Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги этого типа нередко попадают во власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации.
Открыто-отрицательный тип
Воспитатель такого типа характеризуется негативным отношением к детям и к педагогической работе. Всем своим поведением как бы подчеркивает, насколько он выше всего этого. Часто создает атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах поведения.
Пассивно-отрицательный тип
Воспитателю свойственно открытое неприятие педагогической деятельности. Внешне он умеет создать признаки хорошей работы, на самом же деле и к работе, и к детям безразличен.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Демократический | Авторитарный |
Характерная тенденция налагать запрет выражается редко (преимущественно косвенным путем) Вводимые правила стремится разъяснить, убеждает в необходимости и целесообразности их выполнения. Проявляет тенденцию к личностно-ориентированному общению. Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность, потребности. Часто вступает в сотрудничество с детьми как с полноценными партнерами Стимулирует инициативу, самостоятельность, имеет собственное мнение. Характерны личностно-ориенти-рованные указания и воздействия Не избирателен в контактах, не субъективен. Не имеет и не предъявляет негативных установок. Проявляет сочувствие, внимание к ребенку (его заявлениям, жалобам), создает у ребенка ощущение, что его понимают. Мягок в общении с детьми, использует ласковые обращения к ним В общении с ребенком преобладает улыбка, мягкий тон, ласковые жесты. Характерно устойчивое проявление положительных чувств, сдерживание отрицательных реакций Тяготеет к диадному общению, взаимодействию с небольшой группой детей. Стремится не оставить без внимания каждый вопрос своих воспитанников, дать исчерпывающий ответ, создает возможность получить ответ на вопрос самостоятельно | Характерно большое число ограничений в отношении детей (преимущественно прямым путем: запрет, угроза и т.д.). Требует безоговорочного выполнения вводимых правил без их разъяснения, не стремится убедить детей в целесообразности их выполнения. Исходит из усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает индивидуальных особенностей. Характерен диктат, командный тон, демонстрация собственного превосходства. Подавляет самостоятельность, инициативу, не терпит возражений. Характерен функционально-деловой, организационно-дисциплини-рующий подход. Избирателен и субъективен в контактах. Проявляет резко выраженные установки. Не проявляет сочувствия к ребенку. Отрицательно реагирует на его жалобы и заявления. Проявляет жестокость, холодность в обращении с детьми. В общении неустойчив, не проявляет последовательности. Легко переходит от ровного к гневному тону, не сдерживает отрицательных эмоций. Предпочитает фронтальное взаимодействие диадному и с небольшой группой детей. Вопросы для детей нередко остаются без внимания педагога либо пресекаются; ответы сжаты, кратки, формальны, отбивают желание к дальнейшим вопросам. |
III КУРС
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ
РАННЕГО ВОЗРАСТА И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.
Задачи:
Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений: ползание, ходьба, лазанье и т.д.
Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии материального оснащения в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).
Рассмотреть важность и сложность адаптационного периода для ребенка раннего возраста.
Учить наблюдать за ребенком и анализировать его внешние проявления как результат его внутреннего состояния и развития, учить делать выводы об индивидуальных особенностях ребенка и на этой основе строить педагогическое общение с ними, воспитание и обучение.
Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.
Учить самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс в группах раннего возраста.
Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.
Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.
ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА
Практика проводится в течение 5 недель в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей и методистов.
За время прохождения практики каждый практикант должен:
- выполнить задание кафедры психологии (составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка раннего возраста);
- посетить и провести следующее количество занятий: пробных – 3, стажерских – 4: по развитию речи, сенсорному развитию, изобразительной деятельности, физическому развитию;
- провести зачетные занятия по двум методикам (по выбору студента);
1. отработать на положительную оценку зачетную смену;
2. выполнить 8 заданий кафедры дошкольной педагогики.
Первая неделя педпрактики - ознакомительная, в течение которой практиканты знакомятся с ДОУ, группой, детьми, персоналом детского сада, посещают занятия и составляют календарные планы на последующие недели работы в ДОУ.
По завершении педпрактики Вам необходимо представить следующую документацию:
1. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:
а) темы пробных занятий по разным методикам с указанием даты их проведения;
б) темы зачетных занятий по любым двум методикам (по выбору), с оценкой и датой проведения;
в) оценку за зачетную смену;
г) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г. Глазова.
2. Конспекты двух занятий, заверенных воспитателем, педагогом ДОУ или групповым руководителем.
3. Дневник (анализ работы воспитателя, других практикантов, сбор фактов для составления психолого-педагогической характеристики на одного ребенка).
4. Психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка.
5. Календарный план учебно-воспитательной работы на две недели.
6. Краткий отчет о педпрактике.
Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.
В течение первой недели необходимо:
1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, группой детей.
2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.
3. Изучать индивидуальные особенности детей группы (особенности состояния здоровья, адаптации, физического и психического развития и начать ведение дневника наблюдения за ребенком).
4. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.
5. Изучать материально-техническую оснащенность и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.
6. К концу первой недели составить календарный план работы на следующую неделю.
ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЗАДАНИЕ 1
Анализ материально-технического обеспечения
в группах раннего возраста
1. Познакомиться с помещением каждой группы, расположением и назначением каждой группы.
2. Определить наличие, виды и назначение предметов мебели и оборудования, размещение в группе.
3. Проанализировать отбор пособий, игрушек и их расположение в группе.
4. Ознакомиться с групповой площадкой и ее оборудованием.
5. По перспективному плану выяснить предлагаемое пополнение пособий, игрушек, обновление оборудования групп.
Методика выполнения задания
При осмотре группового помещения студенты ведут запись по плану:
1. Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.
2. Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.
3. Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование.
4. Пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
5. Игрушки детей, их виды, количество и размещение.
6. Площадка и ее оборудование.
Задания выполняются под руководством заведующего или воспитателя-методиста. Студенты самостоятельно знакомятся с пособиями и игрушками. На основании полученных данных составляется описание материально-технического обеспечения группы.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?
2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?
3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?
4. Какие даны рекомендации по улучшению материально-технического обеспечения при выполнении перспективного плана воспитательной работы в группе?
ЗАДАНИЕ 2
Особенности режима в группе. Особенности организации режимных
процессов и воспитательной работы в группе раннего возраста
1. Установить последовательность режимных моментов в распорядке дня группы.
2. Выделить приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.
3. Подробно ознакомиться с распределением обязанностей между воспитателем и няней в течение дня.
4. Ознакомиться с перспективным планом работы воспитателя.
Методика выполнения задания
Студенты наблюдают организацию ухода за детьми, воспитательные воздействия воспитателя и няни, поведение детей во время режимных процессов.
Студенты определяют:
1. Продолжительность режимных процессов.
2. Организацию распорядка дня с 8 часов до 12 часов.
3. Общее состояние и формы активности детей в течение режимного процесса и во время перехода от одного к другому.
4. Используемые приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов.
5. Учитываются ли правила проведения режимных процессов (полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей: сон, питание и т.д., тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному труду, участию в проведении режимных процессов, расширение самостоятельности и активности детей по мере их развития; формирование у детей в ходе режимных процессов культурно-гигиенических навыков; организация эмоционального общения в ходе выполнения режимных процессов).
6. Какая работа планируется с родителями по соблюдению единства требований по проведению режима и формированию культурно-гигиенических навыков ребенка (по материалам ознакомления с перспективными планами работы).
Вопросы для обсуждения
1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах раннего возраста?
2. Как распределены обязанности между воспитателем и няней? Как это способствует четкой организации распорядка дня?
3. Соответствует ли развитие посильной самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста возрастным показателям?
