Психологические основы Нейрографики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

19.00.01  – общая психология, история психологи

Диссертация на соискание ученой степени

Кандидата психологических наук

 

Научный руководитель

Козлов В.В.

доктор психологических наук,

профессор

 

 

                                                                                                                                                      Ярославль – 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психических состояний личности и их взаимосвязи с моторно-двигательной активностью

1. 1. Основные теоретические подходы в изучении психических состояний личности…………………………………………………….15

    1.2 Понятие жизнестойкости в психологической литературе…………39

1.3. Теоретические основы взаимосвязи психики и моторно-двигательной активности……………………………………………………....45

Выводы по первой главе………………………………………………..59

 

 

Глава 2. Практико-ориентированные методы исследований психических состояний личности.

2.1. Проективные методики диагностики психических состояний и трансформации личности……………………………………………………….60

2.2. Феноменология психического образа. Концепция языков сознания. Обзор возможностей работы с символическими образами, техниками визуализации и символизации…………………………………………………71

2.3. Описательная психология в психологическом анализе проективных рисунков: функциональный, типологический, психогеометрический, сюжетный, герменевтико-феноменологический анализ графических работ………………………………………………………………86

2.4. Психология творчества и арт-терапия при коррекции психических состояний личности…………………………………………………………….120

Выводы по второй главе…………………………………………………149

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «НЕЙРОГРАФИКА: АЛГОРИТМ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ»

3.1. Организация исследования…………………………………………150

3.2. Методы и методики исследования…………………………………153

3.3. Анализ результатов………………………………………………….165

Выводы по третьей главе………………………………………………..197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...202

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...211

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………221

 


 

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «НЕЙРОГРАФИКА: БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ»

 


Организация исследования

Объект исследования – «Нейрографика» как проективный метод практической психологии, алгоритм снятия ограничений.

Предмет исследования – оптимизация психических функций при применении метода «Нейрографика» у женщин старше 30 лет.

Цель исследования – выявить зависимость между оптимизацией психических функций и применении метода «Нейрографика» у женщин старше 30 лет.

В связи с вышесказанным была выдвинута основная гипотеза исследования.

Метод «Нейрографика» является эффективным средством оптимизации психических функций личности. В частности:

1) использование метода «Нейрографика» позволяет повысить жизнестойкость испытуемых экспериментальной группы;

2) у испытуемых, использовавших метод «Нейрографика», снижается уровень тревожности;

3) использование метода «Нейрографика» позволяет снизить показатели агрессивности женщин экспериментальной группы;

4) использование метода «Нейрографика» позволяет изменить структуру взаимосвязей между жизнестойкостью, тревожностью и агрессивностью личности.

В связи с этим первой дополнительной гипотезой стало предположение о том, что нейрогафика является ресурсным инструментом для развития психического здоровья, позволяющим оптимизировать психические функции личности за счет развития творческого мышления, увеличения жизнестойкости и психологической уравновешенности.

Второй дополнительной гипотезой стало предположение о том, что процессуальность метода «Нейрографика» через творческое проявление аспектов осознания позволяет рассматривать сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием и тем самым улучшать психические функции личности.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа литературы описать психологические основы метода «Нейрографика»;

2. Исследовать и проанализировать влияние метода «Нейрографика» на особенности жизнестойкости;

3. Проследить изменения и выявить различия в уровне и содержании жизнестойкости, уровне тревожности и внутреннего напряжения (раздражение, обида, вина, агрессия) при овладении «Алгоритмом снятия ограничений»;

4. Выявить субъективную значимость и характер взаимодействия между факторами контроля, вовлеченности, жизнестойкости с уровнями личностной и реактивной тревожности и уровнями шкал теста Басса-Дарки на момент начала программы и после ее завершения;

5. Реализовать программу освоения «Алгоритма снятия ограничений» и провести психологическую диагностику испытуемых на начальном этапе программы и после ее завершения;

6. Провести психологический анализ динамики изменений составляющих психических функций в соответствии с целями и задачами метода «Нейрографика».

Исследование было спланировано и включало в себя ряд этапов, на каждом из которых ставились определенные задачи и применялись необходимые методы исследования.

Первым этапом стало формирование выборки испытуемых.

Исследование экспериментальной группы проводилось в Центре развития детей «Драгоценность» и Академии коучинга «Метор» г Казань. Выборку испытуемых составили группа женщин в количестве 35 человек, средний возраст - 35 лет, а также контрольная группа, которая  состояла из выпускников 11 класса школ города Армавир и города Казани в количестве 35 человек.

Второй этап включал в себя подбор методик и выбор метода исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- Теоретические методы: анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;

- Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера); Личностный Опросник Басса-Дарки;

- Количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: метод поперечных срезов, коэффициент Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, критерий G-знаков и факторный анализ, герменевтико-феноменологический анализ описания работ (интроспекции).

Третьим этапом исследования было организация занятий по рисованию методом «Нейрографика» и тестирование до и после рисования, с предоставлением работы и ее феноменологического описания.

Четвертым этапом исследования был сбор анкет и подсчет результатов тестов. Задача этого этапа – получение достоверных ответов по респондентам.

Пятый этап исследования – сведение полученных данных в таблицы и диаграммы для их последующего анализа и интерпретация полученных результатов. На данном этапе использовались работа в программе Microsoft Excel и работа со статистической программой SPSS 23.

Исследование проводилось с ноября 2017 г. по март 2018 г.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 880.