Этика и эстетика возникли в древнейшее время в 5 веке. Это философская дисциплина. Об этике одним из первых заговорил Аристотель. Об эстетике говорили все древние мудрецы. Огромный вклад в развитие эстетики внесли Аристотель, Платон. Этика – искусство жить. В восточной культуре этика развивалась в рамке религии. В западной культуре этика и эстетика как философия. Эстетика как самостоятельная дисциплина возникла в 18 веке. Людвиг Ван Гарте выделил эстетику. Эстетику нужно отличать от наук о природе. Эстетика – наука о чувственном познании. Первые университеты появились 1600 году. Эстетические знания преподавались в комплексе других дисциплин. Этика (от греч. «этос» сфера обитания, дом, очаг, обычай, нрав) – наука о морали, принципы поведения человека в общества. Цицерон вводит понятие мораль, ассоциируя его с этикой. Этические знания помогают отличать добро от зла. Образ – одна из центральных фигур в эстетике. Эстетика учение о прекрасном и о том как человек воспринимает окружающий мир. Изучением истины - философия, добра – этика, красоты – эстетика. Триединство истины добра и красоты – фундамент западной культуры. Для этики главные категории – воля, честь, долг, совесть. Этика и эстетика ищет истину красоты.
__________
Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Искусство- Художественное отражение действительности. Может совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусств (театр, кино).
Этика как философская дисциплина
Общая характеристика этики
Предмет этики
Основные категории этики
Этика (Аристотель) 5 век до нашей эры. В древние времена существовало огромное количество этических концепций. Этика как система взглядов зародилась в поздние времена. Этические взгляды высказывались такими философами как Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Демокрит. Встречается слово «этос» у Гомера. В Средние века этические взгляды развивались в рамках религиозной философии. Так же этические представление получили свое развитие в дальнейшем. Как философская дисциплина, этика зарождается в 18 веке. Имануил Кант – представитель немецкой классической философии. Рассуждения о добре и зле, о природе человеческих поступках. Этика для Канта - это учение о том как необходимо жить. Кант отстаивал мнение о том, что этика должна быть выделена в отдельную науку.
Разум, воля, чувство. – самые главные характеристики. Для Канта главное разум. Он считал, что разум содержит идею долга.
Этика – (этос «дом», «обычай»)это философская дисциплина, которая изучаетприроду морали. В центре этой дисциплины находится проблема различения добра и зла. Существует 2 раздела этики. Теоретический аспект раскрывает теорию морали и особенности её функционирования. А практический говорит об искусстве жить. Благодаря этическим знаниям человек может выстроить гармоничные отношения с миром.
Мораль –(от лат. «Морес» общепринятые традиции, негласные правила) принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. А так же совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений. Мораль – принципы принятые обществом, нравственность – внутренние принципы человека.
Нравственность– внутренняя установка индивида действовать согласно свободной воле своей совести, это выбор как поступать.
Основные категории этики
Основные категории этики – это понятия, в которых раскрывается сущность морали и нравственных отношений.
Существует иерархия категории этики, самым главные понятием у Канта является «дом».
Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга.
Добро является синонимом слова польза и благо. А зло является синонимом слова вред. Добро и зло конкретно исторично.
Совесть, честь и достоинство – категории, которые характеризуют уровень индивидуального морального сознания. Совесть сравнивает.
Достоинство – это осознание человеком того, что несет в себе.
Честь– определенного рода граница, которую сам человек себе устанавливает. То, на что способен человек не теряя достоинства.
Долг– это форменное представление о добре и зле. Требование общества к человеку.
Ответственность – та часть долга, которую человек принимает на себя.
Работа по этике Канта «Критика практического разума».
53 Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
Глобализация, связанная с массовым доступом к информации, возможностью миграции резко обострила ситуацию в области сохранения идентичности - тождественности социальных и этнических, национальных групп историческим корням, проявляющимся в архетипах, менталитете, образе жизни, религии. Прибывающие на территории коренных наций мигранты создают критическую протестную массу, провоцирующую национализм, расизм, шовинизм, радикальные политические движения, столкновение цивилизаций. Причины массовой миграции людей связаны с бедностью, отсутствием занятости, демографическим взрывом. Менталитет символизирует национальный склад мышления, то, как нация видит мировую политику, экономику.
