Финансовый контроль
1. Содержание финансового контроля
2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля
3. Органы финансового контроля
Содержание финансового контроля
Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов.
К задачам финансового контроля относятся:
■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;
■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
■ повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
■ оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.
Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.
2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля
Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей и видов, форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:
1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:
- бюджетный,
- внебюджетный,
- налоговый,
- таможенный,
- денежно-валютный,
- банковский,
- страховой,
- инвестиционный и др.;
2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в том числе по следующим его видам:
-внутрихозяйственный,
- аудиторский
- общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.
1. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются
предварительный, последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.
Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся:
-объекты и субъекты,
- методы,
-информационная база
- стандарты контроля,
- ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
Объектами финансового контроля выступают на гос.уровне
• финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета);
• госкорпорации и госкомпании;
• хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах;
• коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.
В 2017 г. в Бюджетном Кодексе появилось определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля.
Предметом проверок являются количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств, то есть это финансовые показатели.
Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;
контролирующие субъекты — уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы государственного контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).
Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, различных типов проверок и ревизий, санкционирование проводимых контролирующими субъектами.
•проверка;
•ревизия;
•обследование;
•санкционирование операций
Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов.
Финансовые проверки могут быть:
■ камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);
■ тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
■ повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
■ документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества);
■ плановые и внеплановые.
Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.
Ревизия
К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового контроля, как ревизия — комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполагает использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок.
По сравнению с проверками ревизия позволяет выбрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.
Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная.
Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля.
Частичная ревизия проводится ля проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.
Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета.
Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.
Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии.
Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
С анкционирование операций Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
К неосновным методам финансового контроля можно отнести
Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами
Информационная база- важный элемент финансового контроля т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.
Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и норм осуществления контрольной деятельности.
Стандарты государственного финансового контроля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и правила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.
Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля разрабатываются самими организациями и утверждаются их руководителями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным процедурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансовым нарушениям.
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.
Как любая система, финансовый контроль строится на определенных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организации финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.
Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной литературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми.
Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понимаются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблюдения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через Совет Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.
Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде рации», хотя исторически она ведет свое летоисчисление еще с середины XVII в. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование1 бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.
Сч.Палата Перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.
Органы финансового контроля
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Отрасли и виды финансового контроля
2. Методы финансового контроля
2. В чем отличие внешнего и внутреннего финансового контроля.
3.Задачи финансового контроля на современном этапе
Финансовый контроль
1. Содержание финансового контроля
2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля
3. Органы финансового контроля
Содержание финансового контроля
Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов.
К задачам финансового контроля относятся:
■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;
■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
■ повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
■ оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.
Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.
2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля
Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей и видов, форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:
1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:
- бюджетный,
- внебюджетный,
- налоговый,
- таможенный,
- денежно-валютный,
- банковский,
- страховой,
- инвестиционный и др.;
2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в том числе по следующим его видам:
-внутрихозяйственный,
- аудиторский
- общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.
1. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются
предварительный, последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.
Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся:
-объекты и субъекты,
- методы,
-информационная база
- стандарты контроля,
- ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
Объектами финансового контроля выступают на гос.уровне
• финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета);
• госкорпорации и госкомпании;
• хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах;
• коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.
В 2017 г. в Бюджетном Кодексе появилось определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля.
Предметом проверок являются количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств, то есть это финансовые показатели.
Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;
контролирующие субъекты — уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы государственного контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).
Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, различных типов проверок и ревизий, санкционирование проводимых контролирующими субъектами.
•проверка;
•ревизия;
•обследование;
•санкционирование операций
Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов.
Финансовые проверки могут быть:
■ камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);
■ тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
■ повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
■ документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества);
■ плановые и внеплановые.
Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.
Ревизия
К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового контроля, как ревизия — комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполагает использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок.
По сравнению с проверками ревизия позволяет выбрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.
Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная.
Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля.
Частичная ревизия проводится ля проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.
Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета.
Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.
Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии.
Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
С анкционирование операций Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
К неосновным методам финансового контроля можно отнести
Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами
Информационная база- важный элемент финансового контроля т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.
Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и норм осуществления контрольной деятельности.
Стандарты государственного финансового контроля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и правила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.
Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля разрабатываются самими организациями и утверждаются их руководителями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным процедурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансовым нарушениям.
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.
Как любая система, финансовый контроль строится на определенных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организации финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.
Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной литературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми.
Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понимаются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблюдения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через Совет Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.
Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде рации», хотя исторически она ведет свое летоисчисление еще с середины XVII в. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование1 бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.
Сч.Палата Перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.
Органы финансового контроля
ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.