Контрольный текст по объектам экскурсий «Этих дней не смолкнет слава..»
Площадь Победы
В начале прошлого века, там, где сейчас пл. Победы, проходила городская черта старого Кёнигсберга. Поэтому здесь размещались внутренние вальные укрепления, которые со временем стали мешать движению трамвая. Желая произвести перепланировку, городские власти выкупили эту территорию у военных и распорядились сносить старые стратегические объекты. К сожалению, пока жители, возмущенные варварским уничтожением памятников архитектуры, достучались до городского руководства, красивейшие Штайндаммские ворота канули в лету. А началось все с того, что кёнигсбергский магистрат затеял организацию большой торговой международной ярмарки. Определили для нее место - парадный вход с площади Ганзаплац, названной в честь средневекового торгового союза прибалтийских городов, в который входил и Кенигсберг. В начале XX века сооружения внутреннего кольца городских укреплений потеряли военное значение, были выкуплены городом у военного ведомства и снесены. Трагхайимские ворота были снесены в 1910 году, Штайндаммские — в 1912 году. Примерно на их месте была устроена площадь Hanzaplatz в ознаменование того, что средневековый Кенигсберг входил в Ганзейский союз. В 1920—1923 годах был построен комплекс павильонов Восточной ярмарки, главные ворота располагались на северной оконечности площади. На противоположной стороне площади было выстроено здание торговых представительств, позднее оно стало использоваться кёнигсбергским городским правлением. После прихода нацистов к власти площадь была переименована в Адольф-Гитлер-Плац (площадь Адольфа Гитлера). После войны площадь неофициально носила название Площадь трёх маршалов - за висевшие на зданиях портреты Василевского,Жукова,Рокоссовского. В 1947 году официально стала называться Площадью Победы. В 1958 году на площади был установлен памятник Ленину работы скульптора Топуридзе. До этого здесь возвышался памятник Сталину. В 1996 году рядом с площадью началось строительство Храма Христа Спасителя. В преддверии 750-летнего юбилея Калининграда площадь была капитальным образом реконструирована. С площади бын убран памятник Ленину (после реставрации перенесён в сквер перед Домом искусств, бывший кинотеатр «Октябрь»), также снесли трибуны. В ходе реконструкции на площади устроили фонтаны и установили Триумфальную колонну, напоминающую Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Мэрия
До 1922 года на том месте, где сейчас стоит дом городских властей, ничего особо примечательного не было. Напротив ярмарочного входа в 1923 году построили большое здание для размещения офисов многочисленных фирм. Неплохой получился дом, с рестораном "Штадткеллер", не зря он приглянулся чиновникам из городского магистрата. В 1927 они справили в нем новоселье, выбравшись из тесных кабинетов кнайпхофской ратуши.
Но торговля не держала обиды на городские власти; взамен она получила огромный ярмарочный павильон "Дом техники", который и поныне стоит (без крыши) рядом с Центральным продовольственным рынком. И тут самое время поговорить о создателе этих зданий, об архитекторе Иоганне (Гансе) Хоппе. Родился он в 1890 году в Любеке, после окончания учебы 23-летним юношей приехал в Кенигсберг, избрав стезю вольного художника-архитектора, весьма увлекся модными в те годы идеями французского зодчего Ле Корбюзье (1887-1965), зачинателя серийного строительства, сторонника внешней простоты и внутреннего комфорта зданий. В таком стиле и принялся проектировать Ганс Хопп. Достаточно сказать, что кроме магистрата и Дома техники, по его эскизам в Кенигсберге построены: женская ремесленная школа (1930) - гарнизонный Дом офицеров, Парк-отель (1930) - административное здание на ул. Сергеева, дом "Кайма" - ул. Чапаева, 31 и некоторые другие. Затем Ганс Хопп работал в Дрездене и в Лейпциге, скончался же в 1971 году в Берлине. Остается лишь пожалеть, что его не пригласили в Калининград при восстановлении здания магистрата из руин в 1960-х годах.
Действительно, во время военных действий здание сильно пострадало и выгорело. Жестокие бои шли на самой площади. Мрачный остов здания стоял после войны много лет. Лишь первые этажи развалки светились приветливыми огоньками: где-то в 1950 году здесь разместился большой универмаг. Странное ощущение возникало у покупателя, когда, входя в пугающую руину, он неожиданно попадал в блестящий мир витрин, красивых товаров и яркой бижутерии. Это напоминало пещеру Аладдина с той разницей, что здесь надо было за все платить.
Перенесемся на несколько лет вперед. Здание передали рыбакам и они восстановили развалину, приспособив ее под общежитие. Несколько комнат заняли кабинеты Базы экспедиционного флота и, на некоторое время, службы китобойного и тунцеловного флотов. На первом этаже разместились столовая, ресторан "Чайка" и Центральный гастроном 5. Рядом с домом, если кто помнит, на месте теперешнего фонтана находилась главная городская автобусная станция...
В 1970 году здание поменяло хозяина: было передано на баланс городского ЖЭУ-13 (в 1973 году здание перешло на баланс горисполкома, в документах тех лет оно фигурировало как "Дом Советов"). Это знаменовало переезд на площадь Победы аппарата горисполкома и горкома КПСС. Горисполком переехал в капитально отремонтированное здание из старого дома да улице Коммунальной, 4-6. На крыше установили большущее электронное табло для световой газеты. Ее плывущие буквы были видны аж от эстакадного моста.