4. Какие рекомендации можно дать по улучшению проведения режимных процессов с детьми?
ЗАДАНИЕ 3
Анализ организации бодрствования
в группах детей раннего возраста
1. Подробно ознакомиться с перспективным планом-перечнем игр-занятий.
2. Определить педагогическую целесообразность условий и оборудования для организации бодрствования.
3. Определить своеобразие приемов организации бодрствования в группе раннего возраста.
4. Выделить содержание, средства и приемы, которые используются воспитателем.
5. Определить содержание работы и приемы, применяемые воспитателем или няней в общении с детьми.
Методика выполнения задания
Наблюдение за тремя детьми и за действиями воспитателя и няни в течение часа. Данные систематизируются и представляются в отчете по пунктам:
1. Условия и обстановка бодрствования.
2. Особенности проявления бодрствования.
3. Приемы, применяемые персоналом группы.
4. Средства и приемы, используемые для проведения и поддержания у детей положительного эмоционального состояния.
5. Средства и приемы, используемые для формирования речевого общения, движений, действий, формирования слухового и зрительного восприятия.
Отчет нужно проиллюстрировать записями речи воспитателя, речевых реакций детей, фотографиями и т.д.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы виды активности детей, содержание и приемы воспитательного воздействия, их направленность при проведении бодрствования детей?
ЗАДАНИЕ 4
Общение, его роль в воспитательной работе
1. Выделить средства и форму организации общения.
2. Определить эмоциональные приемы и способы действия, составляющие содержание общения с детьми.
3. Установить непосредственный контакт с одним ребенком. В процессе общения с ним выявить, а затем зафиксировать:
- формы обращения к ребенку;
- его ответные действия;
- реакции;
- содержание общения;
- длительность.
Общаясь с ребенком, привлечь его внимание к себе, к своей речи улыбкой, ласковым словом, общением, пробудить радостное поведение, вызвать интерес ребенка к действию с игрушкой.
Вопросы для обсуждения
1. Какое содержание общения предпочитал ребенок?
2. Какой воспитательный характер следует придать общению с детьми?
ЗАДАНИЕ 5
Организация действий с предметами и игрушками
1. Ознакомиться с перспективным планом воспитательной работы.
2. Ознакомиться с условиями, оборудованием, обстановкой для самостоятельной предметной и отобразительно-сюжетной игры детей.
3. Определить приемы воспитания при руководстве действиями с предметами и игровыми действиями.
Полученные данные обобщаются и излагаются в отчете:
1. Общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей.
2. Характеристика игровых уголков и игрушек, с которыми играли дети.
3. Виды и количество орудийных действий, выполняемых детьми, функциональных действий.
4. Темы и сюжеты отобразительных игр детей.
5. Игры рядом и характер отношений детей друг с другом.
6. Приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя и няни.
7. Установить соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста.
Вопросы для обсуждения
1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей?
2. Какие приемы руководства деятельностью детей используются?
3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?
ЗАДАНИЕ 6
Обучение и развитие детей раннего возраста
1. Подробно ознакомиться с планом и конспектами занятий в группе детей раннего дошкольного возраста.
2. Провести наблюдение занятий.
Методика выполнения задания
Ознакомиться с конспектами занятий и понаблюдать ход этих занятий, сопоставить их структуру и содержание с уровнем развития детей. Установить:
§ Какова цель занятия?
§ Каков объем программного содержания?
§ Соблюдается ли соответствие наглядно-действенных и словесных компонентов на занятиях?
§ Изменяется ли характер активности детей на занятиях?
§ Какова степень игрового, эмоционального общения воспитателя с детьми на занятии?
Вопросы для обсуждения
1. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?
2. Какие методы и приемы применял воспитатель?
3. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения детей на занятиях?
ЗАДАНИЕ 7
Изучение документации в группе, планирование оздоровительно-воспитательной работы в группах детей раннего возраста
1. Ознакомиться с протоколом медико-педагогического совещания.
2. Изучить перспективный план оздоровительно-воспитательной работы.
3. Проанализировать план-перечень индивидуальных игр-занятий.
4. Проанализировать календарный план и сетку занятий на месяц.
Методика выполнения задания
При изучении протокола медико-педагогического совещания, перспективного плана, плана-перечня индивидуальных и групповых игр-занятий, календарного плана и сетки занятий сопоставить их содержание, структуру и установить:
1. Основные разделы перспективного и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы.
2. Содержание планов.
3. Степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы.
4. Планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования.
5. Степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?
2. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе?
ЗАДАНИЕ 8
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения
1. Анализ работы воспитателей в дошкольном учреждении и семьи по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
2. Выяснение форм работы воспитателя с родителями в период адаптации ребенка.
3. Наблюдение за особенностями общения воспитателя, няни с ребенком в период адаптации.
4. Выяснение особенностей организации режима дня ребенка.
5. Выделение приемов, применяемых воспитателем в отношении адаптируемых детей.
6. Выяснение характера адаптации ребенка.
Методика выполнения задания
1. Наблюдать за работой воспитателя с родителями и ребенком в период адаптации.
2. Анализировать взаимодействие воспитателя и няни с ребенком. Анализировать используемые приемы и методы.
3. Определить, к каким группам адаптации относятся дети (см.: Ватунина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983, с. 21).
Вопросы для обсуждения
- Как ведет себя ребенок, расставаясь с близкими взрослыми, встречаясь с ними после разлуки?
- Какой тип общения предпочитает ребенок - эмоциональный или деловой?
- Попытайтесь определить, как играет малыш: манипулирует игрушками или имеются в его поведении элементы ролевой игры?
- Как ребенок реагирует на появление посторонних взрослых и налаживает контакт с ними? Как выполняет их поручения?
- Как относится к сверстникам, как реагирует на инициативу в общении с ним других детей?
К концу первой недели необходимо самостоятельно составить:
- календарный план работы;
- конспекты занятий, режимных моментов, игр и пр.
В оставшиеся 4 недели практики студенты осуществляют работу в качестве воспитателя (посменно, через день) с наличием подробного плана на смену (без конспекта, утвержденного воспитателем или руководителем практики, и подробного плана студенты к работе не допускаются). В свободные от работы дни студенты в роли методиста наблюдают и анализируют работу других практикантов.
Групповой руководитель или воспитатель оценивают смену, 2 зачетных занятия и любой вид деятельности, на которых также присутствуют воспитатель данной группы, руководитель практики, старший воспитатель, заведующая детским учреждением, студенты, не работающие в эту смену воспитателями.
В течение всей практики студент ведет:
1) Дневник педагогической практики по форме:
Дата | Содержание работы | Отметка о выполнении Анализ просмотренного |
2) Дневник наблюдения за ребенком по форме:
Факты | Психолого-педагогический анализ факта |
Кроме этого, студент беседует с ребенком, встречается с его родителями, посещает семью ребенка. Изучает медицинскую карту малыша, выясняет физическое и нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения, взаимоотношений его со взрослыми и сверстниками. На основе собранного материала составляется подробная характеристика ребенка, прилагаются работы ребенка, фотографии и пр.
Примечание: Студенты, закончившие педагогическое училище и прошедшие педпрактику в группах раннего возраста, работают в качестве методиста и выполняют следующие задания:
1. Оказывают помощь студентам-практикантам в составлении календарных планов работы, в подготовке конспектов занятий по различным методикам, конспектов различных режимных моментов, консультируют по вопросам организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста.
2. Проводят показательные зачетные занятия по трем методикам (по выбору студента).
3. Наблюдают и анализируют работу студентов-практикантов.
4. Ведут ежедневно дневник наблюдений с глубоким анализом работы и делают выводы.
