ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ ИМ. ПРОФ. В.Н. СКАЛОНА

Кафедра Прикладной экологии и туризма

 

П. П. НАУМОВ

 

 



К УРС ЛЕКЦИЙ И ТАБЛИЦЫ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО

« М ОНИТОРИНГУ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА

ОХОТОВЕДЕНИЯ

Иркутск, 2018



АННОТАЦИЯ

 

НАУМОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

Академик МАН ВШ, член-корреспондент САН ВШ, профессор,

доктор биологических наук

 

 

Курс лекций «Мониторинг природных экосистем»разработан в соответствии с   Программой ООН ЮНЕП по окру­жающей среде «О создании Глобальной системы мо­ниторинга окружающей среды» и Постановлениями Правительства РФ 1993 и 2003 гг. «Об организа­ции и осу­ществлении государственного мониторинга окружающей среды». Его содержание отвечает требованиям Государственного стандарта высшего, про­фессионального образова­ния, специальности – Биология – 02.01.01.65. исоот­ветствует учебным планам, программам, квалификационным характеристикам.

Целевая направленность курса реализуется решаемыми задачами по формированиюобщей культуры знаний и образа мышления при подготовке специалистов и научно-педагогических кадров по организации и ведению си­стемы Эколого-экономиче­ского мониторинга. Это новоенаучно-практическое направление стратегии природопользования предлагается как основное сред­ство управления рациональным использованием при­родных ресурсов, на при­мере ресурсов мира на примере охотничьих жи­вотных. Результаты такого мониторинга, с применением компьютерных технологий, дают возможность на качественно новом, научно-практическом уровнеосуществлять системно-управляемый контроль и обеспе­чивать единым информационным и аналитическим пространством все регионы страны. Систем­ные расчёты рассматриваются как метод получения и закрепления знаний сту­дентами по организации и ведению мониторинга.Приводится терминология этой области знаний, разработана программа и тематический план.

Конструктивно учебное пособие состоит из двух, взаимосвязанных частей. В первой части рассматриваются и обосновываются теоретические и методологические аспекты курса, во второй части приводится методическое обеспечение, направленное на практическую реализацию функционирования системы.

Курс лекций рассчитан на студентов ВУЗов, научных и педагогических работ­ников, охотоведов, экологов, специалистов, занимающихся проблемами сис­темно-управляемого мони­торинга, эколого-экономическим менеджментом, рациональным использова­нием природных ресурсов, охраной окружающей среды, охотустройством, охотничьим, лесохо­зяйственным производством и т. д.

 

© П. П. Наумов          

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность (от лат, actualis – фактически существующий, настоящий, современный) - важность, значимость чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в нашей стране, как и во многих других государствах, до сих пор нет объективных данных о состоянии, освоении, охране и воспроизводстве природных ресур­сов, их эколого-экономическом и социально-произ­водст­венном потен­циале. Иными словами, нет необходимой системной информации об объ­ектах и предметах управления природными ресур­сами.

В этом плане, как один из методов, мировой наукой и прак­тикой и Международным Сообществом общепризнан экологи­ческий мони­то­ринг.

Мониторинг (от анг, monitoring)текущий контроль.

В некоторых формулировках этот термин трак­туется как наблюде­ние и слежение. Однако в смысловых интерпретациях этих понятий содержатся пас­сивные элементы созерцания и фискальные функ­ции без актив­ного вмеша­тельства в происходящие явления. Именно системный кон­троль,с одновремен­ным управлением происходящими процессами, со­ставляет ключевое звено современного по­нятийного смысла мониторинга.

Система – интеграция элементар­ных структур или процессов объединенных в целое оп­реде­ленной целевой функцией, формирующей дифференциацию и взаимодействие ее состав­ных ком­понентов.

Исходя из вышеизложенного, целевая направленность изучения   курса Монито­ринга природных экосистем заключается вформиро­вании общей культуры знаний и образа мышления по вопросам теории и практики развития, разработки, организации и ведения сис­темно-управ­ляемого эколого-экономического мо­ниторинга природных экосистем для применения полученных знаний в науке и производстве.

Общая культура знаний - это необходимый набор знаний теоретиче­ского и практического характера, позволяющий специалисту само­стоя­тельно применять их в своей деятельности.

Образ мышления- это форма и последовательность интеллектуаль­ной деятельности человека, которыми он руководствуется в своем поведе­нии при изложении понятийного аппарата и его смыслового обеспечения при ре­шении про­блем и задач

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 167.