Нельзя сказать, что в облике здания ничего не менялось. Так, примерно около 1975 года, взмахнув крылом, тихо исчез ресторан "Чайка", и его помещения заняла столовая 66. От "Чайки" остался лишь кондитерский цех, выпекающий в полуподвале свою вкусную продукцию. Недавно покинули здание рыболовные службы (последний арендатор - управление Тралового флота), ранее - контора Стройбанка, занимавшая там апартаменты с 1970 года. Самоликвидировался в начале девяностых городской комитет КПСС. Скромная столовая 66 уступила место шикарному ресторану с манящим названием "Валенсия". Гастроном 5 получил звучную приставку "Меркурий", а горисполком стал зваться по-современному - заморским словом "мэрия", которое пошло гулять по свету из французского языка и родственно латинскому "майор" - старший.
КГТУ
Освободившееся место от вальных укреплений отвели также для земельного административного суда, его проект заказали в Берлине, в министерстве общественных работ. Разработкой руководили Верховный тайный советник по строительству Зааль и правительственный советник в Пруссии Штиль.
Основой здания служил полый прямоугольник, разделенный крытыми переходами, которые соединяли противоположные строения. Внутри прямоугольного пространства образовывались три двора. Позже должна была быть пристроена еще восточная сторона, обращенная на Ганза-плац (сейчас - центральный вход в КГТУ с пл. Победы).
Строительство началось в 1913 году под надзором правительственных строительных мастеров Шмидта, Краатца и Хенриха. Из-за развязавшейся Первой мировой войны оно затянулось, но уже через четыре года центр города украшало большое серо-белое здание в стиле необарокко. Оно имело все черты, характерные для этого направления: изысканность и обилие декоративных элементов. По эскизам архитектора Германна Тиле были выполнены многочисленные колонны, валюты (завитки), картуши (не развернутые до конца свитки в окружении выпуклых украшений), пилястры.
Административный суд размещался на трех этажах, высота которых, как и высота окон, уменьшалась от нижнего к верхнему. На фасадных поверхностях окна первого и второго этажей были связаны общим обрамлением, а стена на цокольной высоте декорировалась крупными рельефными камнями.
Над третьим этажом фасад заканчивался мощным карнизом. Далее шла четырехскатная мансардная крыша, имевшая небольшие слуховые окна. Она была ограждена парадной балюстрадой. Каждая пилястра на ней - как чуть ли не самый значимый элемент необарокко - была увенчана вазой.
Пышный портал главного входа в административный суд находился в средней части строения. Через орнаментированный вестибюль посетители выходили на просторную лестничную клетку, откуда поднимались на этажи по двум асимметричным лестницам. Внутренняя схема здания довольно проста: длинный коридор, с одной стороны которого находились помещения для судей, асессоров, писарей, а также комнаты заседаний и залы ожидания. Несомненным достоинством проекта было то, что практически все окна выходили на солнечную сторону.
В начале 30-х годов под руководством правительственного советника Лессера была построена последняя, восточная сторона здания, с появлением которой добавился еще один внутренний двор. Пристройка очень отличалась: так как возведение началось позже, то ее лишили многочисленных украшений необарокко. Все было сделано в соответствии с новым, более прагматичным стилем. Отсутствовали какие-либо фигуры. Зато бросались в глаза стройные ряды окон, которые, как и у основного здания, уменьшались по направлению к крыше.
Единственной интересной чертой этого блока стал вход/выход на Ганза-плац (пл. Победы). Большой темный проем поддерживался мощными колоннами. Сквозь него истцы и ответчики попадали в просторный холл со стеклянной стеной, откуда отрывался вид на площадь. Холл был оформлен колоннами со слегка намеченными украшениями капителей. Экономно были декорированы и лестницы.
Северный Вокзал
Северный вокзал был построен в 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции Кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались примерно на том же месте. Как и новый Главный Южный вокзал (нынешний Калининград-Пассажирский), Северный вокзал был открыт в 1929 году. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный, Лицентский, Кранцевский и Земландский.
Во время войны станция пострадала, и долгое время не использовалась для пассажирского движения. В мае 1964 года с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание использовалось как Межрейсовый дом моряков.
В 1976 году участок Калининград-Зелегорадск был электрифицирован, и Северный вокзал стал обслуживаться электропоездами.
В 2010 году на территории станции был установлен паровоз - памятник ТЭ-858 1943 года постройки.
Триумфальная колонна
28-метровая колонна, облицованная итальянским мрамором, была установлена на главной площади Калининграда еще в 2006 году. В первоначальном проекте была предложена красивая идея: на четырех сторонах пьедестала отражены четыре исторические даты. Ведь здесь проливалась русская кровь не только в Великую Отечественную войну, но и в Семилетнюю, и в войне с Наполеоном, и в Первую Мировую. Триумфальную колонну на площади Победы увенчал символический знак – Орден Победы. Автором памятного знака стал белорусский скульптор Виктор Ковач. Символический орден напоминает свой прототип – высшую военную награду Советского Союза. Это памятный знак в виде пятиконечной звезды, в центре которой изображена кремлёвская стена и Спасская башня и надписи «СССР» и «Победа». Размеры ордена — в пределах 3,8х3,6 м, общий вес - 3,7 т.
Мемориальный памятник-часовня "Защитникам Отечества, павшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции 1944-1945 годов"
В 2013 году на пересечении площади Победы и Гвардейского проспекта появился Мемориальный памятник-часовня "Защитникам Отечества, павшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции 1944-1945 годов", освященный в честь святого Георгия Победоносца. Строительство велось стремительно 25 мая в основание торжественно заложили первый камень, а 22 июня сооружение было торжественно открыто и освящено Епископом Балтийский Серафимом.
Внутри двухметровой беломраморной часовни, на стенах иконы с ликом Христа, изображениями великих русских князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Здесь же – георгиевская лента и православный крест – символы воинской славы. Часовня открыта в рамках проекта «Молчаливое эхо войны». Идея возведения стилизованных часовен в городах, где шли самые ожесточенные бои, принадлежит Всероссийской общественной организации «Ветераны военной контрразведки». Калининград стал пятым городом в проекте, после Жидиловского Бора (Псковская область), Ельни (Смоленская область), Невской Дубровки (Ленинградская область) и Волгограда.
