановление госсовета РТ о принятии Закона «Об охране труда в Республике Татарстан», № 1418 от 10.12.1997 г.
5. Сборник материалов по условиям и охране труда Госкомитета РТ по труду и занятости, Казань, 1997 г.
6. Безопасность жизнедеятельности на производстве/ Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. – М.: Колос, 2000, 423 с.
7. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2001-319 с.
8. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, 1997 г.
9. Охрана труда/ Ф.М. Канареев и др.. – М.: Агропромиздат, 1988-351 с.
10. Охрана труда/ П.В. Солуянов и др. – М.: Колос, 1977 г.
11. Охрана труда/ Г.Ф. Денисенко– М.: Высшая школа 1985-319 с.
12. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве/В.С. Шкрабак, А.К.Тургиев, А.В. Луковников –М.: Колос,2002-512 с.
13. Охрана труда /А.В.Луковников – М.: Колос, 1984-320 с.
14. Охрана труда в животноводстве/В.П. Зайцев, М.С. Свердлов – М.: Агропромиздат, 1989-368 с.
15. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник. Михайлов В.Н., Орлов В.И., Подопригора А.И. и др. – М.: Агропромиздат, 1989-542 с.
16. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2002 г. № 676.
17. Безопасность и охрана труда/О.П. Русак. Учебное пособие. С.П., ЯТА, МАНЭБ, 1998, 320 с.
18. А.М. Третьяков. Охрана труда. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольных работ, / Всесоюзный с/х 01. Ин-т заочного образования/ М.: 1991, 37 с.
Раздел 2
Программа курса
Введение
Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения.
Характерные системы «человек – среда обитания». Классификация опасностей.
Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.
Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания.
Цель и задачи дисциплины. Безопасность жизнедеятельности, ее место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.
Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
2.2. Человек и среда обитания
Экобиозащитная техника
Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей; устройства для рассеивания примесей в биосфере; защитное экранирование, санитарные зоны, средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Аппараты очистки выбросов. Устройства для улавливания пылей, токсичных газов и паров, их принципиальные схемы и номенклатура, рекомендации по использованию.
Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов (масла, электролиты, травильные растворы, СОЖ). Очистка сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Вторичные ресурсы. Применение малоотходных и безотходных технологий и производств. Рациональное природопользование.
Безопасность в отрасли
Раздел 3
Задания и методические указания по выполнению контрольной работы
3.1.1. Общие положения.
После изучения и усвоения вопросов рабочей программы, приведенной в разделе 2 студент должен выполнять контрольную работу, состоящую из 7 вопросов, одной задачи и практического задания.
Вариант контрольной работы соответствует последней и предпоследней цифрам шифра студента (таблица 3.1).
Контрольная работа выполняется студентом в межсессионный период. Объем контрольной работы не должен превышать объема ученической тетради в 12 листов. В тетради страницы должны быть пронумерованы и оставлены поля для замечаний рецензента. Работа должна быть выполнена чернилами четко и разборчиво. Схемы и эскизы выполняются от руки, но аккуратно.
Контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: название дисциплины, номер шифра студента, фамилия, имя и отчество (полностью) исполнителя и его адрес.
Отвечая на вопросы, следует не переписывать весь текст из книги, а излагать ответ кратко своими словами, по существу на конкретно поставленный вопрос. Перед каждым ответом необходимо поставить номер и дать текст вопроса.
При выполнении контрольной работы следует пользоваться перечнем ГОСТов, СН и П, СН и других действующих нормативных и правовых документов.
В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы.
Контрольная работа направляется в университет для проверки за 30 дней до начала экзаменационной сессии. После рецензирования контрольная работа направляется студенту для анализа и доработки по замечаниям рецензента в письменном виде. Зачитывается контрольная работа после устного собеседования и хранится у студента до экзамена, а в день экзамена сдается экзаменатору.
3.2. Вопросы контрольной работы
1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи.
2. Основные положения действующего законодательства по охране труда.
3. Нормативные правовые акты в области охраны труда.
4. Государственные стандарты по охране труда.
5. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях сельского хозяйства и технического сервиса.
6. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда.
7. Особенности охраны труда женщин.
8. Особенности организации труда молодежи.
9. Разрешается ли привлекать рабочих моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам? Какое время суток относится ко времени ночной смены?
10. Перечислите предельные нормы переноски тяжести для лиц, не достигших 18 лет.
11. Перечислите льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
12. Каков порядок предоставления дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем на предприятиях сельского хозяйства и технического сервиса?
13. Опишите кем осуществляется контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ об охране труда.
14. Опишите порядок обеспечения работников спецодеждой, спец обувью и другими защитными средствами.
15. Раскройте содержание инструкции о порядке выдачи СИЗ.
16. Разрешается ли администрации взамен спецодежды и спец обуви выдавать работникам денежные суммы для ее приобретения?
17. Каков порядок выдачи теплой спецодежды и как устанавливается время пользования ей?
18. Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий труда?
19. Опишите задачи и инспекции Гостехнадзора.
20. Каково назначение инспекций Гостехнадзора?
21. Каково назначение инспекций Санэпиднадзора?
22. Каково назначение технической инспекции труда? Функции уполномоченных по охране труда.
23. Ответственность должностных лиц, нарушающих правила охраны труда.
24. Каков порядок планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий труда?
25. Опишите план номенклатурных мероприятий по улучшению условий труда на предприятии, где Вы работаете и дайте анализ этого плана. Снимите копию и приложите к ответу на вопрос.
26. Опишите порядок составления и заключения соглашения и охране труда.
27. Опишите порядок обучения и проверки знаний руководящих совхозов, членов кооператива, отдельных предпринимателей безопасности труда.
28. Опишите порядок обучения безопасности труда при переподготовке и обучении видным профессиям.
29. Опишите порядок специального обучения и проверки знаний рабочих, для выполнения работ повышенной опасности.
30. На основании какого ГОСТа проводятся инструктажи? Виды инструктажей и документация для их регистрации.
31. Изложите содержание вводного инструктажа, (основные вопросы). Когда и кто проводит и где регистрируется.
32. Опишите содержание первичного инструктаже (основные вопросы). Кто проводит и когда? Что понимается под стажировкой рабочих?
33. Опишите содержание повторного инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит и где регистрируется?
34. Опишите содержание внепланового инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит и где регистрируется?
35. Опишите назначение и содержание целевого инструктажа. Когда, кто проводит и где регистрируется?
36. Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету?
37. Какие несчастные случаи подлежат специальному расследованию? Каким организациям должен сообщить руководитель о групповом несчастном случае?
38. Кто расследует и учитывает несчастные случаи с учащимися, проходящими производственную практику на предприятии?
39. На основании какого документа составляется комиссия для расследования несчастного случая на производстве? Кто в нее входит и количественный состав?
40. Состав комиссии и порядок расследования группового несчастного случая?
41. Какой документ составляется по результатам расследования несчастного случая на производстве и куда он направляется?
42. Куда (кому) должен сообщить руководитель предприятия о несчастном случае на производстве со смертельным исходом?