5. Оказывают методическую помощь методисту ДОУ.
6. Проводят консультацию для воспитателей детского сада по одной из актуальных проблем педагогики раннего возраста.
Данные студенты представляют групповому руководителю отчет о работе студентов-практикантов с подробным анализом.
IV КУРС
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагогическая практика студентов IV курса дошкольного отделения направлена на решение основных задач:
1. Закреплять теоретические и методические знания и умения студентов самостоятельно применять их в своей деятельности для решения воспитательно-образовательных задач:
а) умение наблюдать и анализировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ в процессе организации жизни детей группы;
б) умение вести дневник наблюдений за разными сторонами педагогического процесса, за деятельностью воспитателя, студента-практиканта, за детским коллективом и отдельными детьми;
в) умение руководить всеми видами деятельности детей (занятие, труд, игра и т.д.);
г) умение планировать воспитательный процесс с учетом требований программы, по которой работает ДОУ, возрастных и индивидуальных способностей детей, их подготовки, а также с учетом окружающей обстановки и сезонных изменений в природе, календарных, тематических праздников и т.д. (календарное и перспективное планирование).
2. Формировать у студентов заботливое отношение к детям, их здоровью, стремление постоянно совершенствовать свои умения и педагогические навыки.
3. Формировать у студентов навыки работы с родителями, использовать разнообразные формы и методы (анкетирование, опрос, беседы, деловые игры, развлечения, устные журналы, телеревю и др.).
4. Познакомить студентов с работой методиста и приобщить их к методической и общественной работе в коллективе ДОУ (планирование воспитательно-образовательной работы, оформление тематических и сезонных выставок, организация открытых просмотров, проведение педсовета, организация и проведение родительских конференций, дня открытых дверей, участие ДОУ в различных смотрах-конкурсах и т.д.).
5. Формировать у студентов навыки сбора и обобщения передового педагогического опыта и углубленной работы исследовательского характера для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, заданий по спецсеминарам и др.
ПАМЯТКА ПО ПЕДПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА
Практика проводится в течение 9 недель (из них 7 недель – в дошкольных группах, 2 недели – в методическом кабинете ДОУ). Студенты работают в качестве воспитателя и методиста. Документация по работе в дошкольных группах и методическом кабинете ДОУ оформляется в отдельные папки и сдается групповым руководителям.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
После 1 недели пассивной практики, во время которой студенты анализируют особенности проведения режимных моментов и занятий в данной группе, начинается этап активной практики. В течение 6 недель студенты работают самостоятельно, проводя все занятия и в целом организуя деятельность детей. Составляют конспекты занятий по частным методикам и заверяют их у методиста или группового руководителя практики. Выполняют ряд заданий по психологии и методикам, составляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста. По мере необходимости студенты участвуют в работе методиста – проводят беседы или консультации с воспитателями, участвуют в организации педсовета. Проводят родительское собрание и индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и в соответствии с годовым планом. Все студенты выполняют индивидуальные практические задания, связанные с написанием курсовых, дипломных работ и подготовкой к спецсеминарам.
Работа в группах детского сада организуется так, что половину времени студенты работают в качестве воспитателя, вторую – в качестве методиста. Практиканты самостоятельно составляются планы работы с дошкольниками.
За время прохождения практики каждый студент должен выполнить задания кафедры психологии (составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста), а также посетить и провести не менее 5 пробных и 5 стажерских и зачетных занятий по следующим методикам:
1. Развитие речи.
2. Экологическое развитие.
3. Физическое развитие.
4. Изобразительная деятельность.
5. Математическое развитие.
Допускается проведение зачетных комплексных и комплексно-тематических занятий, но засчитываются они как одно зачетное занятие по методике. Проводится работа с родителями (беседа, консультация или родительское собрание).
По завершении практики Вам необходимо представить следующую документацию:
7. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:
а) темы пробных занятий по всем методикам с указанием даты их проведения;
б) темы зачетных занятий по всем методикам (кроме музыкального) с оценкой и датой проведения;
в) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью отдела дошкольного воспитания.
8. Конспекты 5 занятий, заверенных воспитателем, педагогом ДОУ или групповым руководителем.
9. Дневник (анализ работы воспитателя, других практикантов, сбор фактов для составления психолого-педагогической характеристики на одного ребенка).
10. Психолого-педагогическую характеристику на одного ребенка.
11. Календарный план учебно-воспитательной работы на 3 недели.
12. Краткий отчет о педпрактике.
Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики.
IV КУРС
ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(2 недели)
Данный вид практики завершает изучение курса «Управление дошкольным образованием» и позволяет применить знания, умения и навыки предыдущих практик в самостоятельной работе по изучению деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). В течение двух недель студенты выполняют программу методической практики под руководством старшего воспитателя ДОУ.
Цель практики: Подготовить студентов к работе методиста и специалиста по дошкольному образованию.
Задачи практики :
1. Ознакомиться с опытом работы различных видов, категорий дошкольных учреждений, работающих по экспериментальным и вариативным программам.
2. Формировать умение объективно анализировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), опираясь на требования государственного образовательного стандарта.
3. Изучить содержание работы заведующей, методиста ДОУ, используя различные методы: наблюдение, беседа, анкетирование и т.п.
4. Научить осуществлять текущий и тематический контроль воспитательно-образовательной деятельности; планирование методической работы на день, месяц; организацию и проведение совета педагогов, консультаций, докладов и других видов работ по актуальным проблемам дошкольного образования.
5. Овладеть навыками составления циклограмм, оформления деловой документации (актов, справок).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Практика проводится в VIII семестре. Продолжительность – 2 недели. Базой практики являются дошкольные образовательные учреждения.
Для прохождения практики в ДОУ группа студентов должна составлять не более 2-3 человек. Объем работы студентов определяется из расчета не менее 6 часов в день.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
1. Ознакомление студентов с деятельностью ДОУ:
а) изучение содержания, методов, стиля руководства заведующей ДОУ;
б) изучение содержания методической работы и руководства ею со стороны методиста;
в) изучение воспитательно-образовательного процесса и проведение текущего и тематического контроля.
2. Принять участие в подготовке и проведении Совета педагогов (СП), исходя из годового плана.
3. Подготовить и провести консультацию для воспитателей ДОУ.
4. Ознакомление с работой методиста ДОУ.
Рекомендации по выполнению заданий в дошкольном образовательном
учреждении (ознакомление с методической работой ДОУ)
По рекомендации методиста ОДВ студенты направляются в ДОУ, в котором выполнят все последующие задания.
Ознакомление с методической работой осуществляется в течение последующих 2 недель под руководством методиста ДОУ (помощника заведующей по воспитательно-образовательной работе). В первые дни пребывания в ДОУ следует выяснить:
1. вид дошкольного образовательного учреждения, его категорию;
2. программы воспитания и образования, реализуемые ДОУ;
3. количество групп;
4. посетить группы в разные отрезки времени (совместно с методистом);
5. составить подробный план работы на 2 недели.
ЗАДАНИЕ 1
Исходя из годового плана ДОУ, провести тематический контроль возрастной группы по одному из разделов программы. Предварительно следует обсудить план тематического контроля с методистом ДОУ; продумать методы контроля; выстроить анализ содержания воспитательно-образовательной работы с воспитателем группы, дать оценку работы воспитателя.
ЗАДАНИЕ 2
Составить план методической работы на месяц, используя любую форму написания (текстовой, схематично-текстовой и др.).
Необходимо:
6. проанализировать годовой план работы ДОУ (раздел «Методическая работа»);
7. проанализировать месячные планы, составленные методистом ДОУ;
8. проконсультироваться с методистом ДОУ по структуре написания плана.
