Тема: Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Вопросы:

1. Основные  НПА, регламентирующие права ребенка;

2. Основные права ребенка;

3. Формы и способы защиты прав ребёнка.

Цель:

1. Ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми актами (НПА), регламентирующих права ребёнка и формами их правовой защиты;

2. Формирование правовой культуры студентов;

2 академических часа


Введение в тему лекции:

Перед тем как приступить к рассмотрению поставленных вопросов данной лекции, необходимо определиться в понятиях: «ребёнок», «право» и «права ребёнка».

  В соответствии с Международными актами и Российским законодательством, ребёнком, признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия)[1], за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами предусматриваются иные случаи.

   «Право», в субъективном смысле, означает «вид и меру возможного поведения лица»[2], то есть возможность конкретного лица по своему выбору совершать определённые действия либо воздержаться от их совершения.

   Учитывая, что в Декларации прав ребенка закреплено, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»[3], полагаю, что правомерно дать следующее определение понятию «права ребёнка».

  «Права ребёнка» в Российском законодательстве - это совокупность  прав детей, закреплённых в международных актах и Российских нормативно-правовых актах, предоставляющих детям (лицам, не достигшим 18 лет) по своему выбору, в необходимых случаях выбору родителей, опекунов, попечителей, уполномоченных органов, совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения в интересах детей. Неотъемлемой частью «прав ребёнка» является обязанность государства и других определённых законодательством лиц, соблюдать права и законные интересы детей.

НПА, регламентирующие права детей

1. Международные договоры (Конвенция о правах ребенка и др.)

2. Конституция РФ.

3. Федеральные конституционные законы ( ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»)

4. Федеральные законы (Гражданский Кодекс РФ; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и др.)

5. Указы президента РФ («О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» и др.)

6. Постановления Правительства РФ («О детском доме семейного типа» и др)

7. Приказы и другие акты органов исполнительной власти РФ (Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» и др)

8. Правовые акты субъектов РФ (Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»)

9. Правовые акты органов местного самоуправления.

 


И другие.

2.2. Основные общегражданские и «политические» права и свободы детей:

Политические права и свободы – одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание политическими правами и свободами обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства[13].

Данную группу прав ребёнка следует рассматривать с «извлечениями» («усечением»), так как в широком смысле «политические права» предусматривают наличие у гражданина возможности избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в управление государством, участвовать в деятельности политических партий и др. Реализация же настоящих прав гражданином возможна только по достижению им совершеннолетия (иногда и позже).

 

2.2.1. Право выражать свои взгляды, мнение, свободу мысли, совести, и религии.

Как уже отмечалось ранее, ребенок – это прежде всего человек. И он обладает всеми правами, которыми обладает каждый человек, независимо от возраста. Однако, учитывая то, что к ребенку требуется особое внимание и забота, некоторые из этих прав по отношению к ребенку закреплены в особом порядке. Так, например, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»

 

2.2.2. Право на свободу ассоциаций, общественных объединений, мирных собраний, доступ ребенка к информации и др.

Данное право тесно связано с правом ребенка выражать свое мнение. В Международных договорах право на свободу ассоциаций, общественных объединений, мирных собраний и доступ ребенка к информации закреплено в ст. 15, 17 Конвенции по правам ребенка.

 

2.2.3. Право на получение статуса беженца

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст.1 ФЗ «О беженцах»).

 Право ребенка на получение статуса беженца закреплено в ст. 22 Конвенции о правах ребенка где гарантируется, что государства-участники данной конвенции принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь.

 

И другие.

И другие.

Основные социальные права.

«Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ»[16].

2.4.1. Право на медицинское обслуживание.

В Международных договорах данное право закреплено в ст. 24 Конвенции о правах ребенка, где гарантируется, что государства-участники (конвенции) признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

        Право на медицинское обслуживание закреплено во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации, прежде всего, в Конституции РФ. В ст. 41 Конституции закреплено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

2.4.2. Право на жилище.

 

 

Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания. Законодатель уделил особое внимание специальным правилам, защищающим жилищные права несовершеннолетних.

 

2.4.3. Право на получения образования.

        Право ребенка на получение образования закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, где гарантируется, что государства-участники (конвенции) признают право ребенка на образование.

  Каждый гражданин РФ, в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации имеют право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно.

 

И другие

Самозащиты права.

Самозащита - это один из способов защиты гражданских прав. Для него характерно то, что субъект гражданского права (в случае с детьми, - их законные представители) защищают себя собственными действиями. По сравнению с другими средствами защиты это защита без обращения в суд или иной орган, осуществляющий защиту гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

 

Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

 Данный способ защиты гражданских прав призван обеспечить реальное исполнение обязательств. Присуждение исполнения обязанности в натуре позволяет отнести его к числу способов судебной защиты нарушенных прав. Вместе с тем требование об исполнении обязанности в натуре может быть выполнено правонарушителем и во внесудебном порядке.

Возмещения убытков.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Взыскания неустойки.

 Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п.1 ст. 330 ГК РФ).

