Порядок и проблемы применения МСФО в РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время проводится работа по сближению национального бухучета с нормами и принципами МСФО. С 2016 года обязанность составлять отчетность по международным стандартам появилась у общественно значимых организаций страны. К ним относятся банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые компании, ОАО, являющиеся учредителями дочерних и зависимых обществ и предприятий.

Совет министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь приняли постановление от 19 августа 2016 г.  № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности». В соответствии с данным постановлением в РБ с 2017 г. введены МСФО в качестве технических нормативных актов (всего 42 стандарта и 26 Разъяснений к ним).

В процессе внедрения МСФО  последовательно решаются три основные задачи. 

Главная из них – введение в действие МСФО в качестве технических нормативных правовых актов. В результате создана отдельная нормативная база, состоящая из МСФО, которая необходима общественно значимым организациям для составления отчетности по МСФО. Данные стандарты не  подлежат обязательной юридической экспертизе. Заключено соглашение с Фондом МСФО для получения текстов международных стандартов на русском языке. МСФО утверждаются Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.

Вторая задача – разработка системы национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. В настоящее время действует ряд национальных стандартов: 1) учетная политика организации, изменения в учетных оценках и исправление ошибок, 2) индивидуальная бухгалтерская отчётность; консолидированная бухгалтерская отчетность;  3) влияние изменений курсов иностранных валют и др. Система национальных стандартов будет формироваться на протяжении ряда лет. При этом международные стандарты  адаптируются с учетом требований отечественного законодательства.

Третья задача – организация сертификации бухгалтеров. Нормативная база по сертификации бухгалтеров создана. Разработано программное обеспечение для тестирования и принятия экзаменов. В 2016 году начат процесс аттестации, с 1 января 2017 года главные бухгалтеры общественно значимых организаций должны иметь сертификаты профессионального бухгалтера.

Проблемы адаптации МСФО в РБ

Основным мотивом к использованию МСФО для белорусских компаний   является не только постановление Правительства, но и иностранные инвесторы (кредиторы, акционеры). Они, как правило, запрашивают не белорусскую отчетность. Им нужна отчетность по МСФО, в которой оценены активы по справедливой стоимости и риски.

МСФО необходимы в первую очередь собственнику и инвестору, чтобы реально оценить ситуацию в организации. При её составлении исходят из целей составления отчетности: для принятия управленческих решений собственником или для привлечения иностранного капитала. При этом компания самостоятельно выбирает способы и методы, например, создания резервов, оценки активов и пассивов.

В то же время большинство компаний в РБ используют специализированную программу 1С, типовой план счетов и иное национальное законодательство, внутренние и отраслевые правила отражения хозяйственных операций. Также форма и содержание белорусской отчетности еще отличаются от международных стандартов, поэтому при подготовке отчетности по МСФО приходится перекомпоновывать (трансформировать) информацию.

Международные стандарты нельзя смешивать с корпоративными стандартами, которые содержат требования определенного пользователя информации. Например, ряд организаций с иностранными инвестициями (например, «Белкола» или «Икея») формируют отчетность, руководствуясь корпоративными стандартами головной копании, для представления ее иностранному инвестору.

Кроме того, не нужно путать понятия бухгалтерского учета и  отчетности по международным стандартам. Как таковых международных стандартов бухгалтерского учета не существует. Во всех странах  бухучет ведется исключительно по национальным правилам.

Бухгалтерский учет – это база, на основе которой составляется отчетность по национальным и международным стандартам, ведется налоговый и управленческий учет. Сегодня законодательство позволяет организациям в определенных случаях вести бухгалтерский учет таким образом, чтобы впоследствии упростить трансформацию отчетности в соответствии с МСФО. Так, например, организациям предоставлено право отражения в бухгалтерском учете обесценения долгосрочных активов, формирования резерва по выводу основных средств из эксплуатации. Но если организации не нужна отчетность по МСФО, она попросту не воспользуется этим правом.

Актуальным является вопрос формирования единой учетной политики организаций. Сегодня  каждое предприятие может выбирать учетную политику самостоятельно. У предприятий, входящих в группу, применяются, как правило, разные подходы в учетной политике, в связи с этим возникают трудности при подготовке консолидированной отчетности и отчётности по МСФО. Поэтому при составлении консолидированной отчетности холдингами, группами компаний следует все же готовить отчетность по единым стандартам, например на основе принципов МСФО, что позволило бы оценивать работу предприятий единообразно.