ЗАДАНИЕ 3
Принять участие в подготовке и проведении Совета педагогов (СП), исходя из годового плана.
Для выполнения задания необходимо:
9. определить тему Совета педагогов;
10. проанализировать протокол предыдущего Совета педагогов (особое внимание следует обратить на решение СП);
11. выяснить, что сделано по выполнению решения СП;
12. обсудить с методистом этапы подготовки к СП, виды работы (задания) для воспитателей;
13. оказать помощь в подготовке тематической выставки для воспитателей, в оформлении стенда «Готовимся к Совету педагогов»;
14. принять участие в написании сценария СП.
ЗАДАНИЕ 4
Подготовить и провести консультацию для воспитателей ДОУ.
Для выполнения задания необходимо:
выбрать тему консультации, исходя из потребностей ДОУ, результатов тематического контроля ДОУ;
сделать анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме и отбор необходимой литературы;
составить план консультации, определить ее содержание;
продумать форму организации и проведения консультации;
оформить консультацию по форме:
титульный лист с названием темы;
план консультации;
содержание консультации с указанием основных пунктов плана;
литература.
ЗАДАНИЕ 5
Ознакомление с работой методиста ДОУ.
Итоги наблюдения отразить в справке.
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Не позднее чем через неделю после окончания методической практики студент обязан сдать документацию как индивидуальную, так и групповую.
Индивидуальная документация:
Характеристика-отзыв методиста с рекомендуемой оценкой («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
Индивидуальный план работы студента на 2 недели, утвержденный групповым руководителем с отметкой о выполнении всех видов работ.
Справка о тематической проверке группы.
Текст консультации с рецензией методиста ДОУ, заверенной заведующей или методистом ДОУ.
Отчет о прохождении практики.
Дневник практики.
Групповая документация:
Справка по итогам ознакомления с деятельностью методиста.
План методической работы на 1 месяц.
Сценарий Совета педагогов с отзывом методиста ДОУ на деятельность студента в подготовке СП.
Все документы необходимо вложить в папку.
Каждый документ должен иметь титульный лист с указанием названия документа, Ф.И.О., номер группы и название места прохождения практики.
Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики.
Обязанности преподавателя-методиста
· Утверждает календарный план, составленный совместно с методистом ДОУ.
· Консультирует студентов по составлению плана тематической проверки группы.
· Контролирует работу студентов в ДОУ.
· Проверяет документацию, представленную студентами.
· Составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю.
· Принимает участие в установочной и итоговой конференциях.
Обязанности методиста ДОУ
· Обеспечивает высокое качество организации методической практики.
· Совместно со студентами определяет порядок выполнения всех заданий.
· Организует наблюдения воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах.
· Помогает в составлении плана методической работы на 1 день, месяц.
· Помогает организовать тематическую проверку в возрастных группах.
· Вовлекает студентов в организацию и проведение Совета педагогов и пишет рецензию на консультацию, отзыв на участие студента в подготовке к Совету педагогов.
· Консультирует студентов по организации и проведению методической работы.
· Контролирует и оценивает работу студентов.
· Пишет характеристику на студента.
Примечание: объем работы методиста установлен из расчета 6 ч. на одного студента.
Руководство методической работой
дошкольного образовательного учреждения
I. Тема проверки.
II. Дата проверки.
III. Цель проверки.
IV. Методы проверки.
V. Состав комиссии.
VI. Кадровое руководство.
№ | Фамилия И.О. | Должность | Образование | Стаж | Категория |
VII. Планирование методической работы (анализ годового плана с учетом прошедших мероприятий).
VIII. Направление воспитательно-образовательной работы, программа, по которой работает ДОУ, на каком этапе (либо только внедряется, либо работает 2-3 года и есть результаты).
IX. Руководство методической работой.
1. Уровень профессиональной подготовки методиста:
а) знание психолого-педагогического характера (особенности детей дошкольного возраста, индивидуальный подход к ним, методы, приемы активизации детей, формы организации на занятиях и т.д., программы, по которым работает ДОУ, отдельные методики);
б) умение анализировать воспитательно-образовательный процесс: занятия, игры и т.п.;
в) умение организовывать и проводить разные виды методической работы;
г) коммуникабельность, педагогический такт.
2. Личные качества методиста:
а) доброжелательность по отношению к людям;
б) учет индивидуальных и профессиональных особенностей воспитателя (возраст, образование и т.д.), их интересов при организации методической работы;
в) стиль руководства.
3. Организация методической помощи воспитателям.
4. Формы работы с молодыми специалистами (если таковые имеются).
5. Документация методиста.
X. Формы и методы контроля за воспитательно-образовательной работой со стороны заведующей и методиста.
XI. Руководство методическим кабинетом ДОУ.
- Оформление методического кабинета.
- Наличие и размещение демонстрационного материала по разделам (папки, их оформление и содержание, картины, дидактические игры и т.д.).
- Наличие и размещение методической литературы, литературы для детей, картотека.
- Наличие информации для воспитателей (сетевой либо графический план работы на месяц, аннотации на книги и статьи, рекомендации по проведению методических мероприятий).
- Тематические выставки и их периодичность (анализ тематической выставки на день проверки).
- Наличие конспектов и докладов, опыта работы (своего ДУ и ДУ города).
XII. Выводы.
XIII. Предложения.
План тематического контроля работы
по речевому развитию детей дошкольного возраста
I. Тема.
II. Цель.
III. Методы.
IV. Дата проведения контроля.
V. Состав комиссии.
VI. Общие сведения о группе.
VII. Условия, созданные в группе для развития речи детей:
1. Наличие предметно-развивающей среды:
а) оформление и оборудование игровых комнат;
б) виды наглядности для занятий, ее размещение.
VIII. Планирование работы по развитию речи:
1. Планирование работы на год.
2. Планирование занятий на основе образовательной программы, ведется речевая работа:
а) виды занятий, их систематичность, последовательность;
б) каким видам занятий отдается предпочтение;
в) методические наработки каких авторов используют в практической работе.
3. Дидактические игры:
а) виды дидактических игр, цель проведения, частота использования.
4. Как в планировании отражается речевая работа в других видах деятельности?
IX. 1. Организация и проведение занятий (примерный анализ):
а) виды занятий и формы их организации;
б) наглядность;
в) содержание занятия;
г) пути активизации мыслительной деятельности детей;
д) эффективность применяемости методических приемов, мотивация, активность детей, интерес к занятию.
2. Эмоциональный настрой детей.
3. Речевые высказывания детей, их качество (грамматически правильные, используют сравнения, образные выражения или наоборот, допускают грамматические ошибки и т.д.).
4. Виды индивидуальной работы.
5. Оценка работы детей на занятии, ее объективность.
6. Работа воспитателя на занятии, ее оценка (стиль работы, работает над исправлениями речи, не работает).
X. Самостоятельная речевая художественная деятельность детей.
1. Виды театров (их оформление, размещение):
а) кто является инициатором выбора спектакля (дети, воспитатель);
б) каким образом распределяются роли;
в) владение детьми приемами кукловождения;
г) участие детей в написании сценария спектакля, в подготовке реквизитов, костюмов, кукол;
д) выразительность речи детей.
2. Уголок книги:
а) оформление;
б) подбор книг в соответствии с возрастом;
в) формы работы.
3. Другие виды самостоятельной деятельности:
а) игры – драматизации, инсценировки;
б) рассказывание сказок, стихов, книг.
XI. Связная речь:
1. Виды и формы общения детей и воспитателя.