Й гвардейской армии.
Памятник представляет собой прямоугольный в плане бетонный обелиск высотой 3 м, на котором укреплена мемориальная доска из красного мрамора с высеченной надписью: "9 апреля 1945 года соединения 11-й гвардейской армии под командованием Героя Советского Союза гвардии генерал-полковника К.Н. Галицкого вели бои в центральных кварталах Кёнигсберга. Здесь, в районе Гвардейского проспекта, в ожесточенных кровопролитных боях с частями немецко-фашистского гарнизона отличились воины 11-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием гвардии генерал-майора Н.Г. Цыганова". Памятный знак в честь 11-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии был установлен в 1975 году.
Мемориальный знак "Ликвидаторам последствий атомных катастроф"
Мемориальный знак "Ликвидаторам последствий атомных катастроф" работы калининградских скульпторов Олега Сальникова и Людмилы Богатовой торжественно открылся в 25-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Он объединяет «чернобыльцев» – пожарных, медиков, милиционеров, а также тех, кто служил на ядерных полигонах на Новой Земле и в Семипалатинске. В ликвидации аварии на ЧАЭС принимали участие почти 2600 калининградцев, они приехали на место аварии одними из первых. На гранитной плите застыл четырехметровый ангел, отправляющий в небо души героев. 6 миллионов рублей на его изготовление и установку, а также на благоустройство прилегающей территории на Гвардейском проспекте в Калининграде выделены из областного бюджета. В Калининградской области проживают более полутора тысяч участников ликвидации последствий ядерных аварий, из них более ста - инвалиды.
Астрономический бастион
Одно из фортификационных сооружений старинного Кёнигсберга, известное больше в науке, чем в военных действиях, является бастион "Астрономический" (бастион Штернварте – дословно "звездонаблюдательный") был построен в ходе обустройства Второго вального кольца Кенигсберга в 1852-1862 годах на холме Буттерберг военными инженерами. Название бастиона произошло от прилегающей к нему ранее астрономической обсерватории Альбертины, основанной гениальным немецким математиком и астрономом Фридрихом Бесселем в 1813 году.
Во время постройки железной дороги, в 1910 году бастион был снесён, остались от фортификационного сооружения только редюит (внутренняя часть) полукруглой формы в два этажа и редюит флангового обстрела рва. Во времена Второй мировой войны в мощном кирпичном своде бастиона располагалось гестапо. В 1944 году в ходе массированных бомбардировок военно-воздушных сил Великобритании была уничтожена обсерватория, но бастион был не тронут. Во время боёв в апреле 1945 г. был одной из последних оборонительных позиций немецких войск.
Типичная для бастиона заостряющаяся внешняя стена и части стены, выходящие на восток нынче снесены; сохранилось полукруглое среднее сооружение, возвышающееся над всем бастионом. Оно выполнено на двух этажах и имеет мощный кирпичный свод. На нём по-прежнему земляное покрытие. Присоединяющийся с востока редут (также покрытый землёй) изображён только частично. Оконные проёмы у него теперь увеличены. Так же имеются подвальные помещения. В послевоенные годы бастион использовался в качестве призывного пункта, позже - базы ОМОНа, с 2006 года - частная собственность.
Сегодня Астрономический бастион представляет собой двухэтажное сооружение с мощным кирпичным сводом и укреплёнными подвальными помещениями. С 2007 года исторический объект имеет статус культурного наследия (регионального значения) и охраняется государством. На стене бастиона в декабре 1996 года была прикреплена памятная доска в честь 70-летия формирования первой гвардейской Московско-Минской дивизии.
Аусфальские ворота
Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. А в середине XIX века (1853 г.) они были заново перестроены по проекту военного инженера Людвига фон Астера.
Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.
Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.
В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей. В 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.
В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота все же будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами.
Железнодорожные ворота
Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).
В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.
По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.
Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.
Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы. В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.
Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной… Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.
В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию… через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.
Парк Победы
Профессорского кладбища.
Раньше здесь был Народный сад, его создание датируется 1753 г. Эта довольно большая территория в западной части города с растительностью естественного происхождения оказалась заключённой в "город среди стен", т.е. "Внутренний город", когда к середине XVII века был возведён Первый оборонительный вал Кёнигсберга, охвативший не только уже имеющиеся городские постройки, но и прилегающие земли. Народный сад в начале своей истории располагался в двух городских районах – южная, более узкая часть захватывала Лаак (Laak), северная находилась в Нойроссгартен (Neurossgarten), вблизи Выходных ворот (Ausfalltor). До 1753 г. Народный сад, очевидно, представлял собой небольшой лесной массив – некую резервную незастроенную городскую территорию, позже он уже известен как городской сад (Stadtgarten), по сути своей оставаясь лесопарком с минимумом садового благоустройства.
С 1780 г. в низине парка располагался ряд артезианских колодцев, с помощью которых городские власти пытались решить проблему питьевой воды для одного из районов Кёнигсберга – Лаака Laak. Стены колодцев были обложены брёвнами, а сами артезианские колодцы прикрыты сверху специальными сооружениями, напоминавшими домики. Строитель колодцев неизвестен.