43. Каков порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве с работником, прикомандированным из другой организации?
44. Снимите копию акта одного из несчастных случаев на производстве и дайте анализ правильности составления акта.
45. Снимите копию отчета о пострадавших при несчастных случаях и освоении средств на мероприятия по охране труда (форма 7 -Т) за прошедший год в хозяйстве и рассчитайте коэффициенты частоты и тяжести.
46. Опишите должностные обязанности руководителей хозяйств, главных специалистов и руководителей производственных участков по организации охраны труда.
47. Каковы должностные обязанности инженера по охране труда сельскохозяйственного предприятия?
48. Дайте определение понятий «производственная санитария», «вредный производственный фактор». Приведите в качестве примера какой-либо технологический процесс в сельскохозяйственном производстве или предприятии технического сервиса и охарактеризуйте сопутствующие ему вредные производственные факторы.
49. Что понимается под термином «предельно допустимая концентрация вредных веществ»?
50. Опишите действие угарного газа, паров аммиака, бензина на человека. Приведите предельно допустимые концентрации паров данных веществ в воздухе рабочей зоны.
51. Опишите методику определения загазованности воздуха в рабочей зоне с помощью газоанализатора УГ-2.
52. Назовите параметры микроклимата, характеризующие метеорологические условия в рабочей зоне.
53. Опишите методику определения относительной влажности на рабочем месте. Какая относительная влажность воздуха при работе в помещениях считается оптимальной?
54. Опишите методику определения скорости движения воздуха на рабочем месте. Какая скорость движения воздуха в рабочей зоне считается оптимальной?
55. Какими показателями характеризуется производственное освещение?
56. Что понимают под световым потоком и как его оценивают в пространстве и на поверхности? Что такое сила света и освещенность?
57. Приведите классификацию производственного освещения.
58. Опишите основные требования к производственному освещению.
59. Сколько разрядов зрительных работ установлено нормами? Что нужно знать, чтобы определить разряд работы?
60. Как определяется подразряд зрительной работы. Приведите примеры.
61. Что понимают под общим и комбинированным освещением?
62. Как нормируется естественное освещение при боковом и верхнем расположении световых проемов?
63. Назовите методы расчета искусственного освещения.
64. Опишите как следует организовать искусственное освещение газогенераторных и окрасочных помещений.
65. Опишите мероприятия по уходу за естественным и искусственным освещением.
66. Что понимается под звуком и в каких пределах способно воспринимать его ухо человека?
67. Что такое инфразвук и ультразвук?
68. Что понимается под шумом и какими параметрами он характеризуется?
69. Поясните понятие термина «пороговая величина звукового давления» и чему она равна?
70. Опишите действие шума на человека. Нормирование шума. Средства индивидуальной защиты.
71. Что понимают под вибрацией? Какими параметрами она характеризуется? Что означает понятия «виброскорость» и «виброускорение»?
72. Опишите устройство общеобменной вентиляции помещений. Как рассчитывается количество воздуха, необходимое для удаления выделяющихся газов и пыли?
73. Опишите устройство местной вытяжной вентиляции и в каких случаях она используется?
74. Как рассчитать количество воздуха, необходимое для удаления избыточного тепла?
75. Как рассчитывается количество вредных веществ (окись углерода, окись азота), выделяющихся при работе двигателей внутреннего сгорания?
76. Как рассчитывается необходимое количество воздуха для удаления избыточной влаги, выделяющейся в рабочей зоне?
77. Что понимается под коэффициентом воздухообмена? Дайте численные значения для некоторых категорий помещений.
78. Опишите действие вибрации на человека и профилактические мероприятия по предупреждению виброболезни. В каком документе приведены допустимые параметры вибрации на сиденье водителя, площадке оператора и органах управления трактором?
79. Охарактеризуйте основные вредные производства при работе с электромагнитными излучениями. Какие меры безопасности труда должны соблюдаться при работе с ними?
80. Что понимается под терминами «опасный производственный фактор» и «опасная зона»?
81. Что обязывает предусматривать ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ при проектировании и организации технологических процессов?
82. Опишите технические средства обеспечения безопасности при работе в опасной зоне.
83. Какова роль сигнальных цветов и знаков безопасности в предупреждении несчастных случаев на производстве?
84. Какие минимальные расстояния допускаются между машинами, находящимися на ремонте и элементами оборудования в здании ремонтной мастерской?
85. Опишите действие электрического тока на организм человека и животных.
86. Дайте классификацию помещений по опасности поражения электрическим током.
87. Что понимается под термином «шаговое напряжение» и «напряжение прикосновения».
88. Приведите схему и поясните принцип действия защитного заземления. Требования, предъявленные к цеховым заземляющим устройствам.
89. Что такое защитное зануление и защитное отключение? Приведите схемы.
90. Дайте понятие выравнивания потенциалов. Устройство выравнивания потенциалов в животноводческих помещениях.
91. Приведите значения удельных сопротивлений некоторых грунтов (чернозем, глина, суглинок, песок).
92. Дайте классификацию электротехнических изделий по способу защиты человек от поражения электрическим током.
93. Опишите порядок проверки заземления и применяемые приборы.
94. Требования к состоянию изоляции электрооборудования. Назовите приборы, применяемые для проверки сопротивления изоляции.
95. Поясните сущность статического электричества и опасность его проявления. Опишите меры борьбы со статическим электричеством.
96. Опишите меры безопасности, принимаемые при транспортировании и сливе ЛВЖ.
97. В чем заключается опасность грозового разряда? Опишите существующие конструкции молниезащитных устройств. Опишите правила поведения людей во время грозы.
98. Какие грузоподъемные машины не подлежат регистрации в органах технадзора?
99. Приведите признаки, по которым бракуются стальные канаты, цепи, грузовые крюки, стропы.
100. Перечислите какими контрольно-измерительными проборами и арматурой должны быть оборудованы водогрейные котлы с температурой нагрева воды до 1150С?
101. Перечислите основные причины взрыва паровых котлов.
102. Какими контрольно-измерительными приборами и арматурой должны быть оборудованы паровые котлы с давлением менее 0,07 МПА?
103. Опишите операции, входящие в техническое освидетельствование водогрейных и паровых котлов.
104. Требования к помещениям котельных, и размещение в них оборудования.
105. Назовите опасные производственные факторы при эксплуатации электроводонатревателей.
106. Назовите опасные производственные факторы, которые могут быть при эксплуатации тепло генераторов.
107. В чем заключается опасность работы сельхозмашин вблизи линий электропередачи? Назовите минимально допустимое расстояние от провода ЛЭП до наивысшей точки комбайна.
108. Опишите порядок ввода в эксплуатацию вновь изготовленных в порядке рационализации в хозяйстве машин, механизмов, приспособлений.
109. Назовите допустимую крутизну склонов, на которых разрешается работать тракторам и комбайнам общего назначения.
110. Охарактеризуйте основные вредные и опасные производственные факторы при работе на посевных агрегатах. Перечислите требования безопасного обслуживания посевных агрегатов.
