ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ ИМ. ПРОФ. В.Н. СКАЛОНА
Кафедра Прикладной экологии и туризма
П. П. НАУМОВ
К УРС ЛЕКЦИЙ И ТАБЛИЦЫ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО
« М ОНИТОРИНГУ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА
ОХОТОВЕДЕНИЯ
Иркутск, 2018
АННОТАЦИЯ
НАУМОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ
Академик МАН ВШ, член-корреспондент САН ВШ, профессор,
доктор биологических наук
Курс лекций «Мониторинг природных экосистем»разработан в соответствии с Программой ООН ЮНЕП по окружающей среде «О создании Глобальной системы мониторинга окружающей среды» и Постановлениями Правительства РФ 1993 и 2003 гг. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды». Его содержание отвечает требованиям Государственного стандарта высшего, профессионального образования, специальности – Биология – 02.01.01.65. исоответствует учебным планам, программам, квалификационным характеристикам.
Целевая направленность курса реализуется решаемыми задачами по формированиюобщей культуры знаний и образа мышления при подготовке специалистов и научно-педагогических кадров по организации и ведению системы Эколого-экономического мониторинга. Это новоенаучно-практическое направление стратегии природопользования предлагается как основное средство управления рациональным использованием природных ресурсов, на примере ресурсов мира на примере охотничьих животных. Результаты такого мониторинга, с применением компьютерных технологий, дают возможность на качественно новом, научно-практическом уровнеосуществлять системно-управляемый контроль и обеспечивать единым информационным и аналитическим пространством все регионы страны. Системные расчёты рассматриваются как метод получения и закрепления знаний студентами по организации и ведению мониторинга.Приводится терминология этой области знаний, разработана программа и тематический план.
Конструктивно учебное пособие состоит из двух, взаимосвязанных частей. В первой части рассматриваются и обосновываются теоретические и методологические аспекты курса, во второй части приводится методическое обеспечение, направленное на практическую реализацию функционирования системы.
Курс лекций рассчитан на студентов ВУЗов, научных и педагогических работников, охотоведов, экологов, специалистов, занимающихся проблемами системно-управляемого мониторинга, эколого-экономическим менеджментом, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, охотустройством, охотничьим, лесохозяйственным производством и т. д.
© П. П. Наумов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность (от лат, actualis – фактически существующий, настоящий, современный) - важность, значимость чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в нашей стране, как и во многих других государствах, до сих пор нет объективных данных о состоянии, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов, их эколого-экономическом и социально-производственном потенциале. Иными словами, нет необходимой системной информации об объектах и предметах управления природными ресурсами.
В этом плане, как один из методов, мировой наукой и практикой и Международным Сообществом общепризнан экологический мониторинг.
Мониторинг (от анг, monitoring) – текущий контроль.
В некоторых формулировках этот термин трактуется как наблюдение и слежение. Однако в смысловых интерпретациях этих понятий содержатся пассивные элементы созерцания и фискальные функции без активного вмешательства в происходящие явления. Именно системный контроль,с одновременным управлением происходящими процессами, составляет ключевое звено современного понятийного смысла мониторинга.
Система – интеграция элементарных структур или процессов объединенных в целое определенной целевой функцией, формирующей дифференциацию и взаимодействие ее составных компонентов.
Исходя из вышеизложенного, целевая направленность изучения курса Мониторинга природных экосистем заключается вформировании общей культуры знаний и образа мышления по вопросам теории и практики развития, разработки, организации и ведения системно-управляемого эколого-экономического мониторинга природных экосистем для применения полученных знаний в науке и производстве.
Общая культура знаний - это необходимый набор знаний теоретического и практического характера, позволяющий специалисту самостоятельно применять их в своей деятельности.
Образ мышления- это форма и последовательность интеллектуальной деятельности человека, которыми он руководствуется в своем поведении при изложении понятийного аппарата и его смыслового обеспечения при решении проблем и задач.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.