Компенсации морального вреда. Моральный вред – нравственные или физические страдания, испытываемые вследствие противоправных действий другого лица[18]. Статья 12 ГК РФ в числе иных способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда. Более детально вопросы осуществления этого способа защиты права урегулированы в ст. 151 ГК РФ «Компенсация морального вреда». В соответствии с ч. 1 указанной статьи, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные или имущественные права либо посягающими на иные нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации. Следует отметить, что данный способ защиты относится к способам, осуществляемым в судебном порядке, что впрочем, не лишает правонарушителя возможности компенсировать причиненный вред в добровольном порядке

Прекращения или изменения правоотношения. Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей[19]. Прекращение или изменение правоотношения допустимы лишь в прямо предусмотренных законом или договором случаях. Применение данного способа защиты в большинстве случаев позволяет обеспечить реальную возможность осуществления права лица, заинтересованного в преобразовании правоотношения.

 

Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Данный способ относится к числу способов, осуществляемых управомоченным лицом в процессе судебной формы защиты нарушенного права. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления может осуществляться в ходе применения иных способов судебной защиты и носить вспомогательный характер. Например, суд в ходе рассмотрения иска о признании права на недвижимость, вправе не применять акт государственного органа, противоречащий закону, на основании которого и возникло спорное правоотношение.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Всеобщая декларации прав человека от 10.12.1948 г. // принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III);

3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

4. Конвенции о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

5. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) // Принята в г. Болонье 19 июля 1999 г.

6. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 4 декабря 1996 г. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 г. №197-ФЗ;

10. Постановление Правительства от 15.08.2013 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

11. Постановление Правительства от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

12. Приказ Министерства юстиции РФ N 61, Министерства образования и науки РФ N 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»;

13. Приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»


[1] Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 №223- ФЗ (ч.1 ст. 54)

[2] Большой юридический словарь онлайн. URL: http://law-enc.net/word/Право

[3]«Декларация прав ребенка». Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. Преамбула.

[4] Беломестных Л.Л. Права человека и их защита. В трех томах. Т. 2. М., 2003. С. 369

[5] Протопопова О.В. Семейное право: Курс лекций // Сайт Института Дистантного Образования Российского Университета Дружбы Народов, http://www.ido.rudn.ru/lectures/209/P1.htm

[6] «Конвенция о правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Преамбула.

[7] Там же. Преамбула.

[8] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/ lichnye-prava-3221.html

[9] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/pravo-na-zhizn-4637.html

[10] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/imja-grazhdanina-2320.html

[11] Онлайн энциклопедия «Википедия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/воспитание

[12] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/grazhdanstvo-1420.html

[13] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/politicheskie-prava-i-svobody-4490.html

[14] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/imushhestvennye-prava-2315.html

[15] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/yyekonomicheskie-prava-i-svobody-cheloveka-6708.html

[16] Большой юридический словарь (онлайн). URL: http://law-enc.net/word/socialnye-prava-cheloveka-5701.html

[17] Большой юридический словарь. URL: http://law-enc.net/word/processualnye-garantii-5039.html

[18] Большой юридический словарь. Под редакцией А. Я. Сухарева. Изд. Инфра-М. М. 2008 г. С. 413

[19] Онлайн энциклопедия «Википедия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/правоотношения

[20] Большой экономический словарь. Под редакцией А.Н. Азрилияна. М. 1997г. С. 1155


Тема: Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Вопросы:

1. Основные  НПА, регламентирующие права ребенка;

2. Основные права ребенка;

3. Формы и способы защиты прав ребёнка.

Цель:

1. Ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми актами (НПА), регламентирующих права ребёнка и формами их правовой защиты;

2. Формирование правовой культуры студентов;

2 академических часа


Введение в тему лекции:

Перед тем как приступить к рассмотрению поставленных вопросов данной лекции, необходимо определиться в понятиях: «ребёнок», «право» и «права ребёнка».

  В соответствии с Международными актами и Российским законодательством, ребёнком, признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия)[1], за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами предусматриваются иные случаи.

   «Право», в субъективном смысле, означает «вид и меру возможного поведения лица»[2], то есть возможность конкретного лица по своему выбору совершать определённые действия либо воздержаться от их совершения.

   Учитывая, что в Декларации прав ребенка закреплено, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»[3], полагаю, что правомерно дать следующее определение понятию «права ребёнка».

  «Права ребёнка» в Российском законодательстве - это совокупность  прав детей, закреплённых в международных актах и Российских нормативно-правовых актах, предоставляющих детям (лицам, не достигшим 18 лет) по своему выбору, в необходимых случаях выбору родителей, опекунов, попечителей, уполномоченных органов, совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения в интересах детей. Неотъемлемой частью «прав ребёнка» является обязанность государства и других определённых законодательством лиц, соблюдать права и законные интересы детей.

НПА, регламентирующие права детей

1. Международные договоры (Конвенция о правах ребенка и др.)

2. Конституция РФ.

3. Федеральные конституционные законы ( ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»)

4. Федеральные законы (Гражданский Кодекс РФ; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и др.)

5. Указы президента РФ («О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» и др.)

6. Постановления Правительства РФ («О детском доме семейного типа» и др)

7. Приказы и другие акты органов исполнительной власти РФ (Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» и др)

8. Правовые акты субъектов РФ (Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»)

9. Правовые акты органов местного самоуправления.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.