111. Опишите меры безопасности при скирдовании соломы с помощью тросовых волокуш. Как определить допустимый диаметр каната?
112. Опишите меры безопасности при силосовании кормов. Почему при этом рекомендуется двери кабины трактора держать открытыми?
113. Опишите меры безопасности при землеройных работах. Каковы предельно допустимые углы при перемещении грунта бульдозером на подъем и под уклон?
114. Организация безопасной переправы тракторов и автомобилей через замерзшие водоемы. От каких параметров зависит безопасная переправа?
115. Какими санитарно-бытовыми помещениями должны быть оборудованы полевые станы?
116. Опишите требования, предъявляемые к санитарно-бытовым помещениям предприятий технического сервиса сельхозмашин.
117. Назовите основные опасные и вредные производственные факторы при подработке зерна на механизированных токах.
118. Опишите необходимые меры безопасности при производстве комбикормов.
119. Перечислите требования, предъявляемые к трактористам-машинистам, выделенным для выполнения транспортных работ на дорогах местного, республиканского и союзного значения.
120. Какие правила безопасности должны соблюдаться при перевозке людей, животных, опасных грузов.
121. Опишите требования безопасности при буксировке тракторов и самоходных машин.
122. Требования к техническому состоянию тракторных агрегатов, предназначенных для выполнения транспортных работ.
123. Какими санитарно-бытовыми помещениями должны оборудоваться предприятия технического сервиса сельскохозяйственной техники?
124. Опишите возможные травмоопасные ситуации при работе на металлообрабатывающих станках и правила безопасной работы на них.
125. Назовите основные опасные и вредные производственные факторы при работе на обдирочно-шлифовальных станках и опишите меры безопасной работы на них.
126. Охарактеризуйте основные вредные и опасные производственные факторы при окрасочных работах и опишите меры защиты от этих факторов.
127. Опишите меры безопасности при выполнении слесарных работ и требования к слесарному инструменту.
128. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы в кузнечных отделениях и требования охраны труда при выполнении кузнечных работ.
129. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы на участках обкатки двигателей и необходимые меры безопасности при испытании машин агрегатов, сборочных единиц.
130. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы в шиноремонтных отделениях. Меры безопасности при выполнении шиноремонтных и вулканизационных работ.
131. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы при работе на дисковых пилах и требования охраны труда.
132. Охарактеризуйте опасные и вредные производственные факторы при выполнении электросварочных работ и опишите меры защиты работающих от этих факторов.
133. Опишите возможные опасные и вредные производственные факторы при выполнении газосварочных работ и меры безопасности при работе с газогенераторами, кислородными и ацетиленовыми баллонами и барабанами с карбидом кальция.
134. Опишите как должны оборудоваться осмотровые каналы и эстакады..
135. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы при обслуживании и ремонте аккумуляторов и необходимые меры безопасности.
136. Опишите меры безопасности при обработке полимерных материалов.
137. Опишите меры безопасности при выполнении деревообрабатывающих работ.
138. Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы при выполнении жестяно-медницких работ и опишите меры безопасности при выполнении этих работ.
139. Опишите основные опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации кормоприготовительных машин в животноводстве и требования охраны труда при их обслуживании.
140. Опишите требования, предъявляемые к работникам по уходу за быками-производителями. В каком возрасте быкам-производителям в носовую перегородку вводят кольцо?
141. Перечислите условия допуска к работе с ядохимикатами и опишите меры безопасности. Средства защиты органов дыхания.
142. Охарактеризуйте опасные и вредные производственные факторы при протравливании семенного материала. Опишите требования охраны труда, обеспечивающие безопасность этих работ.
143. Опишите меры первой помощи при поражениях электрическим током, ожогах, обморожениях, отравлениях.
144. Опишите требования пожарной безопасности при уборке зерновых культур.
145. Опишите требования пожарной безопасности при хранении ядохимикатов и минеральных удобрений и меры безопасности при тушении пожаров на этих объектах.
146. Опишите требования пожарной безопасности при производстве и хранении витаминной муки.
147. Опишите требования пожарной безопасности к животноводческим помещениям.
148. Опишите меры пожарной профилактики при эксплуатации складов ТСМ.
149. Дайте описание автоматических систем пожаротушения (спринклерные и дренчерные установки).
150. Охарактеризуйте наиболее пожароопасные производства на предприятиях технического сервиса и приведите требования пожарной безопасности к ним.
151. Из каких соображений выбирается противопожарный разрыв между зданиями и сооружениями?
152. Опишите организацию пожарной охраны на сельскохозяйственных предприятиях и производствах технического сервиса сельхозмашин.
153. Назовите первичные средства пожаротушения.
Задачи контрольной работы
154. Рассчитайте, какое количество воздуха необходимо удалить из отделения обкатки карбюраторных двигателей, чтобы концентрация угарного газа (СО) в помещении была в пределах допустимой нормы, если известно что в отделении одновременно обкатывается 4 двигателя ЗИЛ-130 с часовым расходом топлива одного двигателя 25 кг/ч. доля содержания СО в отработанных газах равна 4%, а доля СО, прорывающаяся в помещение из системы газоотвода составляет 0,05% общего количества угарного газа в продуктах сгорания.
155. При работе молотковой дробилки КДУ-2 в помещение через не плотности прорывается 0,3 г/с нетоксичной пыли зерновых отходов с примесью двуокиси кремния (SiO2) менее 2%. Количество воздуха, удаляемого из помещения Q=0.5м3/с. Определите какова при этом будет фактическая концентрация пыли в помещении. Будет ли она удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и будет ли она взрывоопасна?
156. Какой должна быть температура приточного воздуха, поступающего в помещение кузнечно-прессового цеха, обеспечивающая удаление из помещения всех теплоизбытков? Известно, что в отделении выделяется 140 кВт избыточного тепла, производительность вытяжной вентиляции равна 12000 м3/ч, температура удаляемого воздуха равна +300С, плотность воздуха p=1,205 кг/м3.
157. В отделении мойки в воздух выделяется 0,5 г/с водяных паров. Определить, какое количество воздуха необходимо удалять из помещения для поддержания относительной влажности w=60%, если влажность поступающего воздуха 50%, а температура удаляемого и поступающего воздуха соответственно равна 250 С и 150 С.
158. Помещение ремонта топливной аппаратуры оборудовано общей системой искусственного освещения, осуществляемой четырьмя светильниками с лампами накаливания мощностью 150 Вт. Коэффициент использования осветительной установки ηс=0,45, площадь помещения Sп=40м2. Требуется найти фактическую освещенность рабочих мест. Недостающими параметрами следует задаться, обосновав их. Необходимо сопоставить фактическую освещенность с освещенностью, рекомендуемой СН и П и дать заключение.
159. Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры освещается боковыми светопроемами. Площадь помещения 37,5 м2 (длина –7,5 м, ширина-5 м); площадь световых проемов –9 м2 , превышение верхнего края окна над рабочей поверхностью –2,3 м; средневзвешенный коэффициент отражения стен, потолке, пола r=0.4. требуется определить минимальную величину коэффициента естественной освещенности, сопоставить ее с рекомендуемой нормами и дать заключение. Недостающими параметрами следует задаться, предварительно обосновав их.
