Банкротство организаций (предприятий). Методы предупреждения банкротства и оздоровления организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;

обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;

Признаки банкротства в соответствии со ст.3 127 - ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:

досудебную санацию (ст.31 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;

мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.95 Закона);

возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.150 Закона);

иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.109 Закона).

 

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:

· наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника);

· внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;

· финансового оздоровления - процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

· мирового соглашения - процедуры банкротства, применяемой на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

· конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.124 Закона) имущества должника.

Меры по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер и заключаются, преимущественно, в покупке государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечении кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставлении ссуд, реструктуризации задолженности, предоставлении налоговых льгот или отсрочке уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизации или содействии реорганизации юридического лица, повышении экспортных квот. Выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства.

К основным мерам, направленным на оздоровление, которые предприятия могут принимать самостоятельно (в том числе с привлечением заемных средств), относятся:

· выбор приоритетных направлений повышения отдачи (качества использования) имеющихся факторов производства и их обновления с учетом конъюнктуры рынка (рынка факторов производства);

· пересмотр ассортиментной политики с целью рационализации структуры ассортимента по параметрам удельного веса в общем объеме производства и рентабельности продукции;

· полноценное использование существующего социального потенциала и повышение организационного потенциала (на основе эффекта синергизма);

· оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке.

 



 

66. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны. Зависимость персональных финансов от состояния экономики и жизненного цикла.

 

Персональные финансы и финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Персональные финансы – система формирования и использования денежных доходов отдельных индивидов в соответствии с их решениями. Индивиды принимают решения об использовании доходов на цели потребления и накопления.
В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, или отельного человека, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:
1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;
2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);
3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.
Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.
Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.
Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.
Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.
Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.
Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:
– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
– доходы от предпринимательской деятельности;
– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральную оплату сельскохозяйственных предприятий.
С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:
– краткосрочные;
– среднесрочные;
– долгосрочные расходы.
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:
– личные потребительские расходы;
– налоги и другие обязательные платежи;
– денежные накопления и сбережения.

Основные принципы управления персональными финансами:

- самостоятельности принятия управленческих решений на основе действующих правовых норм;

-персональной материальной ответственности за принимаемые решения;

-экономической обоснованности привлечения займов и согласования затрат на их погашение с потоком будущих доходов;

-рациональности расходов;

-формирования сбережений как средства защиты от социальных и финансовых рисков;

-персонального финансового контроля для обеспечения финансовой устойчивости и предотвращения персонального банкротства.

На первом этапе жизненного цикла благодаря получению образования и первоначальных профессиональных навыков происходит формирование личного человеческого капитала. Поэтому задачей менеджмента персональных финансов является мобилизация финансовых ресурсов для оплаты образования. Менеджмент персональных финансов на втором этапе жизненного цикла, связанного с трудовой деятельностью индивида, состоит в максимизации доходности персонального финансового потенциала, формировании сбережений и управлении персональным инвестиционным портфелем. Менеджмент персональных финансов на пенсионном этапе жизненного цикла состоит в максимизации доходности при реализации ранее накопленных активов для поддержания текущего потребления.


 




























Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.