Памятный знак генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Памятный знак генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому Петру Александровичу (1725-1796) торжественно открыт в Калининграде 19 августа 2017 года. Накануне, 18 августа 2017 года, улица Горная была переименована в улицу Генерал-фельдмаршала Румянцева. На лицевой отшлифованной стороне валуна черного гранита укреплен бронзовый горельеф полководца и высечена надпись: "Улица названа по инициативе Российского военно-исторического общества к 260-летию Гросс-Егерсдорфского сражения, в честь его участника Петра Александровича Румянцева-Задунайского генерал-фельдмаршала, кавалера высших российских орденов, полководца и военного теоретика". Румянцев-Задунайский Петр Александрович (4 (15) января 1725 - 8 (19) декабря 1796) - граф, генерал-фельдмаршал, кавалер орденов российских Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия 1-го класса, Святого Владимира 1-ой степени, Святого Александра Невского, Святой Анны и прусского ордена Черного орла. Почетный член Императорской Академии наук и художеств.

 

Памятник профессорам Кенигсбергского университета

Памятник профессорам Кенигсбергского университета торжественно открыт в Калининграде в июле 2014 года в районе бывшего мемориального профессорского некрополя Альбертины. Памятник профессорам Кёнигсбергского университета работы скульптора Валерия Ковалева торжественно открыт в Калининграде в июле 2014 года в районе бывшего мемориального профессорского некрополя Альбертины.

Вымощенная камнем круглая в плане площадка огороженна парапетом зубчатой формы и напоминает амфитеатр, символизирующий студенческую аудиторию. У южного края парапета, напротив входа, установлена гранитная стела, в верхней части которой укреплен металлический барельеф основателя Кёнигсбергского университета герцога Альбрехта. По окружности барельефа надпись: "INSIGNIA * ACADEMIAE * REGIOMONTANAE".

Ниже барельефа надпись: "Ф.В. Бессель / F.W. Bessel (1784-1846) великий астроном, математик

А.Л. Буш / A.L. Busch (1804-1855) директор Кёнигсбергской обсерватории

К.Э.А. Вагнер / K.E.A. Wagner (1827-1871) профессор медицины, хирург

А.Ф.Г. Вертер / A.F.G. Werther (1815-1869) профессор химии

Т.Г. фон Гиппель / T.G. von Hippel (1741-1796) - обер-бургомистр Кёнигсберга, писатель

Р. Каспари / J.X.R. Caspary (1818-1887) директор ботанического сада

Х.Л.Г. Кёлер / C.L.H. Köhler (1820-1886) композитор, профессор музыки

К.Л. Лерс / K. Lehrs (1802-1878) профессор филологии

Ф.Э. Нейман / F.E. Neumann (1798-1895) великий физик и минеролог

Ф.Ю. Ришело / F.J. Richelot (1808-1875) профессор математики

И.К. Розенкранц / J.K. Rozenkranz (1805-1879) профессор философии, писатель".

В нижней части стелы изображена открытая книга.

Православная часовня св. Георгия Победоносца.

Святой Георгий Победоносец является небесным покровителем воинов и не удивительно, что в его честь в Калининградской области названо 9 объектов. В 1993 году была построена православная часовня в честь святого, на верхнем покрытии Аусфальских ворот, расположенном на уровне проезжей части Гвардейского проспекта. Часовня продолжает новгородскую тему, своей формой напоминая церковь Спаса на Ильине 14 века, но при этом она очень гармонична вписана в архитектуру старинных ворот, где сохранились казематы с амбразурами фронтального и флангового огня, лучковая арка, украшенная наличником с зубцами, а на боковых наружных стенах облицованных гранитом, рустика типа квадр. Ниже часовни расположена боевая платформа с зубчатым парапетом, с нее открывается чудесный вид на Парк Победы. Часовня построена по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и освящена 09 мая 1995 года. Приписана к Кафедральному Собору Христа Спасителя.

 

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. А в середине XIX века (1853 г.) они были заново перестроены по проекту военного инженера Людвига фон Астера.

    Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

    Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей. В 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.

    Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

    В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота все же будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами.

                                          Железнодорожные ворота  

Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

 В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

    По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

    Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

    Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы. В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

 Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной… Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

    В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию… через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

 

Парк Победы

Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.