Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социальной автономизации ребенка и педагога. Таким образом, развитие воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.
В.А.Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы. Первая группа критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности школы, наличие сложившегося единого школьного коллектива, единство воспитательных воздействий в педагогические комплексы.
Вторая группа — критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность. Об этом говорят степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции; общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие детей и педагогов, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускников школы.
Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы.
Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы. Необходимо четко сформулировать цель создания воспитательной системы, т. е. смоделировать конечный продукт - личность выпускника школы. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками. группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данной школы. В результате вырабатывается его обобщенный образ.
Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.
Л.И.Новикова выделяет следующие подходы ВСШ: деятельностный, дифференцированный, личностный, средовой, индивидуальный, дихотомический.
Деятельностный подход подразумевает два компонента: «отношенческий подход» и «событийный подход». Отношенческий связан с идеями коррекции отношений детей в совместной деятельности и общении.
Событийный подход призван превратить мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, которое должно оставить яркий след в памяти участников.
Личностный подход – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к ответственному субъекту собственного развития.
Средовой подход подразумевает включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включение среды в воспитательный процесс школы. Это и интеграция всех влияний.
Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учет и индивидуальных интересов ребят, и их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.
Индивидуальный подход в воспитании означает ориентировку на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал.
Дихотомический подход – это последовательное использование в воспитании событийности и повседневности, эмоциональности и рассудочности, поощрение и наказание и т.д.
Основные принципы воспитания: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип дополнительности в воспитании, принцип центрации воспитания на развитии личности.
Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А.Караковский), рассматриваемые как совокупность научно обоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными: воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.
Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10—11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.
Современная система школы имеет три функции: интегрирующая, регулирующая и развивающая. Интегрирующая приводит к соединению в одно целое ранее разрозненных воспитательных воздействий. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой – в ее поступательном развитии, обновлении, совешенствовании.
Наблюдения позволяют выделить новые функции ВСШ – функций защиты, корректировки и компенсации.
В развитии воспитательной системы можно выделить несколько этапов (В.А.Караковский). На этапе становления в существующую или вновь создаваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: определяются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. В процесс создания системы вонлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы на данном этапе - ее стремление к упорядоченности.
На этапе стабильного развития воспитательной системы продолжается упорядочение всех процессов. Ведущей становится коллективная деятельность. Создается стабильное общественное мнение. Стандартизируются жизненные ситуации. Дезинтеграционные явления проявляются слабее. Система функционирует в заданном режиме. Через некоторое время, как правило, наступает этап кризисного развития системы. Термин «кризисное развитие» условен; в это время просто усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причины таких явлений — дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Кризис воспитательной системы может преодолеваться по-разному: путем изменения ведущего вида деятельности и восстановления системообразующих связей; путем создания на базе прежней системы новой, включающей определенные ценности и традиции своей предшественницы, но основанной на другом типе системообразующих связей; наконец, может наступить развал воспитательной системы, характеризующаяся распадом системообразующих связей. Явление кризиса — естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития. На нем преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.
Перестройка или обновление системы может иметь не только прогрессивный, но и консервативный, не только развивающий, но и разрушающий характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, адекватность ее перспективам развития общества. Большое значение имеет и доминирующий вид деятельности, являющийся главным системообразующим фактором. Переход от одного вида системообразующей деятельности к другому сам по себе очень сложен, но он менее болезнен, если совершается в рамках одной педагогической концепции. Если же вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогическиё концепции, это меняет систему коренным образом. Если система сориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества, такая перестройка гуманистична по своему характеру и типу. Если же новая система сориентировала на воспитание послушания, постоянным и основным механизмом ее воздействия становится скрупулезное предъявление требований, а дисциплина является главным показателем развития системы, то вольно или невольно она нивелирует личность, а потом и подавляет ее.
Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Эти изменения и поднимают ее на новую ступень. Новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не, последует очередного нитка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал системы нередко связан с уходом из школы ее автора. Перестройка системы, если она в целом прогрессивна, идет, как правило, в сторону усложнения: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими отношения, более разветвленными связи, и конечно же, организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Обновление и перестройка системы — противоречивый процесс. Новообразования далеко не всегда вписываются в нее органично. Их введение вызывает сбои в развитии системы как целостного образования. В связи с этим и требуется предварительное моделирование нового состояния системы, предусматривающее те изменения, которые произойдут в ее структуре, функциях, внутренних и внешних связях, отношениях системы школы.
Вопросы для самопроверки:
1. Опишите известную вам авторскую воспитательную систему.
2. Дайте характеристику воспитательной системе известного вам образовательного учреждения.
3. Составьте таблицу, отразите в ней этапы становления воспитательной системы.
4. Что такое воспитательная система?
5. Как развивается воспитательная система?
6. Как создать воспитательную систему в школе?
7. Каковы критерии развитости воспитательной системы?
Литература:
Воспитательное пространство как объект педагогического исследования.- Калуга, 2000.
Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. - М., 1998.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.
Моделирование воспитательных систем: Теория — практике: Сб. научн. ст. /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М.,1995.
Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. - М.,1991.
Поляков С. Д. О новом воспитании. - М., 1990.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.