Первым этапом выполнения выпускной квалификационной работы является выбор темы. Выбор темы осуществляется студентом с учетом тематики выпускных квалификационных работ (прил. 1), утвержденных кафедрой, соответствующих научных интересов, практических знаний и опыта, актуальности темы в теоретическом и практическом плане. Тема выпускной квалификационной работы должна отражать ключевые направления подготовки бакалавров профиля «Сервис и индустрия туризма» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
При выборе темы исследования студент может использовать следующие приемы:
- анализ и систематизация материалов научной литературы, периодических изданий, практических исследований;
- консультации с преподавателями, специалистами-практиками, позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы сервиса и индустрии туризма.
Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Темы составлены таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент показал уровень своих знаний по профилирующим предметам, мог провести теоретическое и практическое исследование по теме с использованием статистических, математических, графических и описательных методов.
Выбранная тема по заявлению студента утверждается заведующим кафедрой и вносится в приказ ректора университета.
Исходя из выбранной темы, студент составляет план выпускной квалификационной работы. План должен достаточно полно и последовательно раскрывать основные теоретические и практические вопросы изучаемой проблемы.
При разработке плана студенту необходимо провести предварительный анализ литературы по изучаемой проблеме, выявить наиболее полный круг вопросов, относящихся к теме, и составить достаточно подробный обзор данной проблемы. Следует учесть, что теоретические положения первой главы, должны быть подробно изучены на практических материалах конкретного предприятия во второй главе и использованы при разработке рекомендаций в третьей главе. Таким образом, план должен иметь определенную целостность, мысль, которая пронизывает и связывает между собой все части работы.
Учитывая творческий процесс написания выпускной работы, в дальнейшем отдельные части плана могут изменяться и корректироваться с учетом данных анализа, выявленных проблем и их актуальности для предприятия.
В целом структура выпускной квалификационной работы должна включать:
1.Титульный лист;
2.Задание по подготовке выпускной квалификационной работы;
3.Оглавление;
4. Основная часть:
- введение;
- теоретическая часть;
- аналитическая часть;
- практическая часть;
- заключение;
5. Список литературы;
6. Приложения.
Структура работы должна быть сбалансирована: при общем объеме работы 70-80 стр., введение должно составлять 3-4 стр., заключение 5-6 стр., каждая глава 20-25 стр. необходимо отметить, что в работе не должно быть явного теоретического или практического уклона. Работа должна гармонично отражать все аспекты изучения проблемы: теоретический, аналитический и практический.
Содержание работы должно непосредственно отражать направления подготовки бакалавра.
Введение. Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяется степень ее теоретической разработанности, актуальность, практическая значимость. Определяются цели и задачи выпускной квалификационной работы, предмет и объект исследования, дается краткий обзор материала, использованного при написании работы.
Первая глава. Поскольку глубокое знание и понимание теоретических проблем позволяет правильно оценить действующую практику, в первой главе работы рассматриваются теоретический аспект проблемы, ее особенности в современных условиях хозяйствования, исторический аспект, дискуссионные вопросы. При написании главы недостаточно ограничиться только описанием точек зрения разных авторов. Задача заключается в том, чтобы на основе их изучения сформулировать авторскую позицию по исследуемой проблеме. Поскольку выпускная квалификационная работа - это самостоятельное исследование, компиляция не допускается. При использовании принципиальных положений, цитат, цифрового материала необходимо делать ссылки на источник информации.
Вторая глава. Аналитическая часть в обязательном порядке включает характеристику исследуемого предприятия, особенности сервисных процессов, анализ потребителей и методов работы с ними, особенности технологии обслуживания и производства продукции и услуг, технических средств и оборудования, производственных помещений, квалификации персонала и других вопросов, определенных основной образовательной программой подготовки бакалавра.
Третья глава. Практическая часть должна содержать обоснованные предложения по совершенствованию сервисной деятельности предприятия сервиса или индустрии туризма. Автором должны быть представлены несколько альтернативных вариантов решения проблем, выявленных в процессе анализа деятельности предприятия. На основе методики технико-экономического обоснования необходимо выбрать наиболее эффективное решение.
Заключение. В заключении подводятся итоги проведенного исследования: проанализированные проблемы формулируются и кратко обосновываются выводы и предложения автора по всей бакалаврской работе.
Список литературы. Вся использованная литература приводится в определенном порядке (см. раздел «Оформление выпускной квалификационной работы»).
Приложения. В приложениях к выпускной квалификационной (бакалаврской) работе представляются все использованные в ходе разработки бакалаврской работы подлинные документы исследуемого предприятия, а также разработанные студентом в ходе написания работы аналитические и сравнительные таблицы, аналитические и прогнозные балансы и др.