160. Уровень звукового давления в отделении обкатки двигателей равен 110дБ. Найти фактическую величину среднего звукового давления.
161. В отделении обкатки двигателей одновременного проходят обкатку четыре двигателя с уровнями шума 105, 103, 100, и 97дБ. Определить суммарный уровень шума в отделении.
162. Определить потребное количество тепла для создания нормальной температуры внутри одноэтажного жилого дома площадью 6×4 м2, высотой 3,2 м, если удельная отопительная характеристика здания g0=0.3Вт/м2К, а фактическая наружная температура t= -120 С. Определить поверхность нагрева отопительных приборов, установленных в этом помещении, если коэффициент теплопередачи нагревательного прибора Кп=10,1 Вт/м2К, а средняя температура теплоносителя Тср=3580 К.
163. Определить расход воздуха, который обеспечивает естественная вентиляция с помощью теплового напора, если расстояние между приточными и вытяжными окнами по вертикали составляет 3 м, а температура воздуха внутри помещения tв=200 С, а наружного воздуха tп=-30 С. Площадь вытяжных окон 1,2 м2, а коэффициент расхода φ=0,75.
164. Определить сопротивление одиночного заземлителя насосной установки, который выполняет из металлической трубы диаметром 60 мм и длиной 3,5 м, забитого в суглинистую почву на глубину 0,8 м от верхнего конца до поверхности почвы.
165. Заземление электрооборудования в линии электропередач с глухо-заземленной нейтралью выполнено с грубым нарушением ПУЭ (часть оборудования занулена, часть - заземлена). Сопротивление нулевой точки трансформатора R0 равно сопротивлению заземления R3 не зануленного оборудования и равно 4 Ом. Линейное напряжение в сети равно 380 В, сопротивлением фазного и нулевого провода пренебречь. Требуется рассчитать величину тока, протекающего через человека, прикоснувшегося к зануленному оборудованию при пробое заземленного оборудования если известно, что сопротивление человека 1000 Ом. Оценить степень опасности.
166. Определить требуемое количество заземлителей в контуре заземления, выполненном в суглинистом грунте. Сопротивление растекания тока с контура заземления должно быть менее 10 Ом. Удельное сопротивление грунта равно 4000 Ом ·м. В наличии имеются металлические трубы диаметром 50 мм, длиной 2,5 м и металлическая полоса шириной 50 мм, а глубина заложения ее 0,8 м.
167. Рассчитать высоту стержневого молниеотвода на пересечении диагоналей плоскости крыши, обеспечивающего защиту от атмосферного электричества, если длина объекта а=6 м, ширина объекта в=4 м, высота объекта hх=3 м.
168. Рассчитать радиус зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой 12 м на высотах 4, 6, 8, 10 м. Привести расчетную схему.
169. Определить абсолютное значение величины виброскорости объекта, если логарифмический уровень виброскорости составляет Lу=140 дБ (децибел).
170. Определить воздухообмен по углекислому газу в помещении, рассчитанном на 200 человек, если один человек выдыхает 0,022 м3/ч углекислого газа, а ПДК его равна 20 мг/м3. Концентрацией СО2 в приточном воздухе пренебречь.
171. Животноводческое помещение оборудовано шестью вытяжными шахтами сечением 0,7×0,7 м и высотой 3,5 м. Каждая шахта оборудована заслонкой, позволяющей регулировать сечение шахты. Необходимо рассчитать площадь проходного сечения шахты, обеспечивающую удаление 10000 м3/ч воздуха, если температура удаляемого воздуха tв=200С, а температура приточного воздуха tм=80С. Коэффициент, учитывающий потерю скорости воздуха в канале шахты принять равным φс=0,6.
172. Рассчитать теоретический остановочный путь агрегата, состоящего из трактора ЮМЗ-6л и груженного прицепа 2ПТС-4 для случая, когда прицеп не оборудован тормозами, если агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 24 км/ч. в момент начала торможения ведущие колеса трактора доводят до юза. Масса трактора 3400 кг, масса груженого прицепа 5000 кг. Нагрузка, приходящая на ведущие колеса составляет 2/3 массы трактора, коэффициент сцепления шин с дорогой равен 0,6.
173. Рассчитать теоретический остановочный путь агрегата состоящего из трактора МТЗ-80 и груженого прицепа 2 ПТС-4 для случая, когда трактор и прицеп оборудованы технически исправными тормозами. Агрегат движется по ровной сухой грунтовой дороге со скоростью 15 км/ч, масса трактора 3200 кг, масса груженого прицепа 5000 кг, нагрузка, приходящаяся на ведущие колеса трактора, составляет 2/3 массы трактора. В момент начала торможения ведущие колеса трактора и прицепа доводятся до юза, а коэффициента сцепления шин с грунтом принять равным 0,6.
174. Определить теоретическую скорость, при которой может произойти занос трактора при движении по равной укатанной грунтовой дороге на повороте с радиусом закругления Rпов=12 м. Коэффициент бокового сцепления шин с грунтом принять равным Rбок=0,5.
175. Определить теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора ЮМЗ-6л при движении на повороте дороги с радиусом закругления 10 м, при условии, что поперечная база трактора равна 1,4 м, а высота центра тяжести hц=1,0 м.
176. Плоская квадратная плита массой G=3000 кг с помощью четырех строп одинаковой длины подвешена к крюку грузоподъемной машины. Каждая сторона наклонена под углом α к вертикали. Рассчитать натяжение Т в стропах для значений α, соответственно равных 30, 45, 750. Построить график значений Т в зависимости от угла α .
177. В хозяйстве со среднесписочным составом работающих 550 человек в отчетном году произошло: 5 несчастных случаев, связанных с производством с общей потерей трудоспособности 42 рабочих дня; 2 несчастных случая, не связанных с производством, при которых нетрудоспособность составила 10 рабочих дней; 1 случай, связанный с производством с потерей трудоспособности на 1 день. Определить коэффициенты частоты и тяжести травматизма, коэффициент потерь рабочего времени, связанного с травматизмом.
178. Обосновать требуемое количество средств индивидуальной защиты, если в хозяйстве при протравливании семян используется: ТМТД (8 человек в складе и 20 трактористов и сеяльщиков на посеве) и хлорофос (8 механизаторов) при обработке по всходам других культур; при внесении жидких удобрений применяется аммиачная вода (8 механизаторов), а с минеральными удобрениями 15 работников полеводства.
179. Определить необходимое количество средств пожаротушения, если в хозяйстве имеется следующий машинно-тракторный парк: трактора-70 штук, автомобили-40 штук, зерновые комбайны-6 штук, жатки-3 штуки, плуги-18 штук, аммиаковозы-2 штуки.
180. Определить по удельной мощности количество ламп, которые должны быть установлены в помещении площадью 20×10 м для слесарного участка предприятия сервиса сельхозмашин, если рекомендуется устанавливать электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт. Тип светильника подобрать.
