различаются по его видам. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского контроля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации (фирмы, компании), индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Их деятельность и полномочия (задачи, права, обязанности) регламентируются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими нормативными актами, обязательным лицензированием, аттестацией и аккредитацией аудиторских организаций и отдельных аудиторов, а также стандартизацией аудиторской деятельности. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и индивидуального аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы публичной власти (для проверки организаций, использующих бюджетные средства).
Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.), администрация организации, специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых внебюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного контроля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для которых органы внутреннего контроля являются обязательными (например, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль организаций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.
Органами общественного контроля могут быть Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы и другие общественные организации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.
Действующая в России система финансового контроля далека от совершенства. Об этом свидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, масштабы «теневой» экономики (по разным оценкам, до 40%), низкая собираемость налогов, несовместимая с экономикой рыночного типа, и т.д.
В этой связи следует отметить наиболее важные направлениями развития системы финансового контроля.
В области государственного финансового контроля:
- разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и ее увязка с системой оплаты труда их работников;
-совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
- переход к аудиту результативности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов, разработка и законодательное закрепление методики и критериев результативности и эффективности расходов;
- создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов;
- четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств;
- обеспечение результативности ревизий и проверок (финансовых и налоговых), т.е. возврата бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, роста налоговых и неналоговых доходов;
- исключение дублирования в деятельности различных органов государственного контроля;
- использование современных контрольных технологий в системе налогового контроля, основанных на программах взаимодействия камеральных и выездных проверок, переходе от плановых проверок к автоматизированному отбору налогоплательщиков для выездных проверок по критерию существенных отклонений фактических налоговых платежей от плановых;
- повышение значимости и эффективности предварительного казначейского контроля целевого и эффективного использования государственных средств;
- завершение перевода исполнения местных бюджетов через органы Федерального казначейства.
2. В области негосударственного финансового контроля:
- освоение аудиторскими организациями новых контрольных технологий и методологии проведения аудита организаций, перешедших на международные стандарты учета и финансовой отчетности;
- расширение контрольных полномочий аудиторских организаций, а также перечня объектов аудиторских проверок, результаты которых давали бы возможность пользователям судить о финансовом состоянии аудируемого субъекта в целом;
- создание полноценной системы внутрихозяйственного финансового контроля в организациях, разработка и законодательное закрепление его основ (форм, методов, взаимодействия с другими службами и т.д.);
- встройка внутреннего контроля в систему общественного финансового контроля;
- создание условий для формирования действительно независимых профсоюзов;
- обеспечение гласности результатов общественного финансового контроля и доступа его органов к государственным информационным ресурсам.
ИЗМЕНЕНИЯ В БК РФ ПО ФИНКОНТРОЛЮ окт. 2017 года
1. Стоит отметить, что в мировой практике деление финансового контроля на внешний и внутренний существует примерно с 70-х годов 20 века. Остается надеяться, что в самой ближайшей перспективе в Российской Федерации, как в большинстве развитых стран, органы внутреннего контроля возьмут на себя основную нагрузку по проведению финансового аудита, а внешние - будут прежде всего оценивать работу служб внутреннего аудита.
В настоящее время многие эксперты отмечают, что разделение государственного контроля на внутренний и внешний способствует, в частности,
Однако часть полномочий в сфере соблюдения бюджетного законодательства, схожих для органов внешнего и внутреннего контроля, так и не получила четкого разделения в российском законодательстве. На практике это может привести к конфликту интересов, снижению эффективности контрольно-ревизионной деятельности, не исключено дублирование проверок и ревизий в отношении одних и тех же объектов контроля и проверяемого периода.
2. В рамках совершенствования системы государственного (муниципального) финансового контроля в новой редакции Бюджетного Кодекса содержится перечисление основных методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, сформулированы их определения:
•проверка;
•ревизия;
•обследование;
•санкционирование операций.
Если обратиться к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, то мы увидим новые статьи, содержащие составы административных правонарушений, которые предусматривают привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Так, возможно наложение штрафа до 50 тыс. рублей и отстранение чиновников от должности на 3 года. Для юридических лиц – нарушителей закона административные штрафы установлены в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства (до 25% от суммы нецелевого использования).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Отрасли и виды финансового контроля
2. Методы финансового контроля
2. В чем отличие внешнего и внутреннего финансового контроля.
3.Задачи финансового контроля на современном этапе
Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.