Основанное в 1838 г. по инициативе доктора медицины Кесселя Общество по украшению города (Gründung des Kesselschen Verschönerungsvereinst) занималось благоустройством зелёных территорий города, в том числе и этого городского сада: расчисткой, оборудованием мест отдыха, посадкой цветов. Насколько можно судить по топографической карте Кёнигсберга (1890 г.), в этот период сад уже представлял собой ухоженный зелёный массив с дорожками из твёрдого покрытия, цветочными клумбами и местами отдыха, оборудованными скамьями. Сад пользовался вниманием горожан, неизбалованных возможностями прогулок в плотно застроенных городских кварталах, где сады находились в частной собственности. Однако застройка кварталов внутри городских стен продолжалась, а в конце XIX века особенно активно, и территория Народного сада сократилась: южной границей теперь становится железная дорога, и её сооружения занимают бывшую южную часть сада. В начале следующего века ещё кусочек южной территории отрезает новая улица Friedrich-Ebert-Straβe (ныне ул. Горная), а земля, отчуждённая от сада, постепенно распродаётся строительным фирмам, осуществлявшим плановую городскую застройку.
Западная часть сада в этот период ограничена узкоколейкой, которая начиналась своей первой станцией у Parkstraβe – Парковой улицы, узкой подковообразной, глубоко врезавшейся в зелёную территорию Народного сада. Впоследствии, в 30-е годы прошлого столетия, часть Parkstraβe занял большой трёхэтажный дом, который в самом плачевном состоянии и сегодня стоит на ул. Ген. Буткова. Немногим раньше южная и средняя часть оставшейся садовой территории была застроена комплексом зданий, помещения которых сейчас занимает Юридический институт (КЮИ МВД России). Этот комплекс зданий появился в Кёнигсберге уже к 1931 г. и был предназначен для Земельной биржи и Биржи труда: по Ф. Гаузе в Кенигсберге того периода было 33 тысячи безработных.
Таким образом, под застройку биржевыми зданиями и под улицу Friedrich-Еbert-Straβe ушла значительная часть Народного сада.
Узкоколейка, огибая сад с запада, шла пóнизу, ниже уровня сада и улицы Deutschordenring (ныне Гвардейский проспект) – это низкое место называлось очень поэтично – Liliental (долина лилий), и направлялась в сторону Litauer Wallstraβe (Литовский вал) и дальше по Königstraβe (ныне ул. Фрунзе) в северо-восточные районы города Kalthof и Devau (район ул. Гагарина).
Итак, в начале ХХ века Народный сад занимал уже чуть менее половины своей исторической территории и располагался между Deutschordenring с одной стороны и Ausfalltorstraβe (ныне ул. Ген. Буткова) и Steindammer Wall (ныне ул. Ген. Галицкого) с другой. В XVIII веке и начале XIX века северная часть Народного сада переходила в территории общинных кладбищ, но на плане Кёнигсберга 1928 г. кладбища уже заняты постройками казарм и других зданий военного ведомства. В этот же период к старой озеленённой каштанами Deutschordenstraβe примыкают озеленённые по плану Э. Шнайдера территории лощины железнодорожной ветки, бастионов "Краузенек", "Буттерберг", "Астрономического" и "Лаак", озеленённые берега пруда, основой которого являлся обводненный ров бывших оборонительных сооружений. Сохранившая свои функции северная часть Volksgarten, очевидно, была неперспективна для застройки в связи со своим положением в рельефе и проходившей рядом Kleinbahn - узкоколейкой. Кроме того, в сохранившейся части сада находилось заложенное в 1873 г. и установленное в 1877 г. мемориальное сооружение – памятник солдатам, погибшим в период франко-прусской войны 1870-1871 гг. Проект памятника принадлежит инженеру-строителю Крюгеру, памятник выполнен из саксонского песчаника, имел восьмиугольную форму, его венчала колонна, вздымающая вверх орла с распростёртыми крыльями. Окружность памятника украшали восемь перемежающихся панелей – четыре бронзовых и четыре из песчаника. На песчаниковых плитах были выбиты девизы, авторство которых приписывается профессорам Кёнигсбергского университета: "Высшее достояние воина – любовь к своему народу" (Felix Dahn); "Не ваша награда, но наша благодарность" (Ernst Wichert). На южной стороне памятника на песчанике выбита маска умирающего воина и изображение Железного креста, а также названия местностей, где в боях принимали участие военные подразделения Первого армейского корпуса.
В наши дни сохранились руины мемориала, в советские времена основание памятника без памятных досок было использовано под устройство небольшой детской карусели. Теперь недалеко от холма, где стояла обсерватория университета, и рядом с Гвардейским проспектом, в нескольких десятках метров от мемориала 1200-м гвардейцам, на неприглядной, захламленной, заброшенной территории стоят руины памятника с руинами карусельки.
В северной части сада находилось Ehren Friedhof – Почётное кладбище, освящённое в 1817 г., на котором упокоились многие профессора Кёнигсбергского университета. В народе его часто называли Профессорским, так как здесь неподалёку находилась Нойроссгартенская кирха и ещё несколько кладбищ.
Возможно, поэтому ул. Вагнера (Wagnerstraβe) до 1889 г. называлась Тотенштрассе – ул. Мёртвых, ведь именно по этой улице везли в последний путь на кладбище Нойроссгартенской кирхи. Впоследствии улица была названа в честь знаменитого хирурга Карла Эрнста Альбрехта Вагнера, возглавлявшего с 1858 по 1871 г. хирургическую клинику Кёнигсбергского университета (в здании бывшей клиники теперь размещается Портовая больница). Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Альбрехт Вагнер, главврач армейского корпуса, умер от тифа и был погребён на "Профессорском" кладбище Кёнигсберга, однако все последующие годы клинику по-прежнему называли "Вагнеровской".
Нойроссгартенская кирха была заложена в 1644 г., в 1737 г. в ней установлен орган работы известного мастера Каспарини, высота её башни, сооружённой в 1685-1695 гг. – 90,7 м. Кроме башни Замка, это была самая высокая башня города, шпиль которой был покрыт сияющей медью и увенчан крестом и короной, такими же, как на гербе Альтштадта, которому эта кирха первоначально принадлежала. Стоимость постройки кирхи была возмещена добровольными взносами жителей города.
