Доминантой площади Победы является Кафедральный собор Христа Спасителя, настоятеле которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. История храма начинается 30 апреля 1995 года, в день празднования 10-летия православия на Калининградской земле, когда был освящен закладной камень и установлен семиметровый деревянный крест.
В 1996 году Президент России Борис Ельцин и митрополит Кирилл заложили в основание постройки капсулу с землёй, взятой от воссозданного московского Храма Христа Спасителя.
Верхний храм Рождества Христова освящён Святейшим Патриархом Алексием II, 10 сентября 2006 году. Событие было приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде.
Здание собора представляет собой восьмиугольник с выступающими арочными порталами входов, восьмиугольник символизирует в православии Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению. Размеры храма составляют 31x31 м., высота 73 м. Алтарная часть собора увенчана куполом и пристроена с восточной стороны здания. Вся арочная композиция покоится на стилобате-подиуме, диаметром 60 метров, к которому ведет большая трехмаршевая лестница шириной 20 м. Пятикупольный в своей основе Собор увенчан шестым куполом с восточной стороны над алтарной апсидой в символ библейского шестоднева. Шлемовидные купола созданы в древне-византийском храмовом стиле. Композиция собора строго симметричная, что подчеркивает монументальность и значимость сооружения.
Внутренний интерьер имеет крестовый свод и четырехстолпную композицию центрального купола. Особое внимание привлекает уникальный иконостас, выполненный из мрамора в технике флорентийской мозаики. Для этих целей привезены мраморные плиты из Италии, Испании, Франции, Македонии и даже Индии. Сложность работ была такова, что из ста тонн мрамора в иконостасе используется только 30-40 тонн. Из Москвы были привезены Царские врата, диаконские врата, а также иконы для мраморного иконостаса собора. Размеры Царских врат достигают пяти метров в высоту и три метра в ширину. Каждая створка Царских врат весит около 400 кг.
Облик иконостаса был разработан специально для Калининградского храма. Идейным вдохновителем, определившим специфику алтарной преграды, стал настоятель собора – в то время митрополит, а ныне патриарх Кирилл. Непосредственное руководство работой по формированию образа алтарной преграды осуществлял первый ключарь собора – иерей Владимир Кузьмин.
Своеобразие иконостаса напрямую связано с особым значением Кафедрального собора Христа Спасителя: с момента своей закладки он мыслился как «побратим», «младший брат» московского Храма Христа Спасителя. В архитектуре ориентация на столичный храм проявилась в строгой симметрии, высоком стилобате и пятиглавии. Во внутреннем убранстве таким аналоговым центром должен был стать, прежде всего, алтарь, устройство которого в определённом смысле перекликается с обликом алтаря-часовни Храма Христа Спасителя. Однако в Калининградском соборе алтарь не является «зданием внутри здания», но размещается в очень низкой, относительно основного объёма храма, абсиде, над которой установлен барабан, увенчанный куполом и крестом. Изнутри храма через большое окно, расположенное над конхой, купол хорошо просматривается, завершая образ алтаря как особого пространства.
Спроектировали иконостас специалисты научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Выбор этой творческой группы не был случаен – именно её представители занимались воссозданием декоративного убранства Храма Христа Спасителя в Москве, работая по оригинальным чертежам Константина Тона.
Работы по мрамору выполняла калининградская компания «Гран-мар». По замыслу настоятеля, иконы должны были утверждать принадлежность Калининградской области Российской Федерации, свидетельствовать о духовной связи «островка русской земли» с Большой Россией. С этой целью у подножия фигур Богородицы и Спасителя изображены узнаваемые здания Москвы и Калининграда. В качестве архитектурных символов Москвы выбраны Кремль и Храм Христа Спасителя. Они написаны у подножия Спасителя. Калининград в иконе Богородицы представлен условными домиками красного кирпича с черепичными крышами и Кафедральным собором Христа Спасителя.
Особое внимание привлекают мозаичные медальоны над боковыми входами в собор, идеально гармонирующие с узорчатым мраморным полом собора. Интерьер храма, показывая преемственность, перекликаться с убранством московского Храма Христа Спасителя, но не теряет свою неповторимость.
По замыслу архитектора Олега Копылова образ собора должен воплощать в себе современные достижения архитектуры и древнерусские истоки. Поэтому построенный в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества собор имеет также ряд современных решений – так нигде прежде не применялось столь много застекленных поверхностей. Это решение дает возможность создать удивительную атмосферу: восходящее и заходящие солнце пронизывает лучами внутренние пространство и одновременно зеркальные витражи, отображая окружающий мир, вызывают удивительный световой эффект. Кажется, что купола с крестами, парят в небе. Вечером же освещенный интерьер храма с его внутренним убранством и красотой многократно отражается и преображается в оконных проемах.
На колокольне высотой 45 метров установлены 13 колоколов, самый маленький из колоколов весит всего семь килограмм, самый большой двенадцать тонн.