181. Определить необходимый запас воды для пожаротушения производственного здания объемом 15000 м3 по наружному обмеру, если здание имеет третью степень огнестойкости и в нем размещено производство, относящееся к категории В по пожарной опасности недостающие параметры взять из литературных источников с соответствующим обоснованием.
182. Определить границы опасной зоны мостового крана, предназначенного для перемещения крупногабаритных элементов сельхозмашин, если длина строп захвата равна 2,8 м, высота их подъема 2,2 м, наибольший размер перемещаемого груза 5,4 м, а расстояние между монтажными крюками составляет 4,6 м. Считать, что центр массы находится по середине элемента.
3.4. Методические указания по изучению программного материала дисциплины
Тема 1. Введение
При рассмотрении общих положений курса (введение) необходимо обратить внимание на социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности человека, особенно в его трудовой деятельности. Необходимо четко уяснить цель и задачи курса, основные понятия и термины, обратив внимание на комплексный характер дисциплины.
Особо обратить внимание на необходимость законодательных и правительственных решений по созданию безопасных и здоровых условий труда, а также роли профсоюзов в решении этих вопросов.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы цель и задачи курса?
2. Перечислите основные термины и понятия согласно ГОСТ ССБТ.
3. Каково социально-экономическое значение охраны труда?
4. Покажите связь курса с другими дисциплинами.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные формы деятельности человека.
2. Что понимают по тяжестью и напряженностью труда?
3. Назовите параметры, характеризующие микроклимат в производственных помещениях и влияние их на производительность труда и здоровье работающих.
4. Охарактеризуйте режимы труда и отдыха работающих и особенности организации труда женщин и молодежи.
5. Назовите технические системы, обеспечивающие нормативные параметры микроклимата.
6. Что понимают под кратностью воздухообмена?
7. Дайте классификацию освещения и назовите источники света и светильники, используемые в производственных помещениях.
8. Назовите методы расчета искусственного освещения и их сущность.
9. Приведите классификацию негативных факторов и вероятности их воздействия.
10. Что понимают под допустимым риском и как его определить?
11. Назовите основные негативные факторы производительной среды.
12. Охарактеризуйте виды негативного воздействия объектов экономики на окружающую среду и взаимосвязь бытовой среды с комплексом производительной и городской среды.
13. Перечислите естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.
14. Дайте понятие о времени реакции человека.
15. Что понимают под предельно-допустимой концентрацией вредных веществ?
16. Охарактеризуйте действие вредных веществ на гидросферу, литосферу, атмосферу, животных и растительности.
17. Что понимают под шумом и какими параметрами он характеризуется? Какие меры защиты от шума вам известны?
18. Что понимают под вибрацией и каков механизм воздействия ее на человека? Назовите способы защиты от вибрации.
19. Каким образом влияют электромагнитные поля на человека?
20. Опишите действие электрического тока на человека и меры защиты.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается смысл аксиомы о потенциальной опасности деятельности человека?
2. Дайте сущность экологической экспертизы.
3. Что такое ПДВ, ПДС, ПДУ?
4. Назовите меры по снижению токсичности транспортных средств.
5. В чем заключается принцип защитного заземления, защитного зануления и отключения?
6. Назовите меры защиты от естественного электричества.
7. В чем заключается испытание грузоподъемных машин, компрессоров и сосудов, работающих под давлением?
8. Назовите основные методы очистки газовых и жидких неоднородных систем от примесей.
9. В чем заключается сущность малоотходных и безотходных технологий? Приведите примеры этих технологий в АПК.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные законодательные документы пот охране труда.
2. Назовите нормативно-технические документы по охране труда и окружающей среды.
3. Что такое СУОТ?
4. Назовите виды контроля условий труда.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите травмирующие и вредные факторы на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники.
2. Назовите опасные и вредные факторы при обработке почвы и возделывании зерновых культур.
3. Назовите опасные и вредные факторы на животноводческих фермах.
4. Назовите средства защиты, применяемые при переработке зерновых культур.
Вопросы для самопроверки
1. На сколько категорий делятся помещения с/х предприятий по пожароопасности объектов?
2. Назовите методы тушения пожаров.
3. Опишите требования безопасности при проведении работ с повышенной опасностью. Что такое наряд-допуск?
Приложения
Примерный тематический план лекций и лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов-заочников специальностей механического профиля.
Таблица 1
№ п/п | Темы лекций и лабораторных занятий | Объем в часах (по учебному плану) | |
лекции | лаборат. и практ. зан. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теоретические и правовые вопросы безопасности жизнедеятельности на производстве (охраны труда). Цель и задачи курса. Проблема «человек-машина-производственная среда» в сельскохозяйственном производстве. Основные положения действующего законодательства РФ и РТ по Охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Нормативно правовые акты по охране труда Права и гарантии работников на охрану труда. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда. Режим труда и отдыха. Обязанности требований охраны труда. Организация работы по охране труда в сельском хозяйстве. Структура службы ОТ в с/х хозяйстве. Особенности охраны труда женщин и молодежи. Льготы и компенсации за тяжелые работы с вредными условиями труда. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. | 2 | |
2. | Основы производственной санитарии в сельском хозяйстве. Классификация опасных и вредных производственных факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека. Метеоусловия рабочей зоны и нормализация их параметров. Вентиляция и отопление производственных помещений. Освещение рабочих мест. Шум и вибрация и меры борьбы с ними. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертификация постоянных рабочих мест. Производственный травматизм и мероприятия пот улучшению условий труда. | 2 | 6 |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Основы техники безопасности в сельском хозяйстве. Методы и средства безопасности технологических процессов, механизмов и машин. Электробезопасность и меры обеспечения электробезопасности. Меры безопасности на погрузочно-разгрузочных работах и эксплуатации энергосилового оборудования. Меры безопасности на предприятиях технического сервиса. Основы безопасного выполнения работ в животноводстве и растениеводстве. Опасные зоны машин и механизмов. Технические средства обеспечения безопасности труда. Пожарная безопасность. Организация противопожарной охраны в сельском хозяйстве и противопожарные средства. | 2 |
Таблица 2
Индекс категории тяжести труда | Средняя величина биологически значимых производственных факторов (элементов условий труда) влияющих на формирование тяжести труда, Хср | Интегральная количественная оценка тяжести труда Нт |
I | До 1,0 | До 18 |
II | 1,1÷2,0 | 19,7…33,0 |
III | 2,1÷3,0 | 34,4…45,0 |
IV | 3,1÷4,0 | 45,7…53,0 |
V | 4,1÷5,0 | 53,9…58,5 |
VI | 5,1÷6,0 | 58,9…60,0 |
Таблица 3 Нормы освещенности производственных помещений
(извлечение из СН и П 23-05-95)
Характеристики зрительной работы | Наименьший размер объекта различения, мм | Разряд зрительной работы | Подразряд зрительной работы | Контраст объекта с фоном | Характеристика фона | Искусственное освещение | ||
Освещенность, лк | ||||||||
при системе комбинированного освещения | при системе общего освещения | |||||||
всего | в т/ч от общего | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Наивысшей точности | Менее 0,15 | I | а | Малый | Темный | 5000-4500 | 500 500 | - - |
б | Малый Средний | Средний Темный | 4000 3500 | 400 400 | 1250 1000 | |||
в | Малый Средний большой | Светлый Средний Темный | 2500 2000 | 300 200 | 750 600 | |||
