(6-й тип слоговой структуры)
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: | Ребенок: | л | о г о п е д: | Р | ебе н ок |
бант | — бантик | лист | __ | листик | |
бинт | — бинтик | зонт | — | зонтик | |
фант | — фантик | мост | — | мостик | |
куст | — кустик | болт | — | болтик | |
дождь | — дождик* | холм | — | холмик | |
шарф | — шарфик* |
63. Упражнение «ЧЕГО (КОГО) НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.
Ход игрового упражнения
Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос: «Чего (кого) нет?»
| 64. Упражнение «ОДИН — ПЯТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием б) с окончанием -ЕЙ Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: одна комната — пять комнат один огонь — пять огней одна конфета — пять конфет один уголь — пять углей одни колготы—пять колгот один камень — пять камней одна яблоня —пять яблонь один ливень — пять ливней одна котлета — пять котлет один бивень — пять бивней одно яблоко — пять яблок один парень — пять парней* один корень — пять корней* |
65. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -Н- и окончанием -ЫЙ Логопед: Ребенок: котел из меди — медный котел бульон из рыбы — рыбный бульон* костюм из ваты — ватный костюм
| 66. Упражнение «КТО ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Упражнять в словообразовании. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Кто мелет муку? Мельник. Кто кладет печи? Печник*. Кто ухаживает за лесом? Лесник. Кто много шутит? Шутник*. Кто рубит и продает мясо? Мясник. Как называется спортсмен, • который катается на лыжах? Лыжник*. Кто пасет коней и коров? Пастух. Кто кует цепь? Кузнец. Кто много ленится? Лентяй. Кто много болтает? Болтун. Кто лечит больных? Доктор*. Кто управляет самолетом? Летчик*. (Лексический материал упражнения рекомендуется раз делить на два занятия. Существительные с суффиксом -НИК- используются на первом занятии.) |
67. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах. На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках. На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках*, на лавках. | 68. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным. Логопед: Ребенок: Толстый тонкий Высокий низкий Здоровый больной Глупый умный Светлый темный Холодный теплый Слабый сильный Богатый бедный Пустой полный Жидкий густой Глубокий мелкий Сладкий кислый б) подбор антонимов к глаголам бросить — поднять проснуться — уснуть отдохнуть — устать опоздать — успеть сохнуть — мокнуть зажигать — гаснуть (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) |
69. Упражнение «ПРЯТКИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА». Оборудование: настольный театр. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает внимательно посмотреть и сказать, кто где спрятался. Ребенок: Зайчик за окном. Медведь за кустом. Индюк за углом. Павлин за елкой. Барбос за.будкой*. | Дата: 2019-03-05, просмотров: 226. |