Собор увенчан шестью златоглавыми куполами: центральным куполом, четырьмя боковыми и шестым алтарным. Высота четырех крестов составляет 4 метра, центрального 5,9 метра и алтарного 3,2 метра, они имеют нитрид-титановое покрытие и яркими световыми маяками отражают солнечный свет над Калининградом на высоте около шестидесяти метров. Со смотровой площадки собора открывается прекрасный вид на город.
Нижний храм собора, освященный 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом во имя Нерукотворного Спаса, возможно не столь эффектен, но в его истории уже случилось чудо.
Иконостасом храма стал уникальный кочующий Мемельский иконостас. Что бы узнать его историю перенесемся в далекие времена Семилетней войны (1756-1763 гг.). Тогда русские войска, перейдя прусскую границу, нанесли серьезное поражение армии Фридриха Великого, в январе 1758 года русские овладели Восточной Пруссией и Кенигсбергом, а в сентябре 1760 года пал Берлин. Православному воинству молиться в иноверных кирхах было нельзя, надо было возводить православные храмы, выписывать из России церковную утварь, иконостасы. Все это требовало личного патронажа самой государыни Елизаветы Петровны, и она повелела изготовить иконостасы, местное население уже присягнуло на верность русской Императрице, что практически означало присоединение завоеванных земель к России. Так комендант В.И. Суворов стал именоваться «управляющим Прусским королевством». Вскоре иконостасы были вырезаны, расписаны и отправлены – один в Кенигсберг (ныне Калининград), другой в Мемель (ныне литовская Клайпеда), третий в Пилау (ныне Балтийск). Жизнь в присоединенных к России прусских городах постепенно налаживалась – в Мемеле даже успели освятить небольшую церковь во имя Преображения Господня, куда и был помещен доставленный из Петербурга иконостас. На одной из икон иконостаса выписанный лик св. Елизаветы, небесной покровительницы императрицы. Написанный сочными красками, с преобладанием темно-красного и синего тонов в окаймлении нежной голубизны и золота, он прекрасно гармонирует с общей барочной стилистикой иконостаса. Елизавета Петровна была первой русской императрицей, которая своим церковным поведением возродила значение церкви в России. К тому же для иконостаса, предназначенного для победоносной русской армии, напоминание об императрице, во имя которой одерживались эти победы, было вполне естественным.
Возможно, именно поэтому автор иконостаса стремился придать святой портретное сходство с Государыней. По крайней мере, сопоставление иконописного изображения св. Елизаветы с портретами Елизаветы Петровны кисти И. Никитина (1720-е гг.), А. Антропова (1750-е гг.), Луи Токке (1758 г.) наталкивает на такое заключение. Слева от клейма с образом св. Елизаветы – клеймо с образом св. праведного Захария. Это соседство традиционно: как известно, Захарий и Елизавета — родители св. Иоанна Предтечи, однако образ Захария приобретал здесь и другой смысл: молящиеся перед иконой воины видели в нем прежде всего небесного покровителя – героя Семилетней войны графа Захара Григорьевича Чернышева.
После решения Петра III о выводе войск из Прусии, Мемельский иконостас был вывезен в Петропавловский собор Санкт-Петербурга. В 1767 году иконостаса передали Коллегии иностранных дел для установления его в посольской церкви в Стокгольме. В 1838 году Стокгольм посетил император Николай Павлович и наследник цесаревич Александр Николаевич. 20 июня Николай I и будущий царь-освободитель Александр II молились в посольской церкви перед Мемельским иконостасом. В 1890 году иконостас был доставлен в Гамбург и установлен в Свято-Николаевском храме. Регулярные богослужения в храме шли с начала ХХ века до середины 1960-х годов (не считая перерыва в период Первой мировой войны). Однако в 1965 году ведомство по охране памятников культуры Гамбурга поставило вопрос о передаче церкви и, главное, уникального иконостаса, в его ведение. Это неизбежно кончилось бы тем, что Мемельский иконостас – памятник победоносной войны с Пруссией оказался бы в одном из музеев в Германии.
Предупреждая подобный ход событий, Свято-Князь-Владимирское братство вывезло иконостас из Гамбурга и передало на хранение в Российское посольство в Бонне. 4 сентября 1996 года состоялась передача иконостаса в Россию. Принимая первый отреставрированный фрагмент иконостаса, для нижнего храма Кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде Святейший Патриарх сердечно поблагодарил Свято-Князь-Владимирское братство за этот бесценный дар – духовную реликвию, перед которой 250 лет назад молились русские воины. По предложению председателя братства, Г. А. Рара, храм где установлен иконостас стал храмом-памятником воинской славы, где чтится память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии.
Иконостас — редкий пример цельного живописно-декоративного ансамбля, сохранившего чистоту стиля второй половины VIII века. Он написан в эпоху императрицы Елизаветы Петровны, по ее прямому распоряжению, в стиле так называемого елизаветинского рококо и содержит сюжеты, напоминающие о времени её правления. Архитектурными проектами руководил Бартоломео Растрелли, а во главе живописной команды стоял Иван Вишняков. Несмотря на то, что живописная манера и декоративное оформление Преображенского иконостаса выдержаны в стиле своего времени, общая иконографическая программа православного иконостаса соблюдается, хотя она, конечно, сильно сокращена ввиду малого размера иконостаса.