Введение и заключение должны давать полное представление о поставленных проблемах, результатах исследования и авторских рекомендациях. Поскольку введение и заключение наиболее сложны для написания, работу над ними рекомендуется проводить после подготовки всех глав выпускной квалификационной работы. Данная рекомендация обусловлена тем, что автор овладел всем исследуемым материалом, сформулировал собственную позицию по исследуемым вопросам, пришел к определенным выводам и в состоянии подвести итоги работы.
Окончательный вариант работы проверяется в системе «Антиплагиат». Срок прохождения проверки выпускной квалификационной работы согласно «Положение о порядке проведения проверки работ на наличие заимствований» должен осуществляться не позднее, чем за 14 дней до установленной кафедрой срока сдачи работы.
Оформление выпускной квалификационной работы
1. Работа должна быть выполнена печатным способом на одной стороне стандартного листа белой бумаги одного сорта формата А4 через полтора интервала и размером 14 пунктов. Работа должна иметь твердый переплет. Набор производить в редакторе WORD 7, 97,98, и т.д.
2. Параметры страницы: левое поле - 3 см.
правое поле - 1 см.
верхнее поле –2 см.
нижнее поле - 2 см.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (1,25см).
3. Шрифт: основного текста Times New Roman - 14 (чёрный); таблиц (черный), диаграмм (рисунков – черный) – 13
4. Текст должен быть распечатан четко, насыщенность краски (порошка) на уровне машинописной ленты средней жирности.
5. Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация не ставиться. Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы.
6. Последовательность брошюровки:
Титульный лист (без нумерации) (см. приложение 2)
Задание (без нумерации)
Оглавление (без нумерации).
Введение (нумерация, страница должна иметь номер 4)
Каждую главу выпускной квалификационной работы начинают с новой страницы.
Глава 1.
1.1.
1.2.
Заключение (Выводы и предложения)
Список литературы
Приложения (каждое приложение нумеруется)
На последнем листе:
Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованных научной литературы и других источников имеют ссылки на них
Дата Подпись Фамилия И.О.
10. Отзыв научного руководителя с его подписью, вкладывается
11. Рецензия руководителя с предприятия (фирмы), с подписью и печатью, вкладывается
12. Задание заполняется в двух экземплярах (один – переплетается).
13. Сдача выпускной квалификационной работы на кафедру в законченном (оформленном) виде за 10 - дней до защиты.
Структура работы. Весь текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие наименование и порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Первая цифра параграфа обозначает номер главы, вторая – номер параграфа. В работе с новой страницы начинается только каждая следующая глава, внутри главы между параграфами пропуски не допускаются, т. е. когда заканчивается изложение параграфа, то далее идет наименование следующего параграфа и его текст. Заголовки глав и параграфов располагают посередине страницы без точки на конце. Переносить слова в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами.
Оглавление включает наименование всех глав, параграфов с указанием номеров страниц, с которых начинается материал глав и параграфов. Названия глав и параграфов в работе должны полностью соответствовать их наименованию в оглавлении работы.
Оформление заголовков. Наименование структурных элементов квалификационной работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ », «ПРИЛОЖЕНИЯ», наименование глав следует печатать прописными буквами. Заголовок параграфа записывают строчными буквами (кроме первой прописной).
Оформление формул. Пристального внимания при оформлении работы требуют формулы. Все формулы печатаются разборчиво соответствующим шрифтом. Мелкий шрифт, близкое расположение знаков друг к другу и небрежность недопустимы. После формулы помещается перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой значения и указанием их единиц измерения. Перечень располагают колонкой, символ отделяют от его расшифровки знаком «тире».
Все формулы в работе нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
В дальнейшем в работе при использовании делают ссылку в тексте на номер формулы в круглых скобках, например: «в формуле (1)…».
Расстояние от формулы до текста должно быть не менее одной свободной строки.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле.
Пример - Прибыль на реализуемые услуги рассчитывается по формуле
, (1)
где В - планируемая выручка от реализации услуг в действующих ценах;
С – полная себестоимость реализуемых услуг в предстоящем периоде.
Ссылки на источники. Цитаты, статистические данные, используемые законодательные и нормативные материалы должны быть отмечены ссылкой. Ссылки на использованные источники делают в тексте работы, при этом указывают номер источника, согласно его номеру в списке литературы, и номер страницы, например: [20, с. 55]. Данная ссылка означает, что этот материал взят со страницы 55 источника номер 20. Ссылка приводят в строку с текстом работы.