г | средний большой большой | Светлый светлый средний | 1500 1250 | 200 200 | 400 300 | |||
Очень высокой точности
| От 0,15 до 0,30 | II | а | Малый | Темный | 4000 3500 | 400 400 | - - |
б | Малый Средний | Средний Темный | 3000 2500 | 300 300 | 750 600 | |||
в | Малый Средний большой | Светлый средний большой | 2000 1500 | 200 200 | 500 400 | |||
г | средний большой большой | Светлый светлый средний | 1000 750 | 200 200 | 300 200 | |||
Высокой точности | От 0,30 до 0,50 | III | а | Малый | Темный | 2000 1500 | 200 200 | 500 400 |
б | Малый Средний | Средний Темный | 1000 750 | 200 200 | 300 200 | |||
в | Малый Средний большой | Светлый Средний Темный | 750 600 | 200 200 | 300 200 | |||
г | средний большой большой | Светлый светлый средний | 400 | 200 | 200 |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Средней точности | Св 0,5 до 1,0 | IV | а | малый | темный | 750 | 200 | 300 |
б | Малый средний | Средний темный | 500 | 200 | 200 | |||
в | Малый средний большой | Светлый средний темный | 400 | 200 | 200 | |||
г | Средний большой большой | Светлый светлый средний | - | - | 200 | |||
Малой точности
| Св. 1 до 5 | V | а | малый | темный | 400 | 20 | 300 |
б | Малый средний | Средний темный | - | - | 200 | |||
в | Малый средний большой | Светлый средний темный | - | - | 200 | |||
г | Средний большой большой | Светлый светлый средний | - | - | 200 | |||
Грубая очень малой точности | Более 5 | VI | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 200 | ||
Работа со светящимися материалами и идеями в горячих цехах | Более 0,5 | VII | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 200 |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Общее наблюдение за ходом производственного процесса: Постоянное | VIII а | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 200 | |||
Периодическое при постоянном пребывании людей в помещении | б | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 750 | |||
Периодическое при периодическом пребывании в помещении | в | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 50 | |||
Общее наблюдение за инженерными коммуникациями | г | Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном | - | - | 20 |
Таблица 4. Значения коэффициентов отражения потолка и стен (%)
Состояние потолка | Pп,% | Состояние стен | Pс,% |
Свежепобеленный Побеленные в сырых помещениях Чистый бетонный Светлый деревянный (окрашенный) Бетонный грязный Деревянный неокрашенный Грязный (кузница, склады) | 70 50 50 50 30 30 10 | Свежепобеленные с окнами, закрытыми белыми шторами Свежепобеленные с окнами без штор Бетонные с окнами оклееные светлыми обоями Грязные Кирпичные неоштукатуренные С темными обоями | 70 50 30 30 10 10 10 |
Таблица 5. Допустимый показатель ослепленности в производственных и вспомогательных помещениях (извлечение из СН и П 23-05-95)
Разряд и подразряд зрительной работы | Показатель ослепленности | |
При постоянном пребывании людей в помещении | При периодическом пребывании людей в помещении | |
I, II III, IV, V, VII VI, VIII а | 20 40 60 | - 60 80 |
Таблица 6. Допустимый коэффициент пульсации освещенности
для производственных помещений (СН и П 23-0,5-95)
Освещение | Допустимый коэффициент пульсации освещенности, % (для разрядов зрительной работы) | ||
I, II | III | IV-VIII а, б | |
Общее Комбинированное: Общее местное | 10 20 10 | 15 20 15 | 20 20 20 |
Таблица 7. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности
И зоны защиты молниеотводов
№ n/n | Здания и содержания | Местонахождение | Тип зоны при использовании стержневых и тросовых молниеотводов | Кате-гория молниезащиты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Здания и содержания или их части помещения которых согласно ПУЭ относятся к законам классов В-1 и В-2 | На всей территории России | А | I |
2. | Здания и содержания или их части, помещения которых согласно ПУЭ относятся к зонам классов В-1а, В-1б, В-2а | В местностях со с средней продолжительностью гроз 10ч. в год и более | При ожидаемом количестве поражений молнией в год здания или сооружения N>1-А при N<Б | II |
3. | Наружные установки, создающие согласно ПУЭ зону класса В-1г | На всей территории России | Б | II |
4. | Здания и содержания или их части помещения которых согласно ПУЭ относятся к законам классов II-I, II-II, II-IIа | В местностях со с средней продолжительностью гроз 20ч. в год и более | Для зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости при 0.1<N<2 и для III-V степеней огнестойкости при 0,02<N<2Б, при N>2А | III |
5. | Расположение в сельской местности небольшие строения III-V степеней огнестойкости, помещения которых согласно ПУЭ относятся к зонам классов II-I, II-II, II-IIа | В местностях со средней про-должительностью гроз 20 ч. в год и более при N<0,02 | - | III |
Продолжение таблицы 10
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Наружные установки и открытые склады, создающие согласно ПУЭ зону классов II-III | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | При 0,1<N<2-Б При N>2-А | III |
7. | Здания и сооружения III, IIIа, IIIб, IV, V степеней огнес-тойкости, в которых отсут-ствуют помещения, относи-мые по ПУЭ к зонам взрыво и пожароопасных классов | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | При 0,1<N<2-Б При N>2-F | III |
8. | Здания и сооружения из легких металлических конструкций со сгораемым утеплителем (IVстепени огнестойкости), в которых отсутствуют помещения, относимое по ПУЭ к зонам взрыво и пожаротушения. | В местностях со средней про-должительностью гроз 10ч. в год и более классов | При 0,1<N<2-Б При N>2-F | III |
9. | Небольшие строения III-V степеней огнестойкости, рас-положенные в сельской местности, в которых отсутствуют помещения относительно ПУЭ к зонам взрыво- пожароопасных классов | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более для II, IIIа, IIIб, IV, V степеней продолжительности при N<0.1 для IVа степени огнестойкости при N<0.02 | - | III |
10. | В зданиях вычислительных центров, в т.ч. расположенных в городской застройке | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | II |
11. | Животноводческие и птицеводческие здания и сооружения III-V степеней огнестойкости: для крупного рогатого скота и свиней на 100 голов и более, для овец на 500 голов и более для птицы на 1000 голов и более, для лошадей на 40 голов и более | В местностях со средней про-должительностью гроз 40ч. в год и более | Б | III |
Продолжение таблицы 10
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. | Дымовые и прочие трубы предприятий и котельных, башни и вышки всех назначений высотой 15 м и более | В местностях со средней про-должительностью гроз 10ч. в год и более | Б | III |
13. | Жилые и общественные здания, высота которых более чем на 25 больше средней высоты окружающих зданий в радиусе 40 дм, а также отдельно стоящие здания высотой более 30 м удаленные от других зданий более чем на 400 м. | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | III |
14. | Отдельно стоящие жилые и общественные здания в сельской местности высотой более 30 м | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | III |
15. | Общественные здания III-V степеней огнестойкости следующего назначения: детские дошкольные учреждения, школы, лечебные учреждения, спальные корпуса и столовые учреждения здраво хранения и отдыха, культурно-просветительные и зрелищные учреждения, административные здания, вокзалы, гостиницы, мотели и кемпинги | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | III |
16. | Открытые зрелищные учреждения (зрительные залы открытых кинотеатров, трибуны открытых стадионов и т. п.) | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | III |
17. | Здания и сооружения, являющиеся памятниками истории, архитектуры и культуры (скульптуры, обелиски и т.п.) | В местностях со средней про-должительностью гроз 20ч. в год и более | Б | III |
N- ожидаемое количество поражений молнии в год
Для сосредоточенных зданий и сооружений (дым трубы, башни)
N = 9 · π · h2 · n · 10-6
Для зданий прямоугольной формы N = [(S+6h) · (L+6h)-7,7·h2] ·n·10-6
h - высота; n - удельная плотность ударов молнии в землю км2/год, n = f (от средней продолжительности гроз в часах)
где h – наибольшая высота здания, м;
S и L – ширина и длина здания, м.
