Глава 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

- в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

- сочетание личных интересов автора с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

- свобода авторского договора.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие фиксируется в договоре, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое употребление будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом и сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, участником которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (т.е. либо право России, либо страны проживания контрагента). Этот вопрос стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, т.е. нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.

 

 2.1  Источники авторского права

 

Основополагающим нормативным актом, регулирующим авторско-правовые отношения в Российской Федерации, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" в редакции закона от 19 июля 1995 г. Помимо норм ГК и Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) к авторско-правовому законодательству можно отнести Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <1> (далее - Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных), Закон РФ от 18 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности" <2> и некоторые другие. Был принят также ряд подзаконных актов, в частности, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в которых регулировались отдельные вопросы авторско-правовой охраны, например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" <3> и Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." <4>, Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года <5>, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм", Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. N 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав" В определенной степени авторско-правовые вопросы регулируются и Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) (в ред. Федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ, от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ, от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) К числу источников авторского права, как указано выше, можно отнести и соглашения (как двусторонние, так и многосторонние) по международно-правовой охране авторских прав.

В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна, явилась Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, к которой СССР (правопреемником которого является Россия) присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу Конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.

Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства.

Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, определила минимальный срок охраны авторского права, который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.

Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).

Впоследствии с 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и с 13 марта 1995 г. (с оговоркой об отсутствии обратной силы) - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Бернская конвенция также фиксирует принцип национального режима, однако закрепляет ряд положений без отсылки к внутреннему законодательству (исключительное право автора на перевод своих произведений, право на воспроизведение экземпляров произведений, на передачу произведений по радио и телевидению, на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, на публичное чтений произведений, на переделку, на запись музыкальных произведений механическим способом и др.). Таким образом, Бернская конвенция обязывает каждое государство, участвующее в ней, принять необходимые законодательные меры для ее применения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.