19.00.01 – общая психология, история психологи
Диссертация на соискание ученой степени
Кандидата психологических наук
Научный руководитель
Козлов В.В.
доктор психологических наук,
профессор
Ярославль – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психических состояний личности и их взаимосвязи с моторно-двигательной активностью
1. 1. Основные теоретические подходы в изучении психических состояний личности…………………………………………………….15
1.2 Понятие жизнестойкости в психологической литературе…………39
1.3. Теоретические основы взаимосвязи психики и моторно-двигательной активности……………………………………………………....45
Выводы по первой главе………………………………………………..59
Глава 2. Практико-ориентированные методы исследований психических состояний личности.
2.1. Проективные методики диагностики психических состояний и трансформации личности……………………………………………………….60
2.2. Феноменология психического образа. Концепция языков сознания. Обзор возможностей работы с символическими образами, техниками визуализации и символизации…………………………………………………71
2.3. Описательная психология в психологическом анализе проективных рисунков: функциональный, типологический, психогеометрический, сюжетный, герменевтико-феноменологический анализ графических работ………………………………………………………………86
2.4. Психология творчества и арт-терапия при коррекции психических состояний личности…………………………………………………………….120
Выводы по второй главе…………………………………………………149
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «НЕЙРОГРАФИКА: АЛГОРИТМ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ»
3.1. Организация исследования…………………………………………150
3.2. Методы и методики исследования…………………………………153
3.3. Анализ результатов………………………………………………….165
Выводы по третьей главе………………………………………………..197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...202
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...211
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………221
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «НЕЙРОГРАФИКА: БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ»
Организация исследования
Объект исследования – «Нейрографика» как проективный метод практической психологии, алгоритм снятия ограничений.
Предмет исследования – оптимизация психических функций при применении метода «Нейрографика» у женщин старше 30 лет.
Цель исследования – выявить зависимость между оптимизацией психических функций и применении метода «Нейрографика» у женщин старше 30 лет.
В связи с вышесказанным была выдвинута основная гипотеза исследования.
Метод «Нейрографика» является эффективным средством оптимизации психических функций личности. В частности:
1) использование метода «Нейрографика» позволяет повысить жизнестойкость испытуемых экспериментальной группы;
2) у испытуемых, использовавших метод «Нейрографика», снижается уровень тревожности;
3) использование метода «Нейрографика» позволяет снизить показатели агрессивности женщин экспериментальной группы;
4) использование метода «Нейрографика» позволяет изменить структуру взаимосвязей между жизнестойкостью, тревожностью и агрессивностью личности.
В связи с этим первой дополнительной гипотезой стало предположение о том, что нейрогафика является ресурсным инструментом для развития психического здоровья, позволяющим оптимизировать психические функции личности за счет развития творческого мышления, увеличения жизнестойкости и психологической уравновешенности.
Второй дополнительной гипотезой стало предположение о том, что процессуальность метода «Нейрографика» через творческое проявление аспектов осознания позволяет рассматривать сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием и тем самым улучшать психические функции личности.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы описать психологические основы метода «Нейрографика»;
2. Исследовать и проанализировать влияние метода «Нейрографика» на особенности жизнестойкости;
3. Проследить изменения и выявить различия в уровне и содержании жизнестойкости, уровне тревожности и внутреннего напряжения (раздражение, обида, вина, агрессия) при овладении «Алгоритмом снятия ограничений»;
4. Выявить субъективную значимость и характер взаимодействия между факторами контроля, вовлеченности, жизнестойкости с уровнями личностной и реактивной тревожности и уровнями шкал теста Басса-Дарки на момент начала программы и после ее завершения;
5. Реализовать программу освоения «Алгоритма снятия ограничений» и провести психологическую диагностику испытуемых на начальном этапе программы и после ее завершения;
6. Провести психологический анализ динамики изменений составляющих психических функций в соответствии с целями и задачами метода «Нейрографика».
Исследование было спланировано и включало в себя ряд этапов, на каждом из которых ставились определенные задачи и применялись необходимые методы исследования.
Первым этапом стало формирование выборки испытуемых.
Исследование экспериментальной группы проводилось в Центре развития детей «Драгоценность» и Академии коучинга «Метор» г Казань. Выборку испытуемых составили группа женщин в количестве 35 человек, средний возраст - 35 лет, а также контрольная группа, которая состояла из выпускников 11 класса школ города Армавир и города Казани в количестве 35 человек.
Второй этап включал в себя подбор методик и выбор метода исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;
- Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера); Личностный Опросник Басса-Дарки;
- Количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: метод поперечных срезов, коэффициент Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, критерий G-знаков и факторный анализ, герменевтико-феноменологический анализ описания работ (интроспекции).
Третьим этапом исследования было организация занятий по рисованию методом «Нейрографика» и тестирование до и после рисования, с предоставлением работы и ее феноменологического описания.
Четвертым этапом исследования был сбор анкет и подсчет результатов тестов. Задача этого этапа – получение достоверных ответов по респондентам.
Пятый этап исследования – сведение полученных данных в таблицы и диаграммы для их последующего анализа и интерпретация полученных результатов. На данном этапе использовались работа в программе Microsoft Excel и работа со статистической программой SPSS 23.
Исследование проводилось с ноября 2017 г. по март 2018 г.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 880.