ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовый контроль

    1. Содержание финансового контроля

    2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля

    3. Органы финансового контроля

Содержание финансового контроля

    Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма лю­бого звена системы финансов.

     Таким образом, финансовый контроль представляет собой управ­ленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов пуб­личной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйствен­ных доходов.

     К задачам финансового контроля относятся:

■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяй­ственных финансов;

■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами пуб­личной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;

■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

■ повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

■ оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

        Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.     

      

2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля

 

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей и видов, форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

        Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:

- бюджетный,

- внебюджетный,

- налоговый,

- тамо­женный,

- денежно-валютный,

- банковский,

- страховой,

- инвестиционный и др.;

2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам:

-внутрихозяйственный,

- аудиторский 

- общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.

 

1.       Формы финансового контроля ха­рактеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной де­ятельности. Такими формами являются
предварительный, последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.

Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства

    Элементы финансового контроля наполняют его конкретным со­держанием. К ним относятся:

-объекты и субъекты,

- методы,

-информа­ционная база

- стандарты контроля,

- ответственность и меры воздей­ствия на объект и субъект контроля.

   Объектами финансового контроля выступают на гос.уровне

• финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета);
• госкорпорации и госкомпании;

• хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах;

• коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.

В 2017 г. в Бюджетном Кодексе появилось определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля.

Предметом проверок являются количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств, то есть это финансовые показатели.

   Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;

контролирующие субъекты — уполномоченные органы публич­ной власти и их должностные лица (парламент, правительство, мини­стерства и ведомства, администрации территорий и их структурные под­разделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (орга­ны государственного контроля, специальные контролирующие подраз­деления, создаваемые органами публичной власти и органами управ­ления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие конт­рольную деятельность на законных основаниях (независимые аудито­ры, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).     

   Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, различных типов проверок и ре­визий, санкционирование проводимых контролирующими субъектами.

•проверка;
•ревизия;
•обследование;
•санкционирование операций

Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

         

Финансовые проверки. Они представ­ляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов.

Финансовые проверки могут быть:

камеральные (осуществляются по месту нахождения контро­лирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахож­дения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);

тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю фи­нансовую деятельность субъекта);

повторные и встречные (проводятся для уточнения результа­тов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предше­ствующих контролеров);

документальные (анализ первичных бухгалтерских докумен­тов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (провер­ки на соответствие данных, отраженных в финансовых доку­ментах и отчетности, фактическому наличию активов (имуще­ства);

плановые и внеплановые.

Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения провер­ки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.






Ревизия

 К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового конт­роля, как ревизия комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполага­ет использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок.

   По сравнению с проверками ревизия позволяет выбрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.

      Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля.

Частичная ревизия проводится ля проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйствен­ной деятельности проверяемого субъекта.   

Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета.

Сплошная ревизия предусматривает проверку всех опе­раций на определенном участке деятельности за весь проверяемый пе­риод.    

Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы пере­ходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным уча­сткам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объе­мом документооборота и операций).

    

С анкционирование операций Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 К неосновным методам финансового контроля можно отнести

Надзор это метод финансового контроля, представляющий со­бой совокупность контрольных действий в виде периодического наблю­дения за соблюдением организациями условий осуществления лицензи­руемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением уста­новленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может по­влечь за собой отзыв у организации лицензии.

  Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдае­мого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативно­го выявления слабых мест.

Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий кон­трольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нару­шающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налого­вых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами

 

   Инфор­мационная база-  важный элемент финансового контроля т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.

Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполно­моченными органами совокупность правил и норм осуществления кон­трольной деятельности.

   Стандарты государственного финансового кон­троля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и пра­вила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.

  Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля раз­рабатываются самими организациями и утверждаются их руководите­лями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным проце­дурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансо­вым нарушениям.

Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональ­ной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работ­ников с должности, ареста имущества и др.

     К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка опера­ций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа акти­вов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взи­мание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.

   Как любая система, финансовый контроль строится на определен­ных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организа­ции финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.

   Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обес­печивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Рос­сийской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.

Объективность финансового контроля обеспечивается достовер­ностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролиру­ющих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализ­мом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченно­стью контрольных действий.

Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной ли­тературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в фи­нансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимы­ми.     

   Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понима­ются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблю­дения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и иска­жение информации. На практике этот принцип реализуется путем пуб­ликации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства инфор­мации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.

     Принцип разграничения функций и полномочий предполагает чет­кое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномо­ченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуще­ствляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.

           

         3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через Совет Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.      

     Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде рации», хотя исторически она ведет свое летоисчисление еще с середи­ны XVII в. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффектив­ности и результативности расходования государственных средств, ис­пользования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование1 бюджетного процесса и т.д.

    Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

    Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

   Сч.Палата Перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.

 

Органы финансового контроля

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Отрасли и виды финансового контроля

2. Методы финансового контроля

2. В чем отличие внешнего и внутреннего финансового контроля.