После страшных боёв за Кёнигсберг в апреле 1945 г. многие памятники Профессорского кладбища с выразительными скульптурами и старинными кованными решётками уцелели, но в 60-е годы были планомерно уничтожены, а кладбищенские земли отошли под гаражи и производственную базу завода "Союзгазавтоматика". Сейчас эта территория заброшена и представляет собой жалкий замусоренный пустырь: несколько старых, ещё кладбищенских деревьев (каштанов), обломки кирпичной стены завода, лежки бомжей, пепелища костров… Здесь были в числе других профессоров похоронены: Фридрих Вильгельм Бессель (Friedrich Wilgelm Bessel), астроном, 1784-1846; Роберт Каспари (Robert Caspari), ботаник, один из директоров Ботанического сада университета, 1818-1887; Теодор Готтлиб Гиппель (Theodor Gottlib Hippel), президент города Кёнигсберга (такое звание давалось только бургомистру Берлина и, в порядке исключения, одному из бургомистров Кёнигсберга – Т.Г. Гиппелю) – 1741-1796 (по другим сведениям, похоронен у кирхи); Карл Лерс (Karl Lehrs), филолог, 1802-1878; Франц Нойманн (Franz Neumann), физик, 1798-1895; Карл Розенкранц (Karl Rosenkranz), философ гегелевской школы, 1805-1871; Альбрехт Вагнер (Albrecht Vagner), хирург, 1871.
Среди ряда известных фамилий – немецкий математик и известный астроном родом из Вестфалии (г. Минден), приглашённый в Кёнигсбергский университет на пасху в 1810 г. из Кёльнского университета, Фридрих Вильгельм Бессель, который прожил в Кёнигсберге 36 лет и здесь же умер и был похоронен как известный член общества у Нойроссгартенской кирхи 17 марта 1846 г., но даже его могила, несмотря на заслуги перед человечеством, не была сохранена. Будущий известный астроном рано обнаружил свою одарённость, частным образом, будучи учеником торгового дома в Бремене, с 15 лет занимался математикой и астрономией, с 1806 г. – ассистент частной обсерватории близ Бремена. Научное наследие Бесселя составило около пяти сотен работ с очень широким спектром тематики. Его имя осталось навечно не только в истории, но и в современной астрономии, математике, геодезии. Начав работать в Альбертине в 1810 г., Ф.В. Бессель в течение 1811-1813 гг. построил на самой высокой точке старых валов Кёнигсберга университетскую обсерваторию, которая, возвышаясь над территорией Народного сада на холме Буттерберг, представляла собой не только научное достояние университета, но и яркую достопримечательность города.
Здесь, на Буттерберг некогда, в орденские времена, стояла виселица. Эта крутая возвышенность над глубоким оврагом, один из семи холмов Кёнигсберга, у пруссов называлась Глаппенберг по имени вождя то и дело восстававших коренных жителей, который после подавления рыцарями одного из восстаний периода 1269-1273 гг. был пойман и здесь, на этом холме казнён…
Впоследствии и вплоть до 1811 г. на этом холме на Виндмюлленплатц (пл. Ветряной мельницы) возвышалась одна из многочисленных в Кёнигсберге того времени ветряных мельниц, которая была разрушена в связи с постройкой обсерваториии – весьма знаковое явление: в очень трудное для Пруссии время старый город уступает место новому Кёнигсбергу XIX века – крупному научному и торговому центру.
Наполеону, который, направляясь в 1812 г. на Россию через Кёнигсберг, увидел строительство обсерватории, приписывают фразу: "Бог мой, король Пруссии после неудачной для него войны (имеется в виду война 1806-1807 гг.) ещё находит время думать о таких вещах…".
Народный сад окружал здание обсерватории, имевшей в плане форму креста, с трёх сторон. Обсерватория была невелика по площади, но имела большую известность… Изображения Бесселя впоследствии можно было видеть на фасаде нового Кёнигсбергского университета и на памятнике Фридриху Вильгельму III.
Вторые вальные укрепления Кёнигсберга были возведены в середине XIX века, когда на Буттерберг уже стояла обсерватория. Очевидно, поэтому один из бастионов оборонительного вала (построен в 1831 г., архитектор Johann Valerian Theodor Müller), находящийся неподалёку от Народного сада, через улицу Deutschordenring, был назван Sternwarte – Обсерваторский (ныне Астрономический).
Обсерваторию Бесселя посещали и проводили здесь наблюдения знаменитые астрономы того времени – немецкие, польские, русские и американские, а Российская академия наук избрала знаменитого астронома почётным иностранным членом.
В 1831 г. обсерватория была перестроена по проекту архитектора Иоганна Мюллера (1771-1839), которому принадлежал и проект строительства Театра оперетты на Парадной площади. Новая обсерватория была оборудована башней с вращающимся куполом и самым современным для того периода телескопом.
В 1884 г. бронзовый бюст Ф.В. Бесселя работы скульптора Иоганна Фридриха Ройша (Johann Friedrich Reusch – 1843-1906) был установлен в Народном саду, окружавшем новое здание обсерватории (не сохранился). В честь известного астронома назвали небольшую улицу, окружавшую с северной стороны Ботанический сад, и адрес обсерватории стал Besselestraβe, 4 (это же название улицы сохранилось и в наши дни). Скульптор Ройш, несмотря на то, что приехал в город в 1881 г., был хорошо известным в Кёнигсберге мастером, преподавателем Кёнигсбергской академии художеств, автором ряда знаменитых памятников Кёнигсберга, в том числе герцогу Альбрехту, кайзеру Вильгельму I, "железному канцлеру" Отто Эдуарду Леопольду Шенхаузен фон Бисмарку (1815-1898), фактически управлявшему государством во времена правления Вильгельма I, и бронзовой скульптуры Deutsche Michel, установленной рядом с Wrangelsturm – башней Врангеля. Башня стоит и теперь на ул. Баранова, так же как и невысокий постамент без Михеля (скульптура утрачена в послевоенные годы, немецкий Михель – народный герой, что-то вроде российского Иванушки, простой, неунывающий, работящий крестьянин, очевидно, поэтому в руках увековеченного в бронзе Михеля был цеп для молотьбы зерна).