Техногенная реальность актуализировалась в ХVІ веке в форме западноевропейской техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технического развития.
Новая реальность стала предметом изучения философии. Результаты философских исследований представлены концепциями.
Формационная концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) рассматривает научно-технический процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как единстве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономических отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально-политическими, духовными отношениями между социальными группами (классами).
Веберовская концепция (Вебер) рассматривает научно-технический прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (протестантская этика труда как пример).
Цивилизационная концепция (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Бердяев, Хантингтон) рассматривает техногенную динамику как живую систему (социал-дарвинистский подход) с присущими её элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции.
Технодетерминистская концепция (Капп, Веблен, Дессауэр, Гэлбритт, Ростоу, Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Пассионарная концепция (Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетическими процессами демографических взрывов и демографической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Коммуникативная концепция (Хабермас, Апель, Хайдеггер, Бахтин, Витгенштейн, Кристева) проводит идею информатизации техногенной реальности соответствующей её трансформации в глобализирующееся пространства диалога, текста.
Философия истории
“История - это философия в примерах“.
Фукидид.
1) Философско-исторические проблемы волновали многих мыслителей, начиная с античности. Лукрецкий, Августин Блаженный и другие пытались осмыслить исторический процесс, найти движущие силы его развития и изменения. Но сам термин "философия истории" был впервые употреблен в 18 веке французским просветителем Вольтером, пытавшимся в противовес религиозно-христианской создать светскую концепцию истории. Он считал, что исследователь истории должен не просто описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс. Особый вклад в философию истории внес Гегель, считавший, что ее задача - поиск общих принципов, присущих всей мировой истории. Главные из них - разум ("все действительное разумно, все разумное действительно''') и свобода как цель истории ("всемирная история есть прогресс в сознании свободы"). Дальнейшую разработку философия истории получила у К.Маркса и Ф.Энгельса, которые пытались дать не идеалистическое, а объективно-материалистическое понимание истории, ее общих законов и движущих сил.
В России проблемы истории философии разрабатывали такие крупные философы как Н.И.Кареев, В.М.Хвостов, Л.П.Карсавин и др. Так, Н.И.Кареев писал, что философия истории должна заниматься не только антологическими проблемами (смысл истории, направленность исторического процесса), но и гносеологическими (создание теории исторического знания, методы исследования прошлого).
В современной западной философии истории можно выделить два направления - антологическое и гносеологическое. Сторонники первого направления (Шпенглер, Тойнби и др.) главное внимание обращают на исследование бытия, исторического процесса, как сложного комплекса различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии (социальный прогресс, социальный детерминизм, историческое время, смысл истории). Гносеологическое направление на первый план выдвигает проблемы познания исторических фактов и событий (Дильтей, Зиммель, Арон, Кроче и т.д.). К гносеологическому направлению относится "критическая философия истории", его исходная точка - категория "понимание". "Труд историка заключается не только в том, чтобы понять события, но и в том, чтобы понять людей, а так же в том, что люди прошлого отличаются от нас "(Р.Арон).
В современной отечественной исследовательской литературе подчеркивается то, что антологические и гносеологические проблемы философии истории нельзя отрывать друг от друга, и те и другие являются ее предметом.
Таким образом философия истории - это общая теория и методология исторического процесса, изучающая внутреннюю логику развития человеческого общества, его законы, единство и многообразие исторического процесса, проблемы смысла истории, социального детерминизма и социального прогресса, исторического времени и исторического пространства, исторического познания.
2) Первой по времени появления и одной из центральных среди других проблем философии истории является проблема смысла истории. Особенно остро она встала сейчас, когда человечество подошло к тому рубежу, за которым угроза самоуничтожения стала как никогда реальной. Она важна и для отдельного человека, т.к. смысл истории позволяет каждому понять м смысл собственной жизни.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 292.