3.Задачи финансового контроля на современном этапе

 

 

Финансовый контроль

    1. Содержание финансового контроля

    2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля

    3. Органы финансового контроля

Содержание финансового контроля

    Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма лю­бого звена системы финансов.

     Таким образом, финансовый контроль представляет собой управ­ленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов пуб­личной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйствен­ных доходов.

     К задачам финансового контроля относятся:

■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяй­ственных финансов;

■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами пуб­личной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;

■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

■ повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

■ оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

        Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.     

      

2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля

 

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей и видов, форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

        Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:

- бюджетный,

- внебюджетный,

- налоговый,

- тамо­женный,

- денежно-валютный,

- банковский,

- страховой,

- инвестиционный и др.;

2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам:

-внутрихозяйственный,

- аудиторский 

- общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.

 

1.       Формы финансового контроля ха­рактеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной де­ятельности. Такими формами являются
предварительный, последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.

Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства

    Элементы финансового контроля наполняют его конкретным со­держанием. К ним относятся:

-объекты и субъекты,

- методы,

-информа­ционная база

- стандарты контроля,

- ответственность и меры воздей­ствия на объект и субъект контроля.

   Объектами финансового контроля выступают на гос.уровне

• финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета);
• госкорпорации и госкомпании;

• хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах;

• коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.

В 2017 г. в Бюджетном Кодексе появилось определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля.

Предметом проверок являются количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств, то есть это финансовые показатели.

   Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;

контролирующие субъекты — уполномоченные органы публич­ной власти и их должностные лица (парламент, правительство, мини­стерства и ведомства, администрации территорий и их структурные под­разделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (орга­ны государственного контроля, специальные контролирующие подраз­деления, создаваемые органами публичной власти и органами управ­ления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие конт­рольную деятельность на законных основаниях (независимые аудито­ры, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).     

   Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, различных типов проверок и ре­визий, санкционирование проводимых контролирующими субъектами.

•проверка;
•ревизия;
•обследование;
•санкционирование операций

Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

         

Финансовые проверки. Они представ­ляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов.

Финансовые проверки могут быть:

камеральные (осуществляются по месту нахождения контро­лирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахож­дения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);

тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю фи­нансовую деятельность субъекта);

повторные и встречные (проводятся для уточнения результа­тов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предше­ствующих контролеров);

документальные (анализ первичных бухгалтерских докумен­тов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (провер­ки на соответствие данных, отраженных в финансовых доку­ментах и отчетности, фактическому наличию активов (имуще­ства);

плановые и внеплановые.

Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения провер­ки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.






Ревизия

 К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового конт­роля, как ревизия комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполага­ет использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок.

   По сравнению с проверками ревизия позволяет выбрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.

      Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля.

Частичная ревизия проводится ля проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйствен­ной деятельности проверяемого субъекта.   

Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета.

Сплошная ревизия предусматривает проверку всех опе­раций на определенном участке деятельности за весь проверяемый пе­риод.    

Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы пере­ходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным уча­сткам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объе­мом документооборота и операций).

    

С анкционирование операций Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 К неосновным методам финансового контроля можно отнести

Надзор это метод финансового контроля, представляющий со­бой совокупность контрольных действий в виде периодического наблю­дения за соблюдением организациями условий осуществления лицензи­руемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением уста­новленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может по­влечь за собой отзыв у организации лицензии.

  Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдае­мого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативно­го выявления слабых мест.

Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий кон­трольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нару­шающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налого­вых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами

 

   Инфор­мационная база-  важный элемент финансового контроля т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.

Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполно­моченными органами совокупность правил и норм осуществления кон­трольной деятельности.

   Стандарты государственного финансового кон­троля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и пра­вила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.

  Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля раз­рабатываются самими организациями и утверждаются их руководите­лями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным проце­дурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансо­вым нарушениям.

Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональ­ной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работ­ников с должности, ареста имущества и др.

     К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка опера­ций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа акти­вов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взи­мание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.

   Как любая система, финансовый контроль строится на определен­ных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организа­ции финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.

   Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обес­печивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Рос­сийской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.

Объективность финансового контроля обеспечивается достовер­ностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролиру­ющих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализ­мом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченно­стью контрольных действий.

Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной ли­тературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в фи­нансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимы­ми.     

   Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понима­ются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблю­дения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и иска­жение информации. На практике этот принцип реализуется путем пуб­ликации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства инфор­мации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.

     Принцип разграничения функций и полномочий предполагает чет­кое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномо­ченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуще­ствляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.

           

         3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через Совет Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.      

     Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде рации», хотя исторически она ведет свое летоисчисление еще с середи­ны XVII в. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффектив­ности и результативности расходования государственных средств, ис­пользования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование1 бюджетного процесса и т.д.

    Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

    Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

   Сч.Палата Перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.

 

Органы финансового контроля

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.