Здание обсерватории и даже его башня уцелели после войны, но в конце 50-х годов прошлого века были уничтожены без всяких видимых причин, так же как и Профессорское кладбище, взятое государством под охрану как памятник истории, но невзирая на это не пережившее 60-х годов. Теперь, с 90-х годов прошлого века, место, где стояла обсерватория, отмечено надгробной плитой Ф.В. Бесселя (найденной и реставрированной в 1989 г.). На вершине холма, густо заросшего клёнами, среди которых сохранились и несколько старых деревьев с букетными кронами, под сенью старых уцелевших дубов в сумерках неухоженного и ныне безымянного зелёного массива, бывшего Народного сада, совсем рядом с Ботаническим садом Кёнигсбергского университета, лежит эта плита, к которой ведёт небольшая лестница, обрамлённая старыми липами, среди засохших молодых елей и буйных одуванчиков, вместо обсерватории, вместо Народного сада, вместо исторических могил Профессорского кладбища.
К западу от этого грустного и малопосещаемого места в бывшей Долине лилий в настоящее время находится то, что в Кёнигсберге называлось Народным садом, а теперь представляет собой пустырь возле ул. Ген. Галицкого, площадью 8,0 га, сырой, заброшенный, густо заросший самосевом деревьев. Что же удивляться, ведь здесь в десятках метров от Мемориала гвардейцам, павшим в сражениях за Кёнигсберг, находится приёмник ливневой и коммунальной канализации – бывшая Долина лилий, залитая грязной водой. …Ясени с сухими сучьями, липы и доживающие свой век каштаны в обхвате до 3-х метров напоминают о том, что здесь был когда-то очень старый сад, один из трёх самых старых садов старого города, в котором, впрочем, не были высажены экзотические, иноземные виды деревьев, ведь это был не приватный, а Народный сад, но всё же он являлся безусловной частью архитектурно-художественного образа Кёнигсберга. В путеводителе по городу 1910 года отмечается, что этот сад "уже 40 лет украшает Кёнигсберг, так же как и новые озеленённые территории променада на Шлосстайхе и Мюнц-плац в южной части Замкового пруда". Расхождение дат, от которых отсчитывается история Народного сада – 1753 и 1870 гг. – объясняется, вероятно, существованием двух периодов этой истории: в первый период, начиная с 1753 г. – почти естественный лесной массив; во второй период, отсчёт которого следует отнести ко времени установления здесь памятника павшим во франко-прусской войне солдатам, начавшийся с 1875 г. – ухоженный городской сад с цветущими партерами, благоустроенный и предназначенный для отдыха горожан. Впрочем, уже в тексте путеводителе за 1928 г. можно обратить внимание на выражение "остатки Народного сада". И всё же, находящиеся совсем рядом территории Ботанического сада, озеленённого обсерваторского холма, остатки Народного сада с профессорским кладбищем и Долиной лилий, озеленённые земляные валы – гласисы бастионов бывших оборонительных сооружений формировали в городском ландшафте очаровательную, с интересной планировкой, расположенную в сложном рельефе историческую зелёную зону кварталов старого города.
Памятник 1200-м гвардейцам.
Восьмого мая 1945 г. генерал-полковник К.Н. Галицкий, командующий 11-й Гвардейской армией, распорядился возвести над братской могилой советских солдат мемориальное сооружение. Работы над памятником 1200-м гвардейцам, отдавшим жизни в тяжёлых боях за город-крепость Кёнигсберг, длились четыре месяца, и 30 сентября 1945 г. на Гвардейском проспекте был открыт мемориал воинам 11-й гвардейской армии. Создавали памятник московские архитекторы И.Д. Мельчаков и С.С. Нанушьян, литовские скульпторы Б. Пундзюс, Р. Вайвада, К. Ярошунас и др. под руководством заслуженного деятеля искусств Литовской ССР заслуженного архитектора Ю.Н. Микенаса. Строительные работы выполнены силами воинов 11-й гвардейской армии, начальник строительства гвардии подполковник М.В. Бевзо.
Общее количество захороненных воинов в братских могилах мемориала гораздо больше 1200. В послевоенные годы на мемориале проводились перезахоронения воинов из неучтенных захоронений и упраздняемых небольших братских могил.
Мемориал 1200 гвардейцам стал первым мемориалом в СССР, увековечившим подвиг советских солдат, павших в Великой Отечественной войне. В 1946 году на флангах мемориального комплекса были установлены скульптурные группы "Штурм" и "Победа". 9 мая 1960 года перед стелой был зажжён Вечный огонь.
В 1961 году, после XX съезда КПСС, с обелиска стесали изображение И.В. Сталина, заменив его изображением реверса медали "За победу над Германией", было убрана фамилия Сталина под его цитатой "Наше дело правое, мы победили".