Особое значение в иконостасе имеют Царские врата, символизирующие вход в Царство Божие. Обычно на них расположены шесть икон, раскрывающих тему Благой Вести, ведь через нее людям открыто Царство Божие. Две верхних иконы представляют сцену Благовещения с Пресвятой Девой Марией и Архангелом Гавриилом, четыре нижних изображают евангелистов, благовествующих миру. Они погружены в работу над созданием Евангелия и традиционно представлены в сопровождении крылатых существ — тетраморфов, чьи крылья символизируют божественную миссию.
Сразу над Царскими вратами помещен символ Святого Духа — белый голубь, еще выше — обычная для этого места икона «Тайная вечеря». А в самом верху над иконостасом — образ Бога-Отца. Все эти три иконы, расположенные последовательно по центральной оси иконостаса, видимо, по замыслу создателей в совокупности должны представлять Святую Троицу, в данном случае Новозаветную. Известно, что икону Бога-Отца, так же, как и Новозаветную Троицу, в которую включается этот образ, Большим Московским Собором 1666-1667 гг. предписывалось не изображать. Однако с петровских времен на практике запрет перестал соблюдаться. Поэтому данный сюжет нередко встречается в храмах XVIII—XIX веков, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве.
По бокам от Царских врат, как и полагается в православном иконостасе, справа — образ Спасителя, слева — Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Фигуры написаны в полный рост и снабжены дополнительными атрибутами. Христос изображен с державой в левой руке, а Божия Матерь в правой руке держит белую лилию — христианский символ чистоты и непорочности, чаще встречающийся в западном искусстве. Одежды Спасителя традиционны: на красный хитон наброшен развевающийся синий гиматий. Богородица изображена в ярко-розовой тунике, овитой синей драпировкой, напоминающей мафорий. Голова Ее покрыта белым платком, из-под которого выбиваются русые локоны, и увенчана маленькой короной.
Слева от образа Богородицы расположена северная дьяконская дверь, содержащая икону первомученика архидиакона Стефана. На дьяконских вратах традиционно изображаются архангелы в дьяконских облачениях или святые диаконы Стефан и Лаврентий (изредка на северных дверях встречается образ благоразумного разбойника, а на южных — икона «Поклонение кресту»). Однако образ святого архидиакона Лаврентия не нашел места в иконостасе — южная дьяконская дверь, видимо, изначально отсутствовала, что часто бывает в небольших иконостасах. Ее место занимала храмовая (местная) икона, в данном случае «Преображение Господне». Вряд ли можно считать, что иконостас дошел до нас с утратами некоторых икон. Если судить по фотографии 1889 года, хранящейся в Преображенском храме Стокгольма, все иконы сохранились.
Слева от образа Богоматери расположена икона «Рождество Богородицы», над изображением Спасителя — «Рождество Христово». Крайняя левая икона содержит образ святителя Николая, что закономерно в иконостасе, написанного для портового города, ведь святой Николай почитается как покровитель мореплавателей. А вот все остальные сюжеты икон второго яруса так или иначе связаны с личностью императрицы Елизаветы Петровны. В двух наиболее крупных картушах, акцентирующих центр правого и левого крыльев иконостаса, представлены два парных образа: праведный Захария и праведная Елизавета — святая покровительница императрицы Елизаветы Петровны.
Непосредственно под образом праведной Елизаветы, в той же раме, изображен мученик Севастиан Медиоланский, память которого приходится на 18 декабря, что совпадает с днем рождения Елизаветы Петровны. День восшествия ее на престол — 25 ноября, совпадает с памятью Святителей Климента Римского и Петра Александрийского, изображенных в одной раме с образом святого Захарии. С краю верхнего яруса иконостаса помещены иконы мучеников Харлампия и Евстафии. Дни этих святых совпадают с датами рождения наследников императрицы. Поминовение священномученика Харлампия Магнезийского приходится на 10 февраля— это день рождения Петра III, а мученик Евстафий Плакида поминается 20 сентября— в этот день в 1754 году родился внучатый племянник Елизаветы Павел I.
В иконостасе также интересен подход его декоративного решения. Поскольку иконостасу надлежало быть выполненным в короткие сроки и для неопределенного помещения, он, скорее всего, создавался как временный. Поэтому вся «резьба» по дереву имитирована живописными средствами. «Голубой шелк», на котором якобы написаны иконы (о чем упоминается в некоторых источниках), также живописная имитация. Однако выполнено это настолько мастерски, что на фотографиях фон выглядит фактурным, а «резьба» объемной. Преображенский иконостас дает представление и о двух других иконостасах, которые находились в Кенигсберге и Пиллау. Они были идентичны по конструкции и художественному решению, разнились, скорее всего, только местной иконой. Технологическое исполнение всех трех иконостасов, без сомнения, тоже было одинаковым.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 348.