Оформление иллюстративного материала. Графики, диаграммы, рисунки, схемы и другие иллюстративные материалы размещают под текстом работы, в котором впервые дана ссылка на них или на следующей странице, а также можно помещать их в конце работы отдельными приложениями. Они называются рисунками, соответственно обозначаются словом «Рисунок 1» и нумеруются по порядку арабскими цифрами сквозной нумерации или в пределах главы арабскими цифрами. В последнем случае номер иллюстрации будет состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Иллюстративные материалы выполняются в едином черном цвете, не допускается оформление разными цветами. Если иллюстрация занимает не всю страницу, то после нее должен располагаться текст работы, не допускается оставление чистого листа. Ссылки на иллюстрации дают по типу: «... в соответствии с рисунком 3».
Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1- Организационная структура предприятия.
Оформление таблиц. Цифровой материал оформляется в виде таблицы, которая располагается в работе непосредственно после текста, где она упоминается, либо на следующей странице. Таблицы, расположенные более чем на двух листах, помещаются в Приложении.
Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей порядковые номера указывают в боковине таблицы перед их наименованием.
Каждая таблица должна иметь тематическое название и номер. Номер таблицы проставляется в верхней правой части, при этом знак № не ставится, название таблицы помещается над таблицей. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, сквозной нумерацией. Точка после номера таблицы не ставится. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В подобном случае, номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Заголовок следует помещать над таблицей посередине, он должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.
Пример:
Таблица 2 – Динамика издержек обращения предприятия
Наименование показателя | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Наименование показателей в таблице должно быть полным, не допускаются сокращения, обозначения показателей в виде символов. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах измерения (например, в тыс. руб. или %), то сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей.
После таблицы продолжают излагать текст квалификационной работы, не оставляя пропусков. Не допускается разделять таблицу таким образом, чтобы на одном листе располагалось ее название и наименование граф, а сами показатели и цифры переносились на другую страницу.
В тексте работы обязательно делаются ссылки на таблицы. Ссылка может быть оформлена, двумя способами.
Пример 1. Как показывают данные таблицы 2.15, товарооборот предприятия…
Пример 2. Уровень издержек обращения предприятия (табл. 2.12) возрос на 0,85 %.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковок заменять соответственно номером граф и строк. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.
Пример:
Основные показатели деятельности предприятия, необходимые для анализа состояния компании, эффективности ее финансово-хозяйственных результатов, и их динамика представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Луч» за 2014 - 2016 гг.
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение по годам (+,-) | Темп роста, % | |||||
2015 г от 2014 г. | 2016 г от 2015 г. | 2016 г. от 2014 г. | 2015 г от 2014 г. | 2016 г от 2015 г. | 2016 г. от 2014 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Товарооборот, млн. руб. | 30670 | 43500 | 63700 | 12830 | 20200 | 33030 | 141,8 | 146,4 | 207,7 | |
Валовой доход, млн. руб. | 16800 | 25600 | 39800 | 8800 | 14200 | 23000 | 152,4 | 155,5 | 236,9 | |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Издержки обращения, млн. руб. | 10075 | 15460 | 23400 | 5385 | 7940,0 | 13325 | 153,4 | 151,4 | 232,3 |
Уровень издержек, % | 32,8 | 35,5 | 36,7 | 2,7 | 1,2 | 3,9 | - | - | - |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 6725 | 10140 | 16400 | 3415 | 6260 | 9675 | 150,8 | 161,7 | 243,9 |
После изложения текста работы пишется заключение, которое располагают с новой страницы. В конце заключения студент ставит свою подпись и дату окончания выполнения работы.
Оформление библиографического списка. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1и ГОСТ 7.80. В список включаются основные использованные законодательные, нормативные документы, относящиеся к теме работы, а также статистические сборники, труды отечественных и зарубежных исследователей по теме квалификационной работы, статьи, тезисы докладов и т.д.
Все литературные источники располагаются в следующем порядке:
Федеральные законы. (Обратнохронологический порядок);
Указы Президента РФ. (-«-);
Постановления Правительства РФ (-«-);
Законы Самарской области;
Постановления Законодательного собрания Самарской области. (-«-);
Постановления администрации г. Самары (-«-);
Приказы министерств и ведомств. (-«-);
Положения, инструкции министерств и ведомств. (-«-);
Инструктивные письма министерств и ведомств. (-«-);
Статистические ежегодники. (Хронологические порядок);
ГОСТы, прейскуранты. (В порядке номеров);
Книги, статьи из периодических изданий – по алфавиту;
Электронные ресурсы.
