Упражнение «ОДИН — НЕСКОЛЬКО»             
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа при образовании имен существительных
множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существитель­ное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произ­носит слово во множественном числе.

а) с окончанием -И               б) с окончанием -Ы

 

Логопед: Р е б е н о к: Логопед:   Р еб е н ок:
денек деньки бубен   бубны
пенек пеньки бант   банты
дубок дубки винт   винты
каток катки фильм   фильмы
венок венки лифт   лифты.
моток мотки бинт   бинты
комок комки        
танк танки        
камень камни

в) с окончанием -А

ливень ливни        
капля капли пятно   пятна
уголь угли окно   окна

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на два занятия.)

 

48. Упражнение «ОДЕНЬ КУКОЛ»                 Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Активизировать словарный запас по темам «Одеж­да», «Обувь». 3. Учить различать одежду и обувь по размеру. Оборудование: маленькая кукла Инга и большая кукла Илья; предметы кукольной одежды и обуви разного размера. Ход игрового упражнения Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал. Ребенок: Логопед: Инге  — юбку, кофту, банты., ленты, муфту, туфли. Илье   — пальто, майку, гольфы, тапки.  

 

49. Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ»               Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: пальма, ольха, айва,' пихта, сосна, елка; ветки перечисленных де­ревьев. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия деревьев, изображенных на них. Затем пока­зывает картинки с изображением веток перечисленных де­ревьев и просит ответить на вопрос: «От какого дерева эта ветка? » Ребенок: Ветка пальмы.  Ветка ольхи.  Ветка айвы.  Ветка пихты.  Ветка сосны*. Ветка елки*.   50. Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»        Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Активизировать и вводить в речь обобщающие по­нятия. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, кеды, юбка, кофта. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком ряд из четырех картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор. Логопед:                          Ребенок: тумба, тахта, кепка, диван                   кепка тапки, туфли, майка, кеды                   майка майка, юбка, кофта, туфли                  туфли  

 

 

51. Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО»            Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить заканчивать предложение словом, подходя­щим по смыслу. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: метка, ветка, сетка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них. Затем пред­лагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. (В качестве опоры используются предметные кар­тинки.) Логопед:                          Ребенок: Я тебе задачу дам: Все расставить по местам. Вот печать на простыне                  метка. Зеленеет за окном             —      ветка. Волейбольная висит         —      сетка.              52. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»        Цель: 1. Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа. 2. Упражнять в употреблении предлога «НА». 3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и пред­лагает ответить на вопросы: Логопед: Где буквы? Где метка?  Где губка? Где детки?  Где капли? Где деньги? Где пятно?   Ребенок: Буквы на ленте. Метка на майке. Губка на ванне. Детки на катке.  Капли на окне. Деньги на тумбе. Пятно на пальто.  

 

53. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»                       Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребе­нок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. Логопед:                                Ребенок: Трудно                                     легко Здорова                                    больна Светло                                     темно Недавно                                  давно Мир                                          война                   Толсто                                   тонко                     54. Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ»                     Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении глаголов множествен­ного числа повелительного наклонения. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои ко­манды». Логопед:                                               Ребенок: Дуй.                                  Вы дуйте. Мой.                                 Вымойте. Пой.                                 Вы пойте. Лей.                                  Вылейте. Пей.                                  Вы пейте.                 55. Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»                               Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить называть целый предмет по названиям его частей. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: окно, утка, кофта, тумба, банка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них. Затем пред­лагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед:                                                       Ребенок: подоконник, рама, стекло, форточка...                                                                          окно крылья, клюв, хвост, лапки...                                                                          утка рукава, манжеты, воротник, застежка...                                                                          кофта крышка, дверца, ножки, стенки...                                                                          тумба горлышко, дно, стенки...                                                                          банка                 56. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»                      Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Развивать внимание и зрительную память. Оборудование: предметные картинки: венок, каток, уголь, огонь, бубен, камень. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, пред­лагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, лого­пед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопро­сом: «Чего нет?» Ребенок: Венка, катка, угля, огня, бубна, камня.

 

                     57. Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА»                               Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 5-го типа при употреблении имен су­ществительных винительного падежа. 2. Активизировать словарный запас по темам «Одеж­да», «Обувь». Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье; тапки, туфли, кеды; чулки, гольфы, носки.                        Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед:                        Ребенок: Что можно шить?  Пальто, юбку, кофту, майку, белье.  Что можно обуть?  Тапки, туфли, кеды.  Что можно штопать? Чулки*, гольфы, носки*.            58. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»                      Цель: 1. Упражнять в употреблении несклоняемого суще­ствительного «пальто». Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку заканчивать предложения словом «пальто». Логопед:                                              Ребенок: В прихожей на вешалке висит...            пальто. У мамы нет теплого зимнего...              пальто. Бабушка пришивает пуговицы к...         пальто. Брат пошел за...                                      пальто. Малыш вышел гулять в новом...            пальто. 59. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель:   1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 5-го типа. 2. Учить составлять предложения по опорным словам. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов. Логопед: Ольги, у, тапки, туфли, и. Ольга, ели, Инга, и, вафли. Тополя,пух,ольхе, на. Илья, кидай, не, камни. Кегли, дайте, Ивану. Пальто, Толи, у, унты, и. Ребенок: У Ольги тапки и туфли. Ольга и Инга ели вафли. Пух тополя на ольхе. Илья, не кидай камни. Дайте Ивану кегли. У Толи пальто и унты.  

 

60. Упражнение «ЗАГАДКИ»                         Цель: 1. Продолжить учить четко произносить слова слого­вой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и логическое мыш­ление. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. Логопед:                          Ребенок: Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем.                        Будка. Плещет теплая волна  В берега из чугуна: Угадайте, вспомните, Что за море в комнате.                                 Ванна.                                      . Из железа тучка, А у тучки ручка. Эта тучка по порядку Полила за грядкой грядку                                   Лейка  Черные птички На каждой страничке. Молчат, ожидают Кто их прочитает.                              Буквы.                                                                                                               ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У дома ольха. Мальвы увяли. На Илье кепка. Дайте Илье кегли. На Татке новые тапки. На окне капли воды. Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни. На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли. У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве. Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке.  

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.