Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

• единым объектом (субъектом) воспитания;

• общими целями и задачами воспитания детей;

• возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;

• необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

• возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

• возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления;

• обеспечение качественного образования;

• развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

• формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

• подготовка школьников к семейной жизни;

• формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.

В работе с детьми:

• воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;

• формирование ответственности за свои поступки перед семьей;

• воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

• формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

• формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

• формирование психолого-педагогической культуры родителей;

• развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

В работе с педагогами:

- формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

• формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

• освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

- проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

- обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;

- организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодёйствия с семьей;

- разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;

- организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

• осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

• включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

• овладение способами проектирования собственной деятельности;

• предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

• ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

• привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

- определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;

- использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов.

Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- опору на положительные стороны родителей и детей; раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- доверие ребенку и родителям;

- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем; принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;

- обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

- заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

- создание ситуаций взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Принцип интеграции дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей; а с другой стороны — конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;

- согласованности требований к ребенку школы и семьи;

- проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей;

- ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и на взаимодействие с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;

- согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.

Принцип управления взаимодействием школы и семьи.

Этот принцип означает:

- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах;

- выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;

- организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;

- пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей;

- подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности;

- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;

- оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях — в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми;

- стимулирование взаимодействия школы и семьи.

Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи

Одна из задач школы — это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментовка их может быть различной, она определяется самими участниками работы.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

• творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся;

•открытые уроки, проводимые в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;

• познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);

• общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определнются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу; родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);

• праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);

• турниры знатоков; количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа);

• учебные занятия с участием родителей;

• участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков;

• совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности детей, тематические собрания-дискуссии по проблеме учебы;

•деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;

• участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.

2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:

• выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;

• организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;

• организация родителями экскурсий на предприятия;

• проведение классных собраний-дискуссий по профориентации, например: «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;

• организация встреч-бесед с родителями, например: («Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»;

• оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности;

• проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий;

• организация совместных трудовьх дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).

3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:

• знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;

•обсуждение с детьми нравственных проблём, возникающих в повседневной жизни;

• просмотр, обсуждение фильмов;

• подготовка концертов, спектаклей;

• проведение дня радости;

• дискуссии, классные собрания по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек — какой он?», «дружбе и друзьях» и др.;

• акции по оказанию помощи престарелым;

• встречи с интересными людьми;

• экскурсии в музеи, культурные центры;

• организация Школы гражданина, занятия в которой проводятся с участием родителей.

4. Подготовка учащихся к семейной жизни:

• создание Клуба семейных встреч, цель которого — знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;

• организация Школы будущего семьянина, цель которой — знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;

• обсуждение на классном собрании тем «Идеальная современная семья»;

• конкурсы «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;

• занятия по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);

• Конкурс рыцарей и дам.

5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, систематическая диагностика состояния здоровья детей:

• просвещение детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;

• пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

• систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;

• определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

• устройство детей в секции, спортивные коллективы;

• организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);

• проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных) и туристические слеты, походы.

Особое внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

• организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

• создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них;

• творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.;

• выставки результатов труда родителей.

Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:

• знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

• пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют:

• конкурсы (Спортивная семья, «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.);

• представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений *, организация выставок творческих семейных работ);

• выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);

• выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение и т. п.);

• совместные занятия, практикумы родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и др. (с учетом предложений родителей и детей);

• создание совместных объединений по интересам клубного типа.

В школе и классе может быть организован специальный Праздник семьи, где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.

4. Формы взаимодействия педагогов и родителей:

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — Это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умение осмысливать события, поэтому в решении ряда воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей — непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей. Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Название лекторий условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий. В этой связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразно следующее:

• использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);

• организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурм в коллективном поиске способов решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;

• проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;

• информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;

• подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждениё вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблёмам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем. для подведения итогов возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.

Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывал помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. В школе и классах организуется групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются найти способы оказать помощь детям.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления-консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существённым образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становится союзниками классного руководители, достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные функции семьи?

2. В чем выражаются воспитательные функции семьи?

3. Какие факторы влияют но современное состояние семейного воспитания?

4. Охарактеризуйте современное состояние семейного воспитания.

5. Назовите условия успешного воспитания в семье.

6. Чем обусловлено взаимодействие школы и семьи?

7. Каковы цель и задачи взаимодействия школы и семьи?

8. Охарактеризуйте идеи и принципы взаимодействия школы и семьи. Назовите способы их реализации.

9. Как организовать психолого-педагогическое просвещение родителей? Как организовать работу с родительским активом?

Литература:

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 324.