IV. Анализ деятельности детей на занятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Заинтересованность детей.

- Умение подчиняться определенным требованиям, правилам поведения во время занятия.

- Умение работать самостоятельно (без показа взрослых и подсказки).

- Устойчивость внимания детей и сосредоточенность при выполнении заданий (причины).

- Творческие проявления детей в процессе занятий.

- Активность детей на протяжении всего занятия (причины).

- Анализ творчества детей (рисунок, лепные работы, рассказы, стихи, сочиненные песенки и т.п.). Следует соотнести свою оценку деятельности детей с мнением воспитателя.

 

МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

 

В ходе педагогической практики студенты анализируют различные занятия и другие формы организации деятельности детей. Ниже даны дополнительные рекомендации к анализу занятий по определенному виду детской деятельности.

 

К анализу занятия по развитию речи детей

При анализе занятий по развитию речи обратить внимание:

На культуру речи воспитателя (анализа речи воспитателя как дидактического языкового материала).

Речевую активность каждого ребенка на занятии.

Характер речевой деятельности детей (репродуктивный или творческий).

Работу воспитателя над осознанием детьми языковых явлений.

Словарную работу с детьми.

Характер и особенности организации речевого общения воспитателя и детей на занятиях.


К анализу занятия по физическому развитию и воспитанию детей

При анализе занятий по физическому воспитанию особое внимание следует уделить вопросам:

Отвечает ли план требованиям программы для детей данной возрастной группы?

Соответствуют ли упражнения возрасту и уровню подготовленности детей?

Следит ли воспитатель за дыханием и осанкой детей?

Правильно ли подобраны физкультурные пособия?

Правильно ли используются физкультурные пособия?

Проводится ли страховка при выполнении упражнений?

Осуществляется ли индивидуальный подход при обучении?

Соблюдаются ли индивидуальные нормы?

Соблюдает ли воспитатель при проведении занятий основные физиологические принципы:

динамичность физических упражнений, охват по возможности большего числа мышечных групп;

участие главным образом крупных мышц;

равномерное распределение нагрузки на все мышечные группы, использование различных исходных положений.

 

К анализу занятия по математическому развитию детей

 

При анализе занятий по математическому развитию детей на специальных занятиях и в других видах детской деятельности обратить внимание на методические приемы:

1. Использование методического материала (с какой целью используется, в достаточном ли количестве, умение им пользоваться и т.д.).

2. Постановка вопросов детям (их точность, конкретность, логичность, разнообразие формулировок и т.д.).

3. Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением (четкость, «шаговая» расчлененность, согласованность действия со словесными пояснениями, точность, краткость и выразительность речи).

4. Организация разнообразной практической деятельности детей (упражнений, дидактических игр, решения проблемных ситуаций и т.д.).

5. Формирование у детей действий анализа и синтеза, сравнения и обобщения в процессе наблюдений.

6. Приемы активизации интереса детей к математическим занятиям.

 

К анализу занятия по изобразительной деятельности детей

 

При анализе изобразительной деятельности особое внимание обратить:

На игровую постановку учебной задачи.

Наличие вариативного наглядного материала.

Наличие, качество и количество изобразительного материала (краски, кисти, бумага (белая, тонированная) и т.п.).

Умение продумать содержание работы и довести замысел до конца (я это хочу и смогу сделать).

Устойчивый интерес детей на протяжении всего занятия (причины).

Наличие творческих проявлений при рисовании, лепке, аппликации (дополнение основного изображения деталями, продумывание содержания своей работы, расположение персонажей, использование изобразительных средств для передачи выразительного образа). Умение замечать творческие проявления других детей.

Виды изобразительной деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация) и их взаимосвязь (по тематике, приемам обучения, закрепления материала).

 


К анализу занятия по музыкальному развитию детей

 

При анализе музыкального занятия необходимо оценить роль воспитателя в реализации следующих программных задач развития музыкальности детей дошкольного возраста:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

формирование певческой установки;

развитие метроритмического чувства (ритма, темпа);

знакомство с музыкальными инструментами;

знакомство с композиторами и их произведениями;

развитие слухового внимания, музыкального восприятия, памяти и творческого воображения;

формирование основ музыкальной культуры ребенка, его музыкально-эстетического вкуса;

выявление и учет индивидуальных склонностей детей к музицированию.

При наблюдении за детьми во время музыкальных занятий следует учитывать специфику проведения занятия другим педагогом, специалистом-музыкантом. При анализе музыкального занятия деятельность музыкального руководителя и воспитателя оценивается отдельно, так как воспитатель в данном виде деятельности является помощником музыкального руководителя. Отдельно оценивается музыкальная исполнительская и творческая деятельность детей. Следует обратить внимание на оформление и оборудование музыкального зала и использование средств слуховой и зрительной наглядности на занятии.

 

К анализу занятия по экологическому развитию детей

 

При анализе занятий по методике экологического развития детей обратить внимание:

1. На организацию уголков природы в детском саду (подбор животных, комнатных растений, оборудования и т.п. с учетом возрастных особенностей детей и программных требований).

2. Анализ наблюдения (мотивы, наличие плана наблюдения, формулировка вопросов, практическое взаимодействие с изучаемыми объектами).

3. Наблюдение труда детей в природе (виды: ухаживание за цветами, кормление птиц, рыб, животных и т.п.; формы: индивидуальная, групповая, коллективная).

 

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

 

Составить портрет конкретного воспитателя, ответив на вопросы:

1. Какие качества личности воспитателя Вас особенно привлекают (уважение и любовь к детям, эрудиция, справедливость, жизнерадостность, терпение, чувство юмора, доброта и т.д.).

2. Проявление каких профессиональных способностей Вы заметили (организаторские, коммуникативные, творческие, педагогическая наблюдательность, адекватность реакции, умение управлять своим эмоциональным состоянием, педагогический такт, интуиция, педагогическое мышление).

3. Каков характер общения воспитателя с детьми?

4. В какой мере воспитатель владеет педагогической техникой: голосом, мимикой, жестами и т.д.?

5. Каков внешний вид воспитателя?

6. Является ли поведение воспитателя примером для детей?

7. В чем бы Вам хотелось походить на данного воспитателя?


ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(Типы отношения педагогов к детям)





Устойчиво-положительный тип

Воспитатели этого типа характеризуются ровным, душевным отношением к детям, заботой о них. Им присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен. Воспитатели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности.

Пассивно-положительный тип

Воспитателю свойственна нечетко выраженная эмоционально-положительная направленность в общении с детьми. Он нередко сух и официален с ними.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 358.