Примеры библиографических записей документов в списке литературы:
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2012.-39с.
Кригер, И Бумага терпит / И. Кригер //Новая газета. – 2014. -1июля.
Управление бизнесом: сборник статей. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2013. – 243с.
Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. - №4. – Режим доступа: http: vestnik.fa.ru/4(28)2009/4.html.
Библиографический список печатается с абзацным отступом 1-2,5.
Приложения располагаются в конце работы сразу после библиографического списка в порядке появления ссылок на них в тексте.
В качестве приложения могут быть представлены: таблицы, формулы, рисунки и другой иллюстративный материал. Приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Их оформляют как продолжение работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа (прил.3).
Каждое приложение работы должно начинаться с нового листа и иметь заголовок, который записывается симметрично тексту прописными буквами. В правом верхнем углу листа печатается слово «Приложение» и ставится его номер по порядку. Если приложение состоит из нескольких страниц, то на каждой странице вверху в правой части пишется «Продолжение приложения».
При наличии в работе приложений на них в обязательном порядке должны быть ссылки по тексту. Ссылки на приложения в тексте оформляются следующим образом: «...текст Приложения 1» или «Как видно по данным (Прил. 1)…».
Приложения (первичные документы, регистры, разработочные таблицы) должны быть заполнены. Схемы и рисунки могут содержаться в тексте, если они органично дополняют текст, информативны по содержанию и наглядны по форме, в иных случаях они выносятся в приложения или подшиваются в отдельную папку (титульный лист приведен в прил. 3). Перегружать текст расчетными данными и объемными таблицами не рекомендуется.
Стиль и язык изложения
Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа является, прежде всего, квалификационной работой, поэтому её языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание.
Материал разделов ВКР следует излагать сжато и в строгой последовательности. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли: вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.,
противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее, причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, вследствие этого, кроме того;
переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к ..., необходимо остановиться на ..., необходимо рассмотреть;
итог, вывод: итак, таким образом, следует сказать.
В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия - данные, такой, указанные и др.
Язык и стиль дипломной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.
Научный текст характеризуется тем, что в него вкладываются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые сведения и характеристики научных фактов, понятий, явлений.
Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию.
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте диссертационной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.
Другое необходимое качество научной речи – её ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.
Доступность и доходчивость (простота изложения) способствуют тому, что текст дипломной работы читается легко, то есть когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений.
Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру.
Цель этого качества можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела.
Краткость в передаче содержания бакалаврской работы достигается благодаря различного рода сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упоминании повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках.
Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, общепринятые выражения, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.д.), с другой стороны, обозначать определенные понятия (такие, например, как «ток высокого напряжения», «государственное право» и т. п.»).
Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, слово «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное наклонение, и почти совсем не употребляется повелительное наклонение.
Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например: «В данной статье рассматривается...», «Намечено выделить дополнительные кредиты...»).
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой».
Они не только конкретизируют предмет, но и выражают связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте диссертации не используются.
Для текста, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями.
Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому, что», «между тем как», «так как», «в то время как» и др. Особенно употребительны предлоги «в течение», «в соответствии с ...», «в результате», «в связи с ...» и т.п.
В научном тексте чаще всего встречаются сложносочиненные предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочиненном.
Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям.
У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Например, наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности.
Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное высказывание.
В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным и др.).
Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность.
В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.
В соответствии со сложившейся практикой, автору бакалаврской работы НЕ принято давать оценку излагаемого материала и выражать собственное мнение в чистом виде, используя выражения: «я считаю; я проанализировал данные и пришел к выводу…».
В этой связи и в этих целях автор выпускной квалификационной работы может выступать во множественном числе, употребляя местоимение «мы», что позволяет ему отразить своё мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Это придаёт больший объективизм изложению и вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.
В тексте бакалаврской работы находят применение неопределённо-личные предложения (например: «Сначала разрабатывают структурно-логическую схему для анализа, а затем устанавливают…»).
Часто употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»).
Описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: «Было выделено 15 структур...», «Получена классификация…».
Использование подобных синтаксических конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом действии. Субъект действия при этом остается необозначенным, поскольку указание на него в такого рода научных текстах является необязательным.
Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Предпочтительный стиль письменной научной речи – безличный монолог.
С позиций безличного стиля, к примеру, следует писать: «Блок А описывается следующим уравнением …»; «Утверждение доказывается следующим образом: …» вместо: «Опишем блок А следующим уравнением …»; «Докажем утверждение» и т.д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.