Мемориал 1200 гвардейцев представляет собой площадь овальной формы, примыкающую к Гвардейскому проспекту. Ближе к центру площади установлен пятигранный обелиск высотой 26 м с основанием в форме пятиконечной звезды. На обелиске семь каменных поясов с эпитафиями. На гранях обелиска находятся рельефы с изображением медалей, орденов, оружия и композиции боевых сцен. Вдоль стен площади расположены четыре мраморных надгробия со списком имён погибших солдат. Стену из рустованных гранитных блоков украшают шестнадцать барельефов и мраморные плиты с именами павших, вдоль неё расположены четыре мраморных надгробья с именами похороненных воинов. В одном ряду с мраморными надгробьями у стены на постаментах находятся бронзовые бюсты Героев Советского Союза С.С. Гурьева и С.И. Полецкого и два памятных обелиска: в честь Героя Советского Союза А.А. Сергеева и медсестры Е.Б. Ковальчук. По краям стены расположены постаменты, на которых установлены бронзовые скульптурные композиции "Штурм" и "Победа".
В 1995 году в непосредственной близости от памятника была построена православная часовня (Аусфальские ворота) в память о погибших при штурме солдатах.
В соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и от 4 декабря 1974 года № 624 мемориальный ансамбль на братской могиле 1200 советских воинов 11-й гвардейской армии, павших при штурме города и крепости Кенигсберг в апреле 1945 года, подлежит государственной охране, ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения.
Здание школы милиции
Здание школы милиции было построено в период с 1928-1931 гг. специально для Восточно-Прусского Земельного управления Имперского Министерства труда Германии. Одновременно здесь функционировали Земельная и городская биржи труда "Arbeitsam". В годы войны в нем находился концлагерь «Шихау». Весной 1945 года здание биржи труда было превращено гитлеровцами в один из опорных пунктов обороны Кенигсберга. Здесь окопались подразделения 192-го гренадерского полка, возглавляемого неким майором Левински. Тут же у внешней со двора стены под открытым небом был оборудован арсенал. 8 апреля 1945 года здание штурмом взяли бойцы 11-й гвардейской общевойсковой армии.
Подготовила Семенова Ю. В.
Контрольный текст по объектам экскурсий «Этих дней не смолкнет слава..»
Площадь Победы
В начале прошлого века, там, где сейчас пл. Победы, проходила городская черта старого Кёнигсберга. Поэтому здесь размещались внутренние вальные укрепления, которые со временем стали мешать движению трамвая. Желая произвести перепланировку, городские власти выкупили эту территорию у военных и распорядились сносить старые стратегические объекты. К сожалению, пока жители, возмущенные варварским уничтожением памятников архитектуры, достучались до городского руководства, красивейшие Штайндаммские ворота канули в лету. А началось все с того, что кёнигсбергский магистрат затеял организацию большой торговой международной ярмарки. Определили для нее место - парадный вход с площади Ганзаплац, названной в честь средневекового торгового союза прибалтийских городов, в который входил и Кенигсберг. В начале XX века сооружения внутреннего кольца городских укреплений потеряли военное значение, были выкуплены городом у военного ведомства и снесены. Трагхайимские ворота были снесены в 1910 году, Штайндаммские — в 1912 году. Примерно на их месте была устроена площадь Hanzaplatz в ознаменование того, что средневековый Кенигсберг входил в Ганзейский союз. В 1920—1923 годах был построен комплекс павильонов Восточной ярмарки, главные ворота располагались на северной оконечности площади. На противоположной стороне площади было выстроено здание торговых представительств, позднее оно стало использоваться кёнигсбергским городским правлением. После прихода нацистов к власти площадь была переименована в Адольф-Гитлер-Плац (площадь Адольфа Гитлера). После войны площадь неофициально носила название Площадь трёх маршалов - за висевшие на зданиях портреты Василевского,Жукова,Рокоссовского. В 1947 году официально стала называться Площадью Победы. В 1958 году на площади был установлен памятник Ленину работы скульптора Топуридзе. До этого здесь возвышался памятник Сталину. В 1996 году рядом с площадью началось строительство Храма Христа Спасителя. В преддверии 750-летнего юбилея Калининграда площадь была капитальным образом реконструирована. С площади бын убран памятник Ленину (после реставрации перенесён в сквер перед Домом искусств, бывший кинотеатр «Октябрь»), также снесли трибуны. В ходе реконструкции на площади устроили фонтаны и установили Триумфальную колонну, напоминающую Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Мэрия
До 1922 года на том месте, где сейчас стоит дом городских властей, ничего особо примечательного не было. Напротив ярмарочного входа в 1923 году построили большое здание для размещения офисов многочисленных фирм. Неплохой получился дом, с рестораном "Штадткеллер", не зря он приглянулся чиновникам из городского магистрата. В 1927 они справили в нем новоселье, выбравшись из тесных кабинетов кнайпхофской ратуши.
Но торговля не держала обиды на городские власти; взамен она получила огромный ярмарочный павильон "Дом техники", который и поныне стоит (без крыши) рядом с Центральным продовольственным рынком. И тут самое время поговорить о создателе этих зданий, об архитекторе Иоганне (Гансе) Хоппе. Родился он в 1890 году в Любеке, после окончания учебы 23-летним юношей приехал в Кенигсберг, избрав стезю вольного художника-архитектора, весьма увлекся модными в те годы идеями французского зодчего Ле Корбюзье (1887-1965), зачинателя серийного строительства, сторонника внешней простоты и внутреннего комфорта зданий. В таком стиле и принялся проектировать Ганс Хопп. Достаточно сказать, что кроме магистрата и Дома техники, по его эскизам в Кенигсберге построены: женская ремесленная школа (1930) - гарнизонный Дом офицеров, Парк-отель (1930) - административное здание на ул. Сергеева, дом "Кайма" - ул. Чапаева, 31 и некоторые другие. Затем Ганс Хопп работал в Дрездене и в Лейпциге, скончался же в 1971 году в Берлине. Остается лишь пожалеть, что его не пригласили в Калининград при восстановлении здания магистрата из руин в 1960-х годах.