Практическое задание включает:
1. Составление акта по форме Н-1 (приложение 2) об одном из несчастных случаев произошедших в хозяйстве, где работает студент, или на подшефном предприятии. Акт о несчастном случае на производстве заполняется на основании документа «Об утверждении форм документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» и «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73.
Особое внимание студент должен обратить на заполнение пунктов 8,9,11 акта, т.е. правильно установить причину травмы и разработать мероприятия, позволившие бы впредь исключить несчастные случаи по подобным причинам. Необходимо установить, соблюдались ли сроки инструктажей в хозяйстве.
2. На основании актов формы Н-1 составить годовой отчет о несчастных случаях на производстве и о затратах на мероприятия по охране труда по форме 7-Т
На основании данных следует рассчитывать Кч (коэффициент частоты) и Кт (коэффициент тяжести травматизма) в хозяйстве за год.
Приложение
Форма Н-1
Один экземпляр направляется
пострадавшему или его
доверенному лицу
УТВЕРЖДАЮ
______________________________________
(подпись, фамилия, инициалы работодателя
(его представителя)
«_____»______________________________200 г.
Печать
АКТ №___________
о несчастном случае на производстве
1. Дата и время несчастного случая______________________________________________
_____________________________________________________________________________
(число, месяц, год и время происшествия несчастного случая,
_____________________________________________________________________________
количество полных часов от начала работы)
2. Организация (работодатель), работником которой является (являлся)
пострадавший ___________________________________________________ (наименование, место нахождения, юридический адрес, ведомственная и отраслевая
_____________________________________________________________________________
принадлежность / ОКОНХ основного вида деятельности/; фамилия, инициалы
_____________________________________________________________________________
работодателя – физического лица)
Наименование структурного подразделения________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Организация, направившая работника _________________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование, место нахождения, юридический адрес, отраслевая принадлежность)
4. Лица, проводившие расследование несчастного случая:
_____________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, должности и место работы)
_____________________________________________________________________________
5. Сведения о пострадавшем:
фамилия, имя, отчество _________________________________________________________
пол (мужской, женский) ________________________________________________________
дата рождения ________________________________________________________________
профессиональный статус ______________________________________________________
профессия (должность) _________________________________________________________
стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай__________________
(число полных лет и месяц)
в том числе в данной организации ________________________________________________
(число полных лет и месяц)
6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда
Вводный инструктаж __________________________________________________________
(число, месяц, год)
Инструктаж на рабочем месте/первичный, повторный, внеплановый
(нужно подчеркнуть)
целевой/ по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай ______________________________________________________________________
(число, месяц, год)
Стажировка: с «____» ________________200__г. по «____»___________________200___г.
_____________________________________________________________________________
(если не проводилась - указать)
Обучение знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай: с «_____»_____200_г.
по «____»___________200__г.___________________________________________________
(если не проводилась - указать)
Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай __________________________________________
(число, месяц, год, № протокола)
7. Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай _____________________________________________________________________________
(краткое описание места происшествия с указанием опасных и (или) вредных
_____________________________________________________________________________
производственных факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе
_____________________________________________________________________________
осмотра места несчастного случая)
Оборудование, использование которого привело к несчастному слу- чаю______________________________________________________________________
(наименование, тип, марка, год выпуска, организация - изготовитель)
8. Обстоятельства несчастного случая
_____________________________________________________________________________
(краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, описание
_____________________________________________________________________________
событий и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и
_____________________________________________________________________________
другие сведения установленные в ходе расследования)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.1. Вид происшествия ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8.2. Характер полученных повреждений и орган, подвергший повреждению,
медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья __________________________
8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения________________________________________________________________________
(нет, да – указать состояние и степень опьянения в соответствии с заключением
_________________________________________________________________________
по результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке)
8.4. Очевидцы несчастного случая____________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, постоянное место жительства, домашний телефон)
9. Причины несчастного случая______________________________________________
(указать основную и сопутствующие причины
__________________________________________________________________________
несчастного случая со ссылкой на нарушенные требования законодательных и иных
___________________________________________________________________________
нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:
____________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием требований законодательных,
___________________________________________________________________________
или нормативных правовых и локальных нормативных актов, предусматривающих их
__________________________________________________________________________
ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указанными
__________________________________________________________________________
в п.9 настоящего акта; при установлении факта грубой неосторожности пострадавшего
____________________________________________________________________________
указать степень его вины в процентах)
____________________________________________________________________________
Организация (работодатель), работниками которой являются данные лица
___________________________________________________________________________
(наименование, адрес)
11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подписи лиц, проводивших
расследование несчастного случая
___________________________
(фамилии, инициалы, дата)
ЖУРНАЛ
регистрации несчастных случаев на производстве*
( наименование, организации, фамилия, имя, отчество работодателя –физического лица, его регистрационные данные) | |||||||||
№ п/п | Дата и время несчастного случая | Ф.И.О. пострадавшего, год рождения, общий стаж работы | Профессия (должность) пострадавшего | Место, где произошел несчастный случай (структурное подразделение) | Вид происшествия, приведшего к несчастному случаю | Описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай | N акта формы Н-1 (Н-1ПС) о несчастном случае на Производстве и дата его утверждения | Последствия несчастного случая (количество дней нетрудоспособности, инвалидный, смертельный исход) | Принятые меры по устранению причин несчастного случая |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
*Примечание,
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве подлежит
хранению в организации в течение 45 лет
Содержание
Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «БЖ» ……………………………………………………………… | 3 | |
Рекомендуемая литература ………………………………………………… | 4 | |
Раздел 2. Программа курса…………………………………………………. | ||
2.1. | Введение ……………………………………………………………. | 5 |
2.2. | Человек и среда обитания | |
2.2.1. | Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности … | 6 |
2.2.2. | Обеспечение комфортных условий ……………………………….. | 6 |
2.2.3. | Негативные факторы в системе «Человек – среда обитания»…… | 7 |
2.2.4. | Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания | 7 |
2.3. | Техногенные опасности и защита от них | |
2.3.1. | Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны …………………………………………………………………. | 8 |
2.3.2. | Методы и средства повышения безопасности технических систем……………………………………………………………………. | 9 |
2.3.3. | Экобиозащитная техника…………………………………………... | 9 |
2.4. | Антропогенные опасности и защита от них | |
2.4.1. | Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек – машина» ………………………………………………... | 10 |
2.5. | Управление безопасностью труда | |
2.5.1. | Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД…………………………………………………… | 10 |
2.6. | Безопасность в отрасли | |
2.6.1. | Особенности обеспечения безопасности на предприятиях сельскохозяйственного производства………………………………….. | 11 |
2.7. | Безопасность и экологичность в специальных условиях | |
2.7.1. | Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью…………………………. | 11 |
Раздел 3. | ||
3.1. | Задания и методические указания по выполнению контрольной работы | |
3.1.1. | Общие положения ………………………………………………….. | 11 |
3.2. | Вопросы контрольной работы……………………………………... | 16 |
3.3. | Задачи контрольной работы ……………………………………….. | 24 |
3.4. | Методические указания по изучению программного материала дисциплины ………………………………………………………… | 28 |
3.5. | Методические указания по решению задач ……………………… | 33 |
Приложения …………… …………………………………………………… | 34 | |
Содержание …………………………………………………………………. | 56 | |
|
Безопасность жизнедеятельности
Программа, методические указания и задания для выполнения
контрольной работы студентам – заочникам Института
механизации и технического сервиса
КАЗАНЬ, 2010
УДК-63:658.382.3
ББК-У248
Методическое пособие по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочного отделения по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Технический сервис».