В договоре с Фондом МСФО допускается закрепление положений о применении в Беларуси только одного из предусмотренных в МСФО способов. Тем самым можно сделать учетную политику по многим аспектам единообразной для всех белорусских организаций. В рамках национальной системы также происходит движение в этом направлении. Например, в национальном стандарте по консолидированной бухгалтерской отчетности установлено, что организации, входящие в группу организаций, должны применять одинаковые способы ведения бухгалтерского учета.

Можно сделать следующие выводы по организации процесса трансформации отчетности:

- наблюдается недостаточный уровень подготовки специалистов (бухгалтеров, экономистов, управленцев), необходимый для работы с отчетностью по международным стандартам.

- среди специалистов имеет место некоторая путаница понятий бухгалтерского учёта с отчетностью по международным стандартам.

- следует также разделять понятия международные стандарты и корпоративные стандарты отчетности, а также понимать, что достигнуть единообразия между ними невозможно и задачи такой не ставится, поскольку у этой отчетности разные цели составления и пользователи.

 

 

Полный состав стандартов включает следующие (приводятся справочно, на экзамене можно привести выборочно):

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» согласно приложению 1;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» согласно приложению 2;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» согласно приложению 3;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» согласно приложению 4;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода» согласно приложению 5;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство» согласно приложению 6;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль» согласно приложению 7;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» согласно приложению 8;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда» согласно приложению 9;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» согласно приложению 10;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» согласно приложению 11;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» согласно приложению 12;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» согласно приложению 13;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» согласно приложению 14;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» согласно приложению 15;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам» согласно приложению 16;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность» согласно приложению 17;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия» согласно приложению 18;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» согласно приложению 19;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» согласно приложению 20;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 «Прибыль на акцию» согласно приложению 21;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» согласно приложению 22;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» согласно приложению 23;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» согласно приложению 24;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» согласно приложению 25;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» согласно приложению 26;

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» согласно приложению 27;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство» согласно приложению 28;

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» согласно приложению 29;

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 «Выплаты на основе акций» согласно приложению 30;

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» согласно приложению 31;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» согласно приложению 32;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» согласно приложению 33;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» согласно приложению 34;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» согласно приложению 35;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты» согласно приложению 36;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» согласно приложению 37;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» согласно приложению 38;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях» согласно приложению 39;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» согласно приложению 40;

 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц» согласно приложению 41;

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» согласно приложению 42;

 

Обязательной частью МСФО являются разъяснения. Их полный состав:

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах» согласно приложению 43;

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты» согласно приложению 44;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков аренды» согласно приложению 45;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации» согласно приложению 46;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – отработавшее электрическое и электронное оборудование» согласно приложению 47;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 «Применение метода пересчета, предусмотренного МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» согласно приложению 48;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 «Повторный анализ встроенных производных инструментов» согласно приложению 49;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение» согласно приложению 50;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг» согласно приложению 51;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности покупателей» согласно приложению 52;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 «МСФО (IAS) 19 – Предельная величина актива программы с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь» согласно приложению 53;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости» согласно приложению 54;

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение» согласно приложению 55;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 «Распределение неденежных активов собственникам» согласно приложению 56;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов покупателями» согласно приложению 57;

 Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» согласно приложению 58;

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения» согласно приложению 59;

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи» согласно приложению 60;

 Разъяснение ПКР (SIC) 7 «Введение евро» согласно приложению 61;

Разъяснение ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью» согласно приложению 62;

Разъяснение ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда – стимулы» согласно приложению 63;

 Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль – изменения налогового статуса организации или ее акционеров» согласно приложению 64;

Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды» согласно приложению 65;

Разъяснение ПКР (SIC) 29 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации» согласно приложению 66;

Разъяснение ПКР (SIC) 31 «Выручка – бартерные сделки, включающие рекламные услуги» согласно приложению 67;

Разъяснение ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт» согласно приложению 68.

 

В настоящее время в СМСФО ведутся работы по проекту, по­священному выбору приемлемых методов оценки объектов учета (в том числе по справедливой стоимости), что, возможно, потребует внесения корректировок в сами «Концептуальные принципы состав­ления и представления финансовой отчетности». Параллельно предполагается проанализировать сходства и различия в содержании и определениях, применяемых в различных странах к элементам финансовой отчетности (прибыли и убытки; доходы и расходы; активы, обязательства, капитал), с целью поиска наиболее оптимальных путей сближения систем бухгалтерского учета. Изучаются также вопросы о целесообразности разработки рекомендации по особенностям применения МСФО и составления по ним финансовой отчет­ности компаний в условиях развивающихся рынков и др.

Кроме работ, непосредственно связанных с пересмотром и/или созданием новых международных стандартов, в последнее время проводилась разработка новых интерпретаций к стандартам.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 336.