Действительно, во время военных действий здание сильно пострадало и выгорело. Жестокие бои шли на самой площади. Мрачный остов здания стоял после войны много лет. Лишь первые этажи развалки светились приветливыми огоньками: где-то в 1950 году здесь разместился большой универмаг. Странное ощущение возникало у покупателя, когда, входя в пугающую руину, он неожиданно попадал в блестящий мир витрин, красивых товаров и яркой бижутерии. Это напоминало пещеру Аладдина с той разницей, что здесь надо было за все платить.
Перенесемся на несколько лет вперед. Здание передали рыбакам и они восстановили развалину, приспособив ее под общежитие. Несколько комнат заняли кабинеты Базы экспедиционного флота и, на некоторое время, службы китобойного и тунцеловного флотов. На первом этаже разместились столовая, ресторан "Чайка" и Центральный гастроном 5. Рядом с домом, если кто помнит, на месте теперешнего фонтана находилась главная городская автобусная станция...
В 1970 году здание поменяло хозяина: было передано на баланс городского ЖЭУ-13 (в 1973 году здание перешло на баланс горисполкома, в документах тех лет оно фигурировало как "Дом Советов"). Это знаменовало переезд на площадь Победы аппарата горисполкома и горкома КПСС. Горисполком переехал в капитально отремонтированное здание из старого дома да улице Коммунальной, 4-6. На крыше установили большущее электронное табло для световой газеты. Ее плывущие буквы были видны аж от эстакадного моста.
Нельзя сказать, что в облике здания ничего не менялось. Так, примерно около 1975 года, взмахнув крылом, тихо исчез ресторан "Чайка", и его помещения заняла столовая 66. От "Чайки" остался лишь кондитерский цех, выпекающий в полуподвале свою вкусную продукцию. Недавно покинули здание рыболовные службы (последний арендатор - управление Тралового флота), ранее - контора Стройбанка, занимавшая там апартаменты с 1970 года. Самоликвидировался в начале девяностых городской комитет КПСС. Скромная столовая 66 уступила место шикарному ресторану с манящим названием "Валенсия". Гастроном 5 получил звучную приставку "Меркурий", а горисполком стал зваться по-современному - заморским словом "мэрия", которое пошло гулять по свету из французского языка и родственно латинскому "майор" - старший.
КГТУ
Освободившееся место от вальных укреплений отвели также для земельного административного суда, его проект заказали в Берлине, в министерстве общественных работ. Разработкой руководили Верховный тайный советник по строительству Зааль и правительственный советник в Пруссии Штиль.
Основой здания служил полый прямоугольник, разделенный крытыми переходами, которые соединяли противоположные строения. Внутри прямоугольного пространства образовывались три двора. Позже должна была быть пристроена еще восточная сторона, обращенная на Ганза-плац (сейчас - центральный вход в КГТУ с пл. Победы).
Строительство началось в 1913 году под надзором правительственных строительных мастеров Шмидта, Краатца и Хенриха. Из-за развязавшейся Первой мировой войны оно затянулось, но уже через четыре года центр города украшало большое серо-белое здание в стиле необарокко. Оно имело все черты, характерные для этого направления: изысканность и обилие декоративных элементов. По эскизам архитектора Германна Тиле были выполнены многочисленные колонны, валюты (завитки), картуши (не развернутые до конца свитки в окружении выпуклых украшений), пилястры.
Административный суд размещался на трех этажах, высота которых, как и высота окон, уменьшалась от нижнего к верхнему. На фасадных поверхностях окна первого и второго этажей были связаны общим обрамлением, а стена на цокольной высоте декорировалась крупными рельефными камнями.
Над третьим этажом фасад заканчивался мощным карнизом. Далее шла четырехскатная мансардная крыша, имевшая небольшие слуховые окна. Она была ограждена парадной балюстрадой. Каждая пилястра на ней - как чуть ли не самый значимый элемент необарокко - была увенчана вазой.
Пышный портал главного входа в административный суд находился в средней части строения. Через орнаментированный вестибюль посетители выходили на просторную лестничную клетку, откуда поднимались на этажи по двум асимметричным лестницам. Внутренняя схема здания довольно проста: длинный коридор, с одной стороны которого находились помещения для судей, асессоров, писарей, а также комнаты заседаний и залы ожидания. Несомненным достоинством проекта было то, что практически все окна выходили на солнечную сторону.
В начале 30-х годов под руководством правительственного советника Лессера была построена последняя, восточная сторона здания, с появлением которой добавился еще один внутренний двор. Пристройка очень отличалась: так как возведение началось позже, то ее лишили многочисленных украшений необарокко. Все было сделано в соответствии с новым, более прагматичным стилем. Отсутствовали какие-либо фигуры. Зато бросались в глаза стройные ряды окон, которые, как и у основного здания, уменьшались по направлению к крыше.
Единственной интересной чертой этого блока стал вход/выход на Ганза-плац (пл. Победы). Большой темный проем поддерживался мощными колоннами. Сквозь него истцы и ответчики попадали в просторный холл со стеклянной стеной, откуда отрывался вид на площадь. Холл был оформлен колоннами со слегка намеченными украшениями капителей. Экономно были декорированы и лестницы.
Северный Вокзал
Северный вокзал был построен в 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции Кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались примерно на том же месте. Как и новый Главный Южный вокзал (нынешний Калининград-Пассажирский), Северный вокзал был открыт в 1929 году. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный, Лицентский, Кранцевский и Земландский.
Во время войны станция пострадала, и долгое время не использовалась для пассажирского движения. В мае 1964 года с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание использовалось как Межрейсовый дом моряков.
В 1976 году участок Калининград-Зелегорадск был электрифицирован, и Северный вокзал стал обслуживаться электропоездами.
В 2010 году на территории станции был установлен паровоз - памятник ТЭ-858 1943 года постройки.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 307.