Пособие содержит рабочую программу курса, условия задач для контрольной работы, методические указания по их решению, а также справочный материал, необходимый для их решения.
Составители: Антонов В.В., Якимов Ю.В.
Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Казанского ГАУ протокол № 3 от 30 сентября 2009 года.
Методические указания обсуждены и рекомендованы методической комиссией Института механизации и технического сервиса Казанского ГАУ,
Протокол № 2 от 15 октября 2009 г.
Рецензенты: доцент кафедры Промышленной
безопасности КГТУ Зиннатуллина Г.Н.
Зав.кафедрой «Электрификации
сельскохозяйственного производства
и механизации животноводства» профессор Рудаков А.И.
© Казанский государственный аграрный университет 2010 г.
Раздел 1
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «БЖ»
Цель и задачи курса
Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» - дать необходимые теоретические знания и практические навыки по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях агропромышленного комплекса путем рационального планирования и финансирования мероприятий безопасности жизнедеятельности на производстве (охрана труда), выбора эффективных решений по обеспечению нормируемых условий труда и профилактики на этой основе травматизма и профессиональной заболеваемости.
Задача курса – сформировать у будущих специалистов способность принимать решения, направленные на повышение эффективности производства за счет мероприятий по улучшению условий труда.
В результате изучения дисциплины студент (будущий специалист) должен усвоить:
Основы законодательства, нормативные и правовые акты по охране труда, обязанности должностных лиц и их ответственность за создание здоровых и безопасных условий труда;
Способы предупреждения негативного воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека и среду обитания. Методы анализа травматизма и заболеваемости; методы и средства защиты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; основные требования при проектировании и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности сельскохозяйственного производства; причины пожаров, профилактику и способы их тушения.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин. Ее изучение целесообразно проводить на завершающем этапе формирования бакалавра и специалиста.
Данные методические указания направлены на оказание помощи студентам- заочникам в самостоятельном изучении курса.
При самостоятельном изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется сначала ознакомиться с программой, приведенной в разделе 2 данного пособия, составленной в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования РФ 17 декабря 2000 года.
При изучении программного материала по рекомендуемой литературе студент должен законспектировать основные положения и отдельно записать возникшие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или специалиста по охране труда. Кроме этого студенту следует ознакомиться по охране труда непосредственно на предприятии.
После изучения каждой темы программы рекомендуется устно ответить на вопросы самостоятельной проверки знаний и при необходимости обратиться к конспекту или соответствующей литературе. Не рекомендуется переходить к изучению следующей темы, если предыдущая недостаточно усвоена.
Когда весь учебный материал дисциплины в основном будет усвоен, студент выполняет контрольную работу и представляет ее на кафедру «Безопасность жизнедеятельности» для регистрации.
Студент – заочник, вызванный на сессию посещает лекции и лабораторно-практические занятия, проводимые согласно плана, утвержденного в Казанском ГАУ на данный учебный год.
После выполнения всех лабораторно-практических работ студент сдает по ним зачет, а затем экзамен, на котором предъявляет зачтенную контрольную работу.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая и др; под общ. ред. С.В. Белова. 3-е издание испр. и доп.
- М.: Высшая школа, 2001, 485 с.
б) Дополнительная литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Витрем, 2001, 48 с.
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. –М.: Менеджер, 1997.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, 1993.
4. Постановление госсовета РТ о принятии Закона «Об охране труда в Республике Татарстан», № 1418 от 10.12.1997 г.
5. Сборник материалов по условиям и охране труда Госкомитета РТ по труду и занятости, Казань, 1997 г.
6. Безопасность жизнедеятельности на производстве/ Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. – М.: Колос, 2000, 423 с.
7. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2001-319 с.
8. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, 1997 г.
9. Охрана труда/ Ф.М. Канареев и др.. – М.: Агропромиздат, 1988-351 с.
10. Охрана труда/ П.В. Солуянов и др. – М.: Колос, 1977 г.
11. Охрана труда/ Г.Ф. Денисенко– М.: Высшая школа 1985-319 с.
12. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве/В.С. Шкрабак, А.К.Тургиев, А.В. Луковников –М.: Колос,2002-512 с.
13. Охрана труда /А.В.Луковников – М.: Колос, 1984-320 с.
14. Охрана труда в животноводстве/В.П. Зайцев, М.С. Свердлов – М.: Агропромиздат, 1989-368 с.
15. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник. Михайлов В.Н., Орлов В.И., Подопригора А.И. и др. – М.: Агропромиздат, 1989-542 с.
16. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2002 г. № 676.
17. Безопасность и охрана труда/О.П. Русак. Учебное пособие. С.П., ЯТА, МАНЭБ, 1998, 320 с.
18. А.М. Третьяков. Охрана труда. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольных работ, / Всесоюзный с/х 01. Ин-т заочного образования/ М.: 1991, 37 с.
Раздел 2
Программа курса
Введение
Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения.
Характерные системы «человек – среда обитания». Классификация опасностей.
Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.
Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания.
Цель и задачи дисциплины. Безопасность жизнедеятельности, ее место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.
Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
2.2. Человек и среда обитания
Дата: 2019-03-05, просмотров: 399.