2. По поводу чего идет общение, в какой форме?
3. Культура общения детей и воспитателя.
4. В каждой группе сделать контрольный срез (по видам рассказов), выявить уровни развития связной речи.
XII. Руководство воспитателя речевой деятельностью детей:
1. Владение воспитателем современными методами по развитию речи.
2. Применение их в практической работе.
3. Роль воспитателя.
4. Стиль взаимоотношений.
XIII. Методический кабинет ДОУ. Подбор материала и его размещение.
XIV. Руководство работой по данному разделу заведующей, методистом.
XV. Работа с родителями.
XVI. Выводы.
XVII. Предложения.
План тематического контроля работы
дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей
I. Тема.
II. Дата проверки.
III. Цель проверки.
IV. Методы проверки.
V. Состав комиссии.
VI. Общие сведения о детском учреждении:
наименование и адрес учреждения, ведомственная принадлежность, длительность рабочего дня;
комплектование группы детьми:
а) количество детей по списку;
б) наличие детей на день проверки;
в) средняя посещаемость, причины непосещаемости.
- кадры детского учреждения (персонально):
а) заведующая - ее образование, стаж педагогической, административной работы;
б) воспитатели - стаж педагогической работы;
в) музыкальный работник - образование, график работы, участие в физическом воспитании детей;
г) медицинский персонал, участие в воспитательной работе учреждения;
д) обслуживающий персонал.
VII. Руководство заведующей деятельностью зам. зав. физическим воспитанием детей в дошкольном учреждении.
1. Включение вопросов физического воспитания в годовой план работы детского учреждения.
2. Обсуждение вопросов физического воспитания на педагогических совещаниях, семинарах-практикумах. Качество материалов, представленных докладчиками, оценка принятых решений, их последующей проверки.
3. Руководство заведующей воспитательной работой в группах по разделу «физическое воспитание», конкретность указаний, их эффективность.
4. Создание необходимых условий для физического развития и воспитания детей. Оценка санитарно-гигиенического состояния помещения и участка детского сада: отопление, освещение, воздушный режим групповых комнат и других помещений, качество уборки. Наличие необходимого оборудования и пособий для проведения работы по развитию движений, приспособленность зала, групповых комнат, участка, нестандартное оборудование.
5. Оценка организации рационального питания детей: разнообразие, калорийность, кулинарная обработка пищи, обеспеченность необходимой посудой, сервировка. Соблюдение режима питания.
6. Работа с родителями.
VIII. Состояние работы по физическому воспитанию в возрастной группе.
1. Уровень физического развития детей. Оценка гармоничности физического развития детей (отклонения от нормы в росте, весе, осанке, форме ног, стопы).
2. Состояние здоровья детей.
3. Уровень развития моторики как следствие воспитательной работы с детьми. Самостоятельность, активность, целенаправленность, осознанность движений. Разнообразие, богатство двигательного опыта. Наличие правильных двигательных навыков основных движений, спортивных упражнений. Развитие двигательных качеств и способностей (ловкости, быстроты движений, быстроты реакций, координированности, ритмичности, точности движений, ориентировки в пространстве). Наличие диагностики.
4. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Соответствие объема имеющихся у детей навыков требованиям программы. Рациональная последовательность отдельных операций, их качество, быстрота, устойчивость навыков. Серия занятий «Забочусь о здоровье сам».
5. Система работы в группе по физическому воспитанию детей. Оценка направленности содержания и системности работы по физическому воспитанию:
а) выполнение режима, соответствие режима дня требованиям программы; четкость его выполнения; длительность и рациональность чередования различных видов деятельности; формы организации детей при выполнении различных режимных процессов, их целесообразность; методические приемы воспитателей при проведении режимных моментов, осуществление индивидуального подхода, эффективность работы;
б) проведение работы по закаливанию; виды закаливания в данной группе; создание условий для их проведения; соответствие организации закаливающих процедур, осуществление индивидуального подхода, эффективность работы; методика руководства проведением закаливающих процедур, освоение детьми последовательности, темпа, качества отдельных операций; отношение детей к закаливающим процедурам (знание порядка, выполнение требований, проявление активности, взаимопомощи, положительных эмоций);
в) проведение утренней гимнастики; организация условий, использование музыкального сопровождения, пособий; отбор упражнений, оценка их оздоровительного, тренирующего значения, направленность упражнений на формирование осанки, стопы, укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой системы; дозировка упражнений, время для проведения утренней гимнастики; методика руководства, оценка приемов обучения, их эффективность; оценка качества выполнения упражнений с детьми;
г) проведение физкультурного занятия; соответствие содержания занятия требованиям программы, физической подготовленности детей; оценка структуры занятий (соотношение отдельных частей: по физической, физиологической и психической нагрузке, по постановке педагогических задач по времени); оценка моторной плотности занятия, способов организации детей, их целесообразность; костюмы воспитателя и детей (особое внимание обратить на обувь детей); владение воспитателем методами и приемами обучения детей видами движения;
д) оценка движений детей; отношение к занятиям;
е) проведение физкультминутки; оценка отбора упражнений, соответствие их содержанию занятий, дозировка; интенсивность выполнения упражнений детьми, оценка эффективности физкультминутки;
ж) проведение прогулки; оценка структуры прогулки (по времени и содержанию отдельных частей), связи ее с содержанием предыдущих занятий, с сезоном; оценка участка, его оснащенность необходимыми приспособлениями (навесы, стойки, скамейки и пр.), физкультурным оборудованием, крупными игровыми пособиями и игрушками; наличие лыж, коньков, велосипедов; оценка организации прогулки: время, потраченное на одевание и сборы, время пребывания детей на прогулке; занятость детей содержательной деятельностью, наличие у них навыков самоорганизации для проведения творческих и подвижных игр; двигательная активность детей, ее организация воспитателем; разнообразие движений, игр; сочетание фронтальных и индивидуальных форм воспитательной работы; оценка отношения детей к прогулке, подвижным играм, их состояния к окончанию прогулки (перевозбуждение, замерзание и т.п.).
6. Анализ плана работы по физическому воспитанию (на 1 мес.) в возрастной группе:
– систематичность, последовательность в планировании содержания физкультурных занятий, их разнообразие; конкретность программного материала, точность формулировок; связь в планировании содержания занятий и работы в повседневной жизни, наличие творческих подвижных игр;
– характеристика учета; анализ выполнения программы (в соответствии с задачами плана); оценка индивидуальной работы, проведенной в повседневной жизни; краткая характеристика сдвигов в развитии отдельных детей;
– работа с родителями.
IХ. Выводы и предложения.
План тематического контроля работы
по игровой деятельности детей дошкольного возраста
в условиях детского дошкольного учреждения
I. Место игровой деятельности в планировании воспитательно-образовательной работы детского сада:
1. В годовом плане детского учреждения.
2. В календарном плане работы воспитателя.
II. Содержательно-методическая оснащенность игровой деятельности:
1. Оснащенность методкабинета ДОУ (литература, разработки, картотеки, библиографии, пособия, игрушки и т.д.).
2. Оснащенность игровой деятельности в разных возрастных группах (создание условий для игр, наличие методической литературы, пособий, игрушек и т.д.).
III. Содержание игровой деятельности в различных возрастных группах:
1. Наличие в группе игр данного вида:
– творческие (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры);
– дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, подвижные).
2. Изменение и обогащение содержания игр от возраста к возрасту.
IV. Сюжетно-ролевая игра в воспитательно-образовательном процессе детского сада:
1. Место сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательной работе группы, взаимосвязь игры с занятиями.
2. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
3. Объединения детей в играх (кто с кем, как играют, в какие игры, какие предпочитают, как строят отношения, договариваются по поводу игры, насколько самостоятельны и т.д.).
V. Дидактические игры (д/и) в воспитательно-образовательном процессе детского сада:
1. Место д/и в воспитательно-образовательной работе группы.
2. Руководство д/и в разных возрастных группах.
3. Объединения детей в д/и.
VI. Самостоятельная игровая деятельность детей:
– создание условий;
– место в жизни группы;
– содержание формы;
– методы руководства.
VII. Учет и диагностика игровой деятельности детей в разных возрастных группах:
– календарные планы;
– дневники;
– тетради;
– отдельные записи;
– состояние игровой деятельности в подготовительной группе как одно из ведущих критериев уровня подготовленности ребенка к школе.
Примечание: содержание каждого пункта должно отражать не только констатацию фактов, но их анализ.
VIII. Положительные моменты тематической проверки игровой деятельности.
IX. Замечания, предложения, рекомендации по проверке.
V КУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖАХ (УЧИЛИЩАХ)
И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель практики: Формирование готовности студентов к преподавательской деятельности в средних специальных учебных заведениях и потребности в ее качественном осуществлении.
Задачи практики:
1. Учиться устанавливать контакт с администрацией, преподавателями и студентами среднего профессионального образовательного учреждения.
2. Учиться применять теоретические знания по специальности, углублять и закреплять их.
3. Учиться наблюдать и анализировать педпроцесс в педагогическом училище (колледже).
4. Учиться осуществлять учебную и воспитательную работу в качестве преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
На практику в педагогических училищах (колледжах) отведено 4 недели в 9 семестре.
Организацию практики осуществляют курсовой руководитель, групповые руководители практикантов в педагогических училищах (колледжах). Желательно, чтобы за одним групповым руководителем было закреплено не менее двух студентов.
Содержание работы студентов-практикантов заключается в следующих разделах практики: учебная работа, организация воспитательной работы со студентами педколледжа (педучилища).
Структурными компонентами практики являются:
наблюдение за демонстрацией преподавателем-наставником методов и приемов организации различных видов учебной и внеаудиторной работы со студентами педагогического колледжа (училища);
деятельность студентов-практикантов, направленная на приобретение и закрепление профессионально значимых знаний, умений, навыков педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа (училища);
анализ и самоанализ, оценка и самооценка педагогической деятельности.
Студенты наблюдают и анализируют учебную и воспитательную деятельность преподавателя педагогического колледжа.
В течение практики необходимо:
- просмотреть и проанализировать не менее 6 часов учебных занятий, которые ведут групповые руководители практики – преподаватели педагогики, психологии, методик, а также не менее 4 часов учебных занятий студента-напарника;
- посетить и проанализировать одно внеклассное мероприятие.
Самостоятельно студенты выполняют следующее:
- проводят не менее 4 часов пробных, 6 часов стажерских и не менее 6 часов зачетных учебных занятий (по одному по педагогике, психологии, методике);
- проводят одно внеклассное воспитательное мероприятие по плану классного руководителя.
В процессе практики студенты составляют и ведут дневник практики. Форма оформления дневника свободная, однако в нем следует отразить следующее:
- название вуза, Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа, сроки практики;
- сведения о базе практики: адрес и телефон, Ф.И.О. директора колледжа, зам.директора (методиста) по учебной и воспитательной работе, классного руководителя учебной группы (группового руководителя педпрактики);
- индивидуальный календарный план педагогической практики;
- наблюдение и анализ как учебной, так и воспитательной деятельности преподавателя и студента-напарника;
- конспекты всех зачетных мероприятий;
- самоанализ проведенных учебных занятий и воспитательных мероприятий;
- отчет студента о практике;
- анализ преподавателем самостоятельной работы студента.
Анализ преподавателем учебных занятий и воспитательных мероприятий, подготовленных и проведенных студентом-практикантом самостоятельно, рекомендуется представить в отдельной тетради.
Схема анализа учебного занятия
Прежде чем приступить к наблюдению и анализу учебного занятия, необходимо получить предварительные сведения о посещаемом учебном занятии. Информацию можно получить в ходе беседы с преподавателем, опираясь на следующие вопросы:
1. Особенности учебной группы, в которой будет проводиться урок.
2. Местоположение темы наблюдаемого учебного занятия в системе других тем.
3. Трудности, предполагаемые в изучении предстоящей темы.
4. Цели учебного занятия и как предположительно они будут реализованы.
5. Методы и приемы обучения, которые преподаватель в предстоящем занятии выделяет как основные.
Каждый преподаватель, учебное занятие которого вы хотите посетить, должен заранее знать цель вашего посещения.
Анализ учебного занятия необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами. Далее следует:
- определить тип и вид учебного занятия;
- определить соответствие содержания учебного занятия его виду и цели;
- выделить структуру и этапы учебного занятия;
- в каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат;
- проанализировать соответствие педагогического взаимодействия преподавателя задаче этапа учебного занятия и его конечному результату;
- анализ содержательной стороны учебного занятия:
· соотношение теоретического и практического материала;
· соответствие используемых преподавателем методов требованиям активизации познавательной деятельности студентов;
· выявление способов организации преподавателем обратной связи;
· определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания (объем заданий, особенности методики задавания на дом, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей).
Завершается анализ занятия выводом по учебному занятию:
- характеризуется конечный результат с точки зрения его соответствия поставленной цели и задач учебного занятия;
- вскрываются причины достоинств и недостатков учебного занятия (деятельность преподавателя, деятельность студентов, взаимодействие преподавателя и студента);
- формулируются рекомендации по совершенствованию учебного занятия.
Схема анализа воспитательного мероприятия
в среднем профессиональном учебном заведении
1. Общие сведения:
Дата посещения. Цель посещения. Группа. Классный руководитель. Форма. Тема.
2. Организация мероприятия.
- Педагогическая целесообразность. Тема запланированного дела соответствует уровню общей культуры, индивидуальным и возрастным особенностям студентов (учащихся).
- Общественная активность. Заинтересованное участие студентов в подготовке и проведении мероприятия.
- Связь с профессией. Выбор темы органично связан с будущей специальностью.
3. Содержание мероприятия.
- интеллектуальный фон;
- эмоциональный фон;
- этический фон;
- эстетический фон.
4. Итоги воспитательного мероприятия.
Факторы успеха (или неуспеха). Выводы и рекомендации по закреплению положительных результатов и устранению недостатков.
Анализ преподавателем самостоятельной работы студента
При анализе преподавателем самостоятельной работы студента рекомендуется опираться на следующие критерии:
1. Уровень владения студентом теоретическими знаниями в области профессиональной деятельности:
· ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;
· соответствие содержания курса особенностям аудитории;
· логика построения содержания учебного материала.
2. Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя педучилища (колледжа):
- умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов (учащихся);
- умение осуществлять личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе;
- умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.
3. Уровень самостоятельности и творчества в организации деятельности:
- самостоятельность в отборе и разработке содержания;
- самостоятельность в выборе и разработке средств, методов, форм организации;
- проявление творчества в педагогической деятельности.
4. Отношение студентов к практике:
- интерес к деятельности преподавателя;
- активность;
- дисциплинированность;
- инициативность;
- ответственность.
5. Качество оформления и своевременность сдачи документации:
- соответствие требованиям;
- эстетика оформления;
- своевременность сдачи материалов практики.
ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ V КУРСА
На практику в дошкольных педагогических училищах (колледжах) отведено 4 недели в 9 семестре.
Организацию практики осуществляют курсовой руководитель, групповые руководители в педагогических училищах (колледжах).
Консультирование студентов-практикантов по предметам психолого-педагогического цикла и частным методикам проводят руководители педпрактики в педагогических училищах (колледжах).
По завершении практики курсовому руководителю необходимо представить следующие документы:
1. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:
а) темы пробных и стажерских занятий с указанием даты их проведения;
б) темы зачетных занятий с оценкой;
в) характеристику на студента с места работы;
г) общую оценку за практику с печатью педагогического училища (колледжа).
2. Дневник педпрактики.
3. Конспекты зачетных уроков.
4. Сценарий воспитательного мероприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Виды и сроки педагогической практики определяются учебными планами факультета, а содержание практики – программами педагогической практики, утвержденными ученым советом факультета.
Перед началом педагогической практики деканат факультета совместно с кафедрой дошкольной педагогики проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют порядок прохождения педагогической практики и ее содержание.
Первая неделя практики отводится на общее ознакомление студентов с ДОУ (задачами, структурами, историей, уставом, правилами внутреннего распорядка, с учебно-производственной базой, планом, содержанием и формами учебно-воспитательной работы и т.д.), на разработку и утверждение индивидуального плана прохождения практики.
В течение этой же недели практиканты посещают занятия в прикрепленной группе, знакомятся с различными видами работы, совместно с преподавателем, к которому прикреплен практикант, составляют индивидуальные планы работы на весь период практики, в которых определяются объем и содержание намечаемых занятий по специальности, психолого-педагогических заданий.
В последующие недели студенты работают в соответствии с общим планом педагогической практики и утвержденным руководителями практики индивидуальным планом.
В период активной практики студенты проводят зачетные занятия (уроки) с дифференцированной оценкой по частным методикам (по педагогике или психологии).
Для ведения воспитательной работы с дошкольниками студенты прикрепляются к группам и выполняют обязанности воспитателя, заместителя заведующей.
В период практики студенты выполняют исследовательские задания в соответствии с программой, утвержденной руководителями практики.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики института, администрации и воспитателям дошкольных учреждений (или колледжей); вносить предложения по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Студенты-практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка учебного заведения, выполняют распоряжения администрации и руководителей практики.
Студенты-практиканты выполняют все виды работ, предусмотренные настоящим «Положением» и программой педагогической практики, тщательно готовятся к каждому занятию (уроку) и проведению внеучебных занятий, являются для дошкольников образцом трудолюбия, организованности, дисциплинированности, вежливости; активно участвуют в общественной жизни коллектива дошкольного заведения, посещают занятия (уроки), проводимые другими студентами, участвуют в методическом анализе проведенных занятий (уроков). Оценка за каждое занятие (урок) выставляется, как правило, в результате коллективного обсуждения, проводимого руководителями практики с участием студентов, находящихся на практике.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики. Студентам, отстраненным от практики, а также получившим за педагогическую практику оценку «неудовлетворительно», по решению совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в институте.
На период практики один из студентов-практикантов назначается старостой группы. В обязанности старосты группы входит учет посещаемости практикантами учебного заведения, оповещение их о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики и т.д. По окончанию педагогической практики студенты представляют письменно групповому руководителю:
- дневник практики;
- отчет о проведенной работе, конспекты занятий по каждой из методик, воспитательных мероприятий (развлечений, игр, режимных моментов);
- отчет о выполнении учебно-исследовательского задания.
Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводимом руководителем учебного заведения, и итоговой конференции в институте.
По итогам педагогической практики студенты в установленном порядке сдают зачет с дифференцированной оценкой. Оценки за педагогическую практику утверждаются факультетским руководителем практики.
РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на ректора института. Ректор института по согласованию с кафедрой педагогики и психологии назначает общеинститутского руководителя педагогической практики.
Руководитель педагогической практики института выполняет обязанности по организации педагогической практики в соответствии с должностной инструкцией.
Декан факультета дошкольного образования с кафедрой дошкольной педагогики назначает факультетского руководителя практики.
Учебно-методическое руководство педагогической практикой осуществляется курсовыми и групповыми руководителями практики кафедры дошкольной педагогики, психологии, педколледжа.
Факультетскими и групповыми руководителями практики должны быть преподаватели института, имеющие большой опыт педагогической работы по специальности.
ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И КАФЕДР
1. Общеинститутский руководитель педагогической практики:
- обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;
- обеспечивает проведение установочных конференций перед выездом студентов на практику и итоговых конференций;
- совместно с факультетскими руководителями подбирает базы для прохождения практики;
- готовит приказы по оплате труда работников учебных заведений;
- подводит итоги прохождения практики на факультетах.
2. Факультетский руководитель практики:
- устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики так, чтобы к одному преподавателю было прикреплено не более 10 студентов, оформляет документы по оплате руководителей практики учебных заведений;
- проводит учебно-методические конференции, организует выставки по вопросам практики;
- вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе кафедр, где обсуждаются вопросы педагогической практики студентов;
- назначает групповых руководителей-методистов практики;
- контролирует работу групповых руководителей практики, администрации и воспитателей дошкольных заведений и педколледжей;
- составляет общефакультетский отчет по итогам педагогической практики и представляет его декану факультета и общеинститутскому руководителю практики института.
Объем учебной нагрузки факультетского руководителя по предмету устанавливается согласно приказу ректора института и Минобразования РФ № 1154 от 25.03.2003.
3. Групповой руководитель-методист по дошкольной педагогике и методикам:
- распределяет совместно с руководителем учебного заведения студентов по группам, а с преподавателем по предмету - темы занятий и воспитательных мероприятий между практикантами;
- помогает студентам совместно с методистом по педагогике и психологии составить индивидуальный план на весь период практики, определить объем и содержание учебных занятий, воспитательных мероприятий и психолого-педагогического изучения дошкольников или одного ребенка, утверждает индивидуальные планы работы практикантов;
- обеспечивает проведение студентами занятий, консультирует студентов при подготовке к ним и внеучебным мероприятиям, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на занятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы студентов;
- собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю;
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике на факультете, а также совещаниях, проводимых руководителем ДОУ.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА ГРУППОВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ
На заключительной конференции каждый руководитель группы сдает общему руководителю отчет о прохождении практики в базовом дошкольном учреждении, педколледже.
1. Общая характеристика реализации всех направлений работы студентов за период практики.
2. Качественная характеристика проведения открытых занятий (уроков) и других видов детской деятельности и учащихся педколледжа. Указываются тема, методы и приемы, использованные студентами; основные положительные и отрицательные моменты в проведении и организации видов деятельности (учащихся).
3. Осуществление методической работы совместно с воспитателями (преподавателями колледжа). Отмечается, какие формы и методы они использовали. Называется тематика мероприятий, указывается их результативность.
4. Проведение работы с родителями. Указываются ее формы, тематика, качество проведения.
5. Овладение контрольно-диагностической функцией воспитателя-методиста. Отмечается качество проведения студентами различных видов и форм контроля за осуществлением воспитательно-образовательного процесса, умение анализировать педагогическую деятельность, выявлять и обобщать интересный опыт работы воспитателей. Подготовка и проведение ими педагогического совета.
6. Оказание помощи дошкольному учреждению (педколледжу) в изготовлении пособий, атрибутов, методических разработок и др.
7. Краткие характеристики работы каждого студента. Динамика его профессионального роста к концу практики, оценка уровня педагогических умений, характеристика личностных качеств, способы проявления творчества. Выставить предварительную оценку по результатам практики.
8. Впечатления руководителя группы о том, как прошла практика в его базовом учреждении, о ее положительных и отрицательных сторонах, о трудностях и успехах в работе со студентами и педагогическим коллективом. Выводы и предложения по совершенствованию практики.
Объем учебной нагрузки группового руководителя устанавливается согласно приказу ректора института и Минобразования РФ № 1154 от 25.03.2003.
Обязанности группового руководителя по психологии
1. Готовит задания для студентов по психологической работе на практике.
2. Готовит диагностики психологического развития детей всех возрастных групп в помощь студентам при проведении обследования дошкольников.
3. Участвует в проведении занятий и консультаций для практикантов в методические дни.
4. Готовит инструктивно-методические материалы в помощь практикантам.
5. Оказывает помощь руководителям групп при психологических затруднениях в отношениях со студентами, практикантами, педагогическим коллективом, родителями и детьми.
6. Проводит психотренинг по актуальным проблемам для студентов (как установить благоприятный контакт с детьми, воспитателями, родителями, как выйти из конфликтных ситуаций, создать психологический настрой, релаксацию, использовать способность генерировать идеи, свежую мысль в педагогическом процессе и др.).
7. Участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами. Проводит совместный анализ полученных данных.
8. Участвует в наблюдении диагностической деятельности студентов и проводит психологический анализ. Готовит схему психологического анализа педагогической деятельности.
9. Помогает практикантам составить характеристику на отдельных детей и всю группу.
10. Оказывает необходимую помощь базовому учреждению. Поддерживает связь с ним и консультирует психолога.
11. Анализирует результаты выполнения студентами заданий по психологии.
12. Выступает с сообщением о результатах психологической деятельности студентов на практике на заседании кафедр.
Преподаватели кафедры дошкольной педагогики:
1. Осуществляют учебно-методическое руководство педагогической практикой студентов; выделяют руководителей-методистов, совместно с деканами факультетов разрабатывают программу и другую документацию по педагогической практике.
2. Обобщают опыт организации и проведения педагогической практики и вносят предложения по ее совершенствованию.
3. Обеспечивают студентов необходимыми пособиями и литературой по педагогике и психологии.
4. Участвуют в организации учебно-методических конференций и выставок по практике.
ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ БАЗ ПРАКТИКИ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:
1. обеспечивает нормальные условия прохождения педагогической практики, проводит работу с воспитателями, обслуживающим персоналом по вопросам предстоящей практики;
2. знакомит студентов с учебным заведением, педагогическим коллективом, документацией, учебно-материальной базой (методическим кабинетом и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, представляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, родительского комитета, знакомит с планами их работы;
3. совместно с групповым руководителем прикрепляет студентов к группам;
4. посещает выборочно занятия и воспитательные мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;
5. на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;
6. созывает совещания по итогам педагогической практики в учебном заведении и (по возможности) участвует в итоговых конференциях в институте.
Оплата труда руководителя учебного заведения или его заместителя по учебной (учебно-производственной) работе, производится за счет сметы института сверх заработной платы по их основной работе, согласно приказу ректора института и Минобразования РФ № 1154 от 25.03.2003.
2. Воспитатель ДОУ:
1. знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые занятия и другие виды деятельности детей;
2. совместно с групповым руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы занятий и других мероприятий;
3. консультирует студентов при подготовке к занятиям, проверяет и утверждает конспекты предстоящих занятий;
4. оказывает студентам помощь при подготовке занятий разного типа;
5. участвует в анализе и оценке каждого данного студентами занятия;
6. поручает студентам проведение индивидуальных занятий с отстающими, изготовление наглядных пособий, демонстрацию кино- и видеофильмов, оформление групп и т.д.;
7. знакомит студентов с составом группы, поведением детей, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
8. помогает студентам определить воспитательные задачи, подлежащие разрешению в ходе практики, контролирует их при составлении плана воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана;
9. привлекает студентов к текущей работе воспитателя: дежурство, посещение детей на дому, беседы с родителями и т.д.;
10. дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работе.
3. Преподаватель педучилища (педколледжа):
1. знакомит студента со всеми видами планирования учебно-воспитательной работы, вместе со студентом планирует работу на период практики;
2. учит анализировать уроки преподавателя и студентов;
3. предлагает сроки и темы для проведения пробных, зачетных занятий и воспитательных мероприятий, помогает в выборе содержания, форм и методов, в разработке конспектов занятий;
4. присутствует, анализирует и оценивает занятия и мероприятия, проводимые студентами;
5. утверждает все конспекты, планы и другие документы студента.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
1. Сведения о студенте: фамилия, имя, отчество, курс, группа, возрастная группа, в которой проходил практику.
2. Наличие теоретических знаний по дошкольной педагогике, психологии, частным методикам, а также умение применять их на практике.
3. Использование на практике наиболее эффективных методических приемов, тщательность подготовки к занятию, проведение необходимой предварительной работы перед ним.
4. Оценка деловых и личностных качеств студентов: любовь к детям, деловитость, порядочность, эмоциональность, тон общения с детьми и сотрудниками детского образовательного учреждения, умение устанавливать контакт с ними, желание научиться работе с дошкольниками и т.п.
5. Оказание методической помощи детскому образовательному учреждению:
– изготовление пособий и др.;
– участие в совещании, проводимом руководителем ДОУ по педагогической практике, а также (по возможности) в итоговой конференции в институте.
ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
a. Уровень сформированности профессионально-педагогических умений.
b. Отношение к практике, проявление таких качеств личности педагога, как дисциплинированность, организованность, увлеченность, инициативность, самостоятельность.
c. Качество выполнения всех видов работы на практике.
d. Проявление творчества.
e. Методическая грамотность.
f. Качество оформления отчетной документации.
При оценивании каждого вида деятельности, осуществленного студентом-практикантом, преподавателю рекомендуется опираться на следующие критерии:
· Уровень владения студентом теоретическими знаниями в области профессиональной деятельности:
- ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;
- соответствие содержания курса особенностям аудитории;
- логика построения содержания учебного материала.
· Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя педучилища (колледжа):
- умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов (учащихся);
- умение осуществлять личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе;
- умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.
· Уровень самостоятельности и творчества в организации деятельности:
- самостоятельность в отборе и разработке содержания;
- самостоятельность в выборе средств, методов, форм организации;
- проявление творчества в педагогической деятельности.
· Отношение студентов к практике:
- интерес к деятельности преподавателя;
- активность;
- дисциплинированность;
- инициативность;
- ответственность.
· Качество оформления и своевременность сдачи документации:
- соответствие требованиям;
- эстетика оформления;
- своевременность сдачи материалов практики.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Общие сведения о ребенке.
- фамилия, имя;
- дата рождения;
- общее физическое развитие;
- состояние здоровья;
- состав и особенности семьи.
2. Особенности жизни ребенка в семье:
а) взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше всего общается, к кому больше всего привязан);
б) организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то во что и кто).
3. Особенности отдельных познавательных процессов:
а) уровень развития отдельных познавательных процессов ребенка в сравнении с другими детьми группы;
б) уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает у него (подражание речи взрослого, понимание речи, активная речь: наличие диалогической речи, монологической). Степень развития фонетической речи. Словарный запас (большой, средний, небольшой, не говорит) ребенка в сравнении с другими детьми данного возраста. Построение предложения.
4. Особенности интересов ребенка. Перечислить все, что интересует ребенка: слушание музыки, рисование, чтение книг, любит ли слушать взрослых, пытается ли сам рассказывать.
5. Общая характеристика поведения.
Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет подвижность, непоседливость). Подчинение требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
6. Взаимоотношения с детьми группы:
а) любит других детей, равнодушен, не любит;
б) отношение детей группы к ребенку (любят, равнодушны